Автор: Попова Лидия Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Алёнушка" Населённый пункт: п. Петропавловск, Усть-Майский р-н, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Проект Тема: Организация театрализованной деятельности Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»
«
Организация театрализованной деятельности по воспитанию и
развитию детей средствами народной культуры».
Воспитатель: Попова Лидия Васильевна. 2014
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Театр сказок».
ВИД ПРОЕКТА: Краткосрочный, творческий.
СРОК ДЕЙСТВИЯ: 1 год.
ОРГАНИЗАЦИЯ: Групповой.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Воспитатель, дети, музыкальный
руководитель, родители.
«
Театр – это волшебный край.
В котором ребёнок радуется, играя,
а в игре познаёт мир.
С.И.Мерзлякова
Актуальность и значимость проекта.
В настоящие время специалисты дошкольной педагогики единодушно
признают, что игра как важнейшая деятельность ребёнка должна выполнять
широкие общевоспитательные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко
проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его
эмоциональность, активность, потребность в общении.
Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в
обществе сверстников. К таким играм можно отнести театрализованные игры.
Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний,
умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создаёт
полноценную среду развития, а каждому ребёнку помогает найти своё особое
место. Эффективно она и для самореализации каждого и взаимообогащения всех:
взрослые и дети выступают как равноправные партнёры.
Цель:
Способствовать развитию творческой и речевых способностей детей с
помощью театрализованной деятельности.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка,
источником его индивидуальных знаний и опыта. Причём предметно-
пространственная среда не только должна обеспечивать совместную
театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного
творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому
при проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей,
театрализованную деятельность детей учитываются следующее.
Задачи:
Формировать у детей представление о театре, эмоционально –
положительное отношение к нему.
Подбор литературный произведений для театрализованных игр: с
персонажами, наделёнными выразительными характеристиками.
Развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей
выразительности, умение принять разнообразные интонации,
выражающие характер сказки.
Создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию
интереса к театрализованной деятельности.
Воспитание у детей положительных черт характера ( отзывчивости,
доброжелательности, сочувствие ), способствующих лучшему
взаимопониманию в процессу общению.
Привлечение родителей к активному участию в театрализованных
праздниках и развлечениях.
Прогноз:
В условиях проекта ожидаются положительные результаты:
У детей воспитывается эмоционально – положительные отношение к
театру формируется устойчивый интерес к театральной деятельности.
Обогащается речь за счёт образных выражений, активизируется словарь
ребёнка, совершенствуется навыки диалогической речи, её
грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
У детей формируется навык общения.
Создание условий:
Социально – психологические особенности детей дошкольного возраста
предполагают стремление ребёнка участвовать в совместной деятельности со
взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении.
При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной
театрализованной деятельности детей в группе оборудовали театрализованную
зону или «Уголок сказки», а также «тихий уголок», где ребёнок может по быть
один и примерить какой либо костюм .
Учёт индивидуальных особенностей эмоционально – личностного развития
ребёнка требует проектирование своеобразных зон приватности – специальных
мест, где каждый ребёнок хранит своё личное имущество: домашнюю любимую
игрушку, украшение, какой- то костюм и др., которые он может использовать на
театрализованных занятиях.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей
дошкольников, в зоне театрализованной деятельности присутствуют разные виды
кукольного театра ( пальчиковый, би – ба – бо),и детские рисунки. Кроме того
необходимо следить за тем, что бы материал периодически обновлялся
ориентируясь на интересы разных детей. Это создаёт условия для
персонифицированного общения воспитателя с каждым ребёнком.
На протяжении нескольких лет был накоплен не малый опыт.
И у нас есть театры на любой вкус.
-«Уголок встреч с театральными героями»:
Театр из папье-маше “Три медведя».
Театр на прихватках «Теремок» .
Театр на ложках « Курочка ряба».
Театр би-ба-бо
Театр пальчиковый «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка».
Уголок книги – книжная полка, портреты детских писателей, столик, стулья,
иллюстрированные детские книги, с которыми дети хорошо знакомы.
Уголок технических средств – музыкальный центр, аудиокассеты, диски с
записями знакомых сказок, песен, литературных произведений.
Уголок рисования – детский столик, книжки , витрина для демонстрации детских
рисунков, принадлежности для рисования.
