"Развивающая среда в ДОУ. Её необходимость и возможности"
Автор: Пектубаева Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Снежинка" Населённый пункт: Ханты - Мансийский автономный округ город Урай Наименование материала: статья Тема: "Развивающая среда в ДОУ. Её необходимость и возможности" Раздел: дошкольное образование
Развивающая среда в ДОУ. Её необходимость и возможности.
Развивающая
среда
рассмат ривает ся
с
точки
зрения
е ё
воспитывающего,
обучающего,
развивающего
влияния
на
личность
и
деятельность
ребёнка.
Специфичность
развивающей
сред
ДОУ
придают
требования
образовательной
программы
«Воспитания
и
обучения»
под
редакцией Н.А. Вераксы, принятой в дошкольном учреждении.
Необходимость создания развивающей среды в ДОУ заключается в
важности развития детей как субъекта присущих ему видов деятельности, как
субъекта, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для
самопознания и познания окружающего.
С.Л. Нововсёлова
указывает «развивающая предметная среда» – это
система
материальных
объектов
деятельности
ребёнка,
функционально
моделирующая
содержание
развития
духовного
и
физического
облика. К
основным элементам этой среды С.Л. Новосёлова относит архитектурно –
ландшафтные и природно – экологические объекты; художественные студии,
игровые, спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные со
масштабные росту ребёнка конструкторы; тематические наборы игрушек,
пособие аудио – визуализации и информационные средства воспитания и
обучения.
В данном случае понятие «предметная среда» выступает в более узком
смысле
своего
значения,
т.е.
как
средовое
пространство,
заполненное
предметами
мебели,
быта,
игрушками,
живя
среди
которых
ребенок
с
помощью взрослого осваивает окружающий мир. А в широком смысле это
социальный
мир,
в
который
приходит
малыш,
рождаясь
на
свет,
т.е.
социальная культура общества.
Итак, среда является основным средством развития личности ребенка,
и главное место в этом занимает предметно – пространственный компонент.
Для
того,
чтобы
грамотно
организовать
развивающую
среду,
необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее
организация.
Обозначим
значение
предметной
среды
в
развитии
старших
дошкольников, а также остановимся на необходимых её характеристиках и
принципах построения, выделенных разными авторами.
В
педагогике
Н.П.Сазоновой
и
психологии
С.Л.
Рубинштейна
безусловным является утверждение о том, что наиболее высоким уровнем
познавательного
развития
обладает
человек,
находящийся
под
влиянием
развивающей среды. Из этого следует, что для полноценного гармоничного
развития
дети
нуждаются
не
только
во
внимании
взрослых,
в
доброжелательном и содержательном общении, но и в предметной среде,
обеспечивающей
ребёнку
закрепление
полученного
опыта.
Каждая
из
деятельностей
служит
удовлетворении
каких
–
либо
потребностей
(жизненных, познавательных, общественных).
Развивающая среда делиться разделяется по двум видам: развивающая
среда
для
развития
связной
речи;
развивающая
среда
для
развития
познавательной
сферы.
Развивающая
среда
для
развития
познавательной
сферы
проявляется
через
новые
современный
метод
обучения:
метод
проектирования.
Для
развития
правильной
речи
в
ДОУ
соблюдается
ряд
условий,
которые способствуют нормальному развитию связной речи у детей и одним
из главных условий это развивающая среда. Каждый ребёнок действует с
предметами среды, обслуживает и решает целый ряд практических задач.
Хорошая
развивающая
среда
содержит
информацию,
которая
сразу
не
обнаруживает себя полностью, а требует от ребёнка поисковой, творческой
активности. Среда развития должна быть системной, т.е. соответствовать
возрасту, содержанию деятельности детей, целям и задачам воспитания и
обучения, основным принципам проектной культуры.
Специальным
образом
развивающая
среда
способна
оказывать
активизирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению,
стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности,
обеспечивать самоутверждение, свободу выбора
и направление действий.
Такая
среда
даёт
возможность
проявлять
и
оценивать
свой
потенциал,
формирует
целенаправленность,
организованность,
ответственность
за
результаты своих действий и поступков, раскрывает творческие способности,
позволяет
действовать,
исходя
из
интересов
и
потребностей
на
данный
момент развития.
Практика
свидетельствует:
традиционные
формы
деятельности
не
всегда
обеспечивают
активность
каждого
ребёнка,
не
всегда
вызывают
интерес
к
изучаемому
материалу
и
формируют
познавательные
мотивы.
Поэтому воспитатели ДОУ стали использовать новые формы, максимально
учитывающие
возрастные
особенности
детей:
игры,
путешествия,
«исследовательские лаборатории», проекты, коллекционирования.
По мнению автора, развитие познавательной сферы с помощью новой
современной методики обучения включающей в себя метод проектирования
является
более
актуальной.
Так
как
проектирование
предметной
среды
меняется в зависимости от возраста детей и их потребностей.
Таким
образом,
развивающая
среда
даёт
возможность
проявлять
и
оценивать
свой
потенциа л,
формирует
ц е л е н а п р а в л е н н о с т ь ,
организованность,
ответственность
за
результаты
своих
действий
и
поступков,
раскрывает
творческие
способности,
позволяет
действовать,
исходя из интересов потребностей на данный момент развития.