Напоминание

Проект по социально – нравственному воспитанию "Корабль дружбы" (для детей 5-6 лет)


Автор: Власова Инна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад Россияночка"
Населённый пункт: г.Тихвин
Наименование материала: Проект
Тема: Проект по социально – нравственному воспитанию "Корабль дружбы" (для детей 5-6 лет)
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект по социально – нравственному воспитанию

«Корабль дружбы»

(для детей 5-6 лет)

Тип:
познавательно- практико- ориентированный.
Возраст:
старшая группа (5-6 лет) Срок: краткосрочный - 25.07 – 29.07.2016. УЧАСТНИКИ: родители, дети, воспитатель Власова Инна Валерьевна
Актуальность.
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Большинство детей уже в 4-5 лет отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако это не всегда соответствует правилам поведения. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит его последующий путь его личностного и социального развития. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно- ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников. Чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, формируются доброжелательные отношения между сверстниками. Учитывая данную проблему, разработан и реализован социальный проект «Корабль дружбы».
Цель
: способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками. Формировать представления об элементарных нормах общения между сверстниками.
Задачи:
- учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей; - развивать умение сопереживать другим людям; - воспитывать взаимоотношения доброжелательности и уважения друг к другу; - формировать представление о себе как члене дружного коллектива детей и родителей.
Предполагаемые результаты
- сформируют ценностные представления о дружеских взаимоотношений между людьми - приобретут навыки взаимопомощи -закрепят навыки сотрудничества.
ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (18.07-22.07. 2016г.)
1.Составление перспективного плана проведения НОД. 2.Подбор программно – методического материала по направлению работы. 2.Совершенствование развивающей среды. 3.Разработка картотеки дидактических игр по теме. 4.Разработка картотеки подвижных игр по теме. 5. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы. Диагностика «Лесенка» Марцинковская Т.Д. 6.Работа с родителями: Консультации «О дружбе»

ЭТАП – ДЕЯТЕЛЬНЫЙ (25.72-29.07 2016г.)
1.Реализация работы. 3.Цикл бесед на тему «Давайте жить дружно». 4.Познавательное чтение: сказка М. Пляцковского «Урок дружбы», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», А. Павловой «Сказка о дружбе котёнка Кеша и мышки Мани». 5. Подвижные, дидактические, игры – инсценировки. 6. Развлечение "В поисках сокровищ" 6. Создание фотовыставки «Мы – дружные ребята».
ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ (27.07-29.07. 2016г.)
1.Анализ и обобщение результатов работы по социально – нравственному проекту «Корабль дружбы» - НОД "Солнечные лучики дружбы" 2." Праздник дружбы"- развлечение в детском саду.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ:

Перспективный план по НОД.
Название раздела Тема Программное содержание ОО «Познание» – Ознакомление с окружающим. « Д р у ж б а н а ч и н а е т с я с улыбки» Продолжать воспитывать умение слушать собеседника, развивать диалогическую речь, продолжать учить понимать и объяснять смысл поговорок и пословиц, воспитывать дружеские чувства к окружающим, умение быть настоящим другом или подругой, быть готовым в любое время прийти на помощь. ОО «Ознакомление с художественной литературой» Сказка М. Пляцковского «Урок дружбы» Продолжать приучать детей слушать сказки стихотворения, эмоционально воспринимая их содержание; учить сопереживать героям, понимать их поступки; формировать личностное отношение к произведению. Продолжать работу по формированию интереса к литературному произведению, к книге, воспитывать интонационную выразительность речи.
ОО «Художественное творчество» – Аппликация «Солнечные лучики дружбы» Формировать понятия «Дружба». Учить сотрудничать и проявлять заботу, внимание друг к другу. Закрепить умение равномерно располагать элементы на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем и ножницами. Воспитывать дружеские отношения в работе, выполнять задуманное до логического конца.

Беседы с детьми.

«Корабль дружбы».
«О дружбе » Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Как же следует относиться к своим друзьям, какими надо быть? (Добрыми, щедрыми и великодушными. Помогать друзьям в беде, радоваться их успехам.) Теперь вы знаете, кого можно называть настоящим другом? Того, кто спешит другу на помощь, радуется и огорчается вместе с ним, умеет простить, никогда не переложит на него свою вину. «О друзьях»
Цель:
воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям, развивать монологическую речь и связные высказывания детей.
МДОУ "Детский сад "Россияночка"
Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Подготовила и провела: Воспитатель Власова Инна Валерьевна июль,2016 г.

