Автор: Плотникова Ирина Евгеньевна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МАДОУ №80 "Светлячок" Населённый пункт: г.Нижневартовск Тюменская обл.ХМАО-ЮГРА Наименование материала: методическая разработка Тема: Мы разные-но мы вместе!!! Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 86 «Былинушка»
Фестиваль Дружбы народов
Воспитатель: И.Е. Плотникова
Нижневартовск 2014г
Цель:
формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста, создание условий для
воспитания уважительного отношения к национальным традициям и культуре, пропаганды
традиции и культурного наследия народов, проживающих на территории России.
Задачи Фестиваля:
· углубление и расширение представлений и знаний в области культуры народов России;
· создание условий для самореализации и самовыражения воспитанников;
· приобщение воспитанников детского сада к активным формам досуга;
· создание среды творческого общения взрослый-ребенок, укрепление семейных традиций и
отношений.
Время и место проведения Фестиваля
Фестиваль состоится 10 июня на базе МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка». Время 10.00
Участники Фестиваля
В Фестивале принимают участие воспитанники, педагогические работники и родители (законные
представители).
Структура, порядок проведения Фестиваля.
Структура Фестиваля предполагает 3 этапа –
1 этап - в 10.00 – открытие фестиваля (территория детского сада либо музыкальный зал);
2 этап – в 15.30 - «Национальный вернисаж»- передвижение по «станциям»;
3 этап - в 16.30 - «Народные россыпи»- творческий концерт.
Участники Фестиваля представляют отдельно взятую национальность. Каждая делегация
оформляет «станцию» до начала Фестиваля.
Делегации от группы в течение 10 минут представляют взятую национальность. В содержании
должны отражаться исторические и культурные ценности народов, символику ранее заявленного
народа, сервировку праздничного стола, национальные костюмы, музыкальное сопровождение
представления национальности (танец, песня). Форму представления группы ДОУ выбирает
самостоятельно.
Количество участников, задействованных на станции от 5 до 7 человек.
Количество участников делегации, передвигающих по станциям «Национальный вернисаж» от
10 до 15 человек.
III – этап – 16.30-17.30 Концерт «Народные россыпи».
Место проведения-аллея МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка»
Рекомендации по подготовке к мероприятию:
Участники Фестиваля совместно с воспитателями и родителями участвуют в концерте. От
каждой группы 1 (один) творческий номер, отражающий быт и культуру народа.
Все номера концертной программы (сценические постановки, песни, танцы и др.,) должны
соответствовать этическим и культурным нормам, быть продуманы и отрепетированы заранее.
Количество приглашенных зрителей на концерт «Народные россыпи» не ограничен.
К участию в мероприятии воспитанники допускаются только в сопровождении воспитателя,
который назначается из числа педагогических сотрудников работающих на данной группе.
Руководитель коллектива несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей в пути
следования к месту проведения Фестиваля и обратно, а также в период проведения Фестиваля.
Оргкомитет Фестиваля.
Оргкомитет Фестиваля составляется из числа представителей образовательного учреждения.
Координирующим органом являются педагогические сотрудники МБДОУ ДСКВ №86
«Былинушка», которые:
осуществляют организационное обеспечение Фестиваля;
вносят предложения по срокам проведения, по составу жюри Фестиваля;
определяют порядок и место проведения Фестиваля;
готовят фото-отчет об итогах проведения Фестиваля.
Награждение.
При подведении итогов жюри учитывает творческий подход и оригинальность представления.
Участники Фестиваля (общеобразовательные учреждения) награждаются дипломами участника
по номинациям:
·
«Художественное воплощение национального образа»;
·
«Верность народным традициям»;
·
«Знатоки истории и традиций народа»;
·
«Национальный колорит»;
·
«Самая гостеприимная делегация»;
·
«Единство в дружбе!»;
·
«Сенсация фестиваля»;
·
«За самобытность».
Методы и формы работы:
Формы: 1. КТД
2. Малые группы
3. Массовая
Методы: 1. Деятельностный метод
2. Эвристическая беседа
3. Игры и игровые ситуации
4. Инсценирование
5. Метод сбора информации и мозговой штурм
6. Метод «проживания» определенной роли
7. Метод оценки
8. Метод создания моделей и проектов.
1 этап: Открытие фестиваля.
Ведущий 1:
Мы рады вас приветствовать на открытии фестиваля малых народов России. Нет на земле ни
одного государства, где жило бы столько разных народов, как в России. На многих десятках
языках говорит население нашей великой Родины. На многих десятках различных языков учатся
дети в школах, поются песни, печатаются книги.
Ведущий 2:
Миллионы дружных рук укрепляют день за днем силу, могущество и славу России, строят общее
хозяйство, общую культуру.
