Автор: Васёва Анна Алексеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №281" г. Перми Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край Наименование материала: статья Тема: Инновации в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Инновации в ДОУ
Воспитание дошкольника ответственный профессиональный труд. В то
же время это тот период развития человека, когда взрослый может очень
многое сделать для личностного развития ребенка и, конечно же, внести
огромный вклад в формирование фундамента его жизненной философии. Это
усиливает ответственность педагога за то, чем он станет делиться со своим
воспитанником,
повышает
требования
к
подаче
и
содержанию
педагогического воздействия.
В этой статье хочется поделиться некоторым опытом работы учреждения
МБДОУ «Детский сад № 281» г. Перми по гражданскому воспитанию детей,
формированию
у
ребенка
чувства
патриотизма,
толерантности,
правовой
воспитанности.
Эта
тема
является
одной
из
ключевых
в
деятельности
педагогического коллектива на протяжении нескольких лет в сотрудничестве
с Любимовой Л.В., а в 2015-2016 учебном году наш холдинг получил статус
«Дошкольная
образовательная
организация
–
Методический
центр
по
реализации
ООП
ДО
«Детский
сад
2100».
И
мы
обогатили
свой
опыт,
включив
в
вариативную
часть
основной
образовательной
программы
программу
гражданского
воспитания
детей
дошкольного
возраста
Л.В.Любимовой «Поэтика народной культуры».
Первый год стал для нас настоящим исследованием наших возможностей.
В работу проблемно-творческой группы включились воспитатели старших и
подготовительных групп холдинга (10 групп). Для начала педагоги взяли на
себя ответственность за разработку методического сопровождения отдельных
тем программы. Так Хисамиева Е.В. и Вершинина И.А. разрабатывали тему
«Семья-Род-Народ-Родина»,
Балуева
С.А.
и
Акулова
М.И.–
«Народная
культура. Народные игры и праздники. Народное декоративно-прикладное
искусство», Кулиш В.А., Кочегарова Л.В., Кочегарова Е.С. -
«Народная
культура. Устное народное творчество». Затем прошел конкурс методических
находок и открытий, где педагоги предъявили свои наработки и обменялись
ими. В результате методический кабинет пополнился интересным, полезным
и современным материалом, обеспечивающим программное сопровождение
познавательного,
речевого,
художественно-эстетического,
социально-
коммуникативного развития детей.
В
конце
учебного
года
были
внесены
значительные
изменения
в
вариативную
часть
ООП,
подтвержденные
практикой
и
хорошими
результатами.
Педагоги средних групп детского сада пока частично используют некоторые
разделы образовательной программы Людмилы Валентиновны, нарабатывая
свой опыт подачи материала
и формируя развивающую
предметно –
пространственную среду.
Образовательная программа гражданского воспитания детей дошкольного
возраста
Любимовой
Л.В.
«Поэтика
народной
культуры»
хорошо
вписывается в контекст программы развития МБДОУ «Детский сад № 281»
г. Перми, обогащая и усиливая ее содержание.
Теперь
о
тех,
кто
проявил
особый
интерес
и
творчество
в
теме
гражданского
воспитания
дошкольника.
Долгие
годы
воспитатель
Гарифуллина Галина Павловна ведет работу по патриотическому воспитанию
наших подопечных. Создавая программу по краеведению, Галина Павловна
стала тесно сотрудничать с Л.В.Любимовой.
Взяв за основу
программу
«Поэтика народной культуры», создала и реализует свою, адаптировав ее к
условиям ДОУ. Особое внимание в воспитании маленьких патриотов уделяет
родному
Пермскому
краю
его
природным
и
культурным
памятникам,
достопримечательностям,
достижениям.
Знакомит
с
народной
культурой
народов
Прикамья
от
древности
до
современности,
прививая
глубокое
уважение
и
бережное
отношение
к
родной
земле,
чувство
долга
и
благодарности
предкам
за
их
достижения,
интерес
и
внимание
к
историческим
событиям.