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Цель: Формирование понятий «Друг », «Дружба». Задачи: - познакомить детей с правилами (секретами, законами) дружеских отношений, закреплять знания пословиц. - обогащать словарный запас; закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения; - учить понимать и оценивать чувства и поступки других; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам. Оборудование: аудиозапись песен про дружбу, песня «Улыбка», чудо-дерево с вопросами, клубочек. Предварительная работа: повторение стихотворений о дружбе, работа с пословицами. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим об очень, очень важном. А о чем именно сейчас вы узнаете, послушав песню. (Звучат аудиозаписи песен про дружбу, друзей) О чем пелось в этих песнях? Вы согласны с этим? Почему? Кто же из вас догадался, о чем мы сегодня будем говорить ? (о дружбе, о вежливости, о взаимоотношениях). А сейчас я расскажу вам сказку. Жила-была на земле девочка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: -Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь. Подумал волшебник и сказал: -Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять красивых девочек, одна другой краше. -Вот выбирай, - сказал волшебник. -Одну зовут Радость, другую - Доброта, третью - Красота, четвертую -Печаль, а пятую -Дружба. -Они все прекрасны, - сказала Любовь. Не знаю , кого и выбрать… -Твоя, правда,- ответил волшебник,- но выбери только одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девочкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Воспитатель: Ребята ,а кого выбрали бы вы? Почему? (Дети объясняют свое мнение). Любовь подошла к девочке по имени Дружба и протянула ей руку. -Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей). Какое чудесное слово « Дружба ». Давайте произнесем это слово вместе! Ребята, вы любите сказки? А ведь в сказках сказочные персонажи тоже умеют дружить. Попробуйте угадать, кто с кем дружит. 1.Зеленый крокодил Гена и его друг… (Чебурашка ) 2.Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон) 3.Смешной мишка Вини - Пух и его друг… (Пятачок) Перед вами, ребята, стоит необычное дерево, так как у него необыкновенные цветочки. На цветочках этого дерева написаны вопросы. Давайте попробуем на них ответить.  Олегу нужно обратиться к воспитательнице, а она в это время разговаривает. Что нужно сделать?  Игорь столкнулся с Верой в дверях. Что он должен сделать?  Маша принесла в группу новую куклу, а Оле хочется поиграть с Машиной куклой. Что должна сделать Оля?  Мальчики из кубиков построили дом, Максим играл рядом и задел, дом сломался. Что должен сделать Максим?
 Ты пришел в детский сад и принес конфеты. Что с ними сделаешь?  Можно ли назвать вежливым того, кто обижает маленьких?  Девочки играют в интересную игру, к ним подошла Света. Что скажут ей девочки? Молодцы, ребята . А сейчас мы с вами проведем упражнение «Дружба начинается с улыбки », от которого вам станет весело и приятно. (Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем и с улыбкой. Например, Здравствуй, Машенька.) Вот и пришло время разгадать нам секрет дружбы. (Да.) А секрет этот спрятан в одной песне. Давайте послушаем. (Звучит аудиозапись песни «Улыбка ».) И с чего же начинается дружба? (с улыбки) . Молодцы, вы очень быстро разгадали секрет дружбы. Сегодня мы с вами говорим о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку. (Дети хором рассказывают заранее выученное стихотворение.) Все мы дружные ребята. Мы ребята – дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо. Будет радостно, светло. О друзьях , о дружбе всегда приятно говорить. А знаете ли вы пословицы о дружбе? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу». 1.Один за всех и все за одного. 2.Нет друга - ищи, а нашел – береги. 3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 4.Новых друзей наживаю, а старых не забываю. 5.Старый друг лучше новых двух. Так о чем же говорилось в этих пословицах? (Ответы детей). Воспитатель: Ребята, вы еще только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать много законов. Например:  Доверять своему другу.  Не обманывать друга.  Не обижать друга.  Заступаться за друга.  Помогать друг другу. А еще, какие законы вы знаете? Поиграем с волшебным клубочком?( Да.) (Дети сидят на ковре по кругу, воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нитку на палец и при этом говорит вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока опять не дойдет очередь до воспитателя.) Ребята, вам понравилась игра? (Ответы детей.) Воспитатель: Теперь мы с вами связаны одним клубочком, клубочком дружбы. А помните, что говорил кот Леопольд в мультфильме? Давайте мы все с вами встанем, возьмемся за руки, улыбнёмся, друг другу и еще раз скажем слова добрейшего кота Леопольда: -Ребята, давайте жить дружно! Мы с вами поиграем в игру «Эстафета дружбы» ( Взяться за руки и передавать эстафету, рукопожатие.) Начинает воспитатель: « Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне». Я чувствую, что дружбы стало больше , так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. А теперь, ребята, мы с вами разукрасим картинки про дружбу. Как вы думаете, какие цвета мы будем использовать? Правильно, яркие. Ведь дружба это прекрасно!
МДОУ"Детский сад "Россияночка"

