Этапы развития художественно- творческих способностей.
Автор: Исхакова Галина Серафимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4 "Умка" Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: Статья Тема: Этапы развития художественно- творческих способностей. Раздел: дошкольное образование
Этапы развития художественно-творческих способностей.
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются,
можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на
пути от способностей к таланту.
1. Первый этап - игровой.
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и
великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь
«играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и
увлечений.
Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но
первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми
трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии:
«Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
2. Второй этап - индивидуальность.
Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети,
способности которых четко проявляются значительно раньше.
На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в
семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать
вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов,
постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких
детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.
Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок,
секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают
с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для
учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно
приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.
Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают
виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на
этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может
подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть
родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок
уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
3. Третий - этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном
педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают
подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной
поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать
результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования,
проходящие вне дома Родители теперь выступают в роли зрителей.
4. Четвертый - этап мастерства.
На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих
сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в
избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.
Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не
привести ребенка к «звездной болезни».
Вывод:
1. На первом этапе ребенок тянется за родителями.
2. На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в
развитии способностей ребенка
3. На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.
Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и
становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно
велико. Основания залога педагогов – рост профессионального мастерства.
Задачей родителей является воспитание умения жить, которое необходимо
любому ребенку, независимо от его дарований.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека,
которая дает возможность не только использовать действительность, но и
видоизменять ее.
Литература:
1.
Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.
2.
Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
3.
Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А.
Ветлугиной. – М., 1962.
4.
Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.