Напоминание

"Решение уравнений"


Автор: Стасенко Любовь Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ РО "Ростовская санаторная школа-интернат №28"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: открытый урок математики в 5 классе
Тема: "Решение уравнений"
Раздел: среднее образование





Назад




ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Решение уравнений» Составитель: учитель математики I категории Стасенко Л.В. г. Новошахтинск
2014 г.
ЦЕЛИ УРОКА
образовательные: повторение, обобщение и систематизация материала по теме; развивающие: развитие математического и общего кругозора, мышления, речи, внимания, памяти; воспитательные : воспитание интереса к математике и ее приложениям, умение общаться, общей культуре.

СТРУКТУРА УРОКА

ПЕРВЫЙ ЭТАП
– разъяснение целей учебной деятельности и правил игры;
ВТОРОЙ ЭТАП
- подготовительный, разминка;
ТРЕТИЙ ЭТАП
- основной, выполнение специально подобранных заданий, контроль и оценка промежуточных результатов;
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
– заключительный, подведение общих итогов.

ХОД УРОКА

I
.Ребята, сегодня мы проводим урок по теме «Решение уравнений». Цель нашего урока повторить, обобщить и закрепить материал по этой теме и подготовиться к контрольной работе. Домашнее задание - №309(1), 311. Вы уже достаточно много прорешали примеров по этой теме, и я хочу вызвать Вас на соревнование и узнать как усвоен материал. Раз это соревнование – должен быть победитель. А победителя мы узнаем подсчитав баллы, которые наберет каждый из нас. А подсчитывать мы их будем по следующей схеме: «Правильный ответ ученика» - “ + ” 1 балл классу; «Неправильный ответ ученика» - “ + ” 1 балл учителю; «Подсказка» - “ – ” 1 балл классу; Выигрывает тот кто наберет больше баллов.(на доске таблица “Учитель - класс”). Все готовы? Начали соревнования.
II

.
1. – раздать карточки учащимся

2. – вызвать к доске 2 ученика. Задания всем записаны на доске, работают одновременно. Найти ошибку в решении: а) 20 13   х б) 12 21   х в) 25 8   х Решение Решение Решение 13 20   х 12 21   х 8 25   х 33  х 11  х 17  х
Выбери ответ и расположи в том порядке, как записаны уравнения: 1) 27 12   х 2) 12 18   х 3) 30 17   х 4) 6 14   х 5) 13 20   х 6) 5 17   х 7) 25 18   х Класс. Помнишь ли ты таблицу умножения? Подписать карточки. На экране: 1) 3 9  4) 9 54  7) 8 72  2) 7 49  5) 6 7  8) 6 54  3) 4 8  6) 6 9  9) 9 81  В карточках на пересечении номера задания, с ответом ставить +. Проверить выполнение заданий. (Пока проверяем с классом задания, выполняемые на доске, 2-е учащихся проверяют листочки с помощью шаблона) Подводим итог. Баллы заносятся в таблицу.
III

. Работаем устно
: 1. Прочитайте выражение: а) 5 ) 4 (   х в) ) 5 ( 41 х   б) ) 4 ( 17   х г) ) 14 ( 31 х   2. Укажите букву, под которой записано уравнение: а) 40 25 15   г) 20 18   р б) 14 ) 98 (   х в) 35  у д) 15 3   х 3. Дайте определение уравнения. 4. Что значит решить уравнение? 5. Решить уравнения: а) 9 15   у б) 20 18   р в) 50 25   х
6. Назовите неизвестные компоненты в уравнении: а) 13 8 ) 14 (    х б) 3 5 ) 4 (    х 7. Угадайте корень уравнения: 20 20     х х х 8.Задача. В одном мешке 46 кг зерна, что на
а
кг меньше, чем во втором. Сколько килограммов зерна во втором мешке? Выберете выражения, являющиеся решением данной задачи. (а) а  46 (б) а  46 (в) а  46 (г) а  46
Работаем письменно
. 1. Решить уравнение и выполнить проверку: а) 36 27 ) 87 (    х По карточкам: а) 22 ) 41 ( 87    у б) 30 ) 15 ( 55    х 2. Задача. Решить с помощью уравнения. Маша задумала число. Если к этому числу прибавить 14 и от полученной суммы отнять 12, то получится 75. Какое число задумала Маша? (Несколько ответов с мест для занесения результатов в таблицу)
Исторический экскурс
. Кто и когда придумал уравнение? Представьте себе, что первобытная мама по имени …….впрочем, у нее, наверное и имени-то не было, сорвала с дерева 12 яблок, чтобы дать каждому из своих четырех детей. Вероятно, она не умела считать не только до 12, но и до четырех, и уж несомненно не умела делить 12 на 4. А яблоки она поделила, наверное так: сначала дала каждому ребенку по яблоку, потом еще по яблоку, потом еще по одному и тут увидела, что яблок больше нет и дети довольны. Если записать эти действия на современном математическом языке, то получаем 12 4   х , т.е. мама решила задачу на составление уравнения.
По-видимому, ответить на вопрос, кто и когда придумал первое уравнение, невозможно. Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, люди решали на основе здравого смысла с того времени, как стали людьми. Еще за 3-4 тысячи лет до н.э. египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приемы решения были не похожи на современные. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант, живший в III в. (На доске и в тетради записать: 1. Диофант-III в. 2. Мухаммед аль Хорезми IX в.) Большой вклад в изучение уравнений внес среднеазиатский математик Мухаммед аль Хорезми, живший в IX веке. В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания самостоятельной работы:
Самостоятельная работа
Текст Решение
1. Решите уравнение без проверки: 128 343   х 2. Решить уравнение: 18 ) 8 ( 40    х 3. Составить уравнение по рисунку: х 18 мм 62 мм 1. 128 343   х Решение 128 343   х 215  х (В) 2. 18 ) 8 ( 40    х Решение 18 40 8    х 22 8   х 8 22   х 14  х (И) 3. 62 18   х Решение 18 62   х 44  х (Е) Текст Решение 4. Решить уравнение: 212 12 ) 35 (    х Ответы к этим уравнениям зашифрованы на координатном луче. И Е В Т 0 1 14 44 215 235 х 4. 212 12 ) 35 (    х Решение 12 212 35    х 200 35   х 35 200   х 235  х (Т) Кто раньше выполнил задание приносят баллы классу. Закончив самостоятельную работу, поменялись тетрадями, проверили работу соседа, сверяя с правильным решением, записанным на экране.(Выяснить, кто допустил 1 ошибку, кто больше 2-х, кто не допустил ошибок.) Ставя буквы одно за другим мы поучим Виет. Франсуа Виет жил в 16 веке, он внес большой вклад в изучение различных проблем математики, астрономии, он ввел буквенные
обозначения коэффициентов уравнения. Более подробно о его работах мы поговорим в 8 классе. Впишите его имя: Виет – XVI в.
IV

.
А сейчас настало время подвести итоги. Подсчитать баллы.

Выставить оценки. Урок окончен.


В раздел образования