Уголок сказки – условно разделенный, на три части:
- «Уголок волшебных превращений», «тихий уголок». В ней находится:
Костюмы для инсценировок и игр – драматизаций
Шапочка – маска
Декорации
Эти уголки сами «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться. Такая
планировка позволяет малышу чувствовать себя более комфортно.
Планировка и оборудования «уголков» часто меняется в течение года вслед за
изменениями интересов детей.
Самостоятельное использование детьми материалов по театрализованной
деятельности определяет соответствующую меру ответственности за их
использование и хранение: дети учится быть хозяевами собственных материалов и
оборудования; убирать на место и бережно к ним относиться.
Пространственно – предметная среда по театрализованной деятельности
управляема как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого, она носит
развивающий характер, выступает в роле стимулятора, движущей силой в
целостном становлении личности ребёнка.
Разработка системы занятий
игр и упражнений, направленных на формирования интереса к
театрализованной деятельности, активизацию словаря, развитию мимики,
эмоциональной выразительности речи.
Виды занятий:
Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально –
игровую, художественно - речевую, ритмопластику.
Тематические , на которых все названные виды деятельности объединен
одной темой, например: «Муха – цокотуха», «Сказка об умном мышонке».
Комплексные, объединяет все виды художественной деятельности,
чередуются, находят черты близости и различия в произведениях, средствах
выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.
Интегрированные, где в качестве стержня, выступает не только
художественная деятельность, но и другая деятельность.
Репетиционные, на которых осуществляется подготовка к постановке
спектакля или отдельных фрагментов.
Виды игры:
Имитационные:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц. Передачей
основных эмоций. Образов сказочных героев. («Жили у бабуси». Дети вытянули
шею у кого длиннее, мыли гуси лапки, передача образа бабушки).
Импровизация:
Игра-импровизация под музыку ( листочки осенние, белый снег пушистый).
Игра-импровизация по коротким текстам сказок, потешек, стихов. Которые
читает воспитатель («Заинька, попляши… Н.Саконская. «Где мой пальчик?».
А.Н.Толстой. «Лиса».
Ролевой диалог:
Повторять интересные, выразительные отрывки героев сказок («Заюшкина
избушка», «Два жадных медвежонка».)
Инсценировка:
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Волк и козлята», «Кот,
петух и лиса»).
Игры-драмотизации:
Игры с несколькими персонажами по народным сказкам. «Колобок»,
«Теремок». В.Сутеев. «Под грибком».
Игры по развитию речи направлены:
На расширение и активизацию словарного запаса.
На звуковую культуру речи: развитие речедвигательного аппарата, речевого
слуха и речевого дыхания, уточнять и закреплять артикуляции звуков.
На грамматический строй речи.
На развитие связной речи.
Методическая работа.
Составление методических рекомендаций для сотрудников по работе.
1.
Сообщение на педсовете: «Организация театрализованной деятельности и
развитие детей средствами народной культуры».
2.
Консультации: «Что и как читать детям», «Ребёнок и книги».
Работа с детьми.
На основе диагностики выявляются формы, методы, средства работы.
Составляется перспективное планирование.
Взаимодействие с социумом.
МБДОУ Детский сад «Алёнушка»
Библиотека. Этнокультурный центр «Ситим».
Формы работы с родителями.
Коллективные: родительские собрания, участие в конкурсах.
Наглядно-информационные: Родительский уголок, советы специалистов.
Индивидуальные: беседы, консультации, посещение занятий.
Ожидаемый результат.
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Высокий
Средний
Низкий
Здоровье. Физ.к. Социал. Труд. Безоп.
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Высокий
Средний
Низкий
Познание. Коммун. Чтение х.л. Худ.тв. Музыка.
Презентация.
Театрализованное развлечение показ родителям сказки «Теремок»
Литература:
Л.В.Артёмова. Театрализованные игры дошкольников. – М.Просвещение, 1991.г.
Использование авторских сказок при коррекции моторной алалии.- Ребёнок в
детском саду. 2013.г.
Н. Е. Васюкова. Развивающий потенциал игр-драматизаций.
М.Д.Маханева. Театрализованные занятия в детском саду.
Воспитатель ДОУ, 2008.г.
Дошкольное воспитание. 2009.г.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008.г.
Программа воспитание и обучение в детском саду под ред. М.А.Васильевой.
А.В.Щёткин. Театральная деятельность в детском саду.
В.И.Мирясова. Играем в театр.