Напоминание

Информационно-компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы.


Автор: Позднякова Галина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа №320 Приморского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Информационно-компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Информационно-компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. В современных условиях школа имеет возможность выбора: чему учить и как учить? Веяния сегодняшнего дня требуют поиска новых форм и методов обучения. Конечная цель всей этой работы – обеспечить наиболее полное и качественное образование, помочь учащимся получить необходимый объём знаний, умений и навыков для дальнейшей адаптации в современных условиях жизни. Современный урок – это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики, это актуальный, важный, практико- ориентированный урок, существенный для настоящего времени, отвечающий современным потребностям человека, должен быть метапредметным (надпредметным), направленным на общемировоззренческую интерпретацию содержания образования, содержание урока обязательно закладывает основу для будущего. Инновация («новое») - в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Инновационные технологии в образовании - введение нового подхода в учебный процесс с целью получения более высокого результата. Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение «нового»: «новый» - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, недостаточно знакомый, малоизвестный. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации «нового». Традиционный тип общения признан менее эффективным в современных условиях, когда учитель сообщает знания, а ученик выступает в роли пассивного слушателя. Опытные учителя обычно практикуют в своей работе разные формы и методы обучения. Информационно - компьютерные технологии (ИКТ) на уроках русского языка и литературы» - эта проблема в современных условиях очень актуальная, так как использование инновационных форм обучения определяет современное качество образования. Это является одним из требований, предъявленных в «Концепции модернизации российского образования» к современной школе, ведь для современных школьников персональный компьютер является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика, способствует поиску нужной
информации, совершенствованию грамотности, подготовке компьютерной презентации по заданной теме и т.д. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы повышает интерес к изучаемым предметам, активизирует познавательную деятельность учеников, развивает их творческий потенциал, повышает эффективность обучения, качество образования включает школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности ученика. При обучении русскому языку и литературе я использую ИКТ на уроках закрепления ЗУН (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах(разные виды тестовых форм контроля, позволяющих проверить степень усвоения изученного материала, обеспечивают целенаправленную подготовку к ГИА и ЕГЭ). В своей работе я стараюсь применять лицензионные программы, продукцию известных фирм, а также самостоятельно выполненные мною и учениками материалы, электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами. Всё это способствует повышению качества усвояемости учебного материала, а значит, позволяет добиться положительных результатов, повышает эффективность учебного процесса. На уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, создают проекты, а также по литературе – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй. Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с темой, возрастными, психологическими, индивидуальными особенностями учащихся. Считаю, что задания должны быть доступными, вызывать познавательный интерес, в то же время в простой форме задания может быть заложена возможность глубоких поисков. Особое внимание стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Использование ИКТ позволяет обеспечить творческий подход на уроке. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать этой работой на серьезном уровне с пятого класса
использую презентации, содержащие рекомендации по написанию сочинений, различные тексты для анализа, презентации, готовящие учащихся к написанию сочинений по картинам. Например, на уроке «Подготовка к сочинению – описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» в 5 классе предлагаю групповую работу с рабочими материалами по подбору лексики, составление таблицы: объекты - характеристика объектов. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяют качество ее выполнения у членов своей группы, результаты корректируем, а потом обсуждаем в классе. На другом уроке «Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень» использовала работу в парах: из данных слов нужно было составить вступление (1 вариант), заключение (2 вариант). Пары обменивались листками с выполненными заданиями и проверяли, обсуждали выполненную товарищами работу. Методика компьютерной поддержки эффективна и на уроках литературы. Учащиеся заинтересованно работают, усваивают больший объём информации, если доклад сопровождается презентацией. При составлении презентаций учитываются следующие параметры: - самостоятельность, оригинальность ответа; - общая эрудиция учащегося; - уровень владения языковым материалом; - способность чётко и последовательно развивать мысль; - оформление работы. С помощью мультимедийной системы можно посмотреть отрывок из художественного фильма, созданного на основе произведения литературы, чтобы затем сделать сравнительный анализ и т. д., можно совершить заочное путешествие на родину писателя, поэта и т.д. Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности.


В раздел образования