Программа внеурочной деятельности "От истоков к современности"
Автор: Немочкина Зинаида Михайловна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 Населённый пункт: р.п. Чунский Иркутская область Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности Тема: Программа внеурочной деятельности "От истоков к современности" Раздел: среднее образование
ЗАПИСКА.
Данная рабочая
программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
«Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.
-
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
-
Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.20011 г. № 3-296 «Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
-
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 р. п. Чунский
Чунского района Иркутской области, утверждённым постановлением исполняющего обязанности главы администрации Чунского района
от 17.04.2015г. № 159.
-
Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский (2014-2019гг.), утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от
17.05.2014г. № О-140.
-
Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п.
Чунский на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 02.05.2012 года №О -161.
-
Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО и ФГОС ООО, утверждённым приказом МОБУ СОШ № 29 р.
п. Чунский от 08.06.2015 № О-173.
-
Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия 38ЛО1 № 0002525, регистрационный № 8120), выданной
Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский 17.07.2015 года.
-
Свидетельством
о
государственной
аккредитации
(серия
38
АО1
№
0000208,
регистрационный
№2084),
подтверждающим
государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и
надзору в сфере образования Иркутской области 01.10.2012 года.
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
-
Рекомендациями «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных
государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
-
Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к
функционированию
и
взаимодействию
в
условиях
демократического
общества,
к
творческому
труду,
максимальное
развитие
своих
способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности,
обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа фокусирует время, историю культуры, историю страны и народов,
отражая их движение и развитие, являясь источником духовности и патриотизма, направлена на духовно-нравственное, патриотическое
воспитание личности каждого обучающегося.
Цель
программы : – обучить народной культуре, философии, традициям, обычаям; сформировать знания, умения и навыки в области
духовно-нравственного воспитания, декоративно-прикладного творчества;
– гармонично развить и воспитать ребенка – носителя и хранителя национальной культуры – посредством использования различных
форм и методов эстетического образования; воспитать творческую, духовно-нравственную личность, способную самостоятельно мыслить,
принимать решения, создавать произведения декоративно-прикладного творчества.
Образовательные
задачи:
– познакомить с основами народной философии и педагогики;
– познакомить с духовно-нравственными основами народной культуры;
– познакомить с календарными и христианскими праздниками, традициями и обрядами, фольклором и кукольным театром;
– научить владению различными техниками работы с материалами, бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в
работе;
Воспитательные
задачи:
– воспитать чувство уважения и почитания народных традиций;
– воспитать чувства милосердия, сострадания, понимания, толерантности к пожилым людям, к людям других национальностей;
– воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности путем приобщения детей к совместным формам организации
занятий (работа в паре, группе, команде);
– воспитать взаимоуважение, взаимопонимание в семье путем вовлечения детей и их родителей в совместную творческую деятельность
(участие в выставках, конкурсах, праздниках).
Развивающие
задачи:
– развить внимание, память, наблюдательность, аккуратность, мелкую моторику рук;
– развить образное и вариативное мышление, любознательность, фантазию, эстетический вкус, творческое воображение воспитанников;
– сформировать устойчивый интерес к изучению истории своей Родины, народной культуры, философии, традиций и обычаев;
– сформировать интерес к творчеству и поддерживать его в течение всего срока обучения;
Для
реализации
программы
предлагаются
следующие методы :
наглядный,
словесный,
практический.
Наглядный метод • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по поселку , целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение былин, пословиц, поговорок;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• сообщение дополнительного материала;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение конкурсов, импровизированных спектаклей;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• изготовление панно, макетов.
Программа предлагает большое количество экскурсий в школьный музей , игровых форм обучения, праздников, что способствует не
только усвоению знаний, но и развитию образного мышления и творческого воображения ребенка. Результатом увлекательных занятий
являются не только поделки, но и невидимые для глаз развитие тонкой наблюдательности, формирование пространственного воображения,
логики мышления.
Содержание образовательной программы «От истоков к современности» соответствует культурно-национальным российским традициям,
способствует духовно-нравственному, эстетическому, творческому развитию обучающихся.
