Инновационные формы работы районной методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях
Автор: Бубенчикова Нина Николаевна Должность: методист Учебное заведение: МКУ "ИМЦ" Краснозерского района Населённый пункт: р.п.Краснозерское Наименование материала: Статья Тема: Инновационные формы работы районной методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях Раздел: дошкольное образование
Бубенчикова Нина Николаевна
методист по дошкольному образованию высшей категории
МКУ «Информационно-методический центр» Краснозерского района
Новосибирской области, Россия
Инновации в работе районной методической службы по повышению
профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных
условиях
В
условиях
последовательной
модернизации
системы
российского
образования произошли соответствующие изменения и в системе дошкольного
образования,
ставшей
многофункциональной
по
своему
предназначению.
Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования
радикально
меняется
статус
педагога,
его
образовательные
функции,
соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической
компетентности, к уровню его профессионализма .
Соответственно изменения
должны
произойти
и
в
деятельности
муниципальных
методических
служб.
Приоритетной
целью
деятельности
муниципальных
методических
служб
должна стать сегодня профессиональная подготовка педагогических кадров.
Главным является - оказание реальной, действенной и своевременной помощи
руководителям и
педагогам. Мы постарались системно выстроить способы,
принципы, содержание, формы и методы работы с педагогическими кадрами
дошкольных
учреждений
района.
Что
это
означает
на
практике?
Следует
отметить и то, что основная часть функционирующих в Краснозерском районе
Новосибирской
области
дошкольных
образовательных
учреждений
-
это
малокомплектные (одно - и двухгрупповые) детские сады. Поэтому при отборе
оптимального содержания деятельности методической службы мы исходим,
прежде всего, из выявленных профессиональных требований и потребностей
педагогов.
Для
этого
проводим
системно
–
целевые
собеседования,
опросы,
анкетирования. Результаты выполненных диагностических обследований дают
нам
возможность
в
более
полном
объёме
узнать
потенциальные
образовательные ресурсы каждого педагогического коллектива и почти каждого
педагога.
Как
следствие
–
более
адресно
прогнозировать,
планировать
и
осуществлять
деятельность
методической
службы.
Как
мы
убедились,
привычные
формы
организации
методической
работы
с
педагогическими
кадрами,
в
которых
главное
место,
как
известно,
занимают
традиционные
доклады,
утратили
свою
профессионально
развивающую
функцию.
В
настоящее время перспективными направлениями и формами работы являются
те, в рамках которых осуществляется активное вовлечение педагогов- практиков
в творческую исследовательски-педагогическую деятельность с интенсивным
освоением
перечисленных
выше
инновационных
педагогических
способов.
Сегодня
востребован
педагог
творческий,
компетентный,
способный
к
развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной
системе воспитания и развития дошкольника. К примеру, неоспоримую пользу
и неподдельный интерес у творчески работающих педагогов района вызывает в
наши дни проведение районного методического объединения в форме деловой
игры – ярмарки на наиболее актуальную для всех тему. В нашем случае это
была тема «Выбор оптимального варианта педагогической работы с детьми
разного
возраста
в
современных
условиях
модернизации
дошкольного
образования».
Действительно,
специфика
содержания
работы
педагога
малокомплектного
дошкольного
учреждения
в
разновозрастных
группах
требует от него наличия особых умений, касающихся умелого сочетания самых
общих
требований
современной
педагогики
с
конкретными
условиями
пребывания в одной группе детей разного возраста. Но не у всех педагогов это
сразу получается на практике. Поэтому в своей методической работе мы часто
используем
игровое
моделирование,
в
рамках
которого
и
осуществляем
вариативное проигрывание различных способов поведения педагога в той или
иной конкретной ситуации.
Ещё
одна
из
наиболее
перспективных
форм
организации
современной
методической работы – это педагогические тренинги. Содержание тренингов
включает работу по анализу педагогических проблем. Педагогические тренинги
позволяют анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который
даёт
возможность
увидеть
положительные
и
отрицательные
моменты
педагогической
деятельности
и
скорректировать
личностные
качества
педагогов.
