Автор: Смирнова Елена Юрьевна Должность: музукальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ д/с №5 "Теремок" Населённый пункт: Нижегородская область город Шахунья Наименование материала: проект Тема: "Музыкальное путешествие по сказкам". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Теремок» комбинированного вида.
Проект
непосредственно – образовательной деятельности
Тема:
«Музыкальное путешествие по
сказкам».
Выполнила музыкальный руководитель
Смирнова Елена Юрьевна.
г. Шахунья
1
Пояснительная записка
Любителями и знатоками музыки
не рождаются, а становятся.
Д.Шостакович.
Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.
Но к сожалению, некоторые дети невнимательно слушают музыку, отвлекаются во
время пения, не хотят заниматься, не испытывают интереса к музыкальным
занятиям, речь
некоторых детей недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно
употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом
творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных
произведений. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает
творческие и речевые возможности детей.
Н. А. Ветлугиной, считала, что детей следует, как можно раньше побуждать к
выполнению творческих заданий. Один из видов музыкальной деятельности, который в
большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.
Музыкальные
движения
–
это
наиболее
продуктивный
вид
музыкальной
деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и
творческих качеств личности.
Музыкально-ритмические
и
танцевальные
движения
выполняют
функцию
психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека
и
его
самоощущение
как
индивидуальности;
релаксационную
функцию
-
помогают
добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомления. Ритм,
который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и
танец
помогают
ребенку
подружиться
с
другими
детьми,
дает
определенный
психотерапевтический эффект.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении,
дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции –
радость, удовольствие.
Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и
творческое
воображение,
но
и
любовь
к
жизни,
человеку,
природе,
формируется
внутренний духовный мир ребенка.
Я обратила внимание ,что дошкольники проявляют большой интерес к волшебным
сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления
базируются на материале телепередач. Необходима специальная работа по привлечению
внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого
рассказывания на основе знакомства со сказками.
Актуальность методической разработки заключается в том, что тема НОД направлена на
расширение кругозора личности ребёнка. Дети все время действуют, а не пассивно
слушают педагога, действуют творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они
могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность
Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить детей
творчески и нестандартно мыслить, а также дать представления о многообразии мира
музыки. Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно,
это целый удивительный и веселый мир.
3
Психолого-педагогическая
характеристика старшей группы «Пчелка».
Группу посещает 23 ребёнка. Из них 13 девочек и 10 мальчиков. Основной состав
группы дети 5-6 лет. Группа сформирована в 2008 году.. Состав воспитателей изменился.
Психологом детского сада в сентябре 2012 года была проведена «Социометрия» с
целью
выявления
межличностных
отношений
детей
в
группе.
На
основе
данного
эксперимента
был
определён
социометрический
статус
каждого
ребёнка
