Напоминание

Контрольная работа по теме: "Россия в первой половине XIX в." 8 класс.


Автор: Храпко Алла Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 34 Лесозаводского городского округа
Населённый пункт: г. Лесозаводск Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Контрольная работа по теме: "Россия в первой половине XIX в." 8 класс.
Раздел: среднее образование





Назад





Контрольная работа по теме: «Россия в первой половине XIX в.»

Вариант 1.

Часть 1.

При выполнении заданий 1–22 запишите в поле ответа одну цифру, которая соответствует номеру

правильного ответа

1. В результате победы России в Отечественной войне 1812 г.:
1) к России отошло побережье Средиземного моря 2) возрос международный авторитет России 3) Александра I провозгласили «императором французов» 4) Франция присоединилась к континентальной блокаде
2. Созданный при Николае I корпус жандармов:
1) выполнял роль политической полиции 2) боролся с горцами на Кавказе 3) занимался подготовкой высших офицерских кадров 4) был привилегированной частью дворянской гвардии
3.

Проведение

реформы

государственных

крестьян,

издание

указа

об

обязанных

крестьянах

свидетельствовало о стремлении Николая I:
1) немедленно отменить крепостное право 2) ослабить остроту крестьянского вопроса 3) уравнять крестьян в правах с представителями других сословий 4) отменить крестьянскую общину
4. Согласно финансовой реформе Е.Ф. Канкрина:
1) на государственные средства создавались школы и больницы 2) разрешалось свободное хождение иностранных денег 3) создавались первые банки 4) основным платежным средством становился серебряный рубль
5. Крупные государственные деятели первой половины XIX в., ближайшие сподвижники Николая I:

1) П.Д. Киселев, М.М. Сперанский 2) П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский 3) Н.В. Станкевич, М.В. Буташевич-Петрашевский 4) И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин

6. Промышленный переворот в России в отличие от Англии:
1) начался в сельском хозяйстве 2) привел к появлению первых фабрик 3) начался в конце XVIII в. 4) проходил в условиях сохранения феодальных пе- режитков
7. Кем был автор приведенного отрывка?
А называть нас следовало не... а в противоположность западникам, скорее, туземниками или самобытниками; но и эти клички не полно бы нас характеризовали. Мы себе никаких характеристик не присваивали, а стремились быть только не обезьянами, не попугаями, а людьми, и притом людьми русскими. 1) славянофилом 3) марксистом 2) социалистом 4) консерватором
8. Теорией «официальной народности» называлась идеология, призванная:
1) сформировать в России гражданское общество 2) показать огромную роль народа в Отечественной войне 1812 г. 3) укрепить самодержавный строй в России 4) сплотить русское общество в борьбе с крепостничеством
9. Главная цель Николая I в области внешней политики
: 1) усиление роли России на Балканах, на Ближнем и Среднем Востоке 2) установление тесных союзнических отношений с Англией и Францией 3) поддержка революций 1848-1849 гг. во Франции, Германии и Австро-Венгрии 4) подавление национально-освободительного движения балканских народов
10. Какое событие произошло позже других?
1) начало Кавказской войны 2) начало Крымской войны 3) Польское восстание 4) вторжение царских войск в Венгрию
11. Какое сражение произошло в ходе Крымской войны?
1) Тарутинский маневр 2) взятие крепости Карс 3) взятие аула Гуниб 4) Чесменский бой
12. Поражение России в Крымской войне было вызвано:
1) малочисленностью русской армии 2) ведением войны на чужой территории 3) военно-технической отсталостью России 4) вступлением в войну США
13. На фотографии представлен памятник затопленным кораблям. В каком

месте он установлен?
1)Евпатория 2)Севастополь 3)Синопская бухта 4)пролив Босфор
14. В каком документе содержатся приведенные слова?
Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, выгоды, а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской... И потому не может долее в России существовать дозволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. 1) в указе о «вольных хлебопашцах» 2) B Уставной грамоте Российской империи 3) в «Русской правде» П. Пестеля 4) в Жалованной грамоте дворянству
15. Рассмотрите схему и выполните задание.

Укажите русского землепроходца, совершившего экспедицию по маршруту, представленному на схеме.

