Автор: Маркелова Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад№46 "Орленок" Населённый пункт: город Коломна Московская область Наименование материала: конспект Тема: "У каждого времени года свой цвет" Раздел: дошкольное образование
Цель:
способствовать формированию представлений детей старшего
дошкольного возраста об осенних изменениях в природе с
использованием знаков-символов
.
Задачи
: закрепить и уточнить представления дошкольников об
осенних изменениях в природе; учить устанавливать причинно-
следственные связи между природными явлениями с помощью знаков-
символов; закладывать основы экологического воспитания;
активизировать словарный запас детей; учить видеть красоту слова в
поэзии при описании осенней природы; способствовать развитию
умения сочетать речь с движениями (физминутка); воспитывать
внимательность, чуткость, наблюдательность.
Мат-лы: картины (ранняя, золотая и поздняя осень), корзинка с
грибами, шишки (сосновые и еловые), листья (клен, рябина, береза),
ветки деревьев (клен, рябина, береза, ель, сосна), видеозапись об
осенних месяцах, звуки природы (аудиозапись).
Ход:
Восп.: Сегодня у нас необычное занятие, а о чем оно, попробуйте
догадаться сами, прослушав загадку.
Восп.: Правильно, мы сегодня побеседуем об осени. А сейчас
посмотрите на мольберт на знаки-символы и скажите, какие приметы
осени отбражены на них?
(дождь, ветер, мороз, желтый лист и т.д.)
Восп.: Молодцы! Вы правильно назвали все признаки осени. Но есть
еще много других чудес, которые хранит природа. И сегодня мы с вами
отправимся в музей - музей природы. А что такое музей?
Дети: Музей - это место,где хранятся какие-то очень важные вещи,
предметы.
Восп.: Правильно! А как вы думаете, что же хранится в музее
природы? (чистый воздух, красота земли, тепло огня, прохлада воды).
Восп.: Молодцы! Но интересно в этом музее будет только
внимательным и чутким ребятам, только они смогут увидеть и
удивиться богатствам этого музея. Мне кажется, что в нашей группе все
ребята именно такие, и значит, мы можем отправляться в наш музей. Но
посетим мы сегодня только один из залов музея - зал Осени.
(Воспитатель подходит к картинам с изображением осеннего
пейзажа).
Восп.: Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете.
Каждое время года украшает ее своими красками, наполняет
особенными звуками и запахами. Узнавать природу и любоваться ею -
это очень непросто. Вот поэтому мы рассмотрим сегодня экспонаты
только одного зала музея - природы Осени.
Восп.: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? А
в нашем музее есть фильм про этот месяц. Давайте его посмотрим.
(видеосъемка о сентябре, его признаках и приметах).
Восп.: Сейчас ребята расскажут стих-я, а вы попробуйте догадаться о
каком месяце идет речь и найти его среди наших картин.
1. Пусто в домике стрижа -
Улетел бедовый,
И, как зонтик у ежа,
Желтый лист кленовый. (сентябрь)
2. Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О пршедшем лете. (октябрь)
3. В инее ложбина,
В огоньках рябина.
Дятел клювом бьет-
Зиму в гости ждет. (ноябрь)
Восп.: Молодцы, и с этим заданием справились! А как вы думаете,
какими звуками наполнен осенний воздух? (звучит звукозапись)
Дети: шелест падающих листьев, крик улетающих журавлей, шум
унылого осеннего дождя.
Восп.: Правильно, а какими словами можно охарактеризовать осенний
воздух?
Дети: Холощдный, сырой, туманный, зябкий.
Восп.: Какие "студеные" слова вы подобрали для описания осеннего
воздуха, совсем холодно стало. Самое время согреться, встаньте все в
круг.
Физминутка.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
С ветки на дорожки,
И бегут по листьям маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдем,
И листочки соберем.
Восп.: Согрелись, ребятки? И листочков осенних много собрали. Вон
их сколько в музее природы собрано. А давайте мы с вами поиграем в
такую игру: я вам буду показывать веточку от какого-то дерева,а тот,у
кого в руках листочек от этого дерева, должен его поднять вверх и
назвать дерево, которому он принадлежит.
Восп. (после игры): Молодцы! Ребята, а почему в музее при роды нет
листьев-хвоинок ели и сосны?
Дети: Они их не сбрасывают на зиму и круглый год стоят зеленые.
Восп.: Правильно, но зато у нас в музее есть шишки ели и сосны.
Попробуйте отгадать, какую шишку я покажу.
( дети отгадывают и описывают шишки, чем они отличаются ).
Восп.: А теперь давайте подойдем к речке ( картина реки в осеннее
время ).Скажите, какая осенью там вода?
Дети: Холодная, серая, зябкая, неприветливая.
Восп.: Хочется в ней купаться?
Восп.: Ребята, только ли в реке или озере мы можем увидеть воду
осенью?Где еще?
Дети: В лужах, потому что часто идут дожди.
Восп.: Подумайте, почему очень часто поэты и писатели вместе со
словом осень употребляют слова : огонь, листья горят?
Дети: Разноцветные листья деревьев создают ощущение, что лес весь
светится, горит.
Восп.: Молодцы! Особенно в период золотой осени, когда уже совсем
нет зелёных листьев, только яркие, жёлтые, красные, оранжевые. А
какие ещё периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя-когда ещё только начинают желтеть листья, и поздняя-
когда листьев совсем нет, начинаются первые заморозки.
Восп.: Ребята посмотрите, что ещё хранится в музее природы, какие-то
знаки. Что же они обозначают? ( запрещающие знаки: как нельзя вести
себя на природе).
1. Нельзя разводить костры и загрязнять водоемы.
2. Нельзя ломать деревья и оставлять мусор.
3. Нельзя рвать цветы и топтать грибы.
4. Нельзя ловить бабочек и уничтожать насекомых.
5. Нельзя шуметь в лесу.
6. Нельзя рубить деревья.
7. Нельзя разрушать муравейники.
8. Нельзя оставлять льющейся воду.
Восп.: А почему же эти знаки здесь храняться?
Дети: Чтобы напомнить человеку, что к природе нужно относиться
бережно, чтобы не загубить ее красоту, чтобы мы всегда могли
любоваться тем, что видели сегодня в музее: чистыми реками,
красивыми лесами, смогли слушать пение птиц.
Восп.: Правильно! Вот и подошла наша экскурсия в музей природы к
концу. Но в каждом музее есть книги отзывов, где посетители
оставляют запись о том, что им понравилось или не понравилось.
Предлагаю вам тоже оставить такую запись. Только выполните вы ее с
помощью красок и своих ладошек. Давайте вместе создадим картину
горящего пурпурного осеннего леса.
( На ватмане - стволы деревьев, дети дорисовывают ладошками
листья ).
Восп.: Я думаю, наш отзыв всем понравится! Итак, где мы сегодня с
вами побывали? Что больше всего вам запомнилось?