Хорошо зарекомендовала себя и одна из наиболее перспективных форм
организации современной методической работы - это мастер-класс. Обычно мы
его проводим в два этапа:
демонстрация опыта практической работы с детьми;
методическая
коммуникация
с
педагогами
с
целью
трансляции
творческого педагогического опыта.
Особо подчеркнем, что нам сегодня важно не только продемонстрировать
саму
инновационную
творческую
работу
педагога
с
детьми,
но
и
профессионально
обсудить
полученные
результаты,
осмыслить
способы
их
достижения. В ходе обсуждения обычно все участники мастер-класса активно
высказывают свои мнения, задают вопросы, а иногда даже спорят.
Традиционным
стало
и
постоянное
участие
педагогов
в
ежегодной
выставке «Панорама педагогических идей» – это уже достаточно сложившаяся
в
районе
система,
способствующая
раскрытию
творческого
потенциала
педагогов,
повышению
их
профессиональной
компетенции,
объединению
воспитателей
разных
дошкольных
учреждений
для
решения
актуальных,
интересующих их проблем.
Такие
диагностически
ориентированные
пути,
формы
и
способы
методической
работы
помогают
и
начинающему,
и
опытному
педагогу
эффективно осваивать как наиболее общие педагогические принципы, так и
вариативные
методико-технологические
схемы
проведения
игр-занятий,
определить
для
себя
наиболее
приемлемый
уровень
творче ского
совершенствования различных видов деятельности.
В методической работе важна сегодня и организационно-управленческая
сторона. Так, в соответствии со штатным расписанием в малокомплектном
дошкольном учреждении, как правило, работают два воспитателя. Мы обычно
рекомендуем
руководителю
составлять
график
работы
так,
чтобы
каждый
педагог занимался с детьми по определенной программе согласно единому
расписанию. Такая, условно говоря, «предметно – программная специализация»
педагогов наиболее целесообразна уже потому, что воспитатели, как правило,
имеют
неодинаковую
предметную
подготовленность
и
неодинаковую
личностную предрасположенность к разным видам деятельности.
Планируя работу в новом учебном году, мы одновременно выясняем, как
педагоги относятся к задачам методической деятельности, что они ожидают от
неё, на что ориентируются. Анкетирование руководителей и педагогических
коллективов проводится нами в мае каждый год. Содержание анкет частично
видоизменяется в зависимости от того, на какой стадии находится методическая
работа в конкретном детском саду и в целом в Краснозерском районе. На основе
анализа анкет выстраивается и вся методическая деятельность. При этом формы
и содержание планируемой деятельности должны быть тесно связаны с темами
методической работы конкретных дошкольных учреждений.
Результаты
срезового
диагностического
исследования
обобщаются
и
выносятся на обсуждение на совещании руководителей и педагогов района. В
итоге
мы
можем
более
адресно
планировать
механизмы
повышения
квалификации,
проводить
обобщение
творческого
педагогического
опыта,
организовывать индивидуальную работу, определять способы удовлетворения
потребностей
в
самообразовании
педагогов
и
др.
Положительно
зарекомендовала себя и такая форма работы, как «Консультационный клуб» по
заявкам
отдельных
педагогов
или
коллективов.
Эта
форма
обеспечивает
дифференцированность
подхода
к
организации
обучения
педагогических
кадров.
В
районе
успешно
работают
творческие
и
инициативные
группы,
периодически
сменяющиеся
и
образующиеся
по
мере
необходимости
для
решения наиболее острых методических вопросов.
Эскизно представленная здесь система мер по обновлению деятельности
муниципальной методической службы с педагогами дошкольных учреждений,
как нам представляется, отвечает требованиям времени, выступая важнейшим
фактором
обеспечения
непрерывного
профессионального
роста
педагогов.
Представленная в основных чертах система организационно – управленческих
действий
позволяет
нам
интенсивно
развивать
профессионально
значимые
свойства
и
качества
личности
педагога,
вовлекая
в
единое
поисково-
образовательное
пространство
района
все
имеющиеся
информационно-
методические ресурсы.