В незапамятные времена с различных сторон пришли отдельные народы и племена к берегам
морей и рек нашей Родины, расселились в лесах, тундрах, в песках горячего юга.
Ведущий 1:
Звонкими голосами перекликаются сегодня Север и Юг, Восток и Запад: так много общих дум и
переживаний, столько общих трудов, забот и творческих радостей у народов нашей обширной
страны! И каждому народу хочется рассказать обо всем этом в песнях, сказках, героических
сказаниях и легендах. И каждый народ делает это по-своему.
Ведущий 2:
На наш фестиваль собрались представители разных народов. Давайте поприветствуем их
друзья.
---- ( Выходят дети национальных костюмах – представители народов: России, Белоруссии,
Украины, Армении, Чувашии, Азербайджана, Коренные народы Севера.
В руках у них флаг, герб представляемого народа. Впереди – ребенок несёт табличку с
названием народа. Действие происходит на фоне русской народной музыки)
Фоновая музыка на выход представителей всех стран
Ведущий 1: Приветствуем самый многочисленный народ России – русских.
Ведущий 2: Перед нами проходят представители народа Белоруссии
Ведущий 1: На наш фестиваль приехали гости из Украины
Ведущий 2: Встречаем представителей республики Чувашии
Ведущий 1: Приветствуем гостей из Азербайджана
Ведущий 2: Последними на нашем параде проходят представители народов крайнего Севера
(Представители народов выстраиваются. Начинается презентация символики каждого народа) -
не более 5мин
1) Россия:
Государственный герб Российской Федерации представляет
собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на
красном геральдическом щите; над орлом - три исторические
короны Петра Великого символизирующие в новых условиях
независимость как всей России, так и ее частей,; в лапах орла -
скипетр и держава скипетр и держава, олицетворяющие
государственную власть и единое государство; на груди орла на
красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. Это один
из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой,
защиты Отечества.
Государственный флаг Российской Федерации представляет
прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных
равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней
- красного цветов.
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется
следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет
означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет
веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за
Отечество.
2) Беларусь
Государственный флаг Республики Беларусь является
символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой
прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос:
верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага.
Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета
на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.
Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики
Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной
звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь.
Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.
Государственный
флаг
Республики
Беларусь
поднимается
или
устанавливается
:
на здании резиденции Президента Республики Беларусь — постоянно;
на зданиях Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Совета
Республики Национального собрания Республики Беларусь — постоянно;
на здании Совета Министров Республики Беларусь — постоянно;
на зданиях органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь — постоянно;
на зданиях судов Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов
— постоянно, а над зданиями, в которых проводятся заседания местных Советов депутатов,
местных исполнительных и распорядительных органов, — на время проведения заседаний;
на зданиях, территориях и средствах передвижения дипломатических и консульских
представительств, на зданиях торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за
границей, на морских судах и других средствах передвижения, на которых в качестве
официальных лиц находятся Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета
Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики
Беларусь или другие лица, представляющие Национальное собрание Республики Беларусь или
Совет Министров Республики Беларусь, — в порядке, определяемом Советом Министров
Республики Беларусь;
в помещениях для голосования — в дни выборов и референдумов;
в войсковых частях Республики Беларусь согласно войсковым уставам;
на пограничных заставах и пропускных пунктах (таможнях) Государственной границы
Республики Беларусь;
на морских судах, судах речного флота, зарегистрированных в Республике Беларусь;
на спортивных аренах — во время проведения чемпионатов и первенств Республики Беларусь,
международных спортивных соревнований с участием национальных сборных и во время
награждения белорусских спортсменов — победителей международных соревнований;
на других объектах по распоряжению Президента Республики Беларусь, по решению
Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь,
местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
Государственный флаг Республики Беларусь может быть поднят также на церемониях и других
торжественных мероприятиях, проводимых государственными и общественными органами,
предприятиями, организациями и учреждениями, во время народных, трудовых, семейных
праздников и в другие памятные дни.
Государственный
герб
Республики
Беларусь
Государственный герб Республики Беларусь является
символом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном
поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые
лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная
звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера,
слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в
средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки
начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».
3) УКРАИНА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФЛАГ
"Государственный Флаг Украины – знамя из двух одинаковых по размеру горизонтальных
полос синего и желтого цветов."