Место курса в учебном плане внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы – создание условий
для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. В учебном плане заложена возможность личностной
ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях во спит ания чувство уважения и почитания
народных традиций, чувства милосердия, сострадания, понимания, толерантности к пожилым людям, к людям других национальностей ,
обучающимся 5 классов предложен курс по выбору « От истоков к современности» Программа
реализуется
при
часовом
режиме
работы
в
неделю,
всего
35
часов,
продолжительность
занятия
–
40
минут.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ).
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций; формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органичном
единстве
и
разнообразии
природы,
народов,
культур
и
религий; формирование
уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения
результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях
неуспеха; освоение
начальных
форм
познавательной
и
личностной
рефлексии; использование
речевых
средств
и
средств
информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование
различных
способов
поиска
(в
справочных
источниках
и
открытом
учебном
информационном
пространстве
сети
Интернет),
сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
Получение базовых знаний по народной культуре, философии, духовно-нравственному воспитанию, художественному и
декоративно-прикладному
творчеству.
Углубление
знаний
и
совершенствование
умений
и
навыков
художественного
и
декоративно-
прикладного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема1. Введение. 1час.
Русская культура как часть мировой культуры. Экскурсия в школьный музей
Тема 2. «Народная философия и педагогика». 12 часов
Знакомство с понятиями«народная философия» и « народная педагогика». Экскурсия в школьный музей.
Мир далёких предков. Наш предок: земледелец, охотник, воин. Мировоззрение наших предков. Мир и мироздание: воздух, вода, земля,
человек. Земля, её зависимость от солнца. Солнце и луна. День и ночь. Смена времён года. Солнцеворот. Определение понятий «Родина»,
«род», «семья», «родственники». Составление семейного генеалогического древа на основе знаний о близких родственниках. Племя.
Древние поселения. Древние жилища. Русская изба. Месторасположение, устройство, убранство, утварь. Украшение резьбой. Символы,
обереги жилища. Заготовка деталей избы. Православная церковь. Месторасположение. Архитектура, внутреннее устройство и убранство.
Иконостас. Целительные иконы. Колокольный звон. Святые места. Молитвы.
Изготовление
элементов
панно
«Деревенька»:
избы,
церковь
из
бумаги
и
других
материалов.
Сборка
панно
«Деревенька»
(плоское
изображение, аппликация).
Тема 3. «Народный календарь» . 8 часов
Знакомство с календарными и христианскими праздниками и обрядами осени и зимы. Происхождение праздников, связь их с природой,
приметы. Экскурсия в школьном музей. Осенние христианские и календарные праздники: Масленица (последняя неделя перед Великим
постом), Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров (14 октября), Параскева Пятница (10 ноября), Кузьма и Демьян – Кузьминки (14
ноября). Осенние приметы. Зимние христианские и календарные праздники: Рождество (7 января), Рождественский сочельник (6 января),
Святки (с 7 по 14 января) – в это время колядовали и гадали, Крещение (19 января), Татьянин день (25 января – День студентов), Сретение
(15 февраля, поворот на лето). Зимние приметы. Весенние христианские праздники .Летние христианские праздники. Русская кухня . Посты.
Народная медицина и косметика (лечебные травы, рецепты).
Тема 4. «Народный фольклор».
14 час .
Знакомство с понятием «фольклор». История развития народного творчества. Экскурсия в школьный музей. Осень – пора свадеб,
ярмарочных гуляний. Народные игры, гулянья, представления, кукольные спектакли, вертепы. Народная музыка, танцы, песни, частушки.
Народные инструменты: балалайка, гармонь, жалейка, бубен, трещотки. Разучивание элементов народного танца и хоровода, исполнение
народных песен и частушек. Импровизированный концерт.
Устное народное творчество: сказки, былины, пословицы, поговорки, прибаутки, байки, приметы. Импровизированный спектакль.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятий
Кол
-во
час
ов
Форма занятий
Перечень универсальных действий обучающихся
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения по
факту
Регулятивные
УУД:
Познавательны
е УУД:
Коммуникативн
ые УУД:
Раздел 1
1
Введение. Русская
культура как часть
мировой культуры.
