Информационно-компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы.
Автор: Позднякова Галина Витальевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ школа №320 Приморского района Санкт- Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Информационно-компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Раздел: среднее образование
Информационно-компьютерные технологии на уроках русского языка и
литературы.
В современных условиях школа имеет возможность выбора: чему учить и как
учить?
Веяния
сегодняшнего
дня
требуют
поиска
новых
форм
и
методов
обучения.
Конечная
цель
всей
этой
работы
–
обеспечить
наиболее
полное
и
качественное
образование, помочь учащимся получить необходимый объём знаний, умений и навыков
для дальнейшей адаптации в современных условиях жизни.
Современный
урок
–
это
синтез
традиций
и
новаций,
на
котором
учитель
использует традиционные и инновационные методики, это актуальный, важный, практико-
ориентированный
урок,
существенный
для
настоящего
времени,
отвечающий
современным потребностям человека, должен быть метапредметным (надпредметным),
направленным на общемировоззренческую интерпретацию содержания образования,
содержание урока обязательно закладывает основу для будущего.
Инновация
(«новое»)
-
в
переводе
с
латинского
языка
означает
«обновление,
новшество или изменение». Инновационные технологии в образовании - введение нового
подхода в учебный процесс с целью получения более высокого результата.
Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение «нового»: «новый» - впервые
созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь
открытый, недостаточно знакомый, малоизвестный.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии
содержания и организации «нового».
Традиционный
тип
общения
признан
менее
эффективным
в
современных
условиях,
когда
учитель
сообщает
знания,
а
ученик
выступает
в
роли
пассивного
слушателя. Опытные учителя обычно практикуют в своей работе разные формы и методы
обучения.
Информационно - компьютерные технологии (ИКТ) на уроках русского языка и
литературы»
-
эта
проблема
в
современных
условиях
очень
актуальная,
так
как
использование
инновационных
форм
обучения
определяет
современное
качество
образования.
Это
является
одним
из
требований,
предъявленных
в
«Концепции
модернизации российского образования» к современной школе, ведь для
современных
школьников
персональный компьютер
является организатором учебной деятельности,
дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика, способствует поиску нужной
информации, совершенствованию грамотности, подготовке компьютерной презентации по
заданной теме и т.д.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы повышает интерес к
изучаемым предметам, активизирует познавательную деятельность учеников, развивает их
творческий
потенциал,
повышает
эффективность
обучения,
качество
образования
включает
школьников
и
педагогов
в
современное
информационное
пространство,
способствует самореализации и саморазвитию личности ученика.
При
обучении
русскому
языку
и
литературе
я
использую
ИКТ
на
уроках
закрепления
ЗУН (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков
при
выполнении
тренировочных
заданий
как
для
групповой,
так
и
для
индивидуальной
работы);
на
уроках
обобщающего
повторения
(использование
разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка,
орфографии,
пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ
лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах(разные виды
тестовых
форм
контроля,
позволяющих
проверить
степень
усвоения
изученного
материала, обеспечивают целенаправленную подготовку к ГИА и ЕГЭ).
В своей работе
я стараюсь применять
лицензионные программы, продукцию
известных фирм, а также самостоятельно выполненные мною и учениками материалы,
электронные
конспекты
уроков,
снабжённые
анимацией,
речью
диктора,
мультимедийными эффектами. Всё это способствует повышению качества усвояемости
учебного материала, а значит, позволяет добиться положительных результатов, повышает
эффективность учебного процесса.
На
уроках
литературы
ученики
выполняют
задания
творческого
характера
(сочинения,
статьи,
рисунки,
фотографии).
Например,
оформление
сборника
стихов
любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского
характера, создают проекты, а также по литературе – обзор творчества поэта, писателя;
работа с литературоведческой статьёй.
Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с
темой, возрастными, психологическими, индивидуальными особенностями
учащихся.
Считаю, что задания должны быть доступными, вызывать познавательный интерес, в то
же время в простой форме задания может быть заложена возможность глубоких поисков.
Особое внимание стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся.
Использование ИКТ позволяет обеспечить
творческий подход на уроке. Подготовка
учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения,
систематичности. Чтобы заинтересовать этой работой на серьезном уровне с пятого класса
использую презентации, содержащие рекомендации по написанию сочинений, различные
тексты
для
анализа,
презентации,
готовящие
учащихся
к
написанию
сочинений
по
картинам. Например, на уроке «Подготовка к сочинению – описанию по картине И.Э.
Грабаря
«Февральская
лазурь»
в
5
классе
предлагаю
групповую
работу
с
рабочими
материалами
по
подбору
лексики,
составление
таблицы:
объекты
-
характеристика
объектов. Сначала ребята выполняют
эту работу самостоятельно, затем консультанты
проверяют качество ее выполнения у членов своей группы, результаты корректируем, а
потом обсуждаем в классе. На другом уроке «Сочинение-описание по картине
П.П. Кончаловского «Сирень» использовала работу в парах: из данных слов нужно было
составить вступление (1 вариант), заключение (2 вариант). Пары обменивались листками с
выполненными заданиями и проверяли, обсуждали выполненную товарищами работу.
Методика компьютерной поддержки эффективна и на уроках литературы.
Учащиеся
заинтересованно
работают,
усваивают
больший
объём
информации,
если
доклад
сопровождается
презентацией.
При
составлении
презентаций
учитываются
следующие параметры:
- самостоятельность, оригинальность ответа;
- общая эрудиция учащегося;
- уровень владения языковым материалом;
- способность чётко и последовательно развивать мысль;
- оформление работы.
С
помощью
мультимедийной
системы
можно
посмотреть
отрывок
из
художественного фильма, созданного на основе произведения литературы, чтобы затем
сделать сравнительный анализ и т. д., можно совершить заочное путешествие на родину
писателя, поэта и т.д.
Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего
обучения
и
подготовки
ученика,
умеющего
применять
новые
технологии
в
своей
деятельности,
но
и
специальные
практические
задачи,
записанные
в
программе
по
русскому
языку
и
литературе.
Всё
это
способствует
формированию
разносторонне
развитой личности.