Автор: Ларионова Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ Населённый пункт: Г. Котельнич Наименование материала: Конспект Тема: Будь природе другом Раздел: среднее профессиональное
Цель: развивать способности детей выявлять и моделировать отношения
человека к природе на основе представлений об ответственности за
окружающее, согласно принципу «не навреди».
Задачи:
1) развивать интерес к изучению и охране природы посредством
ознакомления с праздником День Земли;
2) воспитывать бережное отношение к природе;
3) развивать творческие способности путем изготовления книжки-малышки.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, магнитная доска,
магниты, природоохранные знаки, раскладки и раскраски «Будь природе
другом», листы А4, фломастеры и цветные карандаши, ножницы, плакаты с
изображением природы.
К концу занятия дети должны знать и уметь:
- что за праздник «День Земли»;
- для чего нужно охранять природу;
- правила поведения в природе;
- природоохранные знаки;
- как изготовить книжку-малышку.
План проведения занятия:
1. Организационный момент
- Приветствие
- Знакомство с целью занятия.
2. Основная часть.
- Беседа о природе и бережном отношении к ней.
- Рассказ о празднике «День Земли».
- Знакомство с рассказом об отдыхе детей и беседа по содержанию.
- Беседа о правилах поведения в природе.
- Физкультминутка.
- Знакомство с природоохранными знаками.
- Изготовление книжки-малышки.
3. Подведение итогов.
- Выставка работ и отчет каждого ребенка о проделанной работе.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Встал поутру, умылся,
привел себя в порядок –
и сразу же приведи
в порядок свою планету
А.Экзюпери
Приветствие детей
Знакомство с целью занятия.
- Ребята, к нам на занятие пришел почтальон Печкин и принес письмо.
Давайте посмотрим, что в нем написано (открывает конверт)
«Уважаемые ребята, приглашаю вас на день рождения. Земля».
Итак, сегодня мы отправляемся в гости к Земле.
- А что такое Земля? (ответы) Итак, это планета, на которой мы живем, это
наша природа, наша Родина.
2. Основная часть.
- У нас у всех есть день рождения и у нашей Земли он тоже есть. 22 апреля –
День Земли. Кто не знает слов маленького принца героя Сент-Экзюпери:
встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же привел в порядок
свою планету. А что же это на самом деле – привести в порядок свою планету,
у нас мало кому известно. Как и том, что 22 апреля весь мир отмечает День
Земли.
История Дня Земли началась в 1840 г., когда Дж. Стерлинг Мортон переехал
со своей семьей на территорию штата Небраска. Бескрайние прерии с
одинокими деревьями, солнце и ветер, от которых негде было укрыться, и
иссушенная земля привели Мортона к идее озеленения. Он предложил
установить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто
высадит наибольшее количество деревьев. Так в штате Небраска появился
День Дерева. В 1882 г. День Дерева был объявлен официальным праздником
штата и стал отмечаться 22 апреля, в день рождения Мортона.
С 1970 г. идея праздника сменилась. В 1969 г. произошла страшная
экологическая катастрофа возле американского города Санта – Барбара.Тогда
миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество
пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли
гектары растительности, была отравлена вода. С тех пор ведущую роль в
праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое
образование и просвещение. Появилось и новое название – День Земли.
Через несколько лет праздник стал всемирным. Начиная с 1990 г. в
празднование включились и российские организации.
Планета Земля существует около 4600000000 лет. Число с таким количеством
нулей почти невозможно себе представить. Для понимания, уменьшим его,
зачеркнув все нули. Теперь мы можем сказать, что Земля существует 46 лет.
Мы практически ничего не знаем о первых 7 годах ее существования. Из
среднего отрезка ее жизни нам известны лишь некоторые фрагменты. В
возрасте 42 лет Земля начала расцветать. Динозавры появились год назад (на
отметке 45 лет), приблизительно 8 месяцев назад – млекопитающие. В
середине последней недели возникли первые человекообразные обезьяны. А
в конце ее на Земле наступил ледниковый период. Современный человек
появился всего лишь 4 часа назад! В течение последнего часа он научился
обрабатывать землю, а одну минуту назад начала работать первая фабрика. За
эти последние 60 секунд человеку удалось превратить Землю в настоящую
мусорную свалку.
«Все взаимосвязано в этом мире. Все, что случится с Землей, произойдет с ее
дочерями и сыновьями. Не человек свил гнездо жизни, он в нем лишь тонкая
нить. Любой вред, который человек наносит своему гнезду, он причиняет
самому себе». Эти фразы, высказанные индейцами 150 лет назад,
свидетельствуют об их мудром отношении к природе, которое, к сожалению,
чуждо большинству людей.
Перед нами стоит выбор: создать всеобщее содружество и заботиться о
Земле, друг о друге либо рисковать разрушением самих себя и всего
разнообразия жизни. Мы обладаем достаточными знаниями и технологиями
для обеспечения потребностей всех людей и сокращения воздействия на
окружающую среду. Пусть наше время останется в памяти человечества как
время благоговения перед жизнью, твердого решения сохранить
эволюционные возможности Земли, ускорения борьбы за справедливость и
мир.
