Туристические походы как средство воспитания личности ребенка.
Автор: Наравцевич Татьяна Александровна Должность: инструктор физо Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №404" Населённый пункт: Пермский край, г.Пермь Наименование материала: статья Тема: Туристические походы как средство воспитания личности ребенка. Раздел: дошкольное образование
Туристические походы
как средство воспитания личности ребенка.
В туристические походы мы ходим с детьми старшего возраста уже много лет.
Планируя
турпоход,
мы
ставим
задачи:
оздоровительные,
воспитательные,
познавательные и развлекательные. Главная задача – оздоровительная. Ведь в
туристическом походе дети находятся непосредственно в природе на воздухе,
причем постоянно в движении. Кроме этого, дети общаются непосредственно
друг с другом, с природой, учатся наблюдать, сравнивать, беречь и любить
окружающий мир, расширяют свой кругозор, знания о природе родного края.
Дети учатся помогать друг другу в походе, у них воспитываются нравственные
качества, добрые чувства.
Организуя походы, мы стараемся максимально использовать климатические
условия, особенности сезона, природные факторы. Для маршрута выбирается
местность с более сложным рельефом, в связи, с чем увеличивается и его
протяженность.
Планируя поход, необходимо заранее изучить маршрут, пройти по нему,
наметить тропу туриста, место привала, подвижных игр, составить карту – схему,
на которой отмечен маршрут.
Предпочтительнее выбирать кольцевые маршруты.
Собираясь в поход, заранее разрабатываем сценарий или план – конспект
турпохода, разучиваем песни, стихи, рассматриваем иллюстрации, читаем книги
о природе, играем в настольные игры: «Лесная азбука», «Зоологическое лото»,
«Вопросы и ответы».
В зависимости от времени года, места похода, возрастных и физических
особенностей детей составляем содержание похода, определяем программные
задачи.
Отправляясь в поход, необходимо подготовить снаряжение и оборудование,
проверить одежду и обувь детей, сложить в рюкзаки атрибуты для игр, аптечку.
Питье брать с собой необходимо в любое время года, т.к. во время интенсивного
движения у детей усиливается обмен веществ.
Приглашаем с собой, в качестве помощников, родителей. В каждый поход
стараемся вносить что-нибудь новое, интересное, например, на поляне детей
встречает лесная нечисть: или Баба Яга, или Кикимора, или Леший.
Перед каждым походом рассматриваем карту – схему, отмечаем, через какие
места пойдем, что встретится нам на пути, где будут привалы, наблюдения, где
лучше поиграть в подвижные игры. Беседуем с детьми о походном снаряжении.
Говорим о том, что в путешествие надо взять. Мы стараемся прививать
детям интерес к туризму, как к доступному виду спорта. Начинаем с рюкзака.
Человек,
путешествующий
без
него
как
бы
и
немыслим
–
ведь
рюкзак
освобождает руки, да и уложить в него можно столько, сколько и в трех руках не
унесешь. Для закрепления проводим эстафету «Собери рюкзак».
Перед походом обязательно повторяем и закрепляем знания правил поведения в
лесу:
1.
Строго подчиняться воспитателю.
2.
Без разрешения не рвать растения.
3.
Не оставлять товарища в беде, всегда приходить ему на выручку, помогать
слабому.
4.
Соблюдать в лесу тишину.
5.
Всегда оставлять место отдыха чистым.
Иногда в походе на привале разжигаем костер. Повторяем правила костра:
1.
Подготовить место для костра вдали от деревьев, травы, кустарников.
2.
Можно пользоваться старым кострищем.
3.
Близко к огню подходить нельзя.
4.
Нельзя растаскивать из костра горящие ветки.
5.
Для костра собирать только сухой хворост. Не ломать ветки деревьев и
кустарников.
6.
Уходя, костер заливать водой или засыпать землей, песком, т.е. обязательно
погасить.
Продолжительность похода достигает 2,5 – 3 часов.
Каждый
год
осенью
мы
ходим
в
лес.
