Напоминание

"Развивающая среда в ДОУ. Её необходимость и возможности"


Автор: Пектубаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Снежинка"
Населённый пункт: Ханты - Мансийский автономный округ город Урай
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающая среда в ДОУ. Её необходимость и возможности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развивающая среда в ДОУ. Её необходимость и возможности.
Развивающая среда рассмат ривает ся с точки зрения е ё воспитывающего, обучающего, развивающего влияния на личность и деятельность ребёнка. Специфичность развивающей сред ДОУ придают требования образовательной программы «Воспитания и обучения» под редакцией Н.А. Вераксы, принятой в дошкольном учреждении. Необходимость создания развивающей среды в ДОУ заключается в важности развития детей как субъекта присущих ему видов деятельности, как субъекта, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для самопознания и познания окружающего. С.Л. Нововсёлова указывает «развивающая предметная среда» – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития духовного и физического облика. К основным элементам этой среды С.Л. Новосёлова относит архитектурно – ландшафтные и природно – экологические объекты; художественные студии, игровые, спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные со масштабные росту ребёнка конструкторы; тематические наборы игрушек, пособие аудио – визуализации и информационные средства воспитания и обучения. В данном случае понятие «предметная среда» выступает в более узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. А в широком смысле это социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества. Итак, среда является основным средством развития личности ребенка, и главное место в этом занимает предметно – пространственный компонент.
Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Обозначим значение предметной среды в развитии старших дошкольников, а также остановимся на необходимых её характеристиках и принципах построения, выделенных разными авторами. В педагогике Н.П.Сазоновой и психологии С.Л. Рубинштейна безусловным является утверждение о том, что наиболее высоким уровнем познавательного развития обладает человек, находящийся под влиянием развивающей среды. Из этого следует, что для полноценного гармоничного развития дети нуждаются не только во внимании взрослых, в доброжелательном и содержательном общении, но и в предметной среде, обеспечивающей ребёнку закрепление полученного опыта. Каждая из деятельностей служит удовлетворении каких – либо потребностей (жизненных, познавательных, общественных). Развивающая среда делиться разделяется по двум видам: развивающая среда для развития связной речи; развивающая среда для развития познавательной сферы. Развивающая среда для развития познавательной сферы проявляется через новые современный метод обучения: метод проектирования. Для развития правильной речи в ДОУ соблюдается ряд условий, которые способствуют нормальному развитию связной речи у детей и одним из главных условий это развивающая среда. Каждый ребёнок действует с предметами среды, обслуживает и решает целый ряд практических задач. Хорошая развивающая среда содержит информацию, которая сразу не обнаруживает себя полностью, а требует от ребёнка поисковой, творческой активности. Среда развития должна быть системной, т.е. соответствовать возрасту, содержанию деятельности детей, целям и задачам воспитания и обучения, основным принципам проектной культуры.
Специальным образом развивающая среда способна оказывать активизирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий. Такая среда даёт возможность проявлять и оценивать свой потенциал, формирует целенаправленность, организованность, ответственность за результаты своих действий и поступков, раскрывает творческие способности, позволяет действовать, исходя из интересов и потребностей на данный момент развития. Практика свидетельствует: традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребёнка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому воспитатели ДОУ стали использовать новые формы, максимально учитывающие возрастные особенности детей: игры, путешествия, «исследовательские лаборатории», проекты, коллекционирования. По мнению автора, развитие познавательной сферы с помощью новой современной методики обучения включающей в себя метод проектирования является более актуальной. Так как проектирование предметной среды меняется в зависимости от возраста детей и их потребностей. Таким образом, развивающая среда даёт возможность проявлять и оценивать свой потенциа л, формирует ц е л е н а п р а в л е н н о с т ь , организованность, ответственность за результаты своих действий и поступков, раскрывает творческие способности, позволяет действовать, исходя из интересов потребностей на данный момент развития.


В раздел образования