Конспект занятия по коллективной аппликации в

старшей группе «Солнечные лучики дружбы»
Подготовила и провела воспитатель Власова И.В. Июль, 2016 год
Конспект занятия по коллективной аппликации в старшей группе
«Солнечные лучики дружбы»
Задачи: 1. Формировать понятия «Дружба». Учить сотрудничать и проявлять заботу, внимание друг к другу. 2. Закрепить умение равномерно располагать элементы на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем и ножницами. 3. Воспитывать дружеские отношения в работе, выполнять задуманное до логического конца. Ход занятия: Дети входят в группу и встают полукругом. Воспитатель: ребята, я желаю вам хорошего настроения, а теперь и вы повернитесь друг к другу и пожелайте всего самого хорошего и доброго (дети говорят друг другу пожелания) . Воспитатель: А теперь займите, пожалуйста, свои места. А чтобы нам с вами сегодня хорошо занималось, мы с вами поиграем с нашими пальчиками и пожелаем им здоровья. Пальчиковая гимнастика. Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют) Девочки и мальчики (в замок несколько раз) Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно соединяются друг с другом) Начинаем мы считать. Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями) В гости к пальчику большому, В гости к пальчику большому, Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок, Постучался на порог. Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. Воспитатель: ребята, о чём говорилось в нашей пальчиковой зарядке? Дети: о дружбе Воспитатель: а как вы думаете, что такое дружба? (ответы детей) . Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют и не ссорятся А теперь давайте поиграем в игру: «Да-да-да», «нет-нет-нет». Я буду задавать вам вопросы, а вы мне на них отвечать «да-да-да, или нет-нет-нет». Слушайте внимательно. Будем крепко мы дружить? (да-да-да) Нашей дружбой дорожить? (да-да-да) Мы научимся играть? (да-да-да) Другу будем помогать? (да-да-да) Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет) А улыбку подарить? (да-да-да) Друга стоит обижать? (нет-нет-нет) Чай с друзьями будем пить? (да-да-да) Будем крепко мы дружить? (да-да-да) Молодцы! Вы внимательно слушали и справились с заданием. Ребята, а вы хотите, чтоб в нашей группе всегда было тепло, уютно и царила доброта (ответы детей, а чтоб так было всегда мы сейчас с вами вместе, дружно сделаем солнце дружбы, а для этого нам понадобятся наши ладошки правая и левая. У вас на столе лежат карандаши и цветная бумага, ваша задача обвести обе руки и вырезать по контуру ножницами. Затем с моей помощью мы наклеим их к нашему солнышку. Но сначала сделаем дружественную разминку, которая называется «Ладошка»
Физкультминутка «Ладошка» Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, хлоп другая Правой, левую ладошку Мы похлопаем немножко. А потом ладошкой левой Ты хлопки погромче делай Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп По коленкам шлёп-шлёп По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой Справа – можем! Слева – можем! И крест-накрест руки сложим! И погладим мы себя. Вот какая красота Воспитатель: а теперь садимся на свои места и приступаем к работе, если кому-то будет нужна помощь поднимаем руку. (по ходу ведётся индивидуальная работа) Клеим «ладошки по очереди», сначала одну, а потом другую. Мы ведь с вами дружные ребята, поэтому не будем толкать своих друзей? А то солнышко огорчится и не получится. Будем дожидаться своей очереди и подходить ко мне по одному. Напоминаю правила при наклеивании, клей на «Ладошку» наносим на клеёнке и только на саму «Ладошку», пальчики клеем не намазываем. Воспитатель: вот и получилось у нас с вами очень красивое и тёплое солнце, мы с вами закрепили дружеские отношения в нашей группе, и теперь я думаю что вы поняли, что такое дружба и самое главное в дружбе - это улыбка, умение договариваться, быть добрыми и внимательными, дарить друг другу хорошее настроение. Спасибо вам, ребята за ваш труд. Наше занятие подошло к концу, вы у меня молодцы! Я вами довольна!