Здесь
главным
образом,
наряду
с
формированием
здорового
образа
жизни
усиливается
и
познавательная
направленность.
Много внимания уделяем ознакомлению с окружающим, экологическому
воспитанию детей, учим бережному отношению к природе, стараемся показать
взаимосвязь всего живого. Из наблюдений и бесед о природе дети узнают очень
многое,
например,
что
деревья
выделяют
чистый
воздух
(кислород),
что
насекомые являются кормом для птиц и мелких животных: лягушек и жаб, и, что
даже ядовитые грибы полезны, т.к. являются лекарством для зверей, улучшают
почву и в тоже время
украшают лес. Проходя мимо мухомора, обязательно
любуемся его красной
шапочкой, задаем детям загадки, логические задачи.
Например, что было бы, если бы в лесу вдруг исчезли мухоморы? Дети говорят:
«В лесу станет не так красиво, зверям нечем будет лечиться» и т.д. Наряду с
этим знакомим детей с другими ядовитыми и полезными грибами и ягодами.
Останавливаемся
около
изумрудных
моховых
полянок.
Детям
предлагается
погладить
нежный
мох,
подойдя
к
ели,
потрогать
ее
колючие
веточки.
Встречаются нам в лесу и муравейники. Дети наблюдают за работой муравьев.
Спрашиваем, почему нельзя разрушать муравейники, какую пользу они приносят
и т.д.
Помимо
этого
дети
учатся
определять
стороны
света
по
коре
и
по
расположению веток на дереве, по муравейнику, по мху и лишайникам.
Останавливаемся у ручейка. Вид просто изумительный – деревья отражаются в
воде вниз головой. Сколько было смеха, когда дети увидели свое перевернутое
отражение.
В результате общения с природой у детей возникает много вопросов, на
которые нужно дать правильные исчерпывающие ответы. Не надо забывать, что
дети – это дети, и со многими предметами и явлениями они встречаются впервые
в жизни.
И мы стараемся
не только дать ответы на все вопросы, но и
воспитываем
у
детей
гуманное
отношение
к
живым
существам,
к
природе
родного края.
Наряду
с
этим,
в
турпоходах
есть
большие
возможности
для
развития
физических
качеств.
В
пути
используем
все
встречающиеся
естественные
препятствия. Например, старая, огромная, рухнувшая в бурю сосна послужила
нам
мостом
в
волшебную
лесную
страну.
Использовали
ее
для
развития
движений - для равновесия, лазания. Не упускаем возможность перепрыгнуть
через ручей и т.д.
Все препятствия преодолеваем с радостью и ловкостью. А сколько задора и
веселья мы видим у детей во время эстафет и игр с героями лесных сказок.
Мы продолжаем знакомство с природой родного края, будем совершенствовать
турпоходы, попробуем взять с собой бумагу и карандаши для рисования, чтобы
дети непосредственно в природе имели возможность выразить свои чувства и
впечатления.
Наблюдая за насекомыми, любуясь мхом, растениями, рассматриваем их,
упражняемся в ориентировании, чтобы мы не делали, зачем бы ни наблюдали,
мы всегда говорим с детьми о том, как прекрасны эти живые существа, как мало
они живут, и мы не сделаем им ничего плохого – не будем ловить насекомых, не
будем рвать и топтать цветы, не сломаем
дерево – ведь природа без них
обеднеет. Мы стараемся поддерживать и направлять чувства детей на гуманное
обращение с природой. Используя прогулки – походы в природу, мы расширяем
знания и представления детей о природе родного края, о красоте уральской
природы.
Туристические походы сближают детей и взрослых. Ведь в походе дети
помогают друг другу нести рюкзаки, делятся угощением во время чаепития,
показывают
то
интересное
друг
другу,
что
встретилось
в
пути,
помогают
перебраться
через
ручей,
протягивая
руку
–
все
это
развивает
высокие
моральные
качества:
чувства
дружбы,
взаимопомощи,
чуткости,
гуманного
отношения к природе.
В походах дети становятся выносливыми, сильными, не устают в пути, учатся
быстро бегать, прыгать, метать.