1) С. Дежнёв 2) Е. Хабаров 3) Н.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский 4) Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев
16. В какой последовательности происходили события Отечественной войны 1812 г.?
1) сражение под Малоярославцем, Бородинская битва, Смоленское сражение, переправа через Березину 2) Смоленское сражение, Бородинская битва, сражение под Малоярославцем, переправа через Березину 3) переправа через Березину, Бородинская битва, Смоленское сражение, сражение под Малоярославцем 4) Смоленское сражение, сражение под Малоярославцем, Бородинская битва, переправа через Березину
17. В архитектуре первой половине XIX в. Господствовал стиль:
1) романтизм 2) классицизм 3) барокко 4) ампир
Задания 18–25 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать

только буквами (например: Николай Второй).

18. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите цифры, которыми они

обозначены, в правильной последовательности в таблицу.
1) Смоленское сражение 2) преследование русской армией войск Наполеона 3) русская армия оставила Москву 4) Тарутинский марш-манёвр
19. Какие суждения характерны для теории «общинного социализма»?
1) необходимо сохранить помещичье землевладение 2) самодержавие есть основа благополучия России 3) Россия будет развиваться самобытным путем, отличным от западного 4) русскому крестьянину присущ природный коллективизм 5) Россия должна повторить путь западной цивилизации Ответ: __________
20
. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Художественное направление Деятель культуры 1. Сентиментализм 2. Реализм 3. Ампир A. А.Н. Верстовский Б. П.А. Федотов B. Н.М. Карамзин Г. О.И. Бове 1 2 3
21. Какие утверждения верны?
1) Н.Н. Зинин — выдающийся русский химик 2) Б.С. Якоби — знаменитый русский хирург 3) Н.И. Пирогов - русский историк-публицист 4) Ф.Ф. Беллинсгаузен - руководитель второй кругосветной экспедиции 5) Н.И. Лобачевский - создатель неевклидовой геометрии
Ответ: __________
22. В каком году произошло событие, о котором идет речь в документе?
Провидение омрачило умы людей буйных, и они в порыве своего безумия решились на предприятие столь же пагубное, сколько и несбыточное: отдать государство власти неизвестной, злодейски свергнув законную. Бунт вспыхнул мгновенно; обманутые солдаты и чернь ревностно покорились мятежникам, предполагая, что они вооружаются против Государя незаконного и что новый Император есть похититель престола старшего своего брата Константина. В сие-то ужасное время общего смятения, когда смелые действия злодеев могли бы иметь успех самый блистательный, милосердный погрузил предприимчивых извергов в какое-то странное недоумение и неизъяснимую нерешительность: они, сделав каре у Сената, несколько часов находились в бездействии, а правительство между тем успело взять все нужные противу них меры. Ответ:____________________________________________.
23
. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Название документа

Основные положения
1. «Русская правда» П. Пестеля 2. «Конституция» Н. Муравьева 3. Уставная грамота Российской империи Н.Н. Новосильцева A. Провозглашение суверенитета императорской власти Б. Провозглашение России республикой B. Ограничение помещичьего землевладения и наделение крестьян 2 десятинами земли Г. Главное средство борьбы с властью — народная революция
1

2

3

24.

О событиях какой войны идет речь в документе?
Город осажден с одной стороны, с южной, на которой у нас не было никаких укреплений... Теперь у нас на этой стороне более 500 орудий огромного калибра и несколько рядов земляных укреплений... Неприятель уже более трех недель подошел в одном месте на 80 сажен и не идет вперед; при малейшем движении вперед его засыпают градом снарядов. Дух в войсках выше всякого описания... Корнилов, объезжая войска, вместо «здорово, ребята!» говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» - и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Ответ:____________________________________________
25. Ниже представлены имена исторических деятелей. Все они, за исключением одного, связаны с

событиями внешней политики России второй четверти XIX в. Найдите и запишите его.
АА. Чарторыйский, А.С. Грибоедов, Э.И. Тотлебен, П.И. Багратион Ответ: __________________
Часть 2.