МДОУ "Детский сад "Россияночка"
Сценарий развлечения для детей

старшей группы "Ручеек"

"В поисках сокровищ"
июль,2016 год

Сценарий развлечения для детей старшей группы детского сада

Автор:
Власова Инна Валерьевна
Должность:
воспитатель группы "Ручеек" МДОУ "Детский сад "Россияночка"
Цель:
организация досуга в летний период
Задачи:
- развивать творческие способности детей, - укреплять дружеские отношения между детьми, - подарить детям незабываемые впечатления.
Предварительная работа.
В пятницу, 22 июля 2016 года, в группе вывесили красочное объявление о том, что в грядущий понедельник после дневного сна состоится «Пиратская вечеринка». Для украшения спортивного зала, на котором должны проходить основные моменты вечеринки, использовались модели парусников, наклейки, плакаты и другая атрибутика «Pirates Party”. Для конкурсов были приготовлены фото «пиратских» кораблей, флажки «Веселый Роджер», бутылка с сургучной печатью, карта-схема на состаренной бумаге, монеты.
Ход вечеринки
. После дневного сна дети под руководством воспитателя оделись в свои «пиратские» костюмы. Поскольку в группе мало места для подвижных игр, было решено все проводить в спортивном зале. Из прихожей к залу вели «шаги великана», на которых были написаны загадки про пиратов, это помогло детям мгновенно включиться в игру. В зал они влетели возбужденные и остановились, как вкопанные, увидев меня в соответствующей одежде и с оружием в руках. Помогала мне Фадеева А.С. в роли ведущей.
Пират Дружок:
«Приветствуем вас в нашей бухте! Здесь бросают якорь самые отчаянные и смелые пираты! Меня зовут Дружок, я набираю себе команду, чтобы отправиться за сокровищами на шхуне под названием «Дружба». Есть ли среди вас смельчаки, чтобы плыть с нами?»
Дети:
«Приветствуем тебя, Дружок! Мы готовы выступить в море хоть сейчас».
Дружок:
«Ха-ха! Хоть сейчас не получится, сначала посмотрим, на что вы способны. Надо подлатать «Дружбу», ее немного потрепали морские ураганы».
1-ый конкурс «Собери шхуну»
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает конверт с разрезанной на 5 частей фотографией пиратского корабля
Дружок:
«Вижу, вы смыслите в нашем пиратском деле. Но пираты должны быть ловкими и быстрыми. Попробуйте доказать, что вы ловкие и быстрые».
2-ой конкурс «Эстафета»
Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего надо добежать до противоположной стены, обогнуть препятствие, вернуться и передать следующему участнику флажок «Веселый Роджер». Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Дружок
: Ребята, как вы думаете, почему у вас так ловко все получается?
Дети
: Потому что мы дружные команды!
3-ий конкурс «Поднять якоря!»
Для этого конкурса подготовить «якоря» с длинной веревкой. Участники выстраиваются в линию и по команде ведущего начинают наматывать веревку на «якорь». (В нашем случае это были кегли). Кто быстрее смотает веревку, тот и победил.

4-ый конкурс «Поиск сокровищ под водой»

Дружок:
«Вы доказали свою ловкость. Выходим в море сию минуту. Нас ждут несметные сокровища, так добудем их! Много старинных монет лежит на дне морском. Чтобы собрать их, нужны ныряльщики». Вызываются желающие.
Инструкция:
«Вам завяжут глаза. У вас будет ровно 1 минута, чтобы найти монеты. Больше времени находиться под водой нельзя». На полу разбрасываются монеты, которые будут собирать дети с завязанными глазами. Ведущий следит за временем по секундомеру. В конкурсе участвуют все дети, но не одновременно, чтобы не мешать друг другу.
Ведущая:
«Деньги подняты, отлично! Отдадим их Дружку. «Впереди скалистый берег! Нам грозит опасность!»
Дружок:
«Спокойствие! Я знаю эти места, как свои пять пальцев! Нам ничего не угрожает. Бросим якорь, а сами поплывем к берегу на шлюпках». Но У нас всего одна шлюпка. Все не поместятся».
Ведущая
: «Поместятся, если захотят! Спустить шлюпки на воду!» (Роль шлюпок у нас играл мат спортивный). Дети проходили по узкой перекладине на «шлюпку» и занимали места в обнимку, чтобы всем хватило места.
Привал на берегу
.
Игра «Съедобное – несъедобное»
.
Пуля:
«Пришло время подкрепиться. Посмотрим, что у нас имеется. Я бросаю мяч и называю слово. Если предмет съедобный, вы ловите мяч, если несъедобный – не ловите». Через некоторое время обнаруживается бутылка с запиской.
Дружок:
«Смотрите-ка, что я нашел». Все рассматривают бутылку. Поступает предложение ее открыть.
Дружок:
«Здесь карта и что-то написано. Кто умеет читать? Вижу стрелки указывают на север, значит идти надо туда» - показывает рукой правильное направление. (В нашем саду музыкальный и физкультурный залы являются смежными помещениями, поэтому мы перешли в музыкальный зал без проблем). В зале дети начали поиски и очень быстро нашли «клад». Он лежал в сундучке за шторами.
Дружок:
«Будем делить по-честному, по- дружески, все сокровища на бочку!» (Каждая конфета была завернута в листок, на которой было написана поговорка про дружбу). Ребята, скажите мне, какое самое главное сокровище мы нашли. Правильно- это ДРУЖБА! До свидания, друзья,до встречи!




