СПОСОБЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Автор: Шупило Ирина Петровна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ сш № 2 Населённый пункт: Россия Республика Крым г.Феодосия Наименование материала: статья Тема: СПОСОБЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Раздел: среднее образование
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Шупило Ирина Петровна
учитель физики МБОУ сш№2
Республика Крым, г. Феодосия
1. Введение
Естественнонаучное образование является одним из компонентов
подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с
другими компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие
личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.
Система физического образования формировалось в многолетней
практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях России.
Усилиями поколений учителей и учёных школьный курс физики XX века
вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал
достижению высокого уровня образованности населения .
Долгие годы физика в школе относилась к числу дисциплин,
составляющих фундамент среднего образования. Знания учащихся,
полученные на уроках физики в средней школе, были востребованы
обществом и обеспечивали возможность быстрой подготовки специалистов
для самых различных областей техники. С сожалением приходится
констатировать, что сейчас это не так. Курс физики, обязательный для всех
учащихся, сильно сокращен; в должном объеме он представлен только в
профильных классах, доля которых в средней школе сравнительно невелика.
Это привело к тому, что, с одной стороны, стал ниже уровень подготовки
выпускников ,интерес к физике у значительной части учащихся заметно упал с
другой стороны, увеличилось количество учащихся, которые вынуждены
изучать курс самостоятельно.
2. Пути побуждения интереса к изучению
2.1. Условия достижения активизации познавательной деятельности
ученика на уроках
Поиски путей побуждения интереса к изучению физики - одна из
главных задач физиков-педагогов.
При обучении физике акцент необходимо перенести с информационного
на методологическое обучение, от трансляции готовых знаний к развитию
самостоятельности, творческого мышления, способностей учащихся. Учебный
процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению
полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.
Таким образом, необходимо обеспечить(развитие личности ученика) :
наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию,
делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять
полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие творческих
способностей учащихся; раскрытие роли физики в современной цивилизации;
помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей
деятельности.
При изложении учебного материала по физике, физика представляет
собой постоянно развивающуюся систему знаний. Учащиеся должны
познакомиться с большим числом исторических фактов, показывающих, что
история физики - это многовековая история интеллектуальных поражений и
побед на пути познания окружающего мира и места человека в нём, история
зарождения, развития и упадка научных идей и представлений, история
борьбы мировоззрений. Тогда сведения из современной физики будут
восприниматься как состояние знаний о природе на данном историческом
этапе развития. Методика преподавания школьного курса физики в России
развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в
единстве с усвоением знаний.
Только при этих условиях можно достичь активизации познавательной
деятельности ученика на уроках.
3. Способы и методы активизации мыслительной
деятельности учащихся
Без дорогостоящего экспериментального оборудования, а иногда
вообще без эксперимента, оживим предмет, заменив лабораторные опыты
разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, знакомых
ученикам. Существуют методики преподавания физики совместно с другими
дисциплинами. Ученики с трудом воспринимают разделённый по учебным
предметам мир. Поэтому проводим школьные междисциплинарные
конференции и вечера. Предлагаемые темы: “Путешествие на другие
планеты”, “Электромагнитные излучения и экология”, “Физико-
экологическая конференция учащихся”, итоговый смотр знаний “Физика-
химия”, “И физика и лирика”, “Путешествие в страну “Мир световых
явлений”, конференция “Оптика и изобразительное искусство’’.
Семинары углубляют и систематизируют знания, конференции их
расширяют. Так в 11-х классах проводится семинар по теме “Ядерная физика
в XXI веке”. На конференции заслушиваются доклады, рефераты, решения
интересных задач. Например: “Электроизмерительные приборы различных
систем”, “Развитие фотографии”, “Магнитные свойства веществ и их
применение в жизни”, “Физика и медицина”. Практика проведения
учащимися на уроках информационных сообщений на 1-2 минуты по теме
“Физика и техника” позволяет быть в курсе важных направлений научно-
технического прогресса.