Для ответов на задания этой части (26–27) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер

задания (26, 27 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 26, 27. Используйте в ответах

информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочтите текст и выполните задания.
Всего было на площади в рядах восставших больше 2000 солдат. Эта сила в руках одного начальника, в виду собравшегося тысячами вокруг народа, готового содействовать, могла бы всё решить, и тем легче, что при наступательном действии много батальонов пристало бы к возмутившимся, которые при десяти- градусном морозе, выпадающем снеге с восточным резким ветром, в синих мундирах, ограничивались страдательным положением и грелись только неумолкаемыми возгласами «Ура!». Не видать было диктатора, да и помощники его не были на месте. <...> Было в полном смысле безначалие: без всяких распоряжений — все командовали, все чего-то ожидали, и в ожидании дружно отбивали атаки, упорно отказывались сдаться и гордо отвергли обещанное помилование. <...> Великий князь Михаил Павлович <...> с самоотвержением подъехал к каре, стал «говаривать солдат и едва не сделался жертвой смелости. В.К. Кюхельбекер, видя, что великому князю может удаться отклонить солдат, уже прицелился в него пистолетом, Пётр Бестужев отвёл его руку <...> Граф МЛ. Милорадович, любимый вождь всех воинов, спокойно въехал в каре и пытался уговорить солдат. <...> В эту минуту пули Каховского и ещё двух солдат смертельно ранили смелого воина...
26. О каком событии идёт речь? Назовите точную дату.

27. Чем закончилось данное событие? Назовите не менее одной причины этого итога.

Контрольная работа по теме: «Россия в первой половине XIX в.»

Вариант 2.

Часть 1.

При выполнении заданий 1–22 запишите в поле ответа одну цифру, которая соответствует номеру

правильного ответа

1. Когда начался заграничный поход русской армии против войск Наполеона?
1) в 1807 г. 2) в 1812 г. 3) в 1813 г. 4) в 1814 г

2. Третье Отделение императорской канцелярии
: 1) занималось составлением законов 2) возглавляло вооруженные силы страны 3) контролировало умонастроения граждан 4) ведало вопросами внешней политики
3. Издание Полного свода законов Российской империи свидетельствовало о стремлении Николая I:
1) расширить права и свободы российских подданных 2) изменить государственный строй 3) усовершенствовать государственное управление 4) ослабить государственное вмешательство в жизнь общества
4. Реформа министра государственных имуществ П.Д. Киселева:
1) устанавливала государственный надзор за печатью 2) вводила систему военных поселений 3) распространяла крепостничество на государственные земли 4) регламентировала права и обязанности государственных крестьян
5. Крупные государственные деятели первой половины XIX в., ближайшие сподвижники Николая I:
1) Е.Ф. Канкрин, А.Х. Бенкендорф 2) П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен 3) Н.В. Станкевич, К.Д. Кавелин 4) АС. Хомяков, Ю.Ф. Самарин
6. Промышленный переворот в России в отличие от Англии
: 1) начался в 30-40-х гг. XIX в. 2) привел к замене ручного труда машинным 3) начался в хлопчатобумажной промышленности 4) привел к исчезновению крестьянства
7. Кем был автор приведенного отрывка?
И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне благоразумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника... Самодержавие есть палладиум России; целость его необходима для ее счастья... 1) социалистом 3) западником 2) славянофилом 4) консерватором
8. В какой последовательности происходили события Отечественной войны 1812 г.?
1) соединение 1-й и 2-й русских армий, военный совет в Филях, Бородинская битва, Тарутинский маневр; 2) соединение 1 -й и 2-й русских армий, Бородинская битва, военный совет в Филях, Тарутинский маневр; 3) Тарутинский маневр, соединение 1-й и 2-й русских армий, военный совет в Филях, Бородинская битва; 4) военный совет в Филях, соединение 1-й и 2-й русских армий, Бородинская битва, Тарутинский маневр
9. Главная цель Николая I в области внешней политики:
1) введение континентальной блокады 2) подавление революций и выполнение роли «жандарма Европы» 3) помощь народам Латинской Америки в борьбе за независимость 4) присоединение Финляндии к России
10. Какое событие произошло ранее других?
1) начало Крымской войны 2) начало Кавказской войны 3) Польское восстание 4) вторжение царских войск в Венгрию
11. Какое сражение произошло в ходе Крымской войны?
1) бой за Малоярославец 3) Синопское сражение 2) взятие аула Ведено 4) штурм Измаила
12. Поражение России в Крымской войне свидетельствовало о (об):
1) отсутствии талантливых военачальников 2) малочисленности армии 3) кризисе феодальной системы 4) низком моральном духе русской армии
13. На фотографии представлен музей-панорама «Оборона Сева-

стополя». Событию какого периода он посвящен?
1)1826-1828 гг. 2)1854-1855 гг. 3)1853-1856 гг. 4)1848-1849 гг.
14. Кто был автором цитируемого донесения?
Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод... Теперь, в недалеком расстоянии от Москвы, собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия вашего императорского величества цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле еще... потеря Москвы не есть потеря отечества... 1) М. И. Кутузов 2) Н. Н. Раевский 3) П. И. Багратион 4) М. Б. Барклай де Толли
15. Укажите период времени, к которому относится военный конфликт, события которого изображены

на данной схеме.


1) вторая половина XVII в. 2) начало XVIII в. 3) середина XIX в. 4) конец XIX в.
16. Политические убеждения декабристов сформировались под влиянием
1) теории «официальной народности» 2) теорий утопического социализма 3) преобразований Николая I 4) революционных событий в Европе
17. К стилю сентиментализма можно отнести произведения:
1) Н.М.Карамзина 2) В.А.Жуковского 3) А.С.Пушкина 4) Н.В.Гоголя
Задания 18–25 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать

только буквами (например: Николай Второй).

18. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите цифры, которыми они

обозначены, в правильной последовательности в таблицу.
1) восстание Черниговского полка 2) начало правления Александра I 3) вступление русских войск в Париж 4) создание Государственного совета
19. Какие суждения характерны для западничества
? 1) в России должна произойти революция 2) крестьянская община позволит России миновать буржуазный строй 3) в России необходимо провести реформы 4) необходимо уничтожить крепостное право и самодержавие 5) Россия будет развиваться самобытным путем Ответ: ___________
20
. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Название документа

Основные положения
1. «Русская правда» П. Пестеля 2. «Конституция» Н. Муравьева 3. Уставная грамота Российской империи Н.Н. Новосильцева A. Ликвидация частной собственности Б. Предоставление подданным страны (за исключением крепостных) гражданских прав и свобод B. Превращение России в федерацию из 15 держав с выборным двухпалатным парламентом — Народным вече Г. Отказ от федеративного устройства страны, сохранение территориального единства России 1 2 3
21. Какие утверждения верны?
1) К.М.Бэр - выдающийся русский биолог. 2) Б.С. Якоби — знаменитый русский физик.
3) Н.И. Пирогов — знаменитый русский хирург. 4 ) Н . М . Карамзин - крупнейший мореплаватель и ученый-географ. 5) Н.И. Лобачевский — крупнейший российский историк. Ответ: ____________
22. В каком году произошло событие, о котором идет речь в документе?
Погода из довольно сырой становилась холоднее; снегу было весьма мало, и оттого - весьма скользко; начинало смеркаться, - ибо был уже 3 час пополудни. Шум и крик делались настойчивее, и частые ружейные выстрелы ранили многих в Конной гвардии и перелетали чрез войска; большая часть солдат на стороне мятежников стреляли вверх. Выехав на площадь, желал я осмотреть, не будет ли возможности, окружив толпу, принудить к сдаче без кровопролития. В это время сделали по мне залп; пули просвистали мне чрез голову и, к счастию, никого из нас не ранило. Рабочие Исаакиевского собора из-за заборов начали кидать в нас поленьями. Надо было решиться положить сему скорый конец, иначе бунт мог сообщиться черни, и тогда окруженные ею войска были б в самом трудном положении. О т в е т :___________________________________________
23. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого

столбика соответствует один элемент правого.

Художественное направление

Деятель культуры
1. Романтизм 2. Реализм 3. Классицизм A. О.А. Кипренский Б. П.А. Федотов B. Н.М. Карамзин Г. А.Д. Захаров 1 2 3
24. В годы какой войны произошли события, о которых говорится в отрывке?
...27 августа, в 10 часов пополудни. Войска защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелем на Западную и Корабельную сторону, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины. О т в е т :___________________________________________
25. Ниже представлены имена исторических деятелей. Все они, за исключением одного, связаны с

событиями Крымской войны. Найдите это имя и запишите его.
Н. Н. Раевский, П.С. Нахимов, Л.Н. Толстой, ВА. Корнилов. Ответ: ____________
Часть 2.

