Автор: Антонова Светлана Анатольевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: КОГОБУ ШИ для обучающихся с ОВЗ г. Котельнича Населённый пункт: город Котельнич, Кировская область Наименование материала: конспект урока Тема: Правописание НЕ с глаголами Раздел: среднее профессиональное
Тема: Правописание НЕ с глаголами
Цели:
закреплять учебные навыки в написании и объяснении раздельного и
слитного написания НЕ с глаголами;
развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;
коррекция зрительной памяти на основе запоминания и
воспроизведения.
Оборудование:
записи на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Приветствие. Создание эмоционального
настроя.
II. Актуализация знаний учащихся.
Работа с доской.
-Даны слова:
хочу
не могу
буду
-Рассмотрите запись. Объясните правописание и значение глаголов.
-Как вы думаете, какая тема урока?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке поговорим о правописании частицы не с глаголами. Тема
урока «Правописание частицы не с глаголами». Записали число, классная
работа и тему урока.
IV. Работа по теме.
- Корней Иванович Чуковский записал предложения, которые говорили дети.
Давайте их прочитаем. (на доске)
Ты не дадашь, а я возьму.
Я как только лягну, так и вижу сон.
Ну тогда я сядаю и заплакаю.
- Подумайте, что здесь неправильно. (Неправильно произносятся глаголы)
-Я вам предлагаю сейчас записать все глаголы правильно.
Не дашь, возьму, лягу, сяду, заплачу.
Проверка: прочитайте предложения с правильными глаголами.
- Почему слово “ЗАПЛАЧУ” написали с У?
- Какое правило можно вспомнить в слове “НЕ ДАШЬ”?
- Определите лицо у глаголов, которые вы выписали.
Проверка: прочитайте глаголы 1 лица, затем глаголы 2 лица.
-На какие группы можно разбить эти глаголы? ( по положительному и
отрицательному смыслу)
- Зачитайте глаголы, которые носят положительный смысл. Почему вы так
считаете? (действия осуществляются, происходят)
- Какой смысл придаёт глаголу частица “НЕ”? (отрицательный) Почему?
- Как пишется частица “НЕ” с глаголами?
- Обобщите наши рассуждения. (Чтение правила).
-В каждом правиле бывают исключения. И в нашем правиле есть глаголы-
исключения.
Негодовать
Нездоровиться
Неволить
Ненавидеть
Недоумевать
- Как вы думаете, почему пишем слитно? (НЕ входит в корень, слово не
существует без НЕ)
Физкультминутка:
- Я буду называть глаголы с “НЕ” и без “НЕ”. Если услышите глаголы с НЕ,
приседаете 2 раза. Если назову глагол без НЕ, приседаете 1 раз. Сосчитайте,
сколько глаголов с “НЕ” будет названо.
Не писал, решал, помогать, не сажает, играть, не слышать, уважать, не
найдёшь, поверят, не вырастет, не закрывал, учиться. (6 слов)
V. Закрепление.
1. Работа с учебником.
- С.149, упр. 198
-Прочитайте пословицы. Отыщите несуразные пословицы и исправьте
недочеты, вставляя частицу НЕ. Спишите пословицы.
1 ряд- 1-6 пословицы
2 ряд – 7-12 пословицы
Проверка: Зачитайте пословицы. Как написали не с глаголом.
2. Самостоятельная работа.
-Прочитайте глаголы на доске, распределите и запишите их в 2 столбика:
частица “НЕ” с глаголами отдельно, слитно.
(Не)летают, (не)бояться,( не)волить, (не)хочешь, (не)годовать,
(не)навидеть, (не)может, (не)делают, (не)говорить.
Проверка: Зачитайте слова 1 столбика. Как написали не с глаголом?
Как написали не с глаголом во 2 столбике?
VI. Домашнее задание.
С.149, упр.199( объяснение учителем задания).
VII. Итог. Оценки.
- Что изучали на уроке? Как будете писать НЕ с глаголами? Назовите слова-
исключения.