При прохождении некоторых тем даются творческие задания. Так, при
изучении темы “Трение” в 7-х классах учащиеся пишут сочинение на тему
“Я обвиняю господина Трение” или “Я защищаю господина Трение”,«Если
бы я был молекулой, то...», «Если бы молекулы перестали взаимодействовать
друг с другом, то...». Домашние сочинения позволяют активизировать
деятельность учащихся, развивают творческие способности, дают
возможность проявить себя гуманитариям и повысить их самооценку на
уроках физики. Домашние сочинения следует предлагать после изучения
темы, при обобщении материала, и выполняются они, конечно, только по
желанию.
Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность
осуществляется в виде исследовательской работы.. Исследовательская
работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое
творчество. Тема должна быть интересна учащемуся, увлекать его;
выполнима, решение её должно быть получено участникам исследования;
оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
доступной, и соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Структура исследовательской работы стандартна, и от стандарта
нельзя отступать. Формируется цель исследования, затем выдвигается
гипотеза, которую нужно подтвердить или опровергнуть. Затем
определяются задачи исследования, посредством решения которых цель
может быть достигнута. Задачи определяют содержание исследования и
структуру. текста работы.
Характеристика того, что известно по данному исследованию, даётся в
обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа
нескольких работ.
Описание того, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы,
представляет собой методику исследования, которая описывается в тексте,
Далее представляются собственные данные, полученные при исследовании*
которые обрабатываются.
Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты
исследования и защитой. Защита - венец исследовательской работы и один
из главных этапов обучения начинающего исследования.
Преподавание физики в средней школе включает решение следующих задач:
дать ребятам первоначальные знания по физике, предусмотренные
программой средней школы;
научить логически мыслить и применять полученные знания для
объяснения различных явлений;
научить пользоваться различными методами, применяемыми в физике
(наблюдение);
пользование различными приборами, постановка опытов и умение
объяснить результаты эксперимента.
Выбирая методы для решения этих задач, учитель должен руководствоваться
тем, чтобы учение для ребят было продуктивным, интересным, познавательно
насыщенным и творческим процессом. Из всего многообразия существующих
методов хочу выделить несколько, которые, на мой взгляд, позволяют
эффективно справляться с поставленными задачами:
•
решение качественных и расчетных задач; в том числе задач не
абстрактного содержания, а приближенных к опыту учащихся;
домашние экспериментальные задачи (особенно в младших классах);
работа над смыслом понятий;
•
применение схем, таблиц, алгоритмов, позволяющих систематизировать
полученные знания;
•
самостоятельная работа с текстом учебника;
•
домашние сочинения на различные темы, связанные с изучаемыми
проблемами.
Качественные задачи
На мой взгляд, решение качественных задач является очень важным
элементом уроков физики. Во-первых, при решении таких задач ребята
учатся мыслить логически. Во-вторых, именно при решении качественных
задач можно наиболее полно раскрыть смысл физических понятий, законов
и использовать их для объяснения различных явлений. В-третьих, решение
качественных задач не требует использования сложного математического
аппарата (а часто именно недостаточное развитие математических навыков
не позволяет решить физическую задачу). И, наконец, разнообразны виды
качественных задач и методы их решения (догические умозаключения,
экспиремент, графический метод)
При изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества»
в 7 классе расчетные задачи не решаются, поэтому при изучении этой темы
именно решение качественных задач позволяет углубить понимание новых
явлений и понятий и проверить степень усвоения нового материала
учащимися.
Домашние эксперементальные задачи
Наряду с демонстрационными экспериментами и фронтальными
лабораторными работами и опытами позволяют более эффективно решать
задачу формирования у учащихся навыков наблюдения, постановки опытов,
умения объяснять результаты наблюдений и опытов. Домашние
экспериментальные задачи не требуют сложного оборудования, а поэтому их
решение максимально приближено к повседневному опыту учащихся. Кроме
этого, достоинством таких задач является и то, что для их решения ученик
должен самостоятельно подоб рать оборудование и самостоятельно
спланировать эксперимент.
