Автор: Мусилева Наиля Юсефовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад №45 "Журавлик" Населённый пункт: города Саратова Наименование материала: Конспект Тема: "Волшебница-соль". Раздел: дошкольное образование
«Волшебница – соль»
Воспитатель: Мусилева Н.Ю.
2016 год
Возрастная группа: старшая.
Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-
эстетическое развитие», интеграция с образовательными областями: «познавательное
развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие».
Цель:
Создание
условий
для
самостоятельной
творческой
деятельности
детей;
стимуляции поисковой познавательной активности окружающего мира.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования,
её значении в природе, в жизни человека;
- создать условия для обучения детей анализу, установлению причинно- следственных
связей;
-
создать
условия
для
реализации
самостоятельной
творческой
деятельности
детей,
использование нетрадиционной техники рисования;
-
формировать
и
развивать
умение
работать
в
коллективе;
воспитывать
интерес
к
познавательно-исследовательской деятельности.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, изобразительная.
Формы организации: фронтальная
Формы реализации деятельности: игры, экспериментирование, изготовление продукта
детского творчества (картина из окрашенной соли).
Оборудование: мультимедийный проектор; сундучок; мешочки с разным наполнением;
соль, вода, клей, стаканы, ложки, тарелки, пипетки, музыкальное сопровождение.
Ход непрерывно-образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
к
вам
пришли
гости,
давайте
с
ними
поздороваемся. Я шла к вам в детский сад с чудесным настроением, и хочу поделиться
своим настроением с вами. Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг на друга и
подарите свои улыбки друг другу и улыбнитесь нашим гостям. Теперь я вижу, что у всех
отличное настроение.
- Ребята, я принесла вам волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем? Тогда отгадайте
загадку.
Из воды родится, а воды боится (ответы детей)
Ребята, хотите узнать, что это? Тогда садитесь поудобнее на стульчики я вам расскажу и
покажу.
Получение соли ( Слайд 2) В глубокой древности люди ели не приправленную
ничем пищу, затем научились сжигать в костре некоторые растения, а золу использовали
в качестве приправы. Прошло очень много времени и люди научились получать соль из
морской воды (Слайд 3) . В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась,
а соль кристаллизовалась.
В настоящее время – соль-это единственное вещество, которое люди употребляют в
пищу.
Слайд (4). Производится соль в разных видах: неочищенная(каменная) и
очищенная(поваренная), морская.
Каменную(неочищенную)
соль
добывают
в
соляных
шахтах.
Шахтеры
выпиливают
блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах
вывозят наверх.
Поваренную(очищённую) соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали
вручную,
это
был
физически
тяжелый
труд (Слайд
5). Сейчас в наше время соль
добывают с помощью специальных комбайнов А йодированная соль – это поваренная
соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.
(Слайд 6) Ребята, как вы думайте, где применяется соль? (ответы детей)
Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в
пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания .
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом,
чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся
сверкает и переливается.
Также соль используют в косметологии, добавляют в маски и скрабы. Используют, чтобы
кожа
была
гладкой,
мягкой,
нежной,
эластичной,
увлажненной:
то
есть
она
тоже
используется для оздоровления.
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.
- Зачем ребята это делают (Ответы детей)
Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и
они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец.
-Так что же из воды родится, а воды боится? Ответы детей.
-Объясните почему воды боится?
Подойдите ко мне, давайте посмотрим, что же в сундучке?? (достает соль)
-Ребята, в сундучке есть ещё какие-то мешочки, я предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Волшебные мешочки»
- Возьмите по одному мешочку в руки, и на ощупь попробуйте определить, что в них.
Отгадайте у кого в мешочке соль? (соль, синтепон, горох, гречка, фасоль, камушки,
пуговицы, бумага). Передай мешочек другим ребятам. Молодцы.
-А теперь, ребята, приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как
настоящие ученые-исследователи. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение,
где проводят опыты. Проходите.
Но в лаборатории нужно соблюдать правила:
- на столах ничего не трогать без разрешения
-соблюдать тишину, не мешать другим ребятам
-бережно обращаться с оборудованием.
Воспитатель: Запомнили правила? Тогда садитесь за столы поудобнее.
Воспитатель: Посмотрите,перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на
соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?
Дети: Соленая.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в
тарелку. Что вы наблюдаете?
Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.
Воспитатель: Подведем итог, что вы можете сказать о соли? (соль белая, соленая, не
имеет запаха и сыпучая).
Воспитатель: Теперь возьмите лупу и рассмотрите через неё соль (дети выполняют
задание) На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль в воде? (ответы детей).
Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан
с солью воды, что вы видите? Куда же делась соль?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: Значит, какой вывод?
Дети: Соль в воде растворяется.
Воспитатель: Сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.
Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»
Воспитатель: Перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Возьмите пипетки наберите
гуашь и капните на соль с одного края блюдца. Что вы видите? Что произошло с
кристаллами соли? Правильно, кристаллы соли окрашивают друг друга.
Воспитатель: Значит какой вывод? Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет
друг другу.
Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена. Что нового и интересного
вы узнали о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая, похожа на зернышки
и кристаллики, соль в воде растворяется, кристаллы соли окрашиваются и передают
цвет друг другу).
А сейчас давайте отдохнем.
Воспитатель: Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Если просушить
эту соль можно использовать для изготовления картин.
Предлагаю вам пройти в творческую лабораторию и изготовить из соли красивые
картины. Проходите, садитесь за столы. Перед вами листочки с рисунками и цветная
соль. Мы изготовим картины из соли. Вам нужно намазать тщательно клеем рисунок и
засыпать цветной солью. Приступайте к работе. Дайте высохнуть рисунку и стряхните
лишнюю соль в тарелочки. Посмотрите какие картины у вас получились.
Пока картины сохнут, давайте вспомним
-Чем сегодня занимались? (мы с вами проводили наблюдения, опыты с солью и многое
узнали о ней)
- Что нового узнали? Что вы можете рассказать про соль.
-Чему научились?
Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня и поэтому я хочу
подарить картины вам на память за ваше активное участие и хорошую работу. Большое
вам спасибо! До свидания ребята.