Консультация для родителей «О дружбе».
Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот что значит настоящий, верный друг! (М. Пляцковский) Именно о таком друге для своего ребенка мечтает любой из нас. Но что же делать, если ребенок стал дружить с человеком, поведение которого вызывает у вас опасение? Чем вы можете помочь ребенку и нужно ли вообще вмешиваться? Выбор существует в любой ситуации. Можно ничего не предпринимать, оставить все как есть. Как говорится, куда течением вынесет. Часто, поступая так, родители оправдывают свое бездействие тем, что так они воспитывают в ребенке самостоятельность: «Для ребенка важен любой опыт: и положительный, и отрицательный. Обожжется один раз, в другой будет умнее Прежде чем принимать какое-то решение, присмотреться к ситуации. Отношения между людьми могут строиться «на равных», либо один из друзей выбирает роль вожака, а другой становится ведомым. Если вы видите, что ваш ребенок равноправный партнер либо лидер, нет никакой необходимости ограничивать такое общение. Ребенок при этом приобретает социальный опыт положительного влияния на окружающих, еще более повышается его самооценка, ощущение собственной значимости. От этой дружбы ребенок может сам отказаться в любой момент. А вот запрет вызовет противоположную реакцию – мы же помним: то, что не разрешено, приобретает особую привлекательность. Нередко бывает, что мальчик или девочка при переходе из одного садика в другой на первых порах заводит дружбу с наименее успешными детьми из нового коллектива – их внимание легче привлечь. В новичке видят шанс начать новую жизнь, наладить новые отношения, измениться. Побеседуйте с ребенком и попытайтесь ответить на вопрос: почему он дружит именно с этим мальчиком и девочкой? Причины могут быть разные, а следовательно, разными будут ваши ответные действия. Наиболее типичные случаи. 1. Возможно у вашего ребенка низкая самооценка. Ему кажется, что дружбы с лучшими детьми он не достоин, и уж пусть лучше этот Петька, чем никто. В таком случае ситуация общения может изменится только вместе с ростом самооценки. Меньше критики, никакого
сравнения с другими. Отмечать самые незначительные достижения, создавать ситуации успеха для ребенка. Хорошо было бы совместно обсудить и выбрать для него интересное занятие, а вместе с тем и новый детский коллектив, где он мог бы наладить новые дружеские контакты. 2. Ваш ребенок не умеет оценивать людей. Он оправдывает скверные поступки своих друзей, смотрит на мир их глазами и просто не понимает, что дальнейшее общение с таким товарищем может привести к печальным последствиям. Необходимо помочь ребенку понять, кто есть кто в его окружении. Постарайтесь при этом не раскрасить мир в черные тона. Помните, что у любого человека есть недостатки, но есть и достоинства. Научите ребенка анализировать поступки других людей, делать из этого правильные выводы. Сочините вместе сказку об острове «Дружба». Кто будет жить на этом острове? Как выглядят местные жители? Как друг к другу относятся? Чему бы ты хотел у них научиться? Чему ты сам можешь их научить? Внимательно слушая ребенка, можно многое узнать о его представлениях о дружбе, о людях, можно и сказочно повлиять на ситуацию, если от лица какого-то героя давать советы. 3. Ребенок не умеет строить взаимоотношения со сверстниками. Ребенок попадает под влияние из-за недостаточного социального опыта. Дружбе, как и всему остальному, ребенка нужно учить. Как правильно организовать игру, как выразить свое несогласие, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как тактично сделать товарищу замечание. Приглашайте в кости детей, с которыми общается ваш ребенок. Обсуждайте вместе с ребенком мультфильмы, сериалы. Высказывайте собственные мысли по поводу отношений между героями, давайте им оценку. 4. Ваш ребенок обнаруживает сходные черты характера с неподходящим другом. Этот случай сродни скрытой форме болезни, когда она уже протекает в организме, разрушая его, но внешне никак себя не обнаруживает. Ребенок, внешне пока оставаясь прежним, послушным и воспитанным, уже поменял внутренние установки, принял такое нежелательное поведение как возможное для себя и подсознательно налаживает дружеские контакты с близким по духу. Через какое-то время «болезнь» выйдет наружу в разнообразных формах: от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Этот случай наиболее сложный. Он потребует от родителей более длительного внешнего контроля и помощи. Необходимо обсудить с ребенком то, что вас в нем тревожит. Ограничить нежелательное общение, но не запретами, а пересмотрев досуг ребенка. Выберите дополнительные кружки, студии и сами постарайтесь больше времени проводить в общении с ребенком: организуйте поездки, прогулки. Если вы попробовали различные способы, но ситуация не изменяется в лучшую сторону а скорее наоборот, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту. Родителей должно насторожить также любое резкое изменение в поведении ребенка, когда, к примеру, веселый и непосредственный ребенок становится замкнутым, плаксивым, а спокойный – наоборот, чрезмерно возбудимым.

Консультация для родителей

«Дружеские отношения взрослых и детей в семье –

основа воспитания положительных черт характера

ребенка»
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба — это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться. Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя — они распускаются»). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь
положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно», «Ты всегда делаешь то, что нельзя». Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве. «Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет,— говорят иные родители.— Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками. Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает эта дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера. Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае — своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок». Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей. В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.


Методика исследования самооценки «Лесенка».
Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки. Существуют их модификации — для детей 4—6 лет (тест «Лесенка») и 7—10 лет (шкала самооценки). Стимульный материал теста «Лесенка» . Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка. Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших Детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница? Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают. Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть
верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто—то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте. Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Литература:
Марцинковская Т.Д. « Диагностика психического развития детей», Москва, 1997г.

Тема: «Дружба»

Д/и «Жадина»

Цель:
учить детей употреблять в речи имена существительные единственного числа в винительном падеже (мороженое, пирожное, мармелад, шоколад, карамель, эскимо).
Игровой материал:
муляжи (набор«Магазин»). П е д а г о г предлагает детям помочь рассказать рассказать про жадного мальчика. После каждой паузы взрослый выкладывает перед детьми муляж сладости, которую требовал жадный малыш. «Пошла однажды мама в парк поиграть с малышом. Малыш вышагивал около мамы. Вдруг он увидел продавца сладостей. Малыш подбежал к продавцу и стал хватать все, что лежало на тележке. Он хватал и приговаривал: «Хочу…(мороженое), хочу…(мармелад), хочу…(шоколад). Малыш набрал столько сладостей, что они не умещались в его маленьких ручках, а он продолжал кричать, требовал у мамы купить ему еще. Мама очень расстроилась и назвала малыша жадиной. Дети, как вы думаете, жадиной быть хорошо?»
Тема: «Дружба»

Д/и «Кто больше знает вежливых слов?»