Чтобы достичь более глубокого понимания школьниками изучаемого
материала, можно ; предложить для решения качественные задачи,
которые
сразу же проиллюстрировать опытом или
предложить в качестве
домашней экспериментальной задачи (домашних наблюдений)
или сначала
выполнить дома эксперимент, а потом обсудить в классе:
1. Какие ваши собственные наблюдения убеждают вас в том, что
а) все вещества состоят из молекул,
б) между молекулами есть промежутки, которые могут увеличиваться и
уменьшаться,
в) молекулы взаимодействуют между собой силами притяжения и
отталкивания?
Запишите или зарисуйте результаты наблюдателей, попытайтесь
объяснить наблюдаемые явления.
В классе обязательно обсудить результаты наблюдений. Отметить
положительной оценкой как качество, так и количество наблюдений.
2. «Если смешать два равных объема воды и спирта, то объем полущенной
смеси будет меньше удвоенного. Почему?»
После
демонстрации
и
объяснения
явления
в
классе
можно
предложить дома дополнительный опыт: смешать равные объемы риса и
гречки (фасоли и гороха) и риса и соли (фасоли и гречки). Результат
объяснить и связать с опытом в классе.
3. Капля нефти расплывается по поверхности воды, образуя топкую
пленку. Почему при некоторой толщине пленки растекание нефти
прекращается? Какова наименьшая толщина пленки?
Можно
повторить
этот
опыт
дома
с
разными
жидкостями
(масло,
бензин и т.п.) и, может быть, даже попытаться измерить толщину пленки
(объем капли научились измерять методом рядов, площадь поверхности
пленки измерить, используя знания геометрии или другим способом).
4. Изучить процесс растворения сахара в воде. Попытаться объяснить и
сделать выводы.
1.
Положить кусочки сахара в чашку с водой. Размешать сахар.
(Следите за уровнем воды!) Что заметили?
2.
Положите кусочки сахара в горячую и в холодную воду. Что
наблюдаете?
3.
Размешайте сахар в чашке с чаем. Куда делся сахар? Как это доказать?
Работа над смыслом понятий
Способствует не механическому запоминанию формулировок, а их
осмысленному восприятию, позволяет проникнуть в суть содержания данного
понятия. Такие упражнения можно предлагать уже при объяснении нового
материала, чтобы избежать заучивания неверного определения, а затем
повторять при закреплении и опросе. Если работу над осмыслением понятий
вести регулярно, то ребята со временем привыкают следить за смыслом и
четкостью формулировок..
Работу над смыслом понятий можно начинать сразу же после введения
понятия молекулы: «Молекула вещества – мельчайшая частица данного
вещества»
1.
Можно ли убрать слово «мельчайшая»? Как изменится смысл
утверждения?
2.
Можно ли убрать слово «данного»?
3.
Почему мельчайшей частицей вещества считают молекулу, а не
атом?
4.
Молекулы одного и того же вещества одинаковы?
5.
Можно ли опустить слова «одного и того же»?
6.
Диффузия – явление самопроизвольного перемешивания
веществ».
7.
Можно ли убрать слово «самопроизвольного»?
Подобные вопросы вовлекают учащихся в активную мыслительную
деятельность, заставляют думать и рассуждать, способствуют более
осмысленному запоминанию определений, а учителю позволяют проверить
глубину понимания ребятами учёбного материала.
Работа с текстом учебника
.
Многие фактические знания, полученные в школе, со временем
забываются. Поэтому необходимо выработать у учащихся умение правильно
работать с учебной литературой, чтобы в дальнейшем уметь приобретать
знания самостоятельно. В начале изучения физики полезно в классе прочитать
параграф вместе, отметить основные мысли, новые термины. В дальнейшем
аналогичная работа выполняется самостоятельно. Задания можно усложнить
(составить план прочитанного текста) и разнообразить (сформулировать свои
вопросы к параграфу, выписать незнакомые слова и непонятые фразы).