Для ответов на задания этой части (26–27) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер

задания (26, 27 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 26, 27. Используйте в ответах

информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочтите текст и выполните задания.
...Первою заботою императора была кодификация российских законов, предпринимаемая столько раз его предшественниками: Петром Великим, Екатериною II с её комиссией законов, Александром. <...> В 1830 году вышло «Полное собрание законов Российской империи». Он установил в купеческом сословии новое подразделение «почётных граждан». <...> При нём возобновлены работы по строительству канала Волга — Дон и по улучшению плавания по Днепру. При нём же построены первые железные дороги. Для содействия народному просвещению был основан учительский институт, цель которого в основном — ограждение русской молодёжи от влияния иностранных учителей.
26. Назовите имя императора, о котором идёт речь, и годы его правления.

27. Назовите ещё два направления его деятельности, не указанные в тексте.

Система оценивания контрольной работы по истории

Часть 1
За верное выполнение каждого из заданий части 1, кроме заданий 19 и 22, выставляется 1 балл. Задания 1–24 считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, цифра или последовательность цифр. Задания 19 и 22 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания 25 – 26 оцениваются по 2 балла.
Ответы:

Вариант 1.

Часть 1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 1 2 4 1 4 1 3 1 2 2 3 2 1 3 2 4 18 19 20 21 22 23 24 25 1342 34 1 2 3 145 1825 г. 1 2 3 Крымская война П.И.Багратион В Г Б Б В А
Часть 2.

26
. О каком событии идёт речь? Назовите точную дату. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должны быть указаны: 1) 14 декабря 1825 г. 2) восстание декабристов Правильно указаны дата и событие 2 Правильно указан только дата. ИЛИ Правильно указано только событие 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 2
27
. Чем закончилось данное событие? Назовите не менее одной причины этого итога. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должны быть указаны: 1) Восстание закончилось поражением.
Причины поражения
: 1) Планы восставших были нарушены, поскольку диктатор восстания - С. П. Трубецкой - не явился на Сенатскую площадь. 2) Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить инициативу. 3) Восставшие не призвали на помощь народ. Правильно указаны итог восстания и две причины поражения 2 Правильно указан только итог восстания и одна причина поражения. ИЛИ Правильно указан только две причины поражения 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 2
Вариант 2.
Часть 1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 3 3 3 4 1 1 4 2 2 2 3 3 3 1 3 4 1 18 19 20 21 22 23 24 25 2431 34 1 2 3 123 1825 г. 1 2 3 Крымская война Н.Н.Раевский Г В Б В Б Г
Часть 2.

26
. Назовите имя императора, о котором идёт речь, и годы его правления. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должны быть указаны: 1) Николай I 2) 1825-1855 гг. Правильно указаны имя императора и даты его правления 2 Правильно указан только имя императора. ИЛИ Правильно указана только дата правления 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 2
27
. Назовите ещё два направления его деятельности, не указанные в тексте и подтвердите их конкретными примерами.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должны быть указаны: Направление деятельности Николая I: 1) Подавление революционного движения: 1826 г. - создание 3-го отделения жандармов, принятие цензурного устава. 2) Попытка смягчить остроту крестьянского вопроса: 1837-1941 гг. – реформа государственных крестьян Киселева. Правильно указаны два направления деятельности и приведены примеры 2 Правильно указан только два направления. ИЛИ Правильно указан только одно направление и приведён один пример ИЛИ правильно указаны примеры 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 2
Литература:
История России. Тестовые задания. 8 класс/А.В.Иванов, И.А.Гиниятуллина, Н.А.Левина. – М.: Просвещение, 2014. Комплексная тетрадь для контроля знаний. История России. 8 класс/Сост. И.В.Быкова, А.И.Ивонина. – М.: АРКТИ, РАНОК, 2014. Контрольно-измерительные материалы. История России. 8 класс/Сост. К.В.Волкова. – М.: Вако, 2015. Тесты по истории России. К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России, XIX век. 8 класс»/Е.В.Симонова. – М.: Экзамен, 2016


В раздел образования