Желто-голубые цвета символизировали Киевское Государство еще до крещения Руси. После
принятия христианства эти цвета освящались образом животворящего Креста. Со времен
нашествия татарских орд Батыя эта символизация исчезла, но со временем возродилась в
церковном убранстве, на гербах украинских городов. Почти все гербы городов Киевщины и
Украины в целом обрамлялись желто-голубыми цветами. С XVIII столетия полковые и
сотенные казацкие флаги Войска Запорожского все чаще изготавливаются из голубого
полотнища, на котором желтой краской наносят крест, звезды, оружие, изображения святых.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГЕРБ
Государственный герб УНР (трезубец на синем фоне) был одобрен 12 февраля 1918 Малым
Советом в Коростене. 22 марта 1918 трезубец и желто-голубой флаг были утверждены
Центральной Радой.
Во времена гетманского правительства П. Скоропадского порядок цветов флага изменили на
желто-синий. В 1917-1920 "Ще не вмерла Україна" (музыка М. Вербицкого, текст П.
Чубинского) как единый государственный гимн законодательно не был утвержден,
использовали и другие гимны.
Процесс разработки внешней атрибутики современного Украинского государства также не
завершен. 15 января 1992 года музыкальная редакция Государственного гимна была
утверждена Верховной Радой Украины. 28 января 1992 года постановлением ВС
государственным флагом утвердили сине-желтое знамя, а 19 февраля 1992 года ВСУ утвердил
трезубец как малый герб Украины и главный элемент большого Государственного герба.
С самых давних времен трезубец почитается как магический знак, своего рода оберег. Это
изображение археологи встречали во многих памятках культуры, датированных первыми
столетиями нашей эры.
Известный среди народов Востока и Средиземноморья с давних времен, на украинских землях
– со второго столетия. Существует до 30 теорий происхождения и значения трезубца (сокол,
якорь, символ триединства света и т.п.). Трезубец, родовой знак Рюриковичей времен Киевской
Руси. Первое упоминание в летописаниях об этих знаках относится к X столетию. Послы
киевского князя Игоря (912-945 гг.) при составлении договора с византийцами имели свои
печати с трезубцами. Со времен Киевской Руси трезубец становится великокняжеским знаком
– его изображение археологи находят на монетах, печатях, посуде, кирпиче, настенных
росписях. Киевский князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) чеканил трезубец на
монетах, где на одной стороне изображался портрет князя, а с другой – трезубец и надпись:
"Владимир на столе, а это его серебро".
Трезубец символизировал разделение Вселенной на небесное, земное и потустороннее,
единство Божественного, Отцовского и Материнского – священных начал, трех природных
стихий – воздуха, воды и земли. В декабре 1917 года Украинская Центральная Рада приняла
трезубец в качестве герба УНР. 1 марта провозглашен закон о гербе, а 22 марта 1919 года было
изложено описание герба с трезубцем как главным его элементом. С 22 января 1919 года
согласно с законом о Объединении ЗУНР и УНР трезубец вошел в краевой герб Западной
области УНР. Оставался он и главным элементом герба гетманского государства П.
Скоропадского, а также Директории. Впервые конституционно трезубец был оформлен как
государственный герб в мае 1920 года Всеукраинским Национальным Советом, а во второй раз
– 1 октября 1920 года специальной Правительственной Комиссией по изготовлению
Конституции Украинского государства.
В 1939 трезубец стал государственным гербом Карпатской Руси, которая провозгласила
независимость после распада Чехословацкой республики. В советской Украине трезубец
поддавался официальной дискредитации, оставаясь, несмотря на это символом национально-
освободительного движения.
4) Армения
После обретения республикой Армения независимости, у вновь образовавшегося самостийного
государства появилась новая символика.
Флаг Республики Армения
23 августа 1990 года принята «Декларация о независимости», а на следующий день
государственным символом Армении единогласно принятым на заседании Верховного Совета
республики стал Ерагуйн («триколор») — флаг, состоящий из трех равных частей, разного
цвета.
Верхняя красная полоса государственного флага Армении является символикой крови армянских
солдат, пролитой в борьбе за независимость республики, Армянское нагорье и христианскую
веру. Средняя синяя полоса – символизирует небо Армении, которое из-за чистого горного
воздуха действительно имеет необыкновенно яркий цвет, и символизирует мирное небо, не
омраченное военной угрозой. Нижняя оранжевая полоса – символизирует землю Армении,
людей, которые живут на ней, а также трудолюбие и талант к созиданию, присущий армянам.
15 июня 2006 года, после проведения конституционных реформ в Республике Армения был
издан новый закон «О флаге», окончательно утвердивший современный государственный символ.
Современный триколор такой же, как и государственный флаг первой Демократической
республики Армении, которая была провозглашена 28 мая 1918 года. Тогда основными цветами
флага для независимого государства стали цвета периода династии Рубенидов – красный, синий
и желтый, но последний был заменен на оранжевый для лучшего зрительного восприятия.