Некоторые параграфы можно предложить изучить самостоятельно: ребята
читают параграф в классе самостоятельно, отвечают на вопросы, заранее
сформулированные учителем, на этом же уроке обсуждают результаты работы.
Таким образом, использование таких методов работы, как решение
качественных задач, работа над смыслом физических понятий и величин,
решение экспериментальных задач на уроке и дома, сочинения, позволяет
заинтересовать ребят, показать, что полученные на уроке знания не являются
абстрактными, привить первые навыки проведения эксперимента, научить
логически мыслить, систематизировать полученные знания, привлечь к
активной работе ребят с разным уровнем подготовки и с разными
способностями.
Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что
наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию
мышления учащихся и получению ими прочных знаний.
Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация.
Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных
ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание является
проблемным, а для другой - не проблемным. Дифференцированные задания,
имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого
исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно
получать знания и работать стой скоростью, какая соответствует его
подготовки. Мною многократно апробирован на уроках физики уровневые
фронтальные лабораторные работы. Учащиеся, быстро справившиеся с
заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы,
оказалось, очень легко создавать и поддерживать ситуацию успеха.
Эти работы позволяют дифференцированно подходить к учащимся:
своевременно помогать неуспевающим, предлагать дополнительные
задания тем, кто выполнил работу быстрее других.
Например:лабараторная работа « Измерение работы и мощности
электрического тока»..По уровню успеваемости учащиеся делятся на три
группы и ,соответственно, выполняют работу на репродуктивном уровне
( уровень А-задание из учебника), учебно-исследовательском (уровень В),
проблемно-исследовательском (уровень С) уровне.
УРОВЕНЬ В
Приборы и материалы: батарея из двух элементов, низковольтная
лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода,
секундомер.
Задание:
1.
Определить и записать в таблицу номер 1 характеристики
измерительных приборов.
№ Номер
Названия
Прибор
ов
Границы
измерений
Цена деления
обозначения измеренных
величин
2.
Собрать цепь из данных приборов таким образом, чтобы можно было
измерить:
- напряжение на лампе
- силу тока в цепи
3.
Начертить в тетради схему собранной цепи
4.
Вычислить мощность тока в лампе
5.
Используя часы, определить работу тока в лампе
6.
Результаты измерений занести в составленную Вами таблицу номер 2
7.
Проверить,
совпадает
ли
полученное
значение
мощности
с
мощностью,
обозначенной
на
лампе.
Бели
значения
не
совпадают, объясните причину этого.
8.
Сделайте вывод по итогам выполненной работы.
Дополнительное задание: решить задачу стр.53 №12.8
УРОВЕНЬ С
Задание:
1.
Выбрать способ достижения цели лабораторной работы. Обосновать свой
выбор.
- выбрать приборы, необходимые для выполнения лабораторной работы
- собрать цепь из выбранных приборов
- начертить схему электрической цепи в тетради
2.
Составить таблицу, в которую записать характеристики измерительных
приборов (таблица номер 1).
3.
Результаты измерений занести в таблицу номер 2, которую необходимо
составить самостоятельно.
4.
Проверить, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью,
обозначенной на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину
этого
5.
По результатам измерений и вычислений сделайте взвод
Дополнительное задание:
Включить в цепь еще один потребитель - резистор. Рассчитать мощность
Тока в резисторе. Сравнить мощность тока в резисторе, лампе, источнике.
Записать результаты измерений в составленную Вами таблицу номер 3.
ИКТ
Применяю компьютерные обучающие программы, которые
позволяют:
1.
Стимулировать мыслительную деятельность, повышать
познавательную интерес учащихся. Развитие познавательной
деятельности учащихся при изучении физики
2.
Расширение кругозора учащихся в понимании физических понятий и
законов.
3.
Развитие знаний, умений и навыков при решении физических
задач различного типа(качественные, графические, расчётные,
экспериментальные и др.)
4.
Решение многих проблем, связанных с наглядностью,
демонстрационным оборудованием и проведению лабораторных
работ.
