Напоминание

Посели добро в своем сердце


Автор: Алынина Екатерина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№4
Населённый пункт: г.Покачи, ХМАО-Югра, Тюменская обл.
Наименование материала: технологическая карта "Урока Добра" для одноклассников ребенка с ОВЗ
Тема: Посели добро в своем сердце
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта «УРОКА ДОБРА» (для одноклассников ребенка с ОВЗ в 5 классе)
Название предмета Классный час Тема «Посели добро в своем сердце» Класс 5 Технология Активные методы обучения Цель  Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;  Познакомить с понятием «толерантность», «толерантный человек»;  Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ;  Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;  Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям. Задачи - научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья; - сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья; - рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью. - рассказать о людях-инвалидах, достигших успеха и славы. Формы Беседа, игра, сообщения учащихся, обсуждение. Индивидуальные особенности мероприятия, связанные с детьми с ОВЗ На классном часе использованы коррекционные игры и задания. Материал подобран с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников. Педагог должен быть особенно внимателен к «особенным» детям, проводя мероприятие на данную тему и использовать большое количество наглядностей и ИКТ. Планируемые результаты Знания здоровых детей о детях с ограниченными возможностями, их особенностях и трудностях. Учитель Алынина Екатерина Александровна
№п п Этап Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 1 Самоопределен ие к деятельности Знакомит учащихся с темой и целями урока. - Здравствуйте! Я рада вас видеть на Уроке Добра . Это необычный урок, не математика, не география и не история. Тема нашего урока «Посели добро в своем сердце». Вначале давайте поздороваемся. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Калейдоскоп имен». Учитель обращается к детям со словами: «Чтобы имена узнать, буду буквы называть. Чье имя с этой буквы начинается, Тот сам встает и представляется Начинает буква «А»! Встают те, чьи имена начинаются на «А»: Спасибо! Продолжает буква «Б»! Поднимаются те, чьи имена начинаются с этой буквы. Обратимся к букве – «В»! Представляются участники с именами на «В» и т.д. - Сегодня мы должны будем поселить добро в своем сердце не только по отношению к здоровым людям, но и особенно к людям – инвалидам. Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, Проявление интереса к необычному уроку и материалу изучения. Приветствие. Дети играю в игру «Калейдоскоп имен», знакомятся друг с другом, узнают больше нового о своем однокласснике. Проявление положительного отношения к предстоящей деятельности, формирование мотивации к ознакомлению нового материала. (Личностные УУД) Распознавать и называть действие (познавательные УУД)
2 3 Актуализация знаний Формирование новых знаний и представлений 1). Работа в группах страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь в этом. Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека? Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»
1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ.

1.
Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами? 2.Могут ли сами перейти через дорогу? 3.Могут ли обойти препятствие на дороге? 4.Могут ли читать книги? 5.Могут ли быть изобретателями и учёными? 6.Могут ли заниматься спортом? 7.Могут ли учиться в обычной школе? Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

1.
Могут ли работать учителями, инженерами, Ответы детей: слабовидящие, слабослышащие, те кто передвигается на инвалидной коляске. Прорабатывание вопросов и выдвижение предложений. Ответы детей: сострадание, жалость, желание помочь, страх. Дети действуют в соответствии с условиями задания. Дети отвечают на поставленные вопросы и обсуждают их в классе. Ответы детей в классе. Людям у которых нет зрения или повреждены глаза мы должны им помогать например, Использовать имеющиеся знания и опыт (Регулятивные УУД) Использовать имеющиеся знания и опыт (регулятивные УУД) Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме. Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний: Находить закономерности (Познавательные УУД)
конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками? 2.Могут ли заниматься спортом? 3. Могут ли быть учёными?4. Могут ли учиться в обычной школе?5.Могут ли слушать радио, смотреть телевизор? 6. Могут ли быть изобретателями, учёными? 7.Могут ли быть артистами? Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ

ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

1.
Могут ли учиться в обычной школе? 2.Могут ли пользоваться общественным транспортом? 3.Могут ли беспрепятственно ходить на работу? 4.Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками? 5.Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк? 6.Могут ли заниматься спортом и в каким видом? 7.Могут ли быть артистами кино? Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество? (Ответы детей). - Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д. Поэтому мы с вами должны быть к ним очень терпеливы перевести через дорогу, обойти препятствие или быть повыдерем в решении каких- либо двигательных задач. Человек только добрый, отзывчивый и милосердный сможет помочь этим людям.
2). Сообщения учащихся и добры, помогать им. А мы переходим к следующему этапу нашего «Урока Добра». Сейчас мы с вами поговорим о Великих людях, которые, как это не странно, являются людьми – инвалидами, но несмотря на свои физические недостатки смогли достичь поставленных целей и доказать всему миру, что инвалидность вовсе не преграда на пути к желаемой цели. Очень часто вполне здоровые и крепкие люди жалуются на жизнь, не верят в себя и свой успех. А есть те, кто ограничен, кто получил инвалидность, но не сдался, не поставил крест на своей жизни и достиг успеха. Это люди инвалиды, которые добились успеха. Таких людей на самом деле не так уж и мало. Они заслуживают уважения и почета! Сейчас мы заслушаем сообщения, подготовленные нашими учениками.
1 ученик.
Стивену Хокингу, ставшему всемирно известным ученым, в молодости поставили неутешительный диагноз – болезнь Шарко. За короткий срок вся мышечная масса Хокинга была парализована. Хокинг не просто сел в инвалидное кресло, он был парализован полностью. Он мог двигать только некоторыми мышцами лица и пальцами. А после операции на горле у него пропал и голос. Для общения Стивен пользуется синтезатором речи. Все эти физические особенности не стали преградой для Хокинга и он достиг звания одного из лучших Дети внимательно слушают учителя. Осознано и произвольно осуществлять
ученых мира и умнейших людей планеты. Ученый в свои 73 года все еще ведет научную деятельность, пишет книги, преподает, популяризирует науку. У Хокинга трое детей и он дважды был женат. Он сделал немало открытий в теории черных дыр, стал профессором математики, а несколько лет назад участвовал в полете с сеансом имитации невесомости.
2 ученик.
Весь мир восхищается творчеством великого Людвига ванн Бетховена, который написал гениальные музыкальные произведения, будучи полностью глухим. Как это возможно? Бетховен доказал всему миру, что нет ничего невозможного. Он родился вполне здоровым ребенком, но в 26 лет у него стало прогрессировать заболевание, приведшее к полной глухоте. И что самое удивительное, лучшие произведения композитора были созданным им после полной потери слуха.
3 ученик.
Один из самых выдающихся американских президентов, Франклин Делано Рузвельт, тоже был прикован к инвалидной коляске. Лидером США он стал в тот период, когда уже был инвалидом. Ему удалось продержаться на месте президента 12 лет, до самой своей смерти. За этот период Рузвельт успел оставить о себе хорошую славу и сделать немало для США и всего мира.
4 ученик.
Известный новеллист и художник Кристи Браун родился с диагнозом ДЦП. Ирландский мальчик отставал в развитии, не мог Дети-участники устного выступления рассказывают классу о подвигах и великих делах людей с ОВЗ. высказывание в устной форме. Определение внутренней позиции школьника (Личностные УУД) Определение внутренней
передвигаться. Врачи назвали его бесперспективным. Несмотря на это мать не теряла надежды научить ребенка ходить, писать, говорить. Отец не воспринимал своего сына, семья Брауна жила в бедноте. Все это не помешало Кристи стать всемирно известным художником. Он мог управлять только левой ногой, ей он и начал писать и рисовать. Сначала он делал это мелом, потом кистью, а дальше освоил ручку и даже печатную машинку. Браун добился известности и мирового признания. О его жизни был снят фильм по сценарию самого художника.
5 ученик.
Примером мужества и доблести стал летчик герой Алексей Маресьев. В период Второй мировой войны после тяжелого ранения Маресьеву ампутировали обе ноги. Но это не сломило дух героя, и он добился того, что его вернули в авиацию. Уже будучи инвалидом летчик совершил не один десяток боевых вылетов. Алексей Маресьев был награжден званием Героя. И это еще не все известные люди с ОВЗ, достигшие в жизни успеха. Как вы считаете должны ли мы уважать и ценить таких людей? Должны ли мы принять их в свое общество наравне со здоровыми, не разделяя при этом границы между ними? Верно ребята, мы должны быть к ним толерантными. А что же такое «толерантный человек»? Для позиции школьника (Личностные УУД)
4 Первичное закрепление того, что бы нам лучше узнать об этом, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.
(Создание «Цветика-семицветика» с

правилами толерантного человека.
Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся Цветик- семицветик) Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение) Крепится
1 лепесток – «увидеть»
человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков. Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы? Крепится
2 лепесток – «установить»
контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями. Крепится
3 лепесток - «понять»
проблему человека. Дети отвечают на поставленные учителем вопросы. Коллективно обсуждают. Дети предлагают свои варианты значения словосочетания. Дети совместно с учителем формулируют правила и создают Цветик – семицветик. Определение внутренней позиции школьника (Личностные УУД)
А как можно понять проблему другого? В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь" Крепится
4 лепесток – «принять»
человека таким какой он есть, осознать достоинства человека. Отнестись к нему, как к равному человеку. Крепится
5лепесток –

«заинтересоваться»
успехами человека. (Поддержать инициативу и творческое проявление человека). Крепится
6лепесток –
Что-то
«перенять»
и что-то дать взамен Крепится
7лепесток – «помочь реализовать
» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих. Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания. У нас вырос Ц ветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти врят ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее. Заканчивая наш необычный урок, я прошу вас ответить на вопрос: «Почему это урок называется Уроком Добра?» Спасибо за работу. Мне было приятно общаться
5 Рефлексия и самооценка. Домашнее с вами. До свидания! Напишите, где в своей жизни вы сможете приме- нить те принципы, те знания и опыт, которые приобрели на занятии. Обсудите с родителями мероприятие. Ответы детей: 1. «Я думаю, что этот урок добра прошел не зря для меня. Может быть, в этот день, кто-то стал чуть-чуть добрее». 2. «Этот урок не зря назван «Добрым!». Это у нас, у меня все на своих местах, но есть дети, которых называют «инвалидами». И мы должны проявить к ним милосердие, сочувствие и помощь». Определение внутренней позиции школьника (Личностные УУД) Самооценивание (Регулятивные УУД)
6 задание


В раздел образования