Напоминание

Применение технологии проблемного обучения


Автор: Скачкова Наталья Валерьевна
Должность: учитель технологии и изобразительного искусства
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 18 Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Применение технологии проблемного обучения
Раздел: среднее образование





Назад





Основы проблемного обучения
Автор: учитель технологии МОУ СШ №18: Скачкова Н.В.

Характерные особенности новых дидактических систем

Характерными особенностями новых дидактических систем

обучения являются:

направленность на максимальное развитие творческих сил

учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний;

усиление внимания к совершенствованию процесса учения на

основе его психолого-педагогических закономерностей;

активизация учения, мышления, познания;

стремление к обеспечению постоянно функционирующего

эффективного управления учебно-познавательной

деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной

связи.


Понятия проблемного обучения
• Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов). • Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).

Сравнительные черты традиционного и проблемного обучения.


Особенности проблемного обучения
1. Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем. 2. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем. 3. Сочетание разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. 4. Индивидуализация (наличие учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному). 5. Динамичность (одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира). 6. Высокая эмоциональная активность ученика. 7. Повышение роли творческой познавательной деятельности учащихся.
Виды проблемного обучения Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учениками нового правила, закона и т.д. Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения.
Структурные элементы современного проблемного урока 1) актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новый ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя); 2) усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»); 3) формирование умений и навыков (включающих и специальное повторение, и закрепление). Этапы организации проблемного урока 1) возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; 2) выдвижение предположений и обоснование гипотезы; 3) доказательство гипотезы; 4) проверка правильности решения проблемы.

Способы создания проблемных ситуаций
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. 2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. 3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. 4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. 5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. 6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. 7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. 8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.. 9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). 10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Требования к проблемному уроку:

1.

Доступность;.

2.

Посильность выдвигаемой проблемы;

3.

Заинтересованность;

4.

Естественность.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько

этапов:

а) анализ проблемной ситуации;

б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;

в) словесная формулировка проблемы.


Прогнозируемый результат
• умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески; • способствование переходу знаний в убеждения; • пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях); • пробуждение интереса к научному знанию.


В раздел образования