Автор: Агеева Ольга Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ Молотинская СОШ Населённый пункт: д.Молотино, Брянский район г.Брянска Наименование материала: статья Тема: Консультация для родителей"Ребенок и книга" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Ребёнок и книга»
В. А. Сухомлинский« Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы
отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как
будто неизвестно откуда, взявшиеся плохое»
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир
большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и
воспитатели. Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное
значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и
мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение
для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение . Слушая чтение
взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок
активно думает, переживает за героев, предвосхищает события,
устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение
сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и
радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и
любящее сердце.
Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть
изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге
ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание
услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые
сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и
осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств,
радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков,
характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его,
воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более
сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе
книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый,
чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу,
наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои
чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во
всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок,
дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной
классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г.
Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И.
Чуковского, и многих других.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют
иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако
наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в
этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу
осознать содержание разных произведений.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события
чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из
предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок,
которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк
и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)
Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует
стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся
детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных
«Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль
для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и
танцор, и актёр, и чтец.
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы
ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с
книгой на этом возрастном этапе:
- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать
литературные произведения;
- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями,
необходимыми для понимания книг;
- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и
поэтическим произведениями;
- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную
заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев
произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать
иллюстрации.
Подсказки для родителей “Как читать детям” во второй младшей группе
(от 3 до 4 лет)
“да”
Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ
вечером)
Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день
Читайте сами, показывая пример своему ребенку.
Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.
Поощрять его желание подражать, полистать книгу, “поиграть с ней”.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.
Дарите ребенку книги.
Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
“нет”
Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом просит.
Организация чтение дома
Когда вы читаете со своим ребенком, то:
Найдите спокойное место.
Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу