Автор: Федченко Вера Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино Белгородской области" Населённый пункт: Город Шебекино Белгородской области Наименование материала: Статья о фольклоре Тема: Детский фольклор в дошкольном детстве. Раздел: дошкольное образование
Детский фольклор в дошкольном детстве.
Подготовила :
Федченко В.В., старший воспитатель МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 13
г. Шебекино Белгородской области»
Раннее и дошкольное детство — это время начала формирования ребенка как
личности, становления его характера.
Ведущим видом деятельности для ребенка в дошкольном детстве является
игра.
Игра
для
детей
—
это
радостное
проживание
детства.
Играя,
дети
проявляют свои чувства, желания, свою самостоятельность, фантазию творческие
способности.
Большую роль в этом играет детский фольклор, который дает
возможность
детям уже в раннем детстве приобщаться к народному творчеству. На
детском
фольклоре у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию русской
народной культуры.
К детскому фольклору относятся:
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Прибаутки,
шутки,
перевертыши
—
забавные
песенки,
которые
своей
необычностью веселят детей.
Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход заребенком.
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения
ролей в играх.
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу,
радуге, деревьям).
Колыбельные песни. песен, которыми убаюкивают ребенка,
Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и
чистой речи.
Дразнилки
—
веселые,
шутливые,
кратко
и
метко
называющие
какие-то
смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Докучные
сказки,
у
которых
нет
конца
и
которые
можн о обыгрывать
множество раз.
Народные игры, которые
дают воспитателю возможность сделать процесс
воспитания
детей
интересным,
радостным.
Ребенок
в
игре
обретает
хороший
настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, , приведет к укреплению
здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в
таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность
(«Кот и мыши», «Серый волк», «Селезень» и др.).
Не менее интересны игры, с мячом которые требуют от детей быстроты реакции
(«Зевака», «Большой мяч», «Кружок» и др.).
А
есть
игры
с
разными
предметами
(например,
игры
«Волан»,
«Кольцо»,
«Бирюльки» требующие от детей сосредоточенности и внимания)
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее
и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно
детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Использование
детского
фольклора
в
работе
с
детьми
имеет
несколько
направлений, но их определение условно, т. к. задачи решаются в комплексе.
Первое направление — установление и формирование доверительных, добрых,
ласковых отношений между взрослыми
и ребенком. Главное в отношениях —
яркое проявление любви, расположения. Взрослые должны активно использовать
жесты
поглаживания,
которые
снимают
напряженность,
отчужденность
во
взаимоотношениях
и
помогают
установить
контакт
с
ребенком,
наполненный
добрыми чувствами и спокойствием.
Второе
направление
—
выполнение
детьми
различных
движений
при
проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.
Дети выполняют:
1.
Движения самомассажа:
-Шевеление пальчиков,
- Потирание ладоней;
-Поочередное пригибание пальцев к
-Разведение пальцев и их сведение.
-Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
-Хлопки
-Помахивание кистями — сверху вниз.
-Помахивание кистями к себе и от себя.
-Вращение кистей, кулачков — «фонарики».
2. Движения всей рукой тоже весьма разнообразны:
-Строим домик;
-Мы рисуем солнце;
-Показываем радугу;
-Изображаем хлопками гром;
-Вдвоем пилим дрова;
-Показываем тучи, большие и маленькие.
Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием
детей, развитием их речи.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка,
необходимо учить детей
на материале детского фольклора и разнообразным
выразительным движениям.
Например, ребенок показывает, как прыгает зайчик, неуклюже ходит медведь,
мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит
котик, и т.д.
Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными пантомимическими
движениями, яркой мимикой и жестами. Ребенок учится быть эмоциональным и в
речи,
и
в
показе
движений.
Благодаря
детскому
фольклору
обогащается
эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные
содержанию текста.
Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора
отводится
шутке,
веселью,
детской
радости.
В
этом
отношении
незаменимы
докучные сказки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.
Произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они
разнообразны
и
по
тематике
(это
и
времена
года,
и
птицы,
и
животные,
и
разнообразные трудовые процессы), и по задачам. Детский фольклор стимулирует
творческие проявления ребенка, будит фантазию.
Методика работы с использованием детского фольклора.
1.
Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его
исполнить и, если требуется, ярко изобразить то, о чем говорится.
2.
Ребенок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая
ему (текст усваивается довольно быстро).
3.
Чтобы шло равное развитие правшей и левшей, правой и левой руки,
на одном занятии, не откладывая до следующего, даются движения одной
рукой, потом другой.
4.
Если
текст
позволяет,
можно
разделить
детей
на
подгруппы
(мальчиков
и
девочек),
когда
одни
дети
выполняют
движения,
а
другие
смотрят, а потом наоборот.
5.
Если необходимо знать, как каждый ребенок конкретно усвоил текст и
движения, используется считалка или дети отвечают по желанию.
6.
Если текст позволяет, можно использовать ложки как ритмический
аккомпанемент. Например, одни дети показывают, как бегут лошадки, а
другие стучат ложками, изображая цокот.
7.
В детском фольклоре на одну и ту же тему есть много потешек,
прибауток, закличек и пр. Чтобы у детей был стойкий интерес к движению,
пока они его не усвоили, рекомендуется давать на одну тему разные тексты
(например, обращение к солнцу, дождю).
Неоднократное повторение ведет к прочному усвоению материала.
8.
Произведения
детского
фольклора
предпочтительно
использовать
комплексно. Например, перед играми с пальчиками загадываем про них
загадку; или перед игрой в «Зиму» загадываем не только загадку про нее, но
еще и говорим пословицы, поговорки о зимних явлениях.
9.
Игры
проводятся
в
зависимости
от
условий.
Например,
если
помещение маленькое, можно поиграть в сидячие игры («Кисель») или игры,
где нет бега (это хороводные или игры типа «делаем все вместе» или «делай
как я»). Характер игр меняется и в зависимости от задач, которые ставит
перед детьми воспитатель.
10.При распределение ролей в играх можно использовать считалки. У
детей должен быть стимул их запоминать и использовать в самостоятельном
проведении игр.
Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках
выразительной
речи
и
выразительных
движений,
который
они
реализуют
в
театрализованной деятельности.
На
материале
детского
фольклора
взрослые
могут
составить
тематические
инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Такие
инсценировки дети разыгрывают по подгруппам: одна группа играет спектакль,
другая — зрители, а потом наоборот.
Таким образом, использование
фольклора в работе с детьми поможет решить
многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет
их фантазию. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство
настоящими сокровищами народной мудрости.