"Профилактика нарушений у детей дошкольного возраста"
Автор: Бурдакина Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с 18 Населённый пункт: г.о. Железнодорожный Наименование материала: Консультация для педагогов Тема: "Профилактика нарушений у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Профилактика нарушения речи у детей дошкольного возраста.
Артикуляционная гимнастика для малышей.
(консультация для воспитателей)
Задачи:
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –
важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и
родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в
том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость
органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ,
мягкого неба, маленького язычка.
С целью профилактики звукопроизношения у детей дошкольного возраста
можно использовать 3 блока упражнений:
1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой
моторики.
Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей
становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому
важнейший этап в профилактике возникновения нарушений
звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений
органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы
нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность,
координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и
переключаться с одного движения на другое.
Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и
качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка
звука. В группах детского сада - после общей зарядки перед завтраком.
Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. Успешность тренировки в
значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений.
Артикуляционная гимнастика:
«Сказка о Веселом Язычке»
1.Жил-был на свете Язычок.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то
огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот.
Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
2.Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как
слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки.
Давай изобразим, как лягушки улыбались.
3.Идет
Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же …
слон!
Давай покажем, какой у слона хобот!
4.Видит Язычок лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка,
покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку,
крикнул: «но!» и поскакал. Давай поЯ – весёлая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
кажем, как язычок катался на лошадке.
5.Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале:
Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо
причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай
покажем, как он это делал.
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать»
язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая его».
6.Привел язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти
домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны
речи (дыхание, голос, дикция).
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей,
как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей
речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной
ряда речевых нарушений.
Важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет
дыхание . Кроме своей основной физиологической функции– осуществление
газообмена– дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое
дыхание.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков,
голоса.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:
1.Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это
часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких,
стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В
результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом
слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он
не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине
слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4.Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с
“захлебыванием”.
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо,
едва слышно.
6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная
струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Организация работы по развитию речевого дыхания
Полезно ежедневно выполнять с детьми ( в зависимости от возраста, от 3 до
6 минут) дыхательные упражнения и игры:
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски
- играть на детских музыкальных , духовых инструментах
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики
- надувать воздушные шарики
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном
направлении игра « футбол»
3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и
мелкой моторики.
Фонематический слух - это способность правильно узнавать и различать
звуки речи.
Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по
дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно
произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и
фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять
интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только
на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и
слушать речь окружающих).
Развитие слуха
Это еще одно упражнение на тренировку слуха. Для него понадобится
несколько различных предметов, которые могут издавать какие-либо звуки:
шуршание, стук, звон и т.д. Например, это могут быть колокольчик, баночка с
орехами и газета. Все предметы кладут в корзинку. Педагог вынимает их и
показывает ребенку, какие звуки они могут издавать: так шуршит бумага, так
гремит коробочка, в которой лежат орехи, и т.д. Ребенок рассматривает
предметы и внимательно прислушивается к их звучанию.
Затем педагог предлагает двум детям работать в паре.
Один ребенок водящий. Ему завязывают глаза или он садится так, чтобы не
видеть партнера. Партнер достает из корзины какой-нибудь предмет, звенит
или гремит им, а водящий должен определить, какой из предметов издает
звук. Потом они могут поменяться ролями.
Это упражнение еще и очень способствует пополнению словарного запаса. В
процессе манипуляции с предметами ребенок должен называть очень много
слов.
Зрительные символы согласных звуков
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками
сложнее, поэтому для обозначения каждого можно использовать не только
зрительный образ предмета или объекта, способного издавать
соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным,
жестовый символ.
Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы
двойную опору для восприятия: Слуховую и зрительную
Причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро
запоминается, помогает моментально воспроизвести звук, и следовательно,
значительно облегчает овладение звуковым анализом.
В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как
переход от простого к сложному, системность и концентричность при
организации игровой деятельности.