1
Э к с к у р с и я
в
школьный музей
Развивают
умение слушать,
усваивать
материал,
использовать
ранее
полученные
знания
Проводят
поиск
необходимой
информации
Учатся работать
в группе
02.09
Народная философия и педагогика. 12 часов
2
Мир далёких предков.
Наш предок:
земледелец, охотник,
воин.
1
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
Определяют
цель,
проблему
в
у ч е б н о й
деятельности;
выдвигают
версии;
Учатся
обобщать,
доказывать,
д е л а т ь выводы,
определять
понятия;
строить
логически
обоснованные
рассуждения
—
на
простом
и
сложном
уровне.
Получают
опыт
переживания
и
позитивного
о т н о ш е н и я
к
базовым
ценностям
общества
(человек, семья,
Отечество,
природа, мир),
09.09
3
Мировоззрение наших
предков.
1
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
Планируют
учебную
деятельность;
работают
по
плану,
сверяясь
с целью
Принимают
другое
мнение
,допускают
существование
различных точек
зрения
16.09
4
Определение
понятий
« Р од и н а » ,
« р о д » ,
«семья»,
«родственники».
1
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
Оценивают
с т е п е н ь
и
способы
деятельности
и
достижения
цели.
Учатся
анализировать и
обобщать,
доказывать,
д е л а т ь выводы,
определять
И з л а г а ю т свое
м н е н и е
( в
монологе,
диалоге),
под-
тверждая
фактами;
23.09
понятия;
корректируют
своё мнение под
воздействием
контраргументо
в
5-6
Составление
семейного
генеалогического
д р е в а
н а
о с н о в е
знаний
о
бл и з к и х
родственниках.
2
Л е к ц и я
с
элементами
практической
работы
Учатся
выдвигать
версии,
выбирать
средства
достижения
цели в группе и
индивидуально;
планировать
деятельность
в
у ч е б н о й
и
жизненной
ситуации
Учатся
строить
логически
обоснованные
рассуждения
–
на
простом
и
сложном
уровне;
классифицирова
ть
(группировать,
устанавливать
иерархию)
по
заданным
или
самостоятельно
выбранным
основаниям',
-устанавливать
причинно-
следственные
с в я з и
—
н а
п р о с т о м
и
сложном
уровне;
-
представлять
информацию
в
разных
формах
(рисунок,
текст,
таблица,
план,
схема).
Получают опыт
самостоятельног
о
общественного
действия;
развивают
способность
к
самооценке
30.09
01.10
7
П л е м я .
Д р е в н и е
поселения.
Древние
1
Урок
изучения
и
первичного
Строят
осознанные
Определяют
уровень
Учатся работать
в группе, паре
08.10
жилища.
закрепления
знаний
речевые
высказывания
,
расширяют
и
дополняют
имеющиеся
знания
усвоения
материала,
адекватно
воспринимают
оценку
с в о е й
деятельности
8
Р у с с к а я
и з б а .
Месторасположение,
устройство,
убранство, утварь.
1
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
Формулируют
ответы,
осуществляют
поиск
информации
Получают
опыт
переживания
и
позитивного
о т н о ш е н и я
к
базовым
ценностям
общества
15.10
9
Символы,
о б е р е г и
жилища.
1
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
22.10
10
Заготовка
д е т а л е й
избы.
1
Практическое
занятие
Используют
знаково-
символические
с р ед с т ва
д л я
решения
учебной задачи
Проводят
поиск
необходимой
информации
Получают опыт
самостоятельног
о
общественного
действия;
развивают
способность
к
самооценке
29.10
11-
12
Изготовление
э л е м е н т о в
п а н н о
«Деревенька»
2
Практическое
занятие
11.11
18.11
Народный календарь. 8 часов
13
З н а к о м с т в о
с
к а л е н д а р н ы м и
и
христианскими
п р а з д н и к а м и
и
обрядами
1
Урок закрепления
новых
знаний
и
способов
деятельности
Учатся
выдвигать
версии,
выбирать
средства
достижения
цели в группе и
индивидуально;
планируют
деятельность
в
у ч е б н о й
и
жизненной
Определяют
уровень
усвоения
материала,
адекватно
воспринимают
оценку
с в о е й
деятельности
Готовность
слушать
собеседника
и
вести диалог
25.11
14
Происхождение
праздников, связь их с
природой, приметы.
