Автор: Трескова Елена Юрьевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад комбинированного вида № 140" Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: Статья Тема: "Дети познают мир через игры". Раздел: дошкольное образование
«Дети познают мир через игры».
Игра – это самый важный период в жизни ребенка. Каждый возрастной период,
характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем возрасте ведущим видом
деятельности является предметно - манипулятивная деятельность. Дети познают
закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В дошкольном
возрасте – является игра. В отличие от манипулятивной деятельности игра имеет,
гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя. Ребенок способен
действовать в условной (воображаемой) ситуации, которая ему реально недоступна:
«водить» машину, «скакать» на лошади, «лечить» животных и людей. Игра также
открывает ему мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в системе
игровых правил.
Игра - это символический язык, посредством которого ребенок проявляет и выражает
себя. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных
( построить домик, заборчик из кубиков и так далее) до сюжетно-ролевых игр с
правилами (например, в строителей, в водителей, в магазин, в больницу, и другие).
Младшие дошкольники играют чаще по одному. А вот к среднему дошкольному
возрасту период игры становится совместным. На протяжении всего периода игр
поэтапно развивается у детей восприятие. А уже на основе восприятия начинает
формироваться мышление. А вот развитие памяти наитеснейшим образом связано с
развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в игре процесс запоминания
значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное вызвало интерес, то они
запомнят происходящее без особых проблем.
Принципы использования игр.
1.Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны
быть подчинены ей.
2.Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к
выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо
переключиться на другой вид деятельности.
3.Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать
элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы
достигнуть цели.
4.В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ
действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий,
предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5.Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
6.Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для
использования детьми соответствующего возраста. Игра позволяет ребенку в
воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности ему еще недоступно.
В игре формируются основные личностные качества дошкольника: умение учитывать
интересы других, умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу».
Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети играли, необходимо позаботиться не
только о наличии игрушек, но и подсказать сюжет игры, показать, как можно
действовать с игрушками, обыграть предложенный сюжет. Ушло время больших
дворовых разновозрастных компаний, большинство семей имеют одного-двух детей.
Чаще всего дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой
опыт, как у них самих, поэтому ребенку не у кого учиться игровой культуре.
С помощью взрослого ребенок способен овладеть все более сложными способами
построения игры. Психологи называют три способа, которыми может овладеть
ребенок за период дошкольного детства (от 2 до 7):
-предметно-действенный способ построения игры;
-ролевой способ построения игры;
-сюжетосложение.
Предметно-действенный способ предлагает воспроизведение простейших операций с
предметами (ложкой - кормить, расческой - причесывать и так далее). К трем годам
дети обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами, которая
объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление куклы» и
так далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими
возможностями ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных
средств реализации роли. Ролевое поведение можно формировать с трехлетнего
возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они уже
могут обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры, дети
способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной
жизни. Поэтому возраст в 5 лет можно определить как условную границу перехода к
формированию сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен
для развития фантазии, творческого мышления, монологической речи. Поскольку дети
в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в
настольные игры, в прятки. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль
определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать
от «волка», а играющий волка должен искать «зайца». В настольных играх может уже
не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые
надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление
и внимание..
Для организации игры необходимо соблюдать следующие правила:
- тема игры должна отображать интересы ребенка;
- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу
детей;
- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним
теплые и заботливые отношения;
- взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая
личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
И напоследок, игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя
смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно
и обеспечивать самые благоприятные условия.