Герб Республики Армения
Девятнадцатого апреля 1992 года Верховным Советом Республики Армения был принят закон «О
Государственном гербе» и восстановлен герб первой Республики Армения, над созданием
которого в свое время трудились академик А.Таманян и художник А.Коджоян.
Весь замысел в целом и каждый элемент герба в отдельности наполнен символикой. Главными
цветами герба Армении являются золотой и серебряный – они традиционно использовались в
атрибутике династий армянских царей. Основными элементами герба являются золотые лев и
орел, которые на протяжении всей истории Армении служили традиционными царскими
символами, означавшими гордость, мудрость, благородство и терпение.
В центре щита, разделенного на четыре равных элемента, находится изображение горы Арарат с
Ноевым ковчегом на вершине. Каждый из четырех прямоугольников символизирует одно из
независимых царств Армении: вверху справа – Царство Багратидов, слева — Царство
Аршакидов, внизу справа – Царство Рубенидов, внизу слева – Царство Арташесидов.
У основания щита находятся еще пять символических элементов. Разорванная цепь – это свобода
и независимость Армении, трехцветная лента повторяет цвета государственного триколора,
пшеничные колосья символизируют трудолюбие армянского народа, а ветвь – культурное и
интеллектуальное наследие страны.
5)
Азербайджан
Флаг Азербайджана (дата принятия: 05.02.1991)
Государственный флаг Азербайджанской Республики состоит из трех равных по ширине
горизонтальных полос. Верхняя полоса – голубого, средняя полоса – красного, нижняя полоса –
зеленого цвета. Под голубым цветом подразумевается тюркское происхождение
Азербайджанского народа, красный цвет отражает курс на модернизацию общества и развитие
демократии, а зеленый цвет указывает на принадлежность к исламской цивилизации. В середине
красной полосы по обеим сторонам флага белым цветом изображены полумесяц с
восьмиконечной звездой. Соотношение ширины флага к его длине составляет 1:2.
Герб Азербайджана (дата принятия: 19.01.1993)
Изображенный на гербе щит представляет воинскую мощь государства, героическую доблесть
народа. Ветви дуба, означающие славу, известность и силу, а колосья - изобилие, урожайность,
плодородность являются традиционными символами. Восьмиконечная звезда является
разновидностью орнаментального узора, получившим широкое распространение в
архитектурном и ювелирном искусстве Азербайджана. Эта звезда также изображена и на
государственном флаге Азербайджанской Республики. Огонь в центре герба изображен в виде
слова "Аллах", написанного старым алфавитом.
6)Чуваши:
Вас приветствует народ Чувашии.
Флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное
полотнище, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое
(внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми
древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца".
Герб Чувашской Республики представляет собой золотой
окаймленный вырезной щит, пересеченный на желтое (вверху) и
пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита
пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит,
обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной
лентой с надписью золотыми буквами Чувашская Республика",
завершающейся стилизованным золотом изображением листьев
и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,
эмблема "Три солнца".
Главный атрибут герба — Древо жизни — очень древний
символ, связанный с почитанием деревьев, особенно мощных. Эти деревья порождали у людей
представления о бессмертии, вечности сущего. Так возникли мифологические представления о
Древе жизни. Для чувашей таким деревом стал дуб, широко распространенный в лесах
Чувашии. Дуб - его ствол, ветви, листья, желуди стали эмблемами силы, мощи, прочности,
мужества, доблести. Вот почему основная эмблема символов, напоминающая традиционно
почитаемый чувашами дуб, трактуется как "Возрождающаяся Чувашия" и по праву заняла
центральное место в гербе и флаге.
"Древо" - эмблема, с одной стороны, объединяющая людей всех национальностей - коренной и
некоренных, проживающих в Чувашии и составляющих единое целое - ее население. С другой
- подчеркивает основанное на родственности земле предков единство чувашей, проживающих
за ее пределами, со всем населением Чувашии.
--- Рядом со стендом – дневником фестиваля большая карта – контуры России, на
которую дети будут прикреплять эмблемы народов и кукол представителей народов
России, представленных на фестивале.
Ведущий 1: На нашем фестивале представлена лишь малая часть народов, проживающих в
России. В течение сегодняшнего дня нам предстоит более подробное знакомство с традициями,
культурой, обычаями народов, представленных на фестивале, живших долгие столетия в
дружбе, согласии и мире.
Ведущий 2: С этого момента считаем наш фестиваль открытым.
Ведущий 1 : Работа фестиваля будет отражена на экране дневника, где наше многоуважаемое
жюри будет проставлять баллы каждой из национальностей.