1
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
Устанавливают
причинно-
следственные
с в я з и
н а
Принимают
другое
мнение
,допускают
02.12
ситуации
п р о с т о м
и
сложном уровне
существование
различных точек
зрения
15
Осенние христианские
и
к а л е н д а р н ы е
праздники
1
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
Проводят
поиск
необходимой
информации
Учатся работать
в
п а р а х
корректируют
своё мнение под
воздействием
контраргументо
в
09.12
16
Зимние
христианские
и
к а л е н д а р н ы е
праздники
1
Урок
комплексного
применения
з н а н и й
и
способов
деятельности
Формулируют
ответы,
осуществляют
поиск
информации
Готовность
слушать
собеседника
и
вести диалог
16.12
17
Весенние
х р и с т и а н с к и е
и
календарные
праздники
1
Урок
комплексного
применения
з н а н и й
и
способов
деятельности
Определяют
уровень
усвоения
материала,
адекватно
воспринимают
оценку
с в о е й
деятельности
23.12
18
Летние
христианские
и
к а л е н д а р н ы е
праздники
1
Урок
комплексного
применения
з н а н и й
и
способов
деятельности
13.01
19-
20
Инсценирование
праздника
2
Практическое
занятие
Освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера
Умение
договариваться
о распределении
ф у н к ц и й
и
р о л е й
в
совместной
деятельности
20.01
27.01
Народный фольклор. 14 часов
21
З н а к о м с т в о
с
1
Урок
изучения
и
Учатся
Сравнивают
Принимают
03.02
понятием «фольклор».
И стория
р а з в и т и я
народного творчества.
первичного
закрепления
знаний
анализировать и
обобщать,
определять
понятия;
строить
логически
обоснованные
рассуждения на
п р о с т о м
и
сложном
уровне,
о б ъ е к т ы
п о
заданным
или
самостоятельно
определённым
критериям;
устанавливать
причинно-
следственные
с в я з и
н а
п р о с т о м
и
сложном уровне
другое
мнение,
допускают
существование
различных точек
зрения
22-
23
Н а р о д н ы е
и г р ы ,
гулянья,
представления,
кукольные
спектакли,
вертепы.
1
Урок
комплексного
применения
з н а н и й
и
способов
деятельности
Определяют
уровень
усвоения
материала
Проводят
поиск
необходимой
информации
Корректируют
своё мнение под
воздействием
контраргументо
в
10.02
17.02
24-
25
Народная
м у з ы к а ,
т а н ц ы ,
п е с н и ,
частушки.
2
Урок
комплексного
применения
з н а н и й
и
способов
деятельности
Планируют свои
д е й с т в и я
в
соответствии
с
поставленной
задачей
Освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера
Готовность
слушать
собеседника
и
вести диалог
02.03
09.03
26
Н а р о д н ы е
инструменты:
балалайка,
гармонь,
ж а л е й к а ,
б у б е н ,
трещотки.
1
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
Расширяют
имеющиеся
представления о
народных
инструментах
Н а х о д я т
в
различных
источниках,
достоверную
информацию,
необходимую
д л я
р е ш е н и я
учебных задач.
Учатся
преодолевать
конфликты,
договариваться
с людьми, уметь
в з гл я н у т ь
н а
с и т у а ц и ю с
позиции другого
16.03
27-
28
Разучивание
элементов
народного
танца и хоровода
2
Практическое
занятие
Планируют свои
д е й с т в и я
в
соответствии
с
поставленной
Умение
договариваться
о распределении
ф у н к ц и й
и
23.03
06.04
29
Импровизированный
1
Практическое
13.04
концерт.
