Напоминание

Туристические походы как средство воспитания личности ребенка.


Автор: Наравцевич Татьяна Александровна
Должность: инструктор физо
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №404"
Населённый пункт: Пермский край, г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Туристические походы как средство воспитания личности ребенка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Туристические походы как средство воспитания личности ребенка. В туристические походы мы ходим с детьми старшего возраста уже много лет. Планируя турпоход, мы ставим задачи: оздоровительные, воспитательные, познавательные и развлекательные. Главная задача – оздоровительная. Ведь в туристическом походе дети находятся непосредственно в природе на воздухе, причем постоянно в движении. Кроме этого, дети общаются непосредственно друг с другом, с природой, учатся наблюдать, сравнивать, беречь и любить окружающий мир, расширяют свой кругозор, знания о природе родного края. Дети учатся помогать друг другу в походе, у них воспитываются нравственные качества, добрые чувства. Организуя походы, мы стараемся максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы. Для маршрута выбирается местность с более сложным рельефом, в связи, с чем увеличивается и его протяженность. Планируя поход, необходимо заранее изучить маршрут, пройти по нему, наметить тропу туриста, место привала, подвижных игр, составить карту – схему, на которой отмечен маршрут.
Предпочтительнее выбирать кольцевые маршруты. Собираясь в поход, заранее разрабатываем сценарий или план – конспект турпохода, разучиваем песни, стихи, рассматриваем иллюстрации, читаем книги о природе, играем в настольные игры: «Лесная азбука», «Зоологическое лото», «Вопросы и ответы». В зависимости от времени года, места похода, возрастных и физических особенностей детей составляем содержание похода, определяем программные задачи. Отправляясь в поход, необходимо подготовить снаряжение и оборудование, проверить одежду и обувь детей, сложить в рюкзаки атрибуты для игр, аптечку. Питье брать с собой необходимо в любое время года, т.к. во время интенсивного движения у детей усиливается обмен веществ. Приглашаем с собой, в качестве помощников, родителей. В каждый поход стараемся вносить что-нибудь новое, интересное, например, на поляне детей встречает лесная нечисть: или Баба Яга, или Кикимора, или Леший.
Перед каждым походом рассматриваем карту – схему, отмечаем, через какие места пойдем, что встретится нам на пути, где будут привалы, наблюдения, где лучше поиграть в подвижные игры. Беседуем с детьми о походном снаряжении. Говорим о том, что в путешествие надо взять. Мы стараемся прививать детям интерес к туризму, как к доступному виду спорта. Начинаем с рюкзака. Человек, путешествующий без него как бы и немыслим – ведь рюкзак освобождает руки, да и уложить в него можно столько, сколько и в трех руках не унесешь. Для закрепления проводим эстафету «Собери рюкзак». Перед походом обязательно повторяем и закрепляем знания правил поведения в лесу: 1. Строго подчиняться воспитателю. 2. Без разрешения не рвать растения. 3. Не оставлять товарища в беде, всегда приходить ему на выручку, помогать слабому. 4. Соблюдать в лесу тишину. 5. Всегда оставлять место отдыха чистым. Иногда в походе на привале разжигаем костер. Повторяем правила костра: 1. Подготовить место для костра вдали от деревьев, травы, кустарников. 2. Можно пользоваться старым кострищем. 3. Близко к огню подходить нельзя. 4. Нельзя растаскивать из костра горящие ветки. 5. Для костра собирать только сухой хворост. Не ломать ветки деревьев и кустарников. 6. Уходя, костер заливать водой или засыпать землей, песком, т.е. обязательно погасить. Продолжительность похода достигает 2,5 – 3 часов.
Каждый год осенью мы ходим в лес. Здесь главным образом, наряду с формированием здорового образа жизни усиливается и познавательная направленность. Много внимания уделяем ознакомлению с окружающим, экологическому воспитанию детей, учим бережному отношению к природе, стараемся показать взаимосвязь всего живого. Из наблюдений и бесед о природе дети узнают очень многое, например, что деревья выделяют чистый воздух (кислород), что насекомые являются кормом для птиц и мелких животных: лягушек и жаб, и, что даже ядовитые грибы полезны, т.к. являются лекарством для зверей, улучшают почву и в тоже время украшают лес. Проходя мимо мухомора, обязательно любуемся его красной шапочкой, задаем детям загадки, логические задачи. Например, что было бы, если бы в лесу вдруг исчезли мухоморы? Дети говорят: «В лесу станет не так красиво, зверям нечем будет лечиться» и т.д. Наряду с этим знакомим детей с другими ядовитыми и полезными грибами и ягодами. Останавливаемся около изумрудных моховых полянок. Детям предлагается погладить нежный мох, подойдя к ели, потрогать ее колючие веточки. Встречаются нам в лесу и муравейники. Дети наблюдают за работой муравьев. Спрашиваем, почему нельзя разрушать муравейники, какую пользу они приносят и т.д. Помимо этого дети учатся определять стороны света по коре и по расположению веток на дереве, по муравейнику, по мху и лишайникам. Останавливаемся у ручейка. Вид просто изумительный – деревья отражаются в воде вниз головой. Сколько было смеха, когда дети увидели свое перевернутое отражение. В результате общения с природой у детей возникает много вопросов, на которые нужно дать правильные исчерпывающие ответы. Не надо забывать, что дети – это дети, и со многими предметами и явлениями они встречаются впервые в жизни. И мы стараемся не только дать ответы на все вопросы, но и воспитываем у детей гуманное отношение к живым существам, к природе родного края. Наряду с этим, в турпоходах есть большие возможности для развития физических качеств. В пути используем все встречающиеся естественные препятствия. Например, старая, огромная, рухнувшая в бурю сосна послужила нам мостом в волшебную лесную страну. Использовали ее для развития движений - для равновесия, лазания. Не упускаем возможность перепрыгнуть через ручей и т.д.
Все препятствия преодолеваем с радостью и ловкостью. А сколько задора и веселья мы видим у детей во время эстафет и игр с героями лесных сказок. Мы продолжаем знакомство с природой родного края, будем совершенствовать турпоходы, попробуем взять с собой бумагу и карандаши для рисования, чтобы дети непосредственно в природе имели возможность выразить свои чувства и впечатления. Наблюдая за насекомыми, любуясь мхом, растениями, рассматриваем их, упражняемся в ориентировании, чтобы мы не делали, зачем бы ни наблюдали, мы всегда говорим с детьми о том, как прекрасны эти живые существа, как мало они живут, и мы не сделаем им ничего плохого – не будем ловить насекомых, не будем рвать и топтать цветы, не сломаем дерево – ведь природа без них обеднеет. Мы стараемся поддерживать и направлять чувства детей на гуманное обращение с природой. Используя прогулки – походы в природу, мы расширяем знания и представления детей о природе родного края, о красоте уральской природы. Туристические походы сближают детей и взрослых. Ведь в походе дети помогают друг другу нести рюкзаки, делятся угощением во время чаепития, показывают то интересное друг другу, что встретилось в пути, помогают перебраться через ручей, протягивая руку – все это развивает высокие моральные качества: чувства дружбы, взаимопомощи, чуткости, гуманного отношения к природе. В походах дети становятся выносливыми, сильными, не устают в пути, учатся быстро бегать, прыгать, метать.


В раздел образования