Автор: Костенко Екатерина Борисовна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 "Эдельвейс" Находкинского городского округа Населённый пункт: г.Находка Наименование материала: методическая разработка Тема: Экскурсии по физике Раздел: среднее образование
учителя физики I категории муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней школы № 7 «Эдельвейс»
Костенко Екатерины Борисовны
Организация и проведение экскурсии в отопительную котельную
и к системе отопления зданий
Эта экскурсия проводится для учащихся 8, 9 классов, посещающих кружок по физике по теме:
«Основы МКТ» , после прохождения темы: «Теплопередача и работа»
Цель экскурсии:
1.
Познакомить учащихся с историей предприятия, с производственным процессом в данной
отрасли, с организацией и путями повышения эффективности производства.
2.
Расширить культурный кругозор учащихся.
3.
Воспитывать любовь и уважению к труду.
Задачи экскурсии:
1.
Выявить
последовательностью
технологического
процесса
и
особенностями
производства,
определяющими принципы размещения предприятий данной отрасли, со структурой предприятия и
основными производственными специальностями.
2. Научить школьников вести краткие записи по ходу объяснений экскурсовода, анализировать
статистические показатели деятельности предприятия, сравнивать производительность и условия
труда рабочих в разных цехах предприятия.
3. Собирать данные для составления схем последовательности производственного процесса , внутри-
и межотраслевых связей по сырью и готовой продукции.
На предварительном занятии учащиеся делают сообщения:
1.
«Значение удельной теплоты сгорания различных видов топлива, сжигаемых
в
топках котельных установок».
Для сравнения качества различных видов топлива вводится понятие «условное топливо», удельная
теплота сгорания которого принята равной 29300кДж/кг.
Для перевода рабочего топлива в условное и обратно, пользуются переводным коэффициентом
(эквивалентом «Э»), который определяется по формуле:
Э =
удельная теплота сгорания рабочего топлива
удельная теплота сгорания условного топлива
Талица 1
Вид топлива
Удельная теплота
сгорания топлива кДж/кг
Переводной коэффициент,
эквивалент
Антрацит
26800-31400
0,90-1,07
Бензин авиационный
43500-44400
1,48-1,52
Бурый уголь
10500-14650
0,36-0,50
Дрова
10200-12300
0,37-0,42
Жидкое ракетное топливо
9600
0,33
Каменный уголь
20900-30150
0,71-1,29
Коксовый газ
8080
0,28
Мазут
38900 -39900
1,33-1,36
Природный газ
41900-49000
1,43-1,67
Торф
10900
0,37
1
2.
«Горение топлива»
Горение топлива – химическое явление, сопровождающееся выделением теплоты и света. Топливо
состоит из горючих химических элементов: углерода и водорода, небольшого количества серы,
кислорода, а также негорючих – азота, воды и минералов, остающихся после горения топлива в виде
золы. Остальные вещества в процессе горения топлива обращаются в газы (дым) и улетучиваются.
Горением называется процесс химического соединения горючих веществ, содержащихсяв топливе.
Например, при полном сгорании 1 кг углерода образуется углекислый газ с выделением количества
теплоты, равного 33900 кДж. При неполном сгорании углерода образуется угарный газ с выделением
количества теплоты – 1000 кДж/кг
План экскурсии
1.
Знакомство с отопительной котельной. (Инженер).
2.
Устройство и принцип работы системы отопления здания. (Инженер).
3.
Приемы обслуживания топки котельной установки. (Машинист -кочегар)
4.
Сущность тяги. (Сообщение ученика).
5.
Виды котлов . (Рассказ ученика).
6.
Внутрикотловой и докотловой способы умягчения питательной воды. (Инженер).
7.
Устройство и принцип действия манометра. (Инженер).
В ходе экскурсии ученикам предоставляется возможность самостоятельно определить давление в
котле по показанию манометра.
Учитель объясняет учащимся, что не вся теплота, полученная от сгорания в топке, используется
полезно, значительная её часть теряется. С увеличением поверхности нагрева увеличивается полезно
используемая часть теплоты, и уменьшаются её потери. Для увеличения поверхности нагрева часто
поверхность труб делают не гладкой, а волнистой, ребристой, вместо одной трубы устанавливают
несколько водяных труб. Для увеличения КПД предварительно готовят воду, прежде чем её наливают
в котёл. Если котёл питать жёсткой водой , то на её внутренней поверхности в процессе эксплуатации
образуется накипь. Накипь плохо проводит тепло, и поэтому передача тепла нагреваемой в котле
воде ухудшается, от этого снижается КПД котельной установки.
Вопросы для итоговой беседы с учащимися
1.
Какие виды топлива используются для сжигания в топках отопительных котельных?
2.
Какие виды топлива обладают высокой теплотой сгорания?
3.
Всё ли количество теплоты, полученное от сжигания топлива, используется в котельной
установке полезно? Какими могут быть потери тепла и как их уменьшить?
4.
Что такое КПД котельной установки?
5.
Как создаётся естественная тяга дымовой трубы? Как зависит сила тяги от высоты трубы и
температуры наружного воздуха?
6.
В каком случае используют искусственную тягу?
7.
Как происходит теплообмен в котельной установке?
8.
Как создаётся естественная циркуляция воды в котле?
9.
Как устранить образование накипи в котле?
10.
Как устроена и действует система водяного отопления здания?
11.
Как происходит нагревание воздуха в помещении от нагревательного прибора?
Домашнее задание (Решить задачи)
1.
Теплопроизводительность (количество теплоты, воспринятой его поверхностью нагрева в
течение 1 ч.) чугунного секционного котла типа «Универсал» равна 1256 МДж/ч.
КПД котельной установки 60 %. Сколько каменного угля сжигается в топке котельной
установки за 1 ч? Удельная теплота сгорания угля 27633 кДж/кг. (Ответ: m=76 кг)
2.
Паропроизводительность вертикально-цилиндрического котла 400 кг/ч при температуре пара
170
⁰
С. Теплосодержание пара (количество теплоты, необходимое для нагревания 1 кг воды от
0
⁰
С до точки кипения и для полного превращения её в пар при этой температуре) при данной
2
температуре составляет 2765 кДж/кг. КПД котла 65 %. Определите массу условного топлива,
сжигаемого в течение 1 ч при эксплуатации котла. (Ответ: m=58 кг).
3.
Пользуясь таблицей 1, определите массу сжигаемого за 1 ч торфа, каменного угля или
природного газа для поддержания нормальной паропроизводительности вертикально-
цилиндрического котла. (Ответ: 156 кг; 81 кг; 41 кг).
4.
Плотность наружного воздуха 1,29 кг/м
3
. Плотность газов в в дымовой трубе 0,88 кг/м
3
.
Высота дымовой трубы 50 м. На сколько. меньше давление газа в топке по сравнению с
давлением наружного воздуха? (Ответ: p = 200 Па).
5.
Через систему водяного отопления здания за 1 ч протекает горячая вода объёмом 5 м
3
.
Температура воды в подающем трубопроводе 115
⁰
С, а в обратном трубопроводе 45
⁰
С. Какое
количество теплоты расходуется для отопления здания за 1 ч? (Ответ: Q = 1465 МДж)
Источники:
1.
Физика, 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В.Перышкин. – 13-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2010. – 191, [1]с.: ил.
2.
Гусев В.М., Теплоснабжение и вентиляция, М., Стройиздат, 1973.
3.
В.Г.Сердинский, Экскурсии по физике в средней школе;– М.: Просвещение, 1980. – 223 с., ил.
3