Напоминание

Доклад из опыта работы"Художественно-эстетическое воспитание"-музыка


Автор: Коробкина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: КЧР Зеленчукский район. ст.Сторожевая
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Доклад из опыта работы"Художественно-эстетическое воспитание"-музыка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Есть внутренняя музыка души. Она как память о полузабытом; Она как дальний шум.Не заглуши Её с годами- буднями и бытом. Она таится в глубине, светя. Порой в случайном слове, в слабом жесте Её имеют многие. Дитя- лишь обладает Ею в совершенстве. Е.Винокуров В современном обществе происходят социальные и экономические перемены.Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «»Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Формирование творческой личности- одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе .Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщениядетей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей. В наше время проблема художественно-эстетического воспитания ,развития личности,,формирования её эстетической культуры-одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образованием.Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.Таким образом ,художественно-эстетическое воспитание – это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к днйствительности и активации его до творческой деятельности по законам красоты.
Итак с 1января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где определены основные направления развития ребёнка. Актуальным направлением системы образования является художественно- эстетическое воспитание-как одно из основныхсредств духовно- нравственного,культурного развития личности.Здесь ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности,вокальные и музыкальные импровизации, одним словом-реализовать себя как творческую личность.ОО»Художественно-эстетическое развитие» включает в себя музыкальную деятельность. Известный педагогВ ,А,Сухомлинский отмечал:»Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека»,так как играет важную роль в формировании личности ребёнка.Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивостьна произведения музыкального искусства.»Развитие у детей эмоциональной отзывчивости ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения,являющиеся шедеврами искусства,рождает творческую активность»(О.П.Радынова).А через активность ребёнка которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности,через восприятие музыки и происходит формирование гармоничной личности ребёнка и развитие музыкальных способностей.Работу по музыкально-художественному развитию строила в соответствии с примерной программой»От рождения до школы»;»Топ хлоп малыши» Бурекиной.Использование данных программ даёт мне возможность творческого подхода к организации работы с детьми,интеграций образовательного содержания, приобщения к искусству, музыке,народной культуре. Перед собой поставила задачи:1.приобщать детей к музыкальному искусству; 2.формировать основы музыкальной культуры; 3.развивать музыкальный слух, чувство ритма,формирование песенного и музыкального слуха; 4.реализация самостоятельной творческой деятельности.
Дошкольный возраст—важнейший этап развития и воспитания личности,наиболее благоприятный для формирования худ.эстетической культуры,поскольку именно в этом возрасте у ребёнка преобладают позитивные эмоции,личная активность,происходят качественные изменения в творческой деятельности.Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека,с первых его слов,поступков. Свою работу по вопросам музыкального образования строила так, что в процессе взаимодействия родителей, педагогов с детьми происходило всестороннее воспитаниедошкольников,формирование музыкальных способностейкаждого ребёнка.Для того чтобы развить у ребёнка эти способности-замечаю его склонности к определённым видам музыкальной деятельности в которых способности реализуются наиболее полно.Поэтому в процессе музыкального развития я рименяю индивидуально- дифференцированный подход с помощью которого отмечаю те или иные изменения в развитии ребёнка. В прцессе коллективных занятий предусматриваю индивидуальные задания разной степени сложности чтобы сделать их привлекательными для детей и не ущемить интересов.Но чем младше ребёнок, тем он больше нуждается в таком подходе.В определении предпочтений мне помогает наблюдение за детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности. Во время традиционного или типового музыкального занятия дети обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности:слушание,пение,муз.ритмическая деятельность,игра на детских музыкальных инструментах, развитие творчества:песенного,муз.игрового,танцевального.Задания попроще я даю в конце занятий.Помочь перейти от одного вида деятельности к другому мне помогают разнообразные игровые методы и приёмы. В разделе»пение»на муз.занятиях используюпопевки- упражнения,многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования; применяю упражнение на дыхание перед пением(дышим носиком;подуй на свечу)и другие.Пение песен»дождик»;»колыбельная»;»вот как мы умеем»»зима»,Кошечка,птичка и другие. Репертуар по разделу»слушание»музыки строится на произведениях композиторов разных эпох(Чайковский- весна,осень,Френкель-наша погремушечка,вот как мы умеем,Рраухвергера-
корова,Тиличеевой-лошадка,гопочок.Для полного восприятия детьми я использую различные наглядные пособия,литературный текст.Так же использую аудио-фонотеку. Муз.ритмические движения(козлятки,воробышки,птички)помогают детям наиболееполно воспринимать музыкальный образ.Использую народную музыку и музыку написанную для детей и рекомендованнуюпрограммой ДОУ.В вопросе музыкального воспитаниядетей особая роль отводится муз.инструментам и детским игрушкам.Я использую их вовлекая малышей в сферу музыки,помогая развитию их творческих способностей.Муз. игрушки применяюв сюжетных и дид.играх(весёлые матрёшки,весёлая дудочка,колокольчики).В группе есть небольшой ассортимент муз. Инструментов,из которых можно составить ансамбль или маленький оркестр.Знания полученные на занятиях эстетического цикла отражаются в игровой деятельности воспитанников.Они с удовольствием танцуют.Развитие музыкальных способностей происходит не только на муз.занятиях но и в повседневной жизни.Если утром звучитдобрая песня с хорошим текстом, то расстование с родителями проходит намного легче и безболезненней.Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике дает заряд бодрости на весь день.Во время прогулок и в обыгрывании дней рождения детей использую хороводы, разученные на муз .занятиях.Для расслабления,снятия эмоционального напряжения,для приятного погружения в дневной сон использую благотворную,мелодичную, релаксирующую музыку.(шелест листьев,голоса птиц,шум морских волн).Репертуар музыки меняю чтобы не привить ненужных рефлексов,чередую с чтением литературных произведений, чтобы создать атмосферу приближенную к дому.Музыку использую и на других занятиях для связи с другими видами деятельности. В детском саду музыка может звучать в течении всего дня.Но это не значит что она должна звучать непрерывно,а в зависимости от времени суток,вида деятельности и даже настроения детей.Неизменно весь накопленный муз.опытребенок переносит в самостоятельную муз .деятельность по своим желаниям.Музицируя самостоятелоно дети поют любимые песни,играют на муз.инструментах.К основным источникам самостоятельной деятельности детей могут быть отнесены:муз .занятия,праздники и вечера развлечений, окружение(семья).Обязательным условием муз.деятельности детей является создание определенной материальной среды.-муз.зон.В муз.уголках игрушки
и пособия периодически пополняются и обновляются согласно возрасту.Для детей очень важна помощь-руководство взрослого,иначе желания тут же могут погаснуть если малыш забылслова или нет желающих его послушать.В содержании в самостоятельной муз.деятельности входит то чему научилисьдети с помощью взрослых.Поэтому на занятиях я предлагаю спеть песенку ,придумать как пляшет заяц.косолапый медведь.Следовательно развитиесамостоятельной муз.деятельности зависит:от наличия предметно- пространственной развивающей среды,от имеющихся у детей умений и навыков,продуманного руководства со стороны воспитателей.Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребёнка через муз.воспитание трудно получить без участия родителей,поэтому на всем протяжениигода сотрудничаем с родителями.Для этого размещаем полезную информацию в родительском уголке,периодически обновляем папки-передвижки,провожу анкетирование,индивидуальные беседы,поручения.Особой формой является привлечение родителей к организации досуговых мероприятий в которых они с удовольствием принимают участие ине только в разучивании стихов но и непосредственными участниками.Были проведены праздники для родителей.Это дало взрослым возможность увидеть своих детейв процессе обучения всем видам муз.деятельности.Родители убедились как серьезно проводится работа по развитию муз.знаний детей.Привлекала родителей к разнообразным формам совместной муз. Деятельности с детьми. Таким образом,правильно организованная системаработы по художественно-эстетическому воспитанию детей-создание условий для него-организация учебно-воспитательного процесса-позволяет создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей,творческого воображения и .как результатхуд.эстетического воспитания-духовно богатую, всесторонне- развитую личность. К концу года у детей сформировалисьподпевания и пение,простейшие певческие навыки,научились сольному пению.Появился интерес к музыке,дети научились различать звуки по высоте,воспринимать музыку через движения,выполнять плясовые движения в кругу,научились ходить на носках,высоко поднимая ноги,прямому галопу.Закончу словами древнегреческого философаПлатона,которые за более чем два тысячилетия не утратили своего значения:»Ритм и гармония глубже всего проникают в
душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно.» Используемая литература: 1.Примерная программа «От рождения до Школы». 2 «.Топ-хлоп малыши» Бурекиной 3. Музыкальный руководитель. 4. Музыкальная палитра.


В раздел образования