Напоминание

Организация театрализованной деятельности


Автор: Попова Лидия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Алёнушка"
Населённый пункт: п. Петропавловск, Усть-Майский р-н, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект
Тема: Организация театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» « Организация театрализованной деятельности по воспитанию и развитию детей средствами народной культуры». Воспитатель: Попова Лидия Васильевна. 2014
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Театр сказок». ВИД ПРОЕКТА: Краткосрочный, творческий. СРОК ДЕЙСТВИЯ: 1 год. ОРГАНИЗАЦИЯ: Групповой. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.
«
Театр – это волшебный край.

В котором ребёнок радуется, играя,

а в игре познаёт мир.

С.И.Мерзлякова

Актуальность и значимость проекта.
В настоящие время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные функции. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К таким играм можно отнести театрализованные игры. Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создаёт полноценную среду развития, а каждому ребёнку помогает найти своё особое место. Эффективно она и для самореализации каждого и взаимообогащения всех: взрослые и дети выступают как равноправные партнёры.
Цель:
 Способствовать развитию творческой и речевых способностей детей с помощью театрализованной деятельности. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и опыта. Причём предметно- пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей, театрализованную деятельность детей учитываются следующее.

Задачи:
 Формировать у детей представление о театре, эмоционально – положительное отношение к нему.  Подбор литературный произведений для театрализованных игр: с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками.  Развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей выразительности, умение принять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.  Создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности.  Воспитание у детей положительных черт характера ( отзывчивости, доброжелательности, сочувствие ), способствующих лучшему взаимопониманию в процессу общению.  Привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
Прогноз:
В условиях проекта ожидаются положительные результаты: У детей воспитывается эмоционально – положительные отношение к театру формируется устойчивый интерес к театральной деятельности. Обогащается речь за счёт образных выражений, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи. У детей формируется навык общения.
Создание условий:
Социально – психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребёнка участвовать в совместной деятельности со взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе оборудовали театрализованную зону или «Уголок сказки», а также «тихий уголок», где ребёнок может по быть один и примерить какой либо костюм . Учёт индивидуальных особенностей эмоционально – личностного развития ребёнка требует проектирование своеобразных зон приватности – специальных мест, где каждый ребёнок хранит своё личное имущество: домашнюю любимую
игрушку, украшение, какой- то костюм и др., которые он может использовать на театрализованных занятиях. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, в зоне театрализованной деятельности присутствуют разные виды кукольного театра ( пальчиковый, би – ба – бо),и детские рисунки. Кроме того необходимо следить за тем, что бы материал периодически обновлялся ориентируясь на интересы разных детей. Это создаёт условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребёнком. На протяжении нескольких лет был накоплен не малый опыт. И у нас есть театры на любой вкус. -«Уголок встреч с театральными героями»:  Театр из папье-маше “Три медведя».  Театр на прихватках «Теремок» .  Театр на ложках « Курочка ряба».  Театр би-ба-бо  Театр пальчиковый «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка».
Уголок книги – книжная полка, портреты детских писателей, столик, стулья, иллюстрированные детские книги, с которыми дети хорошо знакомы. Уголок технических средств – музыкальный центр, аудиокассеты, диски с записями знакомых сказок, песен, литературных произведений. Уголок рисования – детский столик, книжки , витрина для демонстрации детских рисунков, принадлежности для рисования. Уголок сказки – условно разделенный, на три части: - «Уголок волшебных превращений», «тихий уголок». В ней находится:  Костюмы для инсценировок и игр – драматизаций  Шапочка – маска 
Декорации Эти уголки сами «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться. Такая планировка позволяет малышу чувствовать себя более комфортно. Планировка и оборудования «уголков» часто меняется в течение года вслед за изменениями интересов детей. Самостоятельное использование детьми материалов по театрализованной деятельности определяет соответствующую меру ответственности за их использование и хранение: дети учится быть хозяевами собственных материалов и оборудования; убирать на место и бережно к ним относиться. Пространственно – предметная среда по театрализованной деятельности управляема как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого, она носит развивающий характер, выступает в роле стимулятора, движущей силой в целостном становлении личности ребёнка.
Разработка
системы занятий игр и упражнений, направленных на формирования интереса к театрализованной деятельности, активизацию словаря, развитию мимики, эмоциональной выразительности речи.
Виды занятий:


Типовые,
которые включают следующие виды деятельности: театрально – игровую, художественно - речевую, ритмопластику.
Тематические ,
на которых все названные виды деятельности объединен одной темой, например: «Муха – цокотуха», «Сказка об умном мышонке».
Комплексные,
объединяет все виды художественной деятельности, чередуются, находят черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.
Интегрированные,
где в качестве стержня, выступает не только художественная деятельность, но и другая деятельность.
Репетиционные,
на которых осуществляется подготовка к постановке спектакля или отдельных фрагментов.
Виды игры:

Имитационные:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц. Передачей основных эмоций. Образов сказочных героев. («Жили у бабуси». Дети вытянули шею у кого длиннее, мыли гуси лапки, передача образа бабушки).
Импровизация:
Игра-импровизация под музыку ( листочки осенние, белый снег пушистый). Игра-импровизация по коротким текстам сказок, потешек, стихов. Которые читает воспитатель («Заинька, попляши… Н.Саконская. «Где мой пальчик?». А.Н.Толстой. «Лиса».
Ролевой диалог:
Повторять интересные, выразительные отрывки героев сказок («Заюшкина избушка», «Два жадных медвежонка».)
Инсценировка:
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Волк и козлята», «Кот, петух и лиса»).
Игры-драмотизации:
Игры с несколькими персонажами по народным сказкам. «Колобок», «Теремок». В.Сутеев. «Под грибком».
Игры по развитию речи
направлены: На расширение и активизацию словарного запаса. На звуковую культуру речи: развитие речедвигательного аппарата, речевого слуха и речевого дыхания, уточнять и закреплять артикуляции звуков. На грамматический строй речи. На развитие связной речи.

Методическая работа.
Составление методических рекомендаций для сотрудников по работе. 1. Сообщение на педсовете: «Организация театрализованной деятельности и развитие детей средствами народной культуры». 2. Консультации: «Что и как читать детям», «Ребёнок и книги».
Работа с детьми.
На основе диагностики выявляются формы, методы, средства работы. Составляется перспективное планирование.
Взаимодействие с социумом.
МБДОУ Детский сад «Алёнушка» Библиотека. Этнокультурный центр «Ситим».
Формы работы с родителями.

Коллективные:
родительские собрания, участие в конкурсах.
Наглядно-информационные:
Родительский уголок, советы специалистов.
Индивидуальные:
беседы, консультации, посещение занятий.
Ожидаемый результат.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Высокий Средний Низкий Здоровье. Физ.к. Социал. Труд. Безоп. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 Высокий Средний Низкий Познание. Коммун. Чтение х.л. Худ.тв. Музыка.

Презентация.
Театрализованное

развлечение показ родителям сказки «Теремок» Литература: Л.В.Артёмова. Театрализованные игры дошкольников. – М.Просвещение, 1991.г. Использование авторских сказок при коррекции моторной алалии.- Ребёнок в детском саду. 2013.г. Н. Е. Васюкова. Развивающий потенциал игр-драматизаций. М.Д.Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. Воспитатель ДОУ, 2008.г. Дошкольное воспитание. 2009.г. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008.г. Программа воспитание и обучение в детском саду под ред. М.А.Васильевой. А.В.Щёткин. Театральная деятельность в детском саду. В.И.Мирясова. Играем в театр.


В раздел образования