Ведущий 2: Но самый главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ звучит так:
«Что объединяет все народы России?» Ваши версии и ответы мы предлагаем
Озвучить на заключительном этапе фестиваля «Народные Россыпи».
Ведущий 1 : На этом первый этап работы фестиваля закончен.
2 этап фестиваля.
Знакомство с культурой, традициями и обычаями
всех представляемых народов.
Бескрылой птице в небе не летать.
Так, значит, детям-птицам
Надо крылья дать.
Источник чистейший,
Чтобы воды напиться.
И храм науки – детский садик,
Чтоб всему там научиться.
Похина Н.Н.
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья! Начинаем второй этап нашего фестиваля,
посвященному знакомству с традициями и творчеством народов населяющих территорию
России.
Ведущий 2: Задумывались ли вы, красны девицы и добры молодцы, какого вы роду-племени?
Многие наверняка могут сказать: «Мои предки принадлежат к древнему племени славян». Одно и
таких племен называлось Росы, отсюда и пошло название Русь, а людей, живших на Руси, стали
называть русскими.
(Выходят представителя в национальных костюмах славянских народов с караваями в
руках.)
1)
Разорвали, блокпостами разделили,
Где теперь былой стальной оплот?
А людей простых они спросили?
От границ страдает лишь народ.
Но едины мы душою русской —
Узы бюрократам не сломать.
Рядом нам идти тропою узкой.
И друг друга за руку держать.
2)
Мы с самых давних пор едины,
Сильнейший дух дарован нам!
Все вместе мы непобедимы,
Дадим отпор любым врагам.
Пройдем любые испытанья
Друг с другом за руки держась.
У Белоруссии, России, Украины
По-братски родственная связь!
3)
Подписали на бумаге,
То, что было наяву,
Развеваются флага.
Три судьбы связав в одну.
Единение народов,
Возродись славянский род,
Чередою хороводов,
Славной песней и погодой,
Под единый небосвод.
4)
Пусть зажгутся в небе звезды,
И на сцене вспыхнет свет.
Пусть оставит память сердца.
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах.
И слезы счастливый след.
Этот праздник будет длиться
Много много много лет.
Звучит песня «Самотлорский вальс».
Дети в разных национальных костюмах заходят парами, танцуют и становятся парами.
Ведущий 1 : А сейчас гости дорогие мы вас приглашаем пройти по станциям( у нас их 6 )и
ознакомиться с культурой, традициями, фрагментами быта, обычаями народов, кухней народов
представленных на фестивале.
Ведущий 2 : Затем мы вас приглашаем на заключительный этап фестиваля концерт «Народные
россыпи»
1
Россия
2
Белоруссия
3
Украина
4
Азербайджан
5
Чувашия
6
Коренные народы Севера
концерт
Народные Россыпи
Ведущий1 : под номером 1 в нашем концерте принимают участие представители России с
номером
«
песня Хохлома волжский плёс – ты Родина моя» Гранич А.А.+М.В.+ дети и
родители
Ведущий2
:
Маіх продкаў бацькаўшчына,
Беларуская зямля,
Вечна расцвітай, краіна,
Ды пад песняй жураўля.
Залатая Беларусь,
За цябе Багам малюсь,
Вечнага прашу жыцця
Для цябе, лясоў дзіця.
Ты змагалась за нашчадкаў,
За шчаслівы іхні лёс,
Ты прасіла перад небам,
Каб Дажджбог даброт прынёс.
Будзь жа хуткай, як страла,
Працавітай як пчала,
Каб усім адэптам зла
Даць адпор заўжды магла.
Маіх продкаў бацькаўшчына,
Залатая Беларусь,
Слаўных прашчураў айчына,
Я ў твае гушчары мкнусь.
песня «Беловежская пуща» - Плотникова И.Е +Цыбулькина (с сыновьями)+О.С.
+ Ахметзянова А.З.
Ведущий1:
Стою за свободу, за чесність,
За волю, стою за майбутнє.
За правду, за долю
Бо тут народилась,
Бо тут я живу,
Бо я поважаю державу свою.
Украина –
песня «Украина-Россия» - Сурмашева Е.М. +С.В. +родители
Чувашия –
стихотворение - песня «Чувашия Родина моя»
Азербайджан –
народная песня Азербайджана
Армения-
песня об Армении
Коренные народы Севера –
Звучит хантыйская музыка,
исполняется хантыйский танец.
Ведущий 1: Есть ли еще желающие принять участие в нашем концерте???
(слово предоставляется всем желающим принять участие)
Ведущий 2: А сейчас для подведения итогов нашего фестиваля мы просим
представителей жюри к микрофону………….
