Автор: Скачкова Наталья Валерьевна Должность: учитель технологии и изобразительного искусства Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 18 Тракторозаводского района Волгограда" Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: Из опыта работы Тема: Применение технологии проблемного обучения Раздел: среднее образование
Основы проблемного обучения
Автор: учитель технологии МОУ СШ №18: Скачкова Н.В.
Характерные особенности новых дидактических систем
Характерными особенностями новых дидактических систем
обучения являются:
направленность на максимальное развитие творческих сил
учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний;
усиление внимания к совершенствованию процесса учения на
основе его психолого-педагогических закономерностей;
активизация учения, мышления, познания;
стремление к обеспечению постоянно функционирующего
эффективного управления учебно-познавательной
деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной
связи.
Понятия проблемного обучения
•
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения,
содержание которого представлено системой проблемных задач
различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся
овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это
происходит формирование творческих способностей: продуктивного
мышления, воображения, познавательной мотивации,
интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов).
•
Проблемное обучение — это совокупность таких действий как
организация проблемных ситуаций, формулирование проблем,
оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем,
проверка этих решений и, наконец, руководство процессом
систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).
Сравнительные черты традиционного и проблемного обучения.
Особенности проблемного обучения
1.
Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по
самостоятельному усвоению новых понятий путем решения
учебных проблем.
2.
Связь с жизнью служит важнейшим средством создания
проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения
учебных проблем.
3.
Сочетание разнообразных типов и видов самостоятельных работ
учащихся.
4.
Индивидуализация (наличие учебных проблем разной сложности,
которые каждым учеником воспринимаются по-разному).
5.
Динамичность (одна ситуация переходит в другую естественным
путем на основе диалектического закона взаимосвязи и
взаимообусловленности всех вещей и явлений материального
мира).
6.
Высокая эмоциональная активность ученика.
7.
Повышение роли творческой познавательной деятельности
учащихся.
Виды проблемного обучения
Первый вид («научное» творчество) – это
теоретическое исследование, то есть поиск и открытие
учениками нового правила, закона и т.д.
Второй вид (практическое творчество) – поиск
практического решения, то есть поиск способа
применения известного знания в новой ситуации,
конструирование, изобретение.
Третий вид (художественное творчество) – это
художественное отображение действительности на
основе творческого воображения.
Структурные элементы современного проблемного урока
1)
актуализация прежних знаний учащихся (что
означает не только воспроизведение ранее
усвоенных знаний, но и применение их часто в
новый ситуации, стимулирование познавательной
активности учащихся, контроль учителя);
2)
усвоение новых знаний и способов действия (в
значении более конкретном, чем понятие
«изучение нового материала»);
3)
формирование умений и навыков (включающих и
специальное повторение, и закрепление).
Этапы организации проблемного урока
1)
возникновение проблемной ситуации и
постановка проблемы;
2)
выдвижение предположений и обоснование
гипотезы;
3)
доказательство гипотезы;
4)
проверка правильности решения проблемы.
Способы создания проблемных ситуаций
1.
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего
несоответствия между ними.
2.
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении
учащимися практических заданий в школе, дома и т.д.
3.
Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его
практического применения.
4.
Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему
противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих
фактах.
5.
Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6.
Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий,
в результате которых возникает проблемная ситуация.
7.
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
8.
Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и
приведшими в истории науки к постановке научной проблемы..
9.
Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не
обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения
пройденного т.п.).
10.
Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Требования к проблемному уроку:
1.
Доступность;.
2.
Посильность выдвигаемой проблемы;
3.
Заинтересованность;
4.
Естественность.
Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько
Прогнозируемый результат
•
умение мыслить логично, научно,
диалектически, творчески;
•
способствование переходу знаний в
убеждения;
•
пробуждение интеллектуальных чувств
(удовлетворенности, уверенности в своих
возможностях);
•
пробуждение интереса к научному
знанию.