Напоминание

Программа внеурочной деятельности "От истоков к современности"


Автор: Немочкина Зинаида Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29
Населённый пункт: р.п. Чунский Иркутская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: Программа внеурочной деятельности "От истоков к современности"
Раздел: среднее образование





Назад





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189. - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897. - Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.20011 г. № 3-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» - Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области, утверждённым постановлением исполняющего обязанности главы администрации Чунского района от 17.04.2015г. № 159. - Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский (2014-2019гг.), утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 17.05.2014г. № О-140. - Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 02.05.2012 года №О -161. - Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО и ФГОС ООО, утверждённым приказом МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский от 08.06.2015 № О-173. - Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия 38ЛО1 № 0002525, регистрационный № 8120), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский 17.07.2015 года. - Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38 АО1 № 0000208, регистрационный №2084), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 01.10.2012 года. - Конвенция ООН о правах ребенка. - Рекомендациями «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16) - Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к творческому труду, максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа фокусирует время, историю культуры, историю страны и народов, отражая их движение и развитие, являясь источником духовности и патриотизма, направлена на духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности каждого обучающегося.
Цель

программы
: – обучить народной культуре, философии, традициям, обычаям; сформировать знания, умения и навыки в области духовно-нравственного воспитания, декоративно-прикладного творчества; – гармонично развить и воспитать ребенка – носителя и хранителя национальной культуры – посредством использования различных форм и методов эстетического образования; воспитать творческую, духовно-нравственную личность, способную самостоятельно мыслить, принимать решения, создавать произведения декоративно-прикладного творчества.
Образовательные

задачи:
– познакомить с основами народной философии и педагогики; – познакомить с духовно-нравственными основами народной культуры; – познакомить с календарными и христианскими праздниками, традициями и обрядами, фольклором и кукольным театром; – научить владению различными техниками работы с материалами, бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Воспитательные

задачи:
– воспитать чувство уважения и почитания народных традиций; – воспитать чувства милосердия, сострадания, понимания, толерантности к пожилым людям, к людям других национальностей; – воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности путем приобщения детей к совместным формам организации занятий (работа в паре, группе, команде); – воспитать взаимоуважение, взаимопонимание в семье путем вовлечения детей и их родителей в совместную творческую деятельность (участие в выставках, конкурсах, праздниках).
Развивающие

задачи:
– развить внимание, память, наблюдательность, аккуратность, мелкую моторику рук; – развить образное и вариативное мышление, любознательность, фантазию, эстетический вкус, творческое воображение воспитанников; – сформировать устойчивый интерес к изучению истории своей Родины, народной культуры, философии, традиций и обычаев; – сформировать интерес к творчеству и поддерживать его в течение всего срока обучения; Для реализации программы предлагаются следующие
методы
: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций; • экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по поселку , целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение былин, пословиц, поговорок; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • сообщение дополнительного материала; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям; • разбор житейских ситуаций; • проведение конкурсов, импровизированных спектаклей;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, инсценировки и др.); • постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • изготовление панно, макетов. Программа предлагает большое количество экскурсий в школьный музей , игровых форм обучения, праздников, что способствует не только усвоению знаний, но и развитию образного мышления и творческого воображения ребенка. Результатом увлекательных занятий являются не только поделки, но и невидимые для глаз развитие тонкой наблюдательности, формирование пространственного воображения, логики мышления. Содержание образовательной программы «От истоков к современности» соответствует культурно-национальным российским традициям, способствует духовно-нравственному, эстетическому, творческому развитию обучающихся.
Место курса в учебном плане внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях во спит ания чувство уважения и почитания народных традиций, чувства милосердия, сострадания, понимания, толерантности к пожилым людям, к людям других национальностей , обучающимся 5 классов предложен курс по выбору « От истоков к современности» Программа реализуется при часовом режиме работы в неделю, всего 35 часов, продолжительность занятия – 40 минут.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ).


Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
Получение базовых знаний по народной культуре, философии, духовно-нравственному воспитанию, художественному и декоративно-прикладному творчеству. Углубление знаний и совершенствование умений и навыков художественного и декоративно- прикладного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема1. Введение. 1час.
Русская культура как часть мировой культуры. Экскурсия в школьный музей
Тема 2. «Народная философия и педагогика». 12 часов
Знакомство с понятиями«народная философия» и
«
народная педагогика». Экскурсия в школьный музей. Мир далёких предков. Наш предок: земледелец, охотник, воин. Мировоззрение наших предков. Мир и мироздание: воздух, вода, земля, человек. Земля, её зависимость от солнца. Солнце и луна. День и ночь. Смена времён года. Солнцеворот. Определение понятий «Родина», «род», «семья», «родственники». Составление семейного генеалогического древа на основе знаний о близких родственниках. Племя. Древние поселения. Древние жилища. Русская изба. Месторасположение, устройство, убранство, утварь. Украшение резьбой. Символы, обереги жилища. Заготовка деталей избы. Православная церковь. Месторасположение. Архитектура, внутреннее устройство и убранство. Иконостас. Целительные иконы. Колокольный звон. Святые места. Молитвы. Изготовление элементов панно «Деревенька»: избы, церковь из бумаги и других материалов. Сборка панно «Деревенька» (плоское изображение, аппликация).
Тема 3. «Народный календарь» . 8 часов
Знакомство с календарными и христианскими праздниками и обрядами осени и зимы. Происхождение праздников, связь их с природой, приметы. Экскурсия в школьном музей. Осенние христианские и календарные праздники: Масленица (последняя неделя перед Великим постом), Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров (14 октября), Параскева Пятница (10 ноября), Кузьма и Демьян – Кузьминки (14 ноября). Осенние приметы. Зимние христианские и календарные праздники: Рождество (7 января), Рождественский сочельник (6 января), Святки (с 7 по 14 января) – в это время колядовали и гадали, Крещение (19 января), Татьянин день (25 января – День студентов), Сретение (15 февраля, поворот на лето). Зимние приметы. Весенние христианские праздники .Летние христианские праздники. Русская кухня . Посты. Народная медицина и косметика (лечебные травы, рецепты).
Тема 4. «Народный фольклор».

14 час
. Знакомство с понятием «фольклор». История развития народного творчества. Экскурсия в школьный музей. Осень – пора свадеб, ярмарочных гуляний. Народные игры, гулянья, представления, кукольные спектакли, вертепы. Народная музыка, танцы, песни, частушки. Народные инструменты: балалайка, гармонь, жалейка, бубен, трещотки. Разучивание элементов народного танца и хоровода, исполнение народных песен и частушек. Импровизированный концерт. Устное народное творчество: сказки, былины, пословицы, поговорки, прибаутки, байки, приметы. Импровизированный спектакль.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема занятий