занятие
задачей
р о л е й
в
совместной
деятельности
30-
31
Ус т н о е
н а р о д н о е
творчество:
сказки,
былины,
2
Урок обобщения и
систематизации
з н а н и й
и
способов
деятельности
Принимают
и
сохраняют
учебную задачу;
д о п ол н я ю т
и
расширяют
имеющиеся
знания;
строят
логическую
цепь
рассуждения
Н а х о д я т
в
различных
источниках,
достоверную
информацию,
необходимую
д л я
р е ш е н и я
учебных задач
Готовность
слушать
собеседника
и
вести диалог
20.04
27.04
32
Ус т н о е
н а р о д н о е
творчество:
пословицы, поговорки
1
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
04.05
33
Ус т н о е
н а р о д н о е
творчество:
прибаутки,
б а й к и ,
приметы
2
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
знаний
11.05
34-
35
Импровизированный
концерт.
2
Практическое
занятие
Получают опыт
самостоятельног
о
общественного
действия;
развивают
способность
к
самооценке
18.05
25.05
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
1. Детям о традициях народного мастерства [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Владос, 2001.
2. Дом – семь «Я». Программа экспериментального курса предметной области «Технология». 5–11 классы [Текст] / под ред. Е. Д.Волоховой. –
СПб. : Русский издательский дом, 1997.
3. Абашкин, А. А. Предки русских в древнем мире [Текст] / А. А. Абашкин. – М. : Вече, 2001.
4. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. – СПб. : Паритет, 2003.
5. Петров, В. М. Летние, осенние, зимние, весенние праздники, игры и забавы для детей [Текст] / В. М. Петров, Г. М. Гришина, Л. Д.
Короткова. – М. : Сфера, 1999.
6. Семёнова, М. Мы – славяне! [Текст] : популярная энциклопедия / М. Семёнова. – СПб. : Азбука-Терра, 1999.
Литература для обучающихся
1. Каштанов, Ю. Е. Русский костюм с Древней Руси до наших дней [Текст] : для среднего школьного возраста / Ю. Е. Каштанов. – М. :
Белый город, 2009.
2. Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы [Текст] : для младшего и среднего школьного возраста / С. Лаврова. – М. : Белый город, 2009.
3. Семёнова, М. Мы – славяне! [Текст] : популярная энциклопедия / М. Семёнова. – СПб. : Азбука-Терра, 1999.
4. Уатт, Ф. Книга для девчонок (косы, бусы, ожерелья) [Текст] / Ф. Уатт, Л. Майлс. – М. : Росмэн, 1998.
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Мир далёких предков», «Родина, род, семья, родственники, семейное древо», «Древние
поселения, жилища», «Русская изба».
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА.
В
ходе
реализации
программы
духовно-нравственного
направления
в
рамках
внеурочной
деятельности
обучающихся
обучающиеся
должны
знать:
– основы народной философии и педагогики;
– понятия «Родина», «род», «семья», «родственники»;
– понятие «племя», историю древних поселений и жилищ;
– историю месторасположения, устройства, убранства русской избы;
– историю религиозных и христианских осенних и зимних праздников, традиций и обычаев;
– историю фольклора; народной музыки, танцев, пения; устного народного творчества;
– историю, последовательность изготовления и оформления элементов народного костюма для куклы: рубахи, сарафана, фартука, портов,
головного убора, пояса, обуви, украшений;
уметь:
– составлять семейное генеалогическое древо на основе знаний о близких родственниках;
– исполнять народные песни и частушки;
– исполнять элементы народного танца и хоровода;
– изготавливать изделия по образцу, схеме, рисунку;
– изготавливать и оформлять элементы народного костюма для куклы: рубаху, сарафан, фартук, порты, головной убор, пояс, обувь,
украшения;
– составлять сообщения и проводить тематические экскурсии в школьном музее.
Использовать
приобретённые
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной
жизни:
-
проведения
самостоятельного
поиска
информации;
-
понимания
причин
и
значений
событий
и
явлений
повседневной
жизни;
- уважения и любви к своим национальным истокам, к своей земле и своему народу