С
этой
целью
проводятся
очные
и
заочные
экскурсии по родным местам, различные праздники, связанные с народным
календарем.
Нередко
в
этих
событиях
принимают
участие
и
родители.
Традиционно
Галина
Павловна
устраивает
автобусную
экскурсию
в
архитектурно-этнографический музей под открытым небом в Пермском крае
в селе Хохловка, где проводятся не только экскурсия, но и небольшой этно-
праздник с песнями, попевками, потешками и играми. Здесь дети знакомятся
с красотами родной природы, так как комплекс расположен под открытым
небом на берегу реки Камы с сохранением дикой уральской природы. В музее
представлены образцы деревенских домов 19 и начала 20 веков, деревянные
церкви более раннего периода, хозяйственные постройки. Большой интерес
детей вызывают предметы, наполняющие крестьянский дом и хозяйство.
Современное
сельское
хозяйство
дети
могут
видеть
в
экскурсионной
поездке (тоже ставшей уже традиционной) на страусинную ферму, где дети
могут
непосредственно
пообщаться
с
некоторыми
животными
и
даже
покормить их.
Увиденное, взращивает любознательность детей и наполняет их маленькие
сердца
гордостью
за
свой
край.
Дети
затем
долго
вспоминают
свои
путешествия, делятся впечатлениями, пересказывая свои истории, переносят
их
в рисунок, лепят, а затем устраивают выставки. Городскому жителю
подобного рода экскурсии очень полезны и необходимы, они наполняют
ресурсами и глубокими переживаниями любви к родной земле.
Следом за темой о родном крае непременно следует не менее интересная и
увлекательная тема
программы «Великая Земля Русская». В этой теме
хочется
отметить
занятие
«Колокольная
Русь»
-
яркое,
пробуждающее
огромное
уважение
и
трепет
к
традициям
нашего
народа.
Родители,
участвующие в этом мероприятии, пишут про него: «Духовно развивающее
мероприятие!».
Внимание
к
теме
«Семья-Род-Народ-Родина»
в
этом
году
уделяли
воспитатели подготовительных групп Хисамиева Е.В. И Вершинина И.А.
Совместно
с
родителями
дети
создавали
дерево
рода,
с
огромным
удовольствием и гордостью рассказывая о своих родственниках, представляя
коллаж в группе. В совместной деятельности были изготовлены портреты
группы, а следом - истории современного ДОУ. Дети брали интервью у
работников
детского
сада,
приглашали
к
участию
в
изготовлении
тематического лэпбука «С любовью про мой детский сад».
Эта
работа
зачастую
проводилась
через
КОПы
(краткосрочные
образовательные практики) и бинарные занятия. Сюда привлекались узкие
специалисты.
Например,
учитель-логопед
Кучукбаева
Л.Н.
не
просто
принимала участие в реализации этой темы совместно с воспитателями, но и
расширила ее в своей коррекционно-развивающей работе в речевой группе.
Ее дополнительные занятия строились с использованием устного народного
творчества
народов
Прикамья
(потешки,
прибаутки,
песни,
считалки,
скороговорки и т.п.).
Воспитатели
Кулиш
В.А.,
Кочегарова
Л.В.,
Кочегарова
Е.С.
со
своими
воспитанниками в этом году изучали историю нашего края через устное
народное творчество народов Прикамья: мифы, легенды, сказки и сказания.
Воспитатели
старших
групп
холдинга
большое
внимание
уделяли
изобразительно-прикладному
мастерству
народов
России,
связывая
темы
занятий с календарными праздниками и темами быта.
Обычаи
и
обряды
народов
Прикамья,
отражающих
события
земледельческого народного календаря, применяли музыкальные работники,
как на занятиях, так и в праздниках и на Родительском клубе в совместных с
детьми мероприятиях.
Инструктор по физической культуре Шохирева Г.М. в своей многолетней
практике
использует
народные
игры,
отмечая
широкий
спектр
их
воспитательного
и
познавательного
воздействия
на
ребенка
дошкольного
возраста.
Хорошо вписалась тема «Я и моя семья. Мое имя…» в систему работы
педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 281» г. Перми Васёвой А.А.
поскольку
эта
тема
является
частью
проекта
«Дочки
и
Сыночки»
для
родителей,
то
она
рассматривается
сначала
отдельно
с
детьми
подготовительных групп, потом с родителями, а затем проводятся одна-две
совместных
встречи
с
применением
приемов
песочной
терапии
и
арт-
терапии.
Дети
на
занятиях
«Я
и
моя
семьЯ»
рисуют,
лепят,
сочиняют-
рассказывают, играют, поют… все это позволяет им не только исследовать
свои корни, но и избавиться от негативных эмоций, связанных с детско-
родительскими отношениями, получить ресурс. Дополнительно тема эмоций
прорабатывается в программе «Лукошко эмоций», которая проводится для
детей 5-7 лет.
Командная работа, несомненно, приносит больший и ощутимый результат,
потому в практике педагога-психолога много бинарных занятий совместно с
воспитателями.
Примером
может
служить
очень
удачная
краткосрочная
образовательная практика «В гостях у Бабы Яги», которая была проведена в
двух старших группах: Акуловой М.И.
и Бардиной С.А.
На выставке
игрушек – сувениров «Баба Яга – костяная нога» дети вели дискуссию с
психологом А. А. Васёвой про эту неоднозначную героиню, размышляя о ее
влиянии на эмоциональный мир человека. Вспомнили, чем полезна Баба Яга
героям сказок. Именно работа со сказочными персонажами привлекательна
для детей данного возраста. Превращение героев сказки из злых в добрые
происходит легко и непринужденно, и в процессе трансформации героев
уходят страхи, обиды и прочие негативные переживания детей.
Ребенок
отпускает свои беды.
Затем дети вылепили из пластилина Бабу Ягу.
Преобразование кусочка
пластилина
в
какую-либо
фигуру
выглядит
не
просто
волшебно
-
целительно, т.е. можно лепить и трансформировать фигурки до тех пор, пока
не уйдет страх, печаль
и т.п. Ребенок познает и применяет простейшие
способы управления своими эмоциями.
Результаты
очень
порадовали:
дети
не
просто
справились
с
заданием,
получив при этом эстетическое удовольствие, удалось проработать детские
страхи
с
помощью
приемов
сказкотерапии
и
арт-терапии.
Изготовление
игрушки превратилось в примирение со сказочным образом Бабы Яги. Дети
принимают Бабу Ягу как позитивный образ – не боятся ее, берут в руки
игрушки-куклы Бабы Яги, играют ими. Во время игрового тренинга умеют
изобразить эмоцию, узнать ее при проявлении другими участниками.
В нашем учреждении создан и уже несколько лет функционирует мини-
музей «Горница», в котором проводятся тематические занятия, праздники для
детей.
Территория
и
антураж
мини-музея
используется
в
работе
родительского клуба, где прошли встречи по темам «Семья. Традиции и
законы», «Как воспитывать девочку? Как воспитывать мальчика?», «Роли в
семье, их смещения и следствия».
Концептуальная
основа
образовательной
программы
гражданского
воспитания
детей
дошкольного
возраста
«Поэтика
народной
культуры»
Л.В.Любимовой
включает
«признание
народной
культуры
как
главного
средства
приобщения
к
социальной
действительности
и
становления
личностных
образований»,
что
позволяет
ДОУ
выполнять
задачу
социализации
дошкольника
мягко,
сообразно
возрасту
и
требованиям,
предусмотренным
нормативно-правовыми
документами
дошкольного
образования Российской Федерации.
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 281» г. Перми
Анна Алексеевна Васёва