Напоминание

Детский фольклор в дошкольном детстве.


Автор: Федченко Вера Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино Белгородской области"
Населённый пункт: Город Шебекино Белгородской области
Наименование материала: Статья о фольклоре
Тема: Детский фольклор в дошкольном детстве.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Детский фольклор в дошкольном детстве.
Подготовила : Федченко В.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Раннее и дошкольное детство — это время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Ведущим видом деятельности для ребенка в дошкольном детстве является игра. Игра для детей — это радостное проживание детства. Играя, дети проявляют свои чувства, желания, свою самостоятельность, фантазию творческие способности. Большую роль в этом играет детский фольклор, который дает возможность детям уже в раннем детстве приобщаться к народному творчеству. На детском фольклоре у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры. К детскому фольклору относятся:
Потешки
— игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Прибаутки,

шутки,

перевертыши
— забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Пестушки
— песенки, которыми сопровождается уход заребенком.
Приговорки
— обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки
— коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Заклички
— обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Колыбельные песни.
песен, которыми убаюкивают ребенка,
Скороговорки
и
частоговорки,
незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки
— веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Докучные

сказки,
у которых нет конца и которые
можн о
обыгрывать множество раз.
Народные игры,
которые дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, , приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и мыши», «Серый волк», «Селезень» и др.). Не менее интересны игры, с мячом которые требуют от детей быстроты реакции («Зевака», «Большой мяч», «Кружок» и др.). А есть игры с разными предметами (например, игры «Волан», «Кольцо», «Бирюльки» требующие от детей сосредоточенности и внимания) Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т. к. задачи решаются в комплексе. Первое направление — установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребенком. Главное в отношениях —
яркое проявление любви, расположения. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребенком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием. Второе направление — выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д. Дети выполняют:
1.

Движения самомассажа:
-Шевеление пальчиков, - Потирание ладоней; -Поочередное пригибание пальцев к -Разведение пальцев и их сведение. -Сжимание пальцев в кулак и разжимание. -Хлопки -Помахивание кистями — сверху вниз. -Помахивание кистями к себе и от себя. -Вращение кистей, кулачков — «фонарики».
2. Движения всей рукой тоже весьма разнообразны:
-Строим домик; -Мы рисуем солнце; -Показываем радугу; -Изображаем хлопками гром; -Вдвоем пилим дрова; -Показываем тучи, большие и маленькие. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, необходимо учить детей на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, ребенок показывает, как прыгает зайчик, неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, и т.д. Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста. Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги. Произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и разнообразные трудовые процессы), и по задачам. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Методика работы с использованием детского фольклора. 1. Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его исполнить и, если требуется, ярко изобразить то, о чем говорится. 2. Ребенок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему (текст усваивается довольно быстро).
3. Чтобы шло равное развитие правшей и левшей, правой и левой руки, на одном занятии, не откладывая до следующего, даются движения одной рукой, потом другой. 4. Если текст позволяет, можно разделить детей на подгруппы (мальчиков и девочек), когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот. 5. Если необходимо знать, как каждый ребенок конкретно усвоил текст и движения, используется считалка или дети отвечают по желанию. 6. Если текст позволяет, можно использовать ложки как ритмический аккомпанемент. Например, одни дети показывают, как бегут лошадки, а другие стучат ложками, изображая цокот. 7. В детском фольклоре на одну и ту же тему есть много потешек, прибауток, закличек и пр. Чтобы у детей был стойкий интерес к движению, пока они его не усвоили, рекомендуется давать на одну тему разные тексты (например, обращение к солнцу, дождю). Неоднократное повторение ведет к прочному усвоению материала. 8. Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно. Например, перед играми с пальчиками загадываем про них загадку; или перед игрой в «Зиму» загадываем не только загадку про нее, но еще и говорим пословицы, поговорки о зимних явлениях. 9. Игры проводятся в зависимости от условий. Например, если помещение маленькое, можно поиграть в сидячие игры («Кисель») или игры, где нет бега (это хороводные или игры типа «делаем все вместе» или «делай как я»). Характер игр меняется и в зависимости от задач, которые ставит перед детьми воспитатель. 10.При распределение ролей в играх можно использовать считалки. У детей должен быть стимул их запоминать и использовать в самостоятельном проведении игр. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений, который они реализуют в театрализованной деятельности. На материале детского фольклора взрослые могут составить тематические инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Такие инсценировки дети разыгрывают по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая — зрители, а потом наоборот. Таким образом, использование фольклора в работе с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


В раздел образования