Применение на уроках презентаций приводит к целому ряду
положитедьных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок
обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень
наглядности, повышается интерес к предмету, уча
1
циеся легче усваивают
учебный материал.
Компьютерные технологии помогают сделать наглядными
молекулярные, атомные и ядерные процессы, помогают развивать творческие
способности учащихся.
На этапе закрепления новых знаний можно провести игру (принцип
игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ
учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся
тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично
можно повторить основные этапы.
Компьютерные тесты - это тесты, которые создаются с помощью
специальных программ. Такие программы можно приобрести или
бесплатно скачать из интернета.
Опыт работы в школе показывает, что в развитии интереса к предмету
нельзя полагаться полностью на содержание изучаемого материала.
Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое
место принадлежит игровой деятельности на уроках.
Игра является одним из видов активной деятельности. Она
способствует приобретению знаний, развитию различных качеств
личности, активизирует учебный процесс Учащиеся с удовольствием
“втягиваются” в игры. Ведь в процессе игры рождается азарт
соревнования, а это сильный побуждающий мотив. Нельзя забывать о
том, что игра должна быть доступной ее цель - достижимой, обязательно
красочное, разнообразное оформление, чтобы дети получили
удовлетворение от участия в игре, веселое настроение и удовольствие от
игры. Чтобы игра достигла своей цели, необходим один из главных
элементов – это её эмоциональность.
Ниже хочу поделиться сценарием урока « Последний урок физики в
игровой форме » (для 9-11 классов, который я провожу в конце учебного
года.)
Необходимое оборудование и материалы: карточки с заданием для 4-го
этапа, два стакана воды, лист бумаги, открытка, 4 бечёвки длиной 70-90 см.
Время реализации занятия – 45 минут.
1этап. Разминочный.
Викторина (в результате образуется две команды)
- Точка, в которой линза собирает лучи (фокус)
- Плотность воды (1000кг/мЗ)
- Прибор для осмотра местности из укрытия (перископ)
- Оптический прибор, действующий благодаря отражению света (зеркало)
- Российский изобретатель радио (А. С. Попов)
- Что тяжелее: пуд ваты или пуд железа?
- Какой лёд более скользкий: гладкий или шероховатый?
- Что измеряют психрометром? (влажность воздуха)
- Как называется катушка с железным сердечником внутри? (электромагнит)
- Сколько человек открыли закон Бойля-Мариотта? (два)
2этап. Смекалистый.
Практическое задание.
Есть два стеклянных цилиндрических сосуда без делений, вместимостью
7л и 11л. Как налить в них ровно 13л воды, пользуясь только этими сосудами?
Круг радиусом R катится по кругу радиусом 4R. Сколько оборотов совершает
малый круг по возвращении в первоначальное положение?
Какая команда быстрее развяжется?
Налить воду из стакана в узкогорлый флакон.
С помощью весов определить как можно точнее площадь фигуры неправильной
формы.
3этап. Экспериментальный.
Конкурс капитанов.
Один капитан получает стакан, открытку, монету, другой - стакан, на 2/3
наполненный водой и лист бумаги. Провести опыт и объяснить наблюдаемое
явление.
4этап. Абстрактный. Поэтический.
Загадки-несуразности.
Найти пару: соотнести словосочетание из первого столбика со словом из
второго столбика.
a)
атмосферный окурок;
b)
ваза с видом изо рта;
c)
ёжик под наркозом;
d)
мост через ночь;
e)
шарикоподшипник с кубическими шариками;
f)
горстка вечных конфет;
g)
интеллектуальное ведро;
h)
яма вверх дном;
i)
таблетки от безденежья;
j)
туземцы уверяют: на чёрный день белого красного вина не напасёшься;
пессимизм;
зубы;
кровать;
коллектив из несовместимых людей;
монеты;
кактус;
метеорит;
оркестровая труба;
парашют;
каска;
С помощью этих слов поздравить команду соперников с окончанием школы
(можно в стихах).