Доклад из опыта работы"Художественно-эстетическое воспитание"-музыка
Автор: Коробкина Наталья Викторовна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: детский сад "Ручеёк" Населённый пункт: КЧР Зеленчукский район. ст.Сторожевая Наименование материала: методическая разработка Тема: Доклад из опыта работы"Художественно-эстетическое воспитание"-музыка Раздел: дошкольное образование
Есть внутренняя музыка души.
Она как память о полузабытом;
Она как дальний шум.Не заглуши
Её с годами- буднями и бытом.
Она таится в глубине, светя.
Порой в случайном слове, в слабом жесте
Её имеют многие. Дитя- лишь обладает
Ею в совершенстве.
Е.Винокуров
В современном обществе происходят социальные и экономические
перемены.Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе
модернизации в связи с «»Федеральными государственными требованиями
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования».
Формирование творческой личности- одна из важнейших задач
педагогической теории и практики на современном этапе .Человек будущего
должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным
творческим началом.Современная концепция дошкольного воспитания
показывает важность приобщениядетей к искусству с раннего возраста,
считая его мерилом человеческих ценностей.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания ,развития
личности,,формирования её эстетической культуры-одна из важнейших
задач, стоящих перед дошкольным образованием.Педагогика определяет
художественно-эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста как
целенаправленный процесс формирования творчески активной личности
ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и
искусстве.Таким образом ,художественно-эстетическое воспитание – это
формирование в человеке художественно-эстетического отношения к
днйствительности и активации его до творческой деятельности по законам
красоты.
Итак с 1января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, где определены
основные направления развития ребёнка.
Актуальным направлением системы образования является художественно-
эстетическое воспитание-как одно из основныхсредств духовно-
нравственного,культурного развития личности.Здесь ребёнок наиболее
полно может раскрыть себя, свои возможности,вокальные и музыкальные
импровизации, одним словом-реализовать себя как творческую
личность.ОО»Художественно-эстетическое развитие» включает в себя
музыкальную деятельность.
Известный педагогВ ,А,Сухомлинский отмечал:»Музыкальное воспитание-это
не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека»,так как
играет важную роль в формировании личности ребёнка.Основой
музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная
отзывчивостьна произведения музыкального искусства.»Развитие у детей
эмоциональной отзывчивости ведет к проявлениям предпочтений, желанию
слушать музыкальные произведения,являющиеся шедеврами
искусства,рождает творческую активность»(О.П.Радынова).А через
активность ребёнка которая проявляется в разных видах музыкальной
деятельности,через восприятие музыки и происходит формирование
гармоничной личности ребёнка и развитие музыкальных
способностей.Работу по музыкально-художественному развитию строила в
соответствии с примерной программой»От рождения до школы»;»Топ хлоп
малыши» Бурекиной.Использование данных программ даёт мне
возможность творческого подхода к организации работы с
детьми,интеграций образовательного содержания, приобщения к искусству,
музыке,народной культуре.
Перед собой поставила задачи:1.приобщать детей к музыкальному искусству;
2.формировать основы музыкальной
культуры;
3.развивать музыкальный слух, чувство
ритма,формирование песенного и музыкального слуха;
4.реализация самостоятельной творческой
деятельности.
Дошкольный возраст—важнейший этап развития и воспитания
личности,наиболее благоприятный для формирования худ.эстетической
культуры,поскольку именно в этом возрасте у ребёнка преобладают
позитивные эмоции,личная активность,происходят качественные изменения
в творческой деятельности.Эстетическое воспитание личности происходит с
первых шагов маленького человека,с первых его слов,поступков. Свою
работу по вопросам музыкального образования строила так, что в процессе
взаимодействия родителей, педагогов с детьми происходило всестороннее
воспитаниедошкольников,формирование музыкальных
способностейкаждого ребёнка.Для того чтобы развить у ребёнка эти
способности-замечаю его склонности к определённым видам музыкальной
деятельности в которых способности реализуются наиболее полно.Поэтому в
процессе музыкального развития я рименяю индивидуально-
дифференцированный подход с помощью которого отмечаю те или иные
изменения в развитии ребёнка.
В прцессе коллективных занятий предусматриваю индивидуальные задания
разной степени сложности чтобы сделать их привлекательными для детей и
не ущемить интересов.Но чем младше ребёнок, тем он больше нуждается в
таком подходе.В определении предпочтений мне помогает наблюдение за
детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Во время традиционного или типового музыкального занятия дети
обучаются сразу нескольким видам музыкальной
деятельности:слушание,пение,муз.ритмическая деятельность,игра на детских
музыкальных инструментах, развитие
творчества:песенного,муз.игрового,танцевального.Задания попроще я даю в
конце занятий.Помочь перейти от одного вида деятельности к другому мне
помогают разнообразные игровые методы и приёмы.