Ведущий 1: Слово предоставляется:
Заведующему МБДОУ №86 «Былинушка» Гнолидзе И.Г………………….
Ведущий 2 : Слово предоставляется заместителю заведующего Беляевой Н.Н……..
1)Россия
(на станции)
Дети: - Здравствуйте гости дорогие! С хлебом солью вас встречаем!
Желаем мира, согласия!
Ведущий 1 : Издавна первой заботой русских крестьян в их жизни был урожай. Недаром
главным обрядовым блюдом и во время праздников и на свадьбах был хлеб –
каравай. На нем лепили из теста важнейшие символы – плуг, мировое дерево.
Дети: Позвольте нам, представителям русского народа на правах хозяев фестиваля
приветствовать всех гостей, прибывших к нам из разных уголков могучей, великой, необъятной
страны – России!
(Звучит русская народная песня «Русская народная песня Ива Купала»)
Ведущий 2: Русская история древняя и поучительная. За долгие века существования
народная мудрость закрепилась в пословицах, загадках, печальных и веселых обрядовых песнях.
(Девочка исполняет колядку)
Коляда – маляда
Посконна борода,
Открывай ворота,
Выноси пирога.
Уж ты, барин–батюшка,
Принимай гостей
Со всех волостей.
Мы будем петь, плясать, веселиться.
Дети: А мы масленицу повстречаем,
Маслом гору поливаем,
На широк двор зазываем,
Да блинами угощаем.
(Дети угощают всех блинами)
Ведущий 1 : И всегда и везде народные праздники сопровождала русская песня, которая
согревала, печалила, веселила русских людей
( Исполняется русская народная песня «Блины»)
Ведущий 2 : Любили на празднике русские люди и поиграть. Попробуем и мы поиграть в
русскую народную игру «Игровую»
(Играют все вместе в игру)
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга – водящий.
Играющие ходят по кругу и произносят слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения
лучше всех, становится ведущим.
Дети: За свою многовековую историю русский народ создал мудрые пословицы, хитрые
загадки.
(Дети загадывают русские народные загадки)
Дети: А вот и еще одна загадка. Знаете ли вы, почему нашу праздничную одежду
украшает вышивка? Считалось, что в праздник человек разговаривает с Богом, но и рубаха
тоже как бы участвует в разговоре: на ней языком орнамента были написаны все просьбы
человека к Богу. Повседневную одежду не украшали – только швы и края обшивали красной
нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.
Ведущий 1: Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала исторической
памятью народа. И мы с вами, друзья, в своей жизни и труде должны уважать и почитать
традиции наших отцов и дедов.
2) Чуваши
(на станции)
Дети с хороводом «ИЛЕМЛЕ», проходят змейкой и строятся полукругом.
ВЕД: Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.
Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую.
Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов,
У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?
1РЕБ: ТаванСершывсинченяланюрлатьчере,
Керхикунсемситсенсершывменле хитрее!
2РЕБ: ТаванСершыв, ТаванСершыв, тенчерепере,
ТаванСершыв, ТаванСершыв, емере-емере!
3РЕБ: Славлю край родной любимый,
Славлю край неповторимый.
Лип цветущих аромат, шелковых лугов наряд!
4РЕБ: Славлю я поля родные, славлю берега крутые,
Край Чувашский, край Родной! Расцветай над Волгою рекой!
5РЕБ: Чувашия, Чувашия, край ты мой чудесный.
Трудом ты славишься, плясками и песней!
ВЕД: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но
удивительно самобытный народ – Чуваши.
Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа
народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Вот послушайте музыкальное произведение
Фандеева «ТаванСершыв»
Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в этой музыке.
ЗВУЧИТ «ТаванСершыв» («Край родной») Фандеева
(в конце под эту музыку, напевая заходит Илемпи)
ИЛЕМПИ: Ой, куда же привела меня эта прекрасная, красивая песня?
ВЕД: В детский сад. Посмотри сколько здесь ребят.
ИЛЕМПИ: Ыра кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи.
ВЕД: Какое у вас необычное имя. Что оно означает?
ИЛЕМ: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица.
ВЕД: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи!
ИЛЕМ: А вы, что здесь делаете? Почему все вместе собрались?
ВЕД: Мы сегодня собрались, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему Чувашскому краю,
его трудолюбивому народу.
ИЛЕМ: Какие вы молодцы! Я тоже очень люблю милую Чувашию. Сколько прекрасного,
хорошего можно рассказать о ней. А вы, ребята, что знаете о своем родном крае?
6РЕБ: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой
русской реки Волги.
7РЕБ: Волгу на Руси называют матушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – ате.
8РЕБ: Волны Волги ластятся к нам, корабли плывут по волнам.