- Ребята, а как вы думаете, была бы возможна жизнь на Земле, если бы вдруг
не стало или почвы, или воды, или воздуха? Почему?
- Действительно, без воды, почвы, воздуха, растительного и животного мира
жизнь на Земле была бы невозможна, Трудно представить, что это все вдруг
исчезло. Мы должны постоянно помнить, что вода, воздух, почва могут
менять свое качество, и оно зависит от человека.
Послушайте рассказ о том, как отдыхали дети на природе
Ребята отдыхали на живописной поляне у реки. Они развернули свои
завтраки, поели, потом поиграли, искупались. Саня подтягивался на низкой
ветке сосны, которая потом под ним поломалась. Вася собирал шишки и
швырял их в воду. После того, как он перекидал их все, взял жестяную
консервную банку и хотел тоже бросить, но Андрей остановил его:
- Сам же ногу порежешь, когда купаться будешь.
Но Вася не послушал и бросил банку.
Девочкам стало скучно, и они включили магнитофон на всю громкость.
Мальчики играли в догонялки, потом кто-то предложил поставить в ряд
бутылки и сбивать их палкой, но Андрей сказал:
- Эта игра не годится. Если разобьем бутылку, будет битое стекло. Кому это
нужно?
- А куда их девать? Пусть бьются,- доказывал Гена.
- Неужели не понимаешь, что битое стекло – это и опасно, и безобразно? Сам
не захочешь потом отдыхать здесь,- настаивал Андрей.
Но над ним посмеялись и стали сбивать бутылки.
- Посмотрите, что я нашла!- закричала вдруг Нина.
Ребята подбежали к ней и увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они
поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять
его с собой.
Скоро собрались уходить домой. На поляне валялись клочки бумаги,
прозрачные пакеты, бутылки из-под воды, оставшаяся еда.
- Ребята, давайте уберем за собой, - предложил Андрей.
- Какой ты правильный! Тебе надо, ты и убирай! – возразил Вася.
Андрей собрал в пакет бумагу, бутылки, кульки.
Когда дети возвращались домой, то увидели небольшой пруд, где плавали
кувшинки. Девочки стали просить мальчиков, чтобы они сорвали их.
Мальчики выполнили просьбу.
Радостные и довольные дети вышли из леса. На одном из последних деревьев
Вадик вырезал звездочку.
- Пусть все знают, что мы здесь были,- сказал он с гордостью.
На улице было жарко и все кувшинки у девочек завяли. Они без сожаления
выбросили их и довольные своим отдыхом пошли домой.
- Как вы думаете, правильно или нет, вели себя дети? Что неправильно, что
правильно?
- Итак, где бы мы с вами не находились, мы должны соблюдать какие-то
правила: в школе, дома, в гостях, на проезжей части. В гостях у природы мы
также должны неукоснительно соблюдать определенные правила. А какие,
как вы думаете?
- Правильно. Каждый ребенок зачитывает по одному правилу и
комментирует его(в презентации).
Правила поведения в природе
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев.
3. Не собирай березовый сок, это вредит дереву.
4. Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в
природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые
выращены человеком.
5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей
местности много.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веток.
7. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны
природе.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.
10. Не разоряй гнезда шмелей.
11. Не разоряй муравейник.
12. береги лягушек, жаб и головастиков.
13. Не убивай змей, даже ядовитых.
14. Не лови диких животных и не уноси их домой.
15. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и
разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к
нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть
гнездо.
16. Не разоряй птичьи гнезда.
17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной, в
начале лета. Она легко может поймать летающих птенцов и беспомощных
детенышей зверей.
18. Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже.
В природе о них позаботятся взрослые животные-родители.
19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и
почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
20. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им,
а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
21. Не разводи огонь. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой
травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые
из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда
шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес.
22. Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.
23. Не бросай мусор в водоемы.
- Чтобы все эти правила было легче запомнить, придумали природоохранные
знаки. Как вы думаете, что это такое?
- Правильно, это знаки с изображением того, что нельзя делать в гостях у
Земли.
Знакомство со знаками (раскладки) .
Физкультминутка
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела (частые взмахи руками),
А за нею шмель-шмелек (взмахи редкие)
И веселый мотылек (взмахи руками от плеча).
Два жука и стрекоза (руки в одну сторону, затем в другую)
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали (жужжат и делают взмахи руками)
От усталости упали (сели на корточки).
- Чтобы вам лучше запомнить все правила и знаки, и познакомить своих
друзей с ними, мы сделаем книжки-малышки с этими знаками (см.
приложение
№
5). Во время изготовления книжек звучит инструментальная
музыка.
3. Подведение итогов.
Каждый ребенок выходит со своей книжкой и рассказывает о том
природоохранных знаках, которые он нарисовал и том, что он больше всего
запомнил на занятии.
- И в заключение нашего занятия я предлагаю вам послушать эти строки (см.
приложение
№
6).
Стихотворение о природе (для педагога)
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
(Н. Старшинов)
Стихотворение для ребенка при подведении итогов занятия
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьев:
У них домище –
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил…
В лесу я просто погостил!
(Н. Красильников)
- Спасибо за внимание.