Напоминание

Инновации в ДОУ


Автор: Васёва Анна Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №281" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Инновации в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Инновации в ДОУ
Воспитание дошкольника ответственный профессиональный труд. В то же время это тот период развития человека, когда взрослый может очень многое сделать для личностного развития ребенка и, конечно же, внести огромный вклад в формирование фундамента его жизненной философии. Это усиливает ответственность педагога за то, чем он станет делиться со своим воспитанником, повышает требования к подаче и содержанию педагогического воздействия. В этой статье хочется поделиться некоторым опытом работы учреждения МБДОУ «Детский сад № 281» г. Перми по гражданскому воспитанию детей, формированию у ребенка чувства патриотизма, толерантности, правовой воспитанности. Эта тема является одной из ключевых в деятельности педагогического коллектива на протяжении нескольких лет в сотрудничестве с Любимовой Л.В., а в 2015-2016 учебном году наш холдинг получил статус «Дошкольная образовательная организация – Методический центр по реализации ООП ДО «Детский сад 2100». И мы обогатили свой опыт, включив в вариативную часть основной образовательной программы программу гражданского воспитания детей дошкольного возраста Л.В.Любимовой «Поэтика народной культуры». Первый год стал для нас настоящим исследованием наших возможностей. В работу проблемно-творческой группы включились воспитатели старших и подготовительных групп холдинга (10 групп). Для начала педагоги взяли на себя ответственность за разработку методического сопровождения отдельных тем программы. Так Хисамиева Е.В. и Вершинина И.А. разрабатывали тему «Семья-Род-Народ-Родина», Балуева С.А. и Акулова М.И.– «Народная культура. Народные игры и праздники. Народное декоративно-прикладное искусство», Кулиш В.А., Кочегарова Л.В., Кочегарова Е.С. - «Народная культура. Устное народное творчество». Затем прошел конкурс методических находок и открытий, где педагоги предъявили свои наработки и обменялись ими. В результате методический кабинет пополнился интересным, полезным и современным материалом, обеспечивающим программное сопровождение познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально- коммуникативного развития детей. В конце учебного года были внесены значительные изменения в вариативную часть ООП, подтвержденные практикой и хорошими результатами. Педагоги средних групп детского сада пока частично используют некоторые разделы образовательной программы Людмилы Валентиновны, нарабатывая свой опыт подачи материала и формируя развивающую предметно – пространственную среду. Образовательная программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста Любимовой Л.В. «Поэтика народной культуры» хорошо вписывается в контекст программы развития МБДОУ «Детский сад № 281» г. Перми, обогащая и усиливая ее содержание. Теперь о тех, кто проявил особый интерес и творчество в теме гражданского воспитания дошкольника. Долгие годы воспитатель
Гарифуллина Галина Павловна ведет работу по патриотическому воспитанию наших подопечных. Создавая программу по краеведению, Галина Павловна стала тесно сотрудничать с Л.В.Любимовой. Взяв за основу программу «Поэтика народной культуры», создала и реализует свою, адаптировав ее к условиям ДОУ. Особое внимание в воспитании маленьких патриотов уделяет родному Пермскому краю его природным и культурным памятникам, достопримечательностям, достижениям. Знакомит с народной культурой народов Прикамья от древности до современности, прививая глубокое уважение и бережное отношение к родной земле, чувство долга и благодарности предкам за их достижения, интерес и внимание к историческим событиям. С этой целью проводятся очные и заочные экскурсии по родным местам, различные праздники, связанные с народным календарем. Нередко в этих событиях принимают участие и родители. Традиционно Галина Павловна устраивает автобусную экскурсию в архитектурно-этнографический музей под открытым небом в Пермском крае в селе Хохловка, где проводятся не только экскурсия, но и небольшой этно- праздник с песнями, попевками, потешками и играми. Здесь дети знакомятся с красотами родной природы, так как комплекс расположен под открытым небом на берегу реки Камы с сохранением дикой уральской природы. В музее представлены образцы деревенских домов 19 и начала 20 веков, деревянные церкви более раннего периода, хозяйственные постройки. Большой интерес детей вызывают предметы, наполняющие крестьянский дом и хозяйство. Современное сельское хозяйство дети могут видеть в экскурсионной поездке (тоже ставшей уже традиционной) на страусинную ферму, где дети могут непосредственно пообщаться с некоторыми животными и даже покормить их. Увиденное, взращивает любознательность детей и наполняет их маленькие сердца гордостью за свой край. Дети затем долго вспоминают свои путешествия, делятся впечатлениями, пересказывая свои истории, переносят их в рисунок, лепят, а затем устраивают выставки. Городскому жителю подобного рода экскурсии очень полезны и необходимы, они наполняют ресурсами и глубокими переживаниями любви к родной земле. Следом за темой о родном крае непременно следует не менее интересная и увлекательная тема программы «Великая Земля Русская». В этой теме хочется отметить занятие «Колокольная Русь» - яркое, пробуждающее огромное уважение и трепет к традициям нашего народа. Родители, участвующие в этом мероприятии, пишут про него: «Духовно развивающее мероприятие!». Внимание к теме «Семья-Род-Народ-Родина» в этом году уделяли воспитатели подготовительных групп Хисамиева Е.В. И Вершинина И.А. Совместно с родителями дети создавали дерево рода, с огромным удовольствием и гордостью рассказывая о своих родственниках, представляя коллаж в группе. В совместной деятельности были изготовлены портреты группы, а следом - истории современного ДОУ. Дети брали интервью у работников детского сада, приглашали к участию в изготовлении тематического лэпбука «С любовью про мой детский сад». Эта работа зачастую проводилась через КОПы (краткосрочные образовательные практики) и бинарные занятия. Сюда привлекались узкие
специалисты. Например, учитель-логопед Кучукбаева Л.Н. не просто принимала участие в реализации этой темы совместно с воспитателями, но и расширила ее в своей коррекционно-развивающей работе в речевой группе. Ее дополнительные занятия строились с использованием устного народного творчества народов Прикамья (потешки, прибаутки, песни, считалки, скороговорки и т.п.). Воспитатели Кулиш В.А., Кочегарова Л.В., Кочегарова Е.С. со своими воспитанниками в этом году изучали историю нашего края через устное народное творчество народов Прикамья: мифы, легенды, сказки и сказания. Воспитатели старших групп холдинга большое внимание уделяли изобразительно-прикладному мастерству народов России, связывая темы занятий с календарными праздниками и темами быта. Обычаи и обряды народов Прикамья, отражающих события земледельческого народного календаря, применяли музыкальные работники, как на занятиях, так и в праздниках и на Родительском клубе в совместных с детьми мероприятиях. Инструктор по физической культуре Шохирева Г.М. в своей многолетней практике использует народные игры, отмечая широкий спектр их воспитательного и познавательного воздействия на ребенка дошкольного возраста. Хорошо вписалась тема «Я и моя семья. Мое имя…» в систему работы педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 281» г. Перми Васёвой А.А. поскольку эта тема является частью проекта «Дочки и Сыночки» для родителей, то она рассматривается сначала отдельно с детьми подготовительных групп, потом с родителями, а затем проводятся одна-две совместных встречи с применением приемов песочной терапии и арт- терапии. Дети на занятиях «Я и моя семьЯ» рисуют, лепят, сочиняют- рассказывают, играют, поют… все это позволяет им не только исследовать свои корни, но и избавиться от негативных эмоций, связанных с детско- родительскими отношениями, получить ресурс. Дополнительно тема эмоций прорабатывается в программе «Лукошко эмоций», которая проводится для детей 5-7 лет. Командная работа, несомненно, приносит больший и ощутимый результат, потому в практике педагога-психолога много бинарных занятий совместно с воспитателями. Примером может служить очень удачная краткосрочная образовательная практика «В гостях у Бабы Яги», которая была проведена в двух старших группах: Акуловой М.И. и Бардиной С.А. На выставке игрушек – сувениров «Баба Яга – костяная нога» дети вели дискуссию с психологом А. А. Васёвой про эту неоднозначную героиню, размышляя о ее влиянии на эмоциональный мир человека. Вспомнили, чем полезна Баба Яга героям сказок. Именно работа со сказочными персонажами привлекательна для детей данного возраста. Превращение героев сказки из злых в добрые происходит легко и непринужденно, и в процессе трансформации героев уходят страхи, обиды и прочие негативные переживания детей. Ребенок отпускает свои беды. Затем дети вылепили из пластилина Бабу Ягу. Преобразование кусочка пластилина в какую-либо фигуру выглядит не просто волшебно - целительно, т.е. можно лепить и трансформировать фигурки до тех пор, пока
не уйдет страх, печаль и т.п. Ребенок познает и применяет простейшие способы управления своими эмоциями. Результаты очень порадовали: дети не просто справились с заданием, получив при этом эстетическое удовольствие, удалось проработать детские страхи с помощью приемов сказкотерапии и арт-терапии. Изготовление игрушки превратилось в примирение со сказочным образом Бабы Яги. Дети принимают Бабу Ягу как позитивный образ – не боятся ее, берут в руки игрушки-куклы Бабы Яги, играют ими. Во время игрового тренинга умеют изобразить эмоцию, узнать ее при проявлении другими участниками. В нашем учреждении создан и уже несколько лет функционирует мини- музей «Горница», в котором проводятся тематические занятия, праздники для детей. Территория и антураж мини-музея используется в работе родительского клуба, где прошли встречи по темам «Семья. Традиции и законы», «Как воспитывать девочку? Как воспитывать мальчика?», «Роли в семье, их смещения и следствия». Концептуальная основа образовательной программы гражданского воспитания детей дошкольного возраста «Поэтика народной культуры» Л.В.Любимовой включает «признание народной культуры как главного средства приобщения к социальной действительности и становления личностных образований», что позволяет ДОУ выполнять задачу социализации дошкольника мягко, сообразно возрасту и требованиям, предусмотренным нормативно-правовыми документами дошкольного образования Российской Федерации. Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 281» г. Перми Анна Алексеевна Васёва


В раздел образования