Единое здоровьесберегающее пространство ДОУ в условиях внедрения ФГОС
Автор: Абрамова Наталия Ивановна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 67 Населённый пункт: Иркутская область город Иркутск Наименование материала: методическая разработка Тема: Единое здоровьесберегающее пространство ДОУ в условиях внедрения ФГОС Раздел: дошкольное образование
в условиях внедрения ФГОС
Проектирование единого здоровьесберегающего образовательного пространства и комплексное его
психолого-медико-педагогическое
обеспечение
-
процесс
очень
трудоемкий.
Он
включает
в
себя
несколько аспектов:
1)
создание в ДОУ здоровьсберегающих условий;
2)
проектирование самого содержания здоровьесберегающего образовательного пространства;
3)
профессиональное совершенствование образовательного процесса.
Содержание здоровьесберегающего пространства в разных возрастных группах простраивается на
основе
преемственности.
Процесс
проектирования
здоровьесберегающего
образовательного
пространства начинается с изучения особенностей индивидуального развития каждого ребенка -
воспитанника ДОУ. Два раза в год в ДОУ проводится комплексный психолого-медико-педагогический
мониторинг развития детей по трем сферам:
телесно-двигательной,
когнитивной,
социально-эмоциональной.
Совместными
усилиями
в
дошкольном
образовательном
учреждении
реализуется
система
профилактики
и
коррекции
здоровья
детей.
Профилактика
и
коррекция
здоровья
детей
в
ДОУ
осуществляться по следующим основным направлениям:
«Оздоровительно-профилактические мероприятия»,
«Комфорт движение»,
«Психическое здоровье»,
«Закаливание»,
«Здоровое питание»,
«Здоровое дыхание».
В обеспечение решения задач формирования культуры здоровья детей и навыков здорового образа
жизни включены все субъекты образовательного процесса - дети, родители, социум.
Проектирование
здоровьесберегающего
психолого-медико-педагогического
обеспечения
образовательного
пространства
ДОУ
требует
внесения
необходимых
изменений
в
структуру
управления
образовательным
учреждением.
Структура
управления
образовательным
учреждением
корректируется с учетом осуществления в ДОУ здоровьесберегающей деятельности в рамках ФГОС.
В тесной взаимосвязи друг с другом действуют все структурные подразделения учреждения:
• Общее собрание ДОУ.
• Педагогический совет.
• Психологическая служба.
• Медицинская служба.
• Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
• Информационно-методическая служба.
• Инновационно-творческая группа
• Аттестационная комиссия.
Дополняется информационно-методическая база ДОУ
С целью повышения эффективности образовательного процесса в годовой план включаются новые
виды и формы контроля: ежемесячный контроль за результатами здоровьесберегающей деятельности
осуществляется
в
соответствии
со
специально
разработанной
циклограммой;
в
конце
каждого
учебного
года
в
ДОУ
проходят
отчеты
по
содержанию
и
результатам
здоровьесберегающей
деятельности.
Здоровьесберегающее психолого-медико-педагогическое обеспечение образовательного пространства
ДОУ
поддерживается
тесным
взаимодействием
детского
сада
с
социальными
партнерами
-
учреждениями по формированию основ здорового образа жизни и профилактике здоровья детей.
Целевые ориентиры. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
1
Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Профилактика и мониторинг здоровья в образовательном учреждении.
Первичная диагностика и характеристика контингента воспитанников и педагогических работников
ДОУ.
Оценка
состояния
физического
здоровья
(антропометрия,
осанка,
двигательное
развитие,
функциональное
состояние
организма,
адаптационный
потенциал
системы
кровообращения,
хронические
заболевания).
Оценка
нервно-психического
здоровья.
Оценка
социального
здоровья
(социальные категории семей, выявление семей и детей группы риска, с вредными привычками;
определение школьной мотивации и др.). Оценка привычного образа жизни.
Мониторинг здоровья . Цель, задачи, принципы, направления деятельности, методы, организация,
критерии результатов (положительная динамика). Профилактика вредных привычек; исследование
актуальной картины состояния вопроса в данном учреждении и социуме влияния, тенденций развития.
Мониторинг
здоровья
педработников
ДОУ.
Целевые
ориентиры.
Воспитание
здоровой
самоактуализирующейся личности, проживающей в культурной среде, владеющей культурой здоровья
и
здоровьеформирующими
умениями
и
навыками.
Формирование
мотивации
и
устойчивой
направленности на непрерывное самообразование, духовное и физическое самосовершенствование.
Подготовка педагогов ДОУ к здоровьесозидающему воспитанию дошкольников
Мотивирование.
Диагностика
и
анализ
исходной
мотивации.
Социально-педагогические,
психологические, валеологические направления и способы мотивирования. Использование активных и
инновационных методик. Индивидуальный подход.
«Познай
и
сотвори
себя».
Этапы
инновационного
обучения
здоровью:
уяснение
необходимости
культуры
здоровья;
проектирование
модели
собственной
здоровой
и
высокопрофессиональной
личности; организация самообразования и обучения. Здоровый образ жизни.
Использование занятий для воспитания культуры здоровья. Личностно ориентированная педагогика,
индивидуализация обучения – формы и методы работы.
Технологии оздоровления средствами и методами дополнительного образования. Физкультура и
спорт,
туризм.
Психологическая
коррекция
и
профилактика
вредных
привычек
и
девиантного
поведения. Тренинги общения.
2