Цель:
упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.
Игровой материал:
мяч. Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.
Тема: «Дружба»

Д/и «Хвастуны»

Цель:
учить детей образовывать сравнительную степень имен прилагательных.
Игровой материал:
мяч. Дети встают в круг. педагог объясняет правила игры: «Каждая мамочка любит своих детей, заботится о них. Она всегда дарит своим детям к празднику подарки. Дети очень любят подарки, но иногда ими хвастают. Давайте поиграем в хвастунов. Я буду начинать предложение, а тот кому я брошу мяч, закончит его. Печенье вкусное. –А мое еще… (вкуснее). Мороженое холодное. –А мое еще…(холоднее). Конфета сладкая. –А моя еще…(слаще). Пирог большой. – А мой еще…(больше). Варенье вкусное. – А мое еще…(вкуснее)… Но каждый воспитанный ребенок знает, что хвастаться не красиво. Мы просто сейчас
Тема: «Дружба»

Д/и «Накроем стол для кукол»

Цель.
Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Активизировать в речи вежливые слова.
Игровой материал:
кукла, кукольная мебель и посуда. Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле н а к р ы т ь п р а з д н и ч н ы й с т о л . Проигрываются с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Тема: «Дружба»

Д/и «Все наоборот»

Цель:
учить детей образовывать глаголы-антонимы.
Игровой материал:
две обезьянки-игрушки. воспитатель объясняет детям правила игры: «Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую дочку звали Послушница, младшую – Упрямица. Упрямица любила делать все наоборот. Послушница соберет игрушки. Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица …. (интонацией незавершенности я стимулирую детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет), вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.
Тема: «Дружба»

Д/и «Береги природу»

Цель:
закреплять знания детей об охране объектов природы. Активизировать предметный и глагольный словарь.
Игровой

материал:
картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д., фишки. Воспитатель: «Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Что вы видите? - (Дети отвечают). Это все есть в природе. А сейчас представьте, что вдруг не стало ни одного насекомого. Что будет птицами, с животными, с человеком, с растениями? Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Тема: «Дружба»

Д/и «Подумаю немножко, хлопну по ладошке»

Цель:
у ч и т ь д е т е й о б р а з о в ы в а т ь и м е н а прилагательные от существительных. Дети образуют круг. Педагог объясняет детям ход игры: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ладошки». Педагог встает в центр круга и каждому по очереди называет называть слово и хлопать его по ладошкам. Ребенок в ответ тоже хлопает по ладошкам воспитателя и называет слово – родственника этого слова. Например: доброта – добрый. Красота - …красивый. Любовь - …любимый. Радость - …радостный. Мужество - …мужественный. Нежность – нежный.
«Трон дружбы»
- Посмотрите, это Трон Дружбы. Сейчас вы по очереди будете садиться на него, а ваши товарищи будут говорить вам приятные слова. Ребята, давайте скажем, какой Кирилл, чтобы ему было приятно. Дети: Кирилл, ты добрый (умный, красивый, хороший, смелый и т.д.) - Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим друзьям! Как доброжелательно относитесь друг к другу! Это значит, что дружба между вами хорошая и крепкая. Молодцы!

«Круг друзей»
(Дети, сидя в кругу и хором читают стихотворение) Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руку возьмемся И друг другу улыбнемся! Улыбаясь, берут друг друга за руки, поднимают их вверх и произносят: - «Один за всех, и все за одного».
«Да-да-да, Нет-нет -нет»
Восп-ль: задает вопросы, а дети отвечают хором. 1. Сильные руки бросятся в драку (нет-нет- нет) 2. Добрые руки погладят собаку (да-да-да) 3. Умные руки умеют играть (да-да-да) 4. Добрые руки будут обижать (нет-нет-нет) 5. Ласковые руки умеют лечить (да-да-да) 6. Сильные руки будут дразнить (нет-нет-нет) 7. Будем крепко мы дружить (да –да -да) Восп-ль: - Вы все ребята Вы все ребята дошколята Никого в беде не бросим Не отнимем, а попросим Всем нам будет хорошо Вместе радостно, легко
«Найди своего брата или сестру»
Собрав детей вокруг себя, взрослый говорит: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми? И только через несколько дней они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята — мяукать, щенки — скулить, телята — мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, «говорят» на своем языке и ищут другого ребенка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей. Дети ползают по группе, знакомятся друг с другом, говоря каждый на своем языке.
«Злой дракон»
Для этой игры необходимо несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться 2-3 ребенка. В начале игры взрослый предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране — большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Взрослый ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

