Автор: Проценко Наталья Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад №93 Населённый пункт: Ярославль Наименование материала: Конспект Тема: "Знакомство с глиной" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней
группе детского сада «Знакомство с глиной»
Цель: На основе опытов дать детям представления о свойствах
глины.
Задачи: 1.Сравнить глину с песком. Помочь понять назначение
глины в жизни человека.
2. Развивать мышление, логику, творчество.
3. Активизировать словарь: рыхлый, сыпучий, вязкая, пластичная,
сухой, мокрый, рассыпчатый, крупинки.
Материалы и оборудование: Миска с глиной и емкость с песком,
емкость с водой, 2 воронки, 2 стакана, лупа, изделия из глины для
выставки, пригласительные билеты, карточки с изображением
живой и неживой природы, глина для лепки, доски.
Ход занятия.
Воспитатель: У нас в группе открывается экскурсионное бюро: в
кассе продаются билеты на экскурсию. За один билет нужно
заплатить, т.е. найти одну картинку с изображением живой
природы и одну картинку с изображением неживой природы. (Дети
отбирают и объясняют, что нарисовано на картинках и почему они
так думают).
Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех на экскурсию: мы пришли
на выставку разных и очень интересных изделий, показывает на
стол с расставленными кувшинами, вазами, кружками и
др.предметами.
- Что мы здесь видим? (Дети перечисляют)
- Для чего нужна посуда?
А теперь перейдем к следующей витрине: здесь представлены
игрушки. Они все разные, интересные, как вы думаете, из чего они
сделаны? А что такое глина? Хотите узнать? Приглашаю вас в
лабораторию.
Дети подходят к столам, где в баночках находится песок и глина,
стакан с водой, воронки, веточки.
- Что у нас в баночке? (песок)
- Какой он? (желтый, рассыпчатый, рыхлый)
-Из чего он состоит? (из крупинок)
Возьмите немного песка и положите на листок бумаги и взяв лупу
рассмотрите его.
- Как можно назвать мелкие частички песка?
- Как они выглядят? (они круглые, желтые, прозрачные)
- Что с ними будет, если на них подуть?
Давайте поиграем: превращаю вас всех в песчаные крупинки.
Ветер подул, крупинки разлетелись в разные стороны. Ветер
закончился, собираю песчинки в горстку. Крупинки песка не
соединены друг с другом, поэтому они разлетелись в разные
стороны. Можно ли из сухого песка лепить? а из какого можно? (из
сырого). Воспитатель показывает: я заранее слепила пирожок из
сырого песка, но он высох. Что будет, если его взять в руки? (он
рассыплется) Попробуем, да, действительно это так.
- Можно ли из песка лепить посуду? (нет, она рассыплется, а если
скажут «да», то попробовать)
- А ч о у нас в другой баночке? (глина)
- Возьмите в руки, скажите, какая она? (мягкая, гибкая, не имеет
запаха)
- Глина тоже состоит из крупинок, но они очень маленькие и боятся
потеряться, поэтому их в лупу не видно. Они крепко держатся друг
за друга. Я превращу вас в маленькие крупинки глины. Возьмитесь
за руки и прижмитесь друг к другу плечами. Ветер подул, но
крупинки не разлетелись, как песчинки.
- А как вы думаете, пропускает глина воду или нет? Проверим.
В одной воронке насыпан песок, а в другой воронке лежит глина.
Давайте нальем в воронки воду.
- Что пропускает воду? (песок) А глина воду не пропускает, это ее
свойство и использует человек. А как люди используют глину?
(делают посуду и игрушки) Вот оказывается, какая она необычная и
интересная, эта глина. А теперь мы отправляемся в мастерскую, и
сами попробуем вылепить из глины разнообразную посуду.