Мы живем на Волге – можете завидовать нам!
9РЕБ: Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире. Прославляли ее
наши выдающиеся, знаменитые земляки.
ИЛЕМ: А кого вы из них знаете?
10РЕБ: Герой гражданской войны Чапаев.
11РЕБ: Художники: Федоров Ревель Федорович
Осипов Федор Пркопьевич
ПраскиВитти
12РЕБ: Спортсмены: Ольга Егорова
Анатолий Васильев
Ирина Калентьева
13РЕБ: Летчик – космонавт Андреан Николаев.
ИЛЕМ: Ребята, а кто из вас мечтает в космос полететь?
ДЕТИ: (все) Я!!!
ПЕСНЯ «МАРШ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ»
ИЛЕМ: Но чтоб стать космонавтом надо быть смелым, сильным, ловким и внимательным. Вот
сейчас мы проверим, кто самый внимательный.
ИГРА «ЗАЙМИ РАКЕТУ»
ВЕД: Илемпи, а в нашей республике еще много и знаменитых артистов, музыкантов и
композиторов.
ИЛЕМ: А кого вы сможете назвать?
14 РЕБ: Заслуженный деятель искусств Чувашской республики Юрий Васильев.
15РЕБ: Заслуженная артистка Светлана Бубнова.
16РЕБ: А балерину Надежду Павлову знают во всем мире.
17РЕБ: А какую прекрасную музыку сочинили композиторы:Воробьев,Хирбю, Асламас, Лукин,
Лебедев, и др.
ИЛЕМ: Да-да, они сочиняли очень разнообразную музыку, от веселых плясовых до спокойных
лирических, которые услышав, ноги так и просятся в пляс.
19РЕБ: Я в Чувашии живу, я Чувашию люблю.
Любит пляски наш народ, в праздник пляшет и поет.
20РЕБ: А наши писатели и поэты:Юхма М.Н., Иванов К.В., Сеспель М, Трубина М.Д.
прославляли наш край в своих стихах и поэмах.
ВЕД: Послушайте стихотворение ИллеТукташа «ТаванСершыв»
21РЕБ: Сурхихевел сутан куранать, сунмихелхемсапсаашатать.
Сурхихевелтен те херуллерехтавансершывпиреашатать.
Шур акашсемаслаАталта, меншен Шура тесекаласмар?
ХамсуралнаТаванСершывамаменшен анне тесе каласмар?
ИЛЕМП: Ребята, а вы поняли о чем это стихотворение? (пересказ стихотворения на русский язык)
Но Чувашские поэты писали не только на чувашском языке, но и на русском. Послушайте
стихотворение Раисы Сарби «Песенка о песенке»
22РЕБ: Я о солнышке пою, о земле родной –
О земле, что пахнет льном, медом и дымком,
О земле, где никогда не быть одной,
Где с друзьями хорошо бегать босиком!
И чувашский мой напев ты услышишь вдруг,
И вплетешь свои слова в песенку мою –
Облетит она тогда всю страну вокруг,
Ну а завтра я еще для тебя спою.
ПЕСНЯ «
ç
уркунне»(«Весною»)
чув.нар.песня
ВЕД: В этот светлый день, прославляя край Родной, мы должны вспомнить Ивана Яковлевича
Яковлева. (колокольный звон)
23РЕБ: По широкой Руси, нашей матушки, колокольный звон разливается.
Иван Яковлевич Яковлев за труды свои прославляется!
24РЕБ: Он вывел наш народ дорогой знаний из беспросветной темноты на свет.
Нет в мире благороднее деяний и цели в мире благородней нет!
25РЕБ: Русский алфавит переработал, он создал Чувашский алфавит.
Корни закрепил у двух народов, ведь чувашский алфавит почти такой на вид.
ВЕД: Да, давным-давно у чувашского народа не было письменности: люди не могли ни писать на
своем родном языке, ни читать. А русского языка они не знали. Просветитель Яковлев взял
русский алфавит и добавил всего 4 буквы. Вот они, познакомьтесь с ними: А,Е,С,У. Полюбите их,
ведь они чувашскую науку приподняли из темнот глухих.
ИЛЕМП: Ребята, а вы знаете чувашский язык?
ИГРА «ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»
Чупар, юрлар, сикер, весер, ташлар, ишер, ала супар
ВЕД: А наши ребята, еще любят играть в чувашские игры.
ИГРА «ПАРАПАН»(«Барабан»)
26РЕБ: В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары,
марийцы, украинцы, русские и многие другие.
27РЕБ: Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают,
песни поют и весело танцуют.
ТАНЕЦ «ДРУЖБА»
ИЛЕМП: К нам в гости очень часто приезжают гости из разных уголков России, и разных стран. И
всем им очень нравится наш край, наш любимый, милый город Чебоксары.
28РЕБ: Город Чебоксары – столица Чувашии.
29РЕБ: Чебоксары по чувашски - Шупашкар, что означает крепость.
ИЛЕМП: Ребята, а вы любите свой город?
30РЕБ: Ты посмотри, дружок, вокруг на Чебоксары – чудо-город.
Он наш любимый и родной, мы любим его всей душой.
31РЕБ: Посмотрите-ка кругом, на места где мы живем.
Улицы широкие, а дома высокие.
Город наш такой большой.
Приезжайте гости, мы вас ждем.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ БЛЮДА ЧУВАШСКОЙ КУХНИ
ПЕСНЯ «ПРИЕЗЖАЙТЕ В ЧЕБОКСАРЫ» ( автор не известен)
ИЛЕМП: Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его
народе. И помните:
«Земля талантами богата, земля талантами сильна!»
И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь,
рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Ну а мне пора прощаться с вами.
Сывапулар! До свиданья!
3)Коренные народы Севера
(на станции)
Ход представления:
1 ребенок:
Край моего рождения – любимый север мой,
Богатый кедром, клюквою, пушниной и сосной,
2 ребенок:
Бескрайними просторами загадочной тайги,
Глубокими озерами и щедростью реки.
3 ребенок:
Таким нежданно - сказочным в заброшенной глуши-
Фонтаном чудоогненным и нефти, и души,
4 ребенок:
И прелестью черемухи в безудержном цвету,
И стогом вкуснопахнущим на скошенном лугу…
5 ребенок:
Видишь, как богата и щедра
Наша Родина и матушка – земля!
Игровое упражнение «Тепло рук».
В: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. В нашем крае живут много разных народов.
У каждого народа есть свой язык, своя культура, свои костюмы, свои традиции. Но они все
между собой живут дружно. А сейчас, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы
чувствуете?
Д : Мы чувствуем тепло.
В : Да, это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и
говорим:
«Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех, я всех приветствую!»
Подвижная игра детей ханты и манси «Хейро» - «Солнышко».
Ребенок:
Чтоб жить нам было радостно здесь,
В краюшке родном.
Все вместе:
Давайте, люди, добрые
Заботиться о нем!
Белоруссия(на станции)
Звучит песня «Даль великая».
Воспитатель:
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живём…
Ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Воспитатель:
Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди
слагали песни, пословицы, поговорки.
Игра «Пословица»
Родина-мать, умей за нее…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где мать родила, там и Р…
Везде хорошо, а дома…
На чужой сторонушке рад своей…
Чужбина-калина, Родина-…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…
Ребенок:
Радзіма наша – Беларусь,
І колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсей зямлі
Мілей, чым гэты край.
Воспитатель:
Страну Белоруссию называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её
называют землёй под белыми крыльями.
Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими
крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под
белыми крыльями.
Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.(Каждый знает что символ
Белоруссии АИСТ!!!)
Игра «Собери словечко» (с, м, в, л, и, и, к, а, о). А что это такое? Что вы о ней знаете?
-в данной игре задействованы родители
Воспитатель:
Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах,
принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом нашей
земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как
и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг,
Государственный герб, Государственный гимн.
Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления,
посольств, торговых представительств, консультантов за рубежом, судах, плавающих в
открытом море.
Вторым государственным символом является герб.
Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются
составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках
страны. Изучение гербов занимается наука геральдика.
Воспитатель: А сейчас мы проведём викторину «Знатоки родного края».
Викторина «Знатоки родного края»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Символом любого государства является и гимн – торжественная песня.
Слово «гимн» возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в
честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют
в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию гимна
нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу
Климковичу и Владимиру Каризне.
Воспитанник:
Ірына Ляшкевіч «Гляджу на родныя мясціны»
Я – беларус маленькі, спяшаюся да школы.
Як і бацькі, сумленны, руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі з блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей жыла мая Радзіма.
Я – дзяўчынка – беларуска
З васільковымі вачыма
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма…
Воспитатель: А теперь предлагаю немного поиграть.
Игра “Отгадай загадки”
Воспитанник:
Гляджу на родныя мясціны,
Адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны
Не мае скарбу чалавек.
Воспитатель: И вам, будущим агрономам, летчикам, врачам предстоит работать на
земле, возделывать, оберегать и украшать ее. Поэтому всегда помните о том, что вы не
просто хозяева и покорители земли, вы — ее сыновья. Вы — плоть от плоти нашей
матери-кормилицы, и без нее нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь,
чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.
Воспитатель:
А сейчас приглашаем всех к столу……..