Автор: Мишура Оксана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с 18 Населённый пункт: г.о. Железнодорожный Наименование материала: конспект занятия для старшей группы Тема: "Свойства песка" Раздел: дошкольное образование
Цель : раскрыть творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развитие
эмоционального фона.
Задачи :
o
закреплять и уточнять знания детей о свойствах песка;
o
содействовать развитию мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения,
обобщения;
o
развивать фантазию и образное мышление, зрительную память;
o
побуждать к активным действиям и концентрации внимания;
o
способствовать проявлению эмпатии;
o
развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
o
совершенствовать диалогическую речь.
Форма занятия : подгрупповая (10 человек)
Методы:
Игры с песком
Разгадывание ребуса
Продуктивная деятельность (конструирование)
Материал : песочница, сюрприз «Конфета с ребусом», палочки разной длины, разной
формы и величины крышечки, кукла «Песочный человек», музыкальное оформление,
салфетки
Ход игрового сеанса
Педагог: «Здравствуйте, дети! Я приглашаю Вас познакомиться с удивительной
песочной страной.»
Дети - здороваются
Педагог: «Ребята, как вы думаете, что такое песок? Какого он цвета? Какой он? Кто
что интересного может рассказать о песке?»
Дети отвечают на вопросы о песке из личного опыта.
Педагог: «Теперь проходите к песочнице. Здесь, в сказочной песочнице, живет хранитель
песка – Песочный человек. Он очень веселый, умный, знает много игр, историй, сказок, но
поделится всем только с тем, кто будет соблюдать его правила».
Ритуал входа в Песочную страну. Знакомство с Песочным человеком.
«В ладоши наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Песочный человек, приди!»
Детям предлагается встать около песочницы и взяться за руки и вместе с детьми по
очереди назвать свои имена, затем вытянуть руки над песочницей ладонями вниз, закрыть
глаза и произнести волшебные слова.
После произнесения слов, педагог под музыку берет фигурку песочного человека,
просит детей открыть глаза и знакомит их со сказочным персонажем, затем предлагает
послушать послание песочного человека.
«Я Вас слушал, я Вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы волшебники-творцы.
Я открою Вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны,
Очень все они просты!
Я сейчас их расскажу
И запомнить попрошу.
Повторяйте все за мной.
Здесь нельзя кусаться, драться,
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать
На вопросы отвечать!
В интересные игры играть!
Это мирная страна.
Это умная страна.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить,
Чтоб запомнить и дружить!?»
Педагог: «Песок – очень интересный материал, из него можно построить замки и башни,
мосты
и
пустыню,
а
еще
на
песке
можно
оставлять
следы.
Хотите
оставить
отпечаток на песке?»
Дети отвечают.
Педагог: «При помощи чего вы хотите оставить следы?»
Дети по очереди отвечают и оставляют следы на песке.
Педагог: «Что вы почувствовали?»
Дети отвечают.
Педагог: «Песок прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы это определили?».
Дети отвечают.
Педагог: «Ребята, а песок можно увидеть везде. Где вы встречали его?»
Дети отвечают.
Педагог: ребята, я знаю, что песок в пустыне движется с помощью ветра, а что он еще
делает?
Дети отвечают.
Педагог: «Сейчас мы силой мысли превратимся в ученых и проверим, что может делать
песок. Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сильно-сильно этого захотеть,
но сделать это надо обязательно всем вместе, чтобы всё получилось».
Игра-превращение «Ученые»
Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, а тем временем педагог накидывает
каждому шарф. Дети открывают глаза и завязывают шарф.
Педагог: «Здорово, теперь вы ученые! Но с чего же начнется наша экспериментальная
работа?»
Опытно-экспериментальная деятельность.
На столе лежат поддоны с песком, лежат палочки и крышечки.
Педагог: «Ребята, скажите, в пустыне много песка? Как вы думаете хорошо это или
плохо?
Дети отвечают.
Педагог: «Я утверждаю, что песок в пустыне – это плохо, ведь ходить по нему тяжело,
трудно, неудобно…почему?»
Дети отвечают.
Педагог: «Машина здесь не проедет. Почему?»
Дети отвечают.
Педагог: «Давайте подтвердим это опытами. Выберите себе палочку, представьте, что
это нога и попробуйте «пройтись» по песку. Посмотрим, что произойдет?»
Дети проводят эксперимент и убеждаются, что палочка-нога проваливается.
Педагог: «А сейчас возьмите крышечку и представьте себе, что это дом. Поставьте на
песок. Посмотрим, что произойдет?»
Дети проводят эксперимент и убеждаются, что «дом» оставил след и не провалился.
Педагог: «Какой можно сделать вывод из нашего эксперимента?»
Дети отвечают.
Педагог: «Всё дело в том, что у ваших предметов разная ширина и величина. А теперь
продолжим наш разговор о песке. Предположим, что сейчас я считаю, что песок в
пустыне – это хорошо! Почему?»
Дети отвечают.
Педагог: «Ребята, так какой можно сделать вывод – нужен песок или не нужен?»
Дети отвечают.
Педагог: «Песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Сейчас погрузите ладони в
песок, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может, что и найдете необычное.»
Сюрпризный момент «Конфета с ребусом». Дети играя, находят новогоднюю конфету с
секретом.
Педагог: «Что вы нашли?»
Дети отвечают.
Педагог: «Какое странное послание! Ведь Новый год еще далеко! Как вы думаете, что
там? Вам интересно узнать? Давайте развернем и посмотрим!»
Педагог вместе с детьми разворачивает «конфету», внутри которой находится ребус.
Педагог: «Дети, это ребус. Тут спрятано какое-то слово. Попробуем его разгадать?»
Дети расшифровывают слово «ПЕСОК»
Педагог: «Песочный
человек
вам
приготовил
угощенье
за
отгаданную
головоломку.
Давайте поблагодарим его и попрощаемся с ним до скорых встреч».
Ритуал выхода из Песочной страны. Прощание с Песочным человеком.
Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки,
разравнивают
песок,
кладут
ладошки
на
поверхность
песка
и
произносят
слова
благодарности:
«В ладоши наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!»
Педагог: «Ребята, сегодня мы познакомились с песочным человеком, который научил нас
правилам
игры
с
песком.
Мы
с
вами
побывали
в
песочной
стране,
узнали
много
интересного, стали добрее и умнее. У меня сейчас очень хорошее настроение, я играла с
вами и Песочным человеком. А что узнали вы? Какое у вас настроение?»
Дети отвечают по очереди.
Педагог: «До свидания!»