«Живые куклы»
Воспитатель разбивает группу на пары. Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас — ребенок, а другой — его кукла-девочка или кукла- мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней. Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т.п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети поменяются ролями.
«Добрые волшебники»
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль «заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.
«Конкурс хвастунов»
Дети сидят в кругу. Экспериментатор: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно -иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. (Не забывайте, что это конкурс.) Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ТЕМУ "ДРУЖБА"

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР НА "ДРУЖБА"
Данные игры помогут подтолкнуть ребёнка к дружбе ; воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми , гуманное отношение к людям ; пополнят словарь детей волшебными , вежливыми словами .
Жизнь в лесу.
Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как- то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) .Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только проснулись… дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Добрые эльфы.
Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполняют роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… разыгрывается бессловесное действо.
Птенцы.
Воспитатель: «Вы знаете, как появляются птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через время он разбивает ее своим маленьким клювиком и постепенно полностью вылезает наружу. Ему открывается большой и неизведанный мир, для него он пока страшен и загадочен. Все для него ново: и деревья, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он впервые смотрит на все это». Далее воспитатель предлагает поиграть в птенцов. Дети присаживаются на корточки и начинают разбивать воображаемую скорлупку. Потом они исследуют окружающий мир – знакомятся друг с другом, нюхают и клюют предметы. При этом дети не разговаривают, а только пищат.

Ожившие игрушки.
Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
Муравьи.
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя:«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьи засыпают в своём теплом домике. Им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы потому, что они вместе. Когда наступает весна, муравьи просыпаются. В первый день весны, муравьи проводят весёлый праздник. Перед тем как начать трудиться, они приветствуют друг друга после сна и веселятся». Далее воспитатель предлагает ребятам сыграть роль муравьишек в день праздника. Нужно показать, как муравьи приветствуют друг друга, как радуются приходу весны и рассказывают о своих зимних снах. Самое главное, нужно напомнить детям, что муравьи не умеют разговаривать. Задача: общаться жестами. Воспитатель с детьми разыгрывают пантомиму.

Комплименты.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно! ». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Волшебный клубочек.
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока очередь не дойдёт до воспитателя.

Садовники и цветы.
Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой-они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая- садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.
Доброе животное.
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: «Мы-одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дыши! ». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе». Вдох-все делают шаг вперёд, выдох-шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук-шаг вперёд, стук-шаг назад и т. д. »

Выбрасываем злость
Дайте ребёнку чёрные тучки или тёмные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребёнка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идёте выбрасывать её.
Пирамида любви.
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.

Только хорошее.
Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в строну педагога. Если дети случайно поймают «плохое качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога.
Копилка добрых дел.
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
Совместный рисунок.
Дети делятся на группы по 2-4 человека. На каждую группу 1 лист бумаги. Каждой группе воспитатель даёт тему рисунка и подсказывает, что вначале они должны договориться между собой, распределить, кто на каком участке листка что будет рисовать. (Практика показывает, что дети 5-6 лет сразу начинают рисовать. Им трудно понять, что надо договориться. Дети 7 лет легко договариваются друг с другом)
Друг без друга нам нельзя.
Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Дети, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и преодолевают препятствие (перешагивают через кубики, подлезают под гимнастическую палку и т. д). Воспитатель: «Молодцы, я вижу вас ничего не может разлучить».

Найди пару.
Звучит весёлая музыка, дети танцуют, но как только музыка смолкает, надо быстро найти своего друга.
Тайный друг.
Правила: записать имя и фамилию ребёнка на листочках и свернуть так, чтобы нельзя было прочитать рядом сидящему. Сложить в коробку и предложить каждому ребёнку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Следует объяснить, что тот человек, чьё имя они вытянули, становится их «тайным другом», и в течение последующих трёх дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Через несколько дней тайные друзья открываются друг другу, посте чего проводится беседа о дружбе.


В раздел образования