Кол

-во

час

ов

Форма занятий

Перечень универсальных действий обучающихся

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения по

факту
Регулятивные УУД: Познавательны е УУД: Коммуникативн ые УУД: Раздел 1 1
Введение.
Русская культура как часть мировой культуры. 1 Э к с к у р с и я в школьный музей Развивают умение слушать, усваивать материал, использовать ранее полученные знания Проводят поиск необходимой информации Учатся работать в группе 02.09
Народная философия и педагогика. 12 часов
2 Мир далёких предков. Наш предок: земледелец, охотник, воин. 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Определяют цель, проблему в у ч е б н о й деятельности; выдвигают версии; Учатся обобщать, доказывать, д е л а т ь выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне. Получают опыт переживания и позитивного о т н о ш е н и я к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир), 09.09 3 Мировоззрение наших предков. 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Планируют учебную деятельность; работают по плану, сверяясь с целью Принимают другое мнение ,допускают существование различных точек зрения 16.09 4 Определение понятий « Р од и н а » , « р о д » , «семья», «родственники». 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Оценивают с т е п е н ь и способы деятельности и достижения цели. Учатся анализировать и обобщать, доказывать, д е л а т ь выводы, определять И з л а г а ю т свое м н е н и е ( в монологе, диалоге), под- тверждая фактами; 23.09
понятия; корректируют своё мнение под воздействием контраргументо в 5-6 Составление семейного генеалогического д р е в а н а о с н о в е знаний о бл и з к и х родственниках. 2 Л е к ц и я с элементами практической работы Учатся выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в у ч е б н о й и жизненной ситуации Учатся строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; классифицирова ть (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям', -устанавливать причинно- следственные с в я з и — н а п р о с т о м и сложном уровне; - представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема). Получают опыт самостоятельног о общественного действия; развивают способность к самооценке 30.09 01.10 7 П л е м я . Д р е в н и е поселения. Древние 1 Урок изучения и первичного Строят осознанные Определяют уровень Учатся работать в группе, паре 08.10
жилища. закрепления знаний речевые высказывания , расширяют и дополняют имеющиеся знания усвоения материала, адекватно воспринимают оценку с в о е й деятельности 8 Р у с с к а я и з б а . Месторасположение, устройство, убранство, утварь. 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Формулируют ответы, осуществляют поиск информации Получают опыт переживания и позитивного о т н о ш е н и я к базовым ценностям общества 15.10 9 Символы, о б е р е г и жилища. 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний 22.10 10 Заготовка д е т а л е й избы. 1 Практическое занятие Используют знаково- символические с р ед с т ва д л я решения учебной задачи Проводят поиск необходимой информации Получают опыт самостоятельног о общественного действия; развивают способность к самооценке 29.10 11- 12 Изготовление э л е м е н т о в п а н н о «Деревенька» 2 Практическое занятие 11.11 18.11
Народный календарь. 8 часов
13 З н а к о м с т в о с к а л е н д а р н ы м и и христианскими п р а з д н и к а м и и обрядами 1 Урок закрепления новых знаний и способов деятельности Учатся выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планируют деятельность в у ч е б н о й и жизненной Определяют уровень усвоения материала, адекватно воспринимают оценку с в о е й деятельности Готовность слушать собеседника и вести диалог 25.11 14 Происхождение праздников, связь их с природой, приметы. 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Устанавливают причинно- следственные с в я з и н а Принимают другое мнение ,допускают 02.12
ситуации п р о с т о м и сложном уровне существование различных точек зрения 15 Осенние христианские и к а л е н д а р н ы е праздники 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Проводят поиск необходимой информации Учатся работать в п а р а х корректируют своё мнение под воздействием контраргументо в 09.12 16 Зимние христианские и к а л е н д а р н ы е праздники 1 Урок комплексного применения з н а н и й и способов деятельности Формулируют ответы, осуществляют поиск информации Готовность слушать собеседника и вести диалог 16.12 17 Весенние х р и с т и а н с к и е и календарные праздники 1 Урок комплексного применения з н а н и й и способов деятельности Определяют уровень усвоения материала, адекватно воспринимают оценку с в о е й деятельности 23.12 18 Летние христианские и к а л е н д а р н ы е праздники 1 Урок комплексного применения з н а н и й и способов деятельности 13.01 19- 20 Инсценирование праздника 2 Практическое занятие Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Умение договариваться о распределении ф у н к ц и й и р о л е й в совместной деятельности 20.01 27.01
Народный фольклор. 14 часов
21 З н а к о м с т в о с 1 Урок изучения и Учатся Сравнивают Принимают 03.02
понятием «фольклор». И стория р а з в и т и я народного творчества. первичного закрепления знаний анализировать и обобщать, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на п р о с т о м и сложном уровне, о б ъ е к т ы п о заданным или самостоятельно определённым критериям; устанавливать причинно- следственные с в я з и н а п р о с т о м и сложном уровне другое мнение, допускают существование различных точек зрения 22- 23 Н а р о д н ы е и г р ы , гулянья, представления, кукольные спектакли, вертепы. 1 Урок комплексного применения з н а н и й и способов деятельности Определяют уровень усвоения материала Проводят поиск необходимой информации Корректируют своё мнение под воздействием контраргументо в 10.02 17.02 24- 25 Народная м у з ы к а , т а н ц ы , п е с н и , частушки. 2 Урок комплексного применения з н а н и й и способов деятельности Планируют свои д е й с т в и я в соответствии с поставленной задачей Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Готовность слушать собеседника и вести диалог 02.03 09.03 26 Н а р о д н ы е инструменты: балалайка, гармонь, ж а л е й к а , б у б е н , трещотки. 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Расширяют имеющиеся представления о народных инструментах Н а х о д я т в различных источниках, достоверную информацию, необходимую д л я р е ш е н и я учебных задач. Учатся преодолевать конфликты, договариваться с людьми, уметь в з гл я н у т ь н а с и т у а ц и ю с позиции другого 16.03 27- 28 Разучивание элементов народного танца и хоровода 2 Практическое занятие Планируют свои д е й с т в и я в соответствии с поставленной Умение договариваться о распределении ф у н к ц и й и 23.03 06.04 29 Импровизированный 1 Практическое 13.04
концерт. занятие задачей р о л е й в совместной деятельности 30- 31 Ус т н о е н а р о д н о е творчество: сказки, былины, 2 Урок обобщения и систематизации з н а н и й и способов деятельности Принимают и сохраняют учебную задачу; д о п ол н я ю т и расширяют имеющиеся знания; строят логическую цепь рассуждения Н а х о д я т в различных источниках, достоверную информацию, необходимую д л я р е ш е н и я учебных задач Готовность слушать собеседника и вести диалог 20.04 27.04 32 Ус т н о е н а р о д н о е творчество: пословицы, поговорки 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний 04.05 33 Ус т н о е н а р о д н о е творчество: прибаутки, б а й к и , приметы 2 Урок изучения и первичного закрепления знаний 11.05 34- 35 Импровизированный концерт. 2 Практическое занятие Получают опыт самостоятельног о общественного действия; развивают способность к самооценке 18.05 25.05
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя

1. Детям о традициях народного мастерства [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Владос, 2001. 2. Дом – семь «Я». Программа экспериментального курса предметной области «Технология». 5–11 классы [Текст] / под ред. Е. Д.Волоховой. – СПб. : Русский издательский дом, 1997. 3. Абашкин, А. А. Предки русских в древнем мире [Текст] / А. А. Абашкин. – М. : Вече, 2001. 4. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. – СПб. : Паритет, 2003. 5. Петров, В. М. Летние, осенние, зимние, весенние праздники, игры и забавы для детей [Текст] / В. М. Петров, Г. М. Гришина, Л. Д. Короткова. – М. : Сфера, 1999. 6. Семёнова, М. Мы – славяне! [Текст] : популярная энциклопедия / М. Семёнова. – СПб. : Азбука-Терра, 1999.
Литература для обучающихся
1. Каштанов, Ю. Е. Русский костюм с Древней Руси до наших дней [Текст] : для среднего школьного возраста / Ю. Е. Каштанов. – М. : Белый город, 2009. 2. Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы [Текст] : для младшего и среднего школьного возраста / С. Лаврова. – М. : Белый город, 2009. 3. Семёнова, М. Мы – славяне! [Текст] : популярная энциклопедия / М. Семёнова. – СПб. : Азбука-Терра, 1999. 4. Уатт, Ф. Книга для девчонок (косы, бусы, ожерелья) [Текст] / Ф. Уатт, Л. Майлс. – М. : Росмэн, 1998.
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Мир далёких предков», «Родина, род, семья, родственники, семейное древо», «Древние поселения, жилища», «Русская изба».
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА.
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся обучающиеся должны
знать:
– основы народной философии и педагогики; – понятия «Родина», «род», «семья», «родственники»; – понятие «племя», историю древних поселений и жилищ; – историю месторасположения, устройства, убранства русской избы; – историю религиозных и христианских осенних и зимних праздников, традиций и обычаев; – историю фольклора; народной музыки, танцев, пения; устного народного творчества;
– историю, последовательность изготовления и оформления элементов народного костюма для куклы: рубахи, сарафана, фартука, портов, головного убора, пояса, обуви, украшений;
уметь:
– составлять семейное генеалогическое древо на основе знаний о близких родственниках; – исполнять народные песни и частушки; – исполнять элементы народного танца и хоровода; – изготавливать изделия по образцу, схеме, рисунку; – изготавливать и оформлять элементы народного костюма для куклы: рубаху, сарафан, фартук, порты, головной убор, пояс, обувь, украшения; – составлять сообщения и проводить тематические экскурсии в школьном музее.
Использовать

приобретённые

знания

и

умения

в

практической

деятельности

и

повседневной

жизни:
- проведения самостоятельного поиска информации; - понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни; - уважения и любви к своим национальным истокам, к своей земле и своему народу


В раздел образования