В разделе»пение»на муз.занятиях используюпопевки-
упражнения,многократное повторение которых развивает правильность и
чистоту интонирования; применяю упражнение на дыхание перед
пением(дышим носиком;подуй на свечу)и другие.Пение
песен»дождик»;»колыбельная»;»вот как мы умеем»»зима»,Кошечка,птичка
и другие. Репертуар по разделу»слушание»музыки строится на
произведениях композиторов разных эпох(Чайковский-
весна,осень,Френкель-наша погремушечка,вот как мы умеем,Рраухвергера-
корова,Тиличеевой-лошадка,гопочок.Для полного восприятия детьми я
использую различные наглядные пособия,литературный текст.Так же
использую аудио-фонотеку.
Муз.ритмические движения(козлятки,воробышки,птички)помогают детям
наиболееполно воспринимать музыкальный образ.Использую народную
музыку и музыку написанную для детей и рекомендованнуюпрограммой
ДОУ.В вопросе музыкального воспитаниядетей особая роль отводится
муз.инструментам и детским игрушкам.Я использую их вовлекая малышей в
сферу музыки,помогая развитию их творческих способностей.Муз. игрушки
применяюв сюжетных и дид.играх(весёлые матрёшки,весёлая
дудочка,колокольчики).В группе есть небольшой ассортимент муз.
Инструментов,из которых можно составить ансамбль или маленький
оркестр.Знания полученные на занятиях эстетического цикла отражаются в
игровой деятельности воспитанников.Они с удовольствием
танцуют.Развитие музыкальных способностей происходит не только на
муз.занятиях но и в повседневной жизни.Если утром звучитдобрая песня с
хорошим текстом, то расстование с родителями проходит намного легче и
безболезненней.Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике
дает заряд бодрости на весь день.Во время прогулок и в обыгрывании дней
рождения детей использую хороводы, разученные на муз .занятиях.Для
расслабления,снятия эмоционального напряжения,для приятного
погружения в дневной сон использую благотворную,мелодичную,
релаксирующую музыку.(шелест листьев,голоса птиц,шум морских
волн).Репертуар музыки меняю чтобы не привить ненужных
рефлексов,чередую с чтением литературных произведений, чтобы создать
атмосферу приближенную к дому.Музыку использую и на других занятиях
для связи с другими видами деятельности.
В детском саду музыка может звучать в течении всего дня.Но это не значит
что она должна звучать непрерывно,а в зависимости от времени суток,вида
деятельности и даже настроения детей.Неизменно весь накопленный
муз.опытребенок переносит в самостоятельную муз .деятельность по своим
желаниям.Музицируя самостоятелоно дети поют любимые песни,играют на
муз.инструментах.К основным источникам самостоятельной деятельности
детей могут быть отнесены:муз .занятия,праздники и вечера развлечений,
окружение(семья).Обязательным условием муз.деятельности детей является
создание определенной материальной среды.-муз.зон.В муз.уголках игрушки
и пособия периодически пополняются и обновляются согласно возрасту.Для
детей очень важна помощь-руководство взрослого,иначе желания тут же
могут погаснуть если малыш забылслова или нет желающих его послушать.В
содержании в самостоятельной муз.деятельности входит то чему
научилисьдети с помощью взрослых.Поэтому на занятиях я предлагаю спеть
песенку ,придумать как пляшет заяц.косолапый медведь.Следовательно
развитиесамостоятельной муз.деятельности зависит:от наличия предметно-
пространственной развивающей среды,от имеющихся у детей умений и
навыков,продуманного руководства со стороны
воспитателей.Положительный результат в формировании эмоциональной
сферы ребёнка через муз.воспитание трудно получить без участия
родителей,поэтому на всем протяжениигода сотрудничаем с родителями.Для
этого размещаем полезную информацию в родительском
уголке,периодически обновляем папки-передвижки,провожу
анкетирование,индивидуальные беседы,поручения.Особой формой является
привлечение родителей к организации досуговых мероприятий в которых
они с удовольствием принимают участие ине только в разучивании стихов но
и непосредственными участниками.Были проведены праздники для
родителей.Это дало взрослым возможность увидеть своих детейв процессе
обучения всем видам муз.деятельности.Родители убедились как серьезно
проводится работа по развитию муз.знаний детей.Привлекала родителей к
разнообразным формам совместной муз. Деятельности с детьми.
Таким образом,правильно организованная системаработы по
художественно-эстетическому воспитанию детей-создание условий для
него-организация учебно-воспитательного процесса-позволяет создать
благоприятные условия для развития художественно-эстетических
способностей детей,творческого воображения и .как
результатхуд.эстетического воспитания-духовно богатую, всесторонне-
развитую личность.
К концу года у детей сформировалисьподпевания и пение,простейшие
певческие навыки,научились сольному пению.Появился интерес к
музыке,дети научились различать звуки по высоте,воспринимать музыку
через движения,выполнять плясовые движения в кругу,научились ходить на
носках,высоко поднимая ноги,прямому галопу.Закончу словами
древнегреческого философаПлатона,которые за более чем два тысячилетия
не утратили своего значения:»Ритм и гармония глубже всего проникают в
душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено
правильно.»
Используемая литература: 1.Примерная программа «От рождения до
Школы».
2 «.Топ-хлоп малыши» Бурекиной
3. Музыкальный руководитель.
4. Музыкальная палитра.