Понятие "свойства и отношения предметов" в практике обучения старших дошкольников.
Автор: Киселева Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 10 "Солнышко" Населённый пункт: г. Кировград, Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: Понятие "свойства и отношения предметов" в практике обучения старших дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Понятие «свойства и отношения предметов» в практике обучения
старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте происходят изменения в познавательной
деятельности ребенка, изменяются содержательная и операционная стороны,
зарождаются познавательные мотивы. Поэтому данный возраст называют
возрастом
«множества
открытий».
Ребенок
активно
познает
предметные
эталоны, овладевает умениями учитывать и использовать свойства предметов
в практической деятельности. Дошкольник осваивает разнообразные способы
исследования,
становится
«почемучкой»,
интересующимся
всем,
что
его
окружает.
При
выраженном
интересе
к
окружающему
миру
ребенок
старшего
дошкольного
возраста
не
владеет
адекватными
средствами
получения
необходимой информации поэтому педагог призван помочь ему в овладении
средствами дознания, выработанными человечеством и позволяющими само-
стоятельно открывать новое.
Получение знаний - обязательное условие развития детей. Ребенок,
общаясь
с
окружающей
действительностью,
постоянно
сталкивается
с
необходимостью решения мыслительных задач, даже само усвоение знаний
есть не что иное, как решение мыслительных задач. Когда знание усвоено,
оно включается в мыслительные действия ребенка для решения других задач.
Таким образом, основой и причиной развития мышления являются сами
мыслительные
действия.
Чем
больше
ребенок
решает
практических
и
познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его умственное
развитие.
Мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе
познания;
к
мышлению
именно
относят
активную
сторону
познания:
внимание,
восприятие,
процесс
ассоциаций,
образование
понятий
и
суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе
лишь
образование
суждений
и
умозаключений
путем
анализа
и
синтеза
понятий
1
1
Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. — М.: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
В
тоже
время
согласно
словарю
педагогической
психологии
«мышлениелогическое
-
один
из
видов
мышления,
характеризующийся
использованием понятий, логических конструкций»
Венгер Л.А. в своей работе «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
утверждает
-
«Освоение
свойств
и
отношений
предметов
в
дошкольном
детстве
-
сложный
неравномерный
процесс,
в
основе
которого
лежит
соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях
развития дети выделяют и абстрагируют свойства из многообразия свойств,
которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира,
больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку
перейти на более высокие ступени — освоить обобщение, научиться упо-
рядочивать,
группировать
и
классифицировать
по
свойствам,
подойти
к
пониманию существенных связей, логических отношений между предметами
и явлениями мира»
2
.
Сложность познания свойств и отношений предметов в дошкольном
возрасте
обусловлена
противоречием
между
образностью
мышления
дошкольника и логикой, абстрактностью свойств, отношений, связей.
Часть свойств и отношений (цвет, размер, форма) осваивается детьми
достаточно
полно.
Дети
устанавливают
отношения,
успешно
понимают
простые
логические
связи,
поясняют
их.
Другие
свойства
и
отношения
осваиваются
недостаточно
глубоко,
дети
затрудняются
в
определении
сенсорных
эталонов,
«смешивают»
объемы
представлений
(например,
неверно употребляют термины - большой вместо тяжелый, мягкий вместо
легкий и т.п.). Неравномерность освоения свойств и отношений связана как с
особенностями самих свойств (частотой их проявления, степенью выражен-
ности), так и с уровнем овладения способами их познания.
2
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.:
Просвещение, 1988