Напоминание

"Профилактика нарушений у детей дошкольного возраста"


Автор: Бурдакина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с 18
Населённый пункт: г.о. Железнодорожный
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Профилактика нарушений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Профилактика нарушения речи у детей дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика для малышей.

(консультация для воспитателей)

Задачи:
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка. С целью профилактики звукопроизношения у детей дошкольного возраста можно использовать 3 блока упражнений:
1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой

моторики.
Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика -
это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики
как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое. Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. В группах детского сада - после общей зарядки перед завтраком. Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений.

Артикуляционная гимнастика:

«Сказка о Веселом Язычке»
1.Жил-был на свете Язычок. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. 2.Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
3.Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же … слон! Давай покажем, какой у слона хобот! 4.Видит Язычок лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул: «но!» и поскакал. Давай поЯ – весёлая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. кажем, как язычок катался на лошадке.
5.Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал. Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая его». 6.Привел язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны

речи (дыхание, голос, дикция).
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет
дыхание
. Кроме своей основной физиологической функции– осуществление газообмена– дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание.
Речевое дыхание
– основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:
1.Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы. 3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять). 4.Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”. 5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. 6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Организация работы по развитию речевого дыхания
Полезно ежедневно выполнять с детьми ( в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры: - дуть на легкие шарики, бумажные полоски - играть на детских музыкальных , духовых инструментах - дуть на привязанные к ниточке ватные шарики - надувать воздушные шарики - сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении игра « футбол»
3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и

мелкой моторики.

Фонематический слух
- это способность правильно узнавать и различать звуки речи.
Фонематическое восприятие
- это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и
фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих).
Развитие слуха
Это еще одно упражнение на тренировку слуха. Для него понадобится несколько различных предметов, которые могут издавать какие-либо звуки: шуршание, стук, звон и т.д. Например, это могут быть колокольчик, баночка с орехами и газета. Все предметы кладут в корзинку. Педагог вынимает их и показывает ребенку, какие звуки они могут издавать: так шуршит бумага, так гремит коробочка, в которой лежат орехи, и т.д. Ребенок рассматривает предметы и внимательно прислушивается к их звучанию. Затем педагог предлагает двум детям работать в паре. Один ребенок водящий. Ему завязывают глаза или он садится так, чтобы не видеть партнера. Партнер достает из корзины какой-нибудь предмет, звенит или гремит им, а водящий должен определить, какой из предметов издает звук. Потом они могут поменяться ролями. Это упражнение еще и очень способствует пополнению словарного запаса. В процессе манипуляции с предметами ребенок должен называть очень много слов.
Зрительные символы согласных звуков
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого можно использовать не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ. Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: Слуховую и зрительную Причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук, и следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом. В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.


В раздел образования