Автор: Стасенко Любовь Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГКОУ РО "Ростовская санаторная школа-интернат №28" Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону Наименование материала: открытый урок математики в 5 классе Тема: "Решение уравнений" Раздел: среднее образование
ГКОУ РО «Ростовская санаторная
школа-интернат № 28»
ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ
В
5
КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
«Решение уравнений»
Составитель:
учитель математики
I категории Стасенко Л.В.
г. Новошахтинск
2014 г.
ЦЕЛИ УРОКА
образовательные:
повторение, обобщение и
систематизация материала по теме;
развивающие:
развитие математического и общего
кругозора, мышления, речи,
внимания, памяти;
воспитательные
:
воспитание интереса к математике и
ее приложениям, умение общаться,
общей культуре.
СТРУКТУРА УРОКА
ПЕРВЫЙ ЭТАП – разъяснение целей учебной
деятельности и правил игры;
ВТОРОЙ ЭТАП - подготовительный, разминка;
ТРЕТИЙ ЭТАП - основной, выполнение специально
подобранных заданий, контроль и
оценка промежуточных результатов;
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – заключительный, подведение
общих итогов.
ХОД УРОКА
I
.Ребята, сегодня мы проводим урок по теме «Решение
уравнений». Цель нашего урока повторить, обобщить и закрепить
материал по этой теме и подготовиться к контрольной работе.
Домашнее задание - №309(1), 311.
Вы уже достаточно много прорешали примеров по этой теме, и я
хочу вызвать Вас на соревнование и узнать как усвоен материал.
Раз это соревнование – должен быть победитель. А победителя мы
узнаем подсчитав баллы, которые наберет каждый из нас. А
подсчитывать мы их будем по следующей схеме:
«Правильный ответ ученика» - “ + ” 1 балл классу;
«Неправильный ответ ученика» - “ + ” 1 балл учителю;
«Подсказка» - “ – ” 1 балл классу;
Выигрывает тот кто наберет больше баллов.(на доске таблица
“Учитель - класс”). Все готовы? Начали соревнования.
II
.
1. – раздать карточки учащимся
2. – вызвать к доске 2 ученика.
Задания всем записаны на доске, работают одновременно.
Найти ошибку в решении:
а)
20
13
х
б)
12
21
х
в)
25
8
х
Решение
Решение
Решение
13
20
х
12
21
х
8
25
х
33
х
11
х
17
х
Выбери ответ и расположи в том порядке, как записаны
уравнения:
1)
27
12
х
2)
12
18
х
3)
30
17
х
4)
6
14
х
5)
13
20
х
6)
5
17
х
7)
25
18
х
Класс. Помнишь ли ты таблицу умножения? Подписать карточки.
На экране:
1)
3
9
4)
9
54
7)
8
72
2)
7
49
5)
6
7
8)
6
54
3)
4
8
6)
6
9
9)
9
81
В карточках на пересечении номера задания, с ответом ставить +.
Проверить выполнение заданий. (Пока проверяем с классом
задания, выполняемые на доске, 2-е учащихся проверяют
листочки с помощью шаблона)
Подводим итог. Баллы заносятся в таблицу.
III
. Работаем устно :
1. Прочитайте выражение:
а)
5
)
4
(
х
в)
)
5
(
41
х
б)
)
4
(
17
х
г)
)
14
(
31
х
2. Укажите букву, под которой записано уравнение:
а)
40
25
15
г)
20
18
р
б)
14
)
98
(
х
в)
35
у
д)
15
3
х
3. Дайте определение уравнения.
4. Что значит решить уравнение?
5. Решить уравнения: а)
9
15
у
б)
20
18
р
в)
50
25
х
6. Назовите неизвестные компоненты в уравнении:
а)
13
8
)
14
(
х
б)
3
5
)
4
(
х
7. Угадайте корень уравнения:
20
20
х
х
х
8.Задача. В одном мешке 46 кг зерна, что на
а
кг меньше, чем
во втором. Сколько килограммов зерна во втором
мешке? Выберете выражения, являющиеся
решением данной задачи.
(а)
а
46
(б)
а
46
(в)
а
46
(г)
а
46
Работаем письменно .
1. Решить уравнение и выполнить проверку:
а)
36
27
)
87
(
х
По карточкам:
а)
22
)
41
(
87
у
б)
30
)
15
(
55
х
2. Задача. Решить с помощью уравнения. Маша задумала
число. Если к этому числу прибавить 14 и от полученной суммы
отнять 12, то получится 75. Какое число задумала Маша?
(Несколько ответов с мест для занесения результатов в
таблицу)
Исторический экскурс . Кто и когда придумал уравнение?
Представьте себе, что первобытная мама по имени …….впрочем,
у нее, наверное и имени-то не было, сорвала с дерева 12 яблок,
чтобы дать каждому из своих четырех детей. Вероятно, она не
умела считать не только до 12, но и до четырех, и уж несомненно
не умела делить 12 на 4. А яблоки она поделила, наверное так:
сначала дала каждому ребенку по яблоку, потом еще по яблоку,
потом еще по одному и тут увидела, что яблок больше нет и дети
довольны. Если записать эти действия на современном
математическом языке, то получаем
12
4
х
, т.е. мама решила
задачу на составление уравнения.
По-видимому, ответить на вопрос, кто и когда придумал первое
уравнение, невозможно. Задачи, приводящие к решению
простейших уравнений, люди решали на основе здравого смысла
с того времени, как стали людьми. Еще за 3-4 тысячи лет до н.э.
египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид
которых и приемы решения были не похожи на современные.
Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг
греческий ученый Диофант, живший в III в.
(На доске и в тетради записать: 1. Диофант-III в.
2. Мухаммед аль Хорезми IX в.)
Большой вклад в изучение уравнений внес среднеазиатский
математик Мухаммед аль Хорезми, живший в IX веке.
В дальнейшем многие математики занимались проблемами
уравнений. Одним из них был французский математик, имя
которого вы узнаете, если выполните задания самостоятельной
работы:
Самостоятельная работа
Текст
Решение
1. Решите уравнение без проверки:
128
343
х
2. Решить уравнение:
18
)
8
(
40
х
3. Составить уравнение по рисунку:
х
18 мм
62 мм
1.
128
343
х
Решение
128
343
х
215
х
(В)
2.
18
)
8
(
40
х
Решение
18
40
8
х
22
8
х
8
22
х
14
х
(И)
3.
62
18
х
Решение
18
62
х
44
х
(Е)
Текст
Решение
4. Решить уравнение:
212
12
)
35
(
х
Ответы к этим уравнениям
зашифрованы на координатном луче.
И Е В Т
0 1
14 44 215 235
х
4.
212
12
)
35
(
х
Решение
12
212
35
х
200
35
х
35
200
х
235
х
(Т)
Кто раньше выполнил задание приносят баллы классу.
Закончив самостоятельную работу, поменялись тетрадями,
проверили работу соседа, сверяя с правильным решением,
записанным на экране.(Выяснить, кто допустил 1 ошибку, кто
больше 2-х, кто не допустил ошибок.)
Ставя буквы одно за другим мы поучим Виет.
Франсуа Виет жил в 16 веке, он внес большой вклад в изучение
различных проблем математики, астрономии, он ввел буквенные
обозначения коэффициентов уравнения. Более подробно о его
работах мы поговорим в 8 классе. Впишите его имя: Виет – XVI в.
IV
.
А сейчас настало время подвести итоги. Подсчитать баллы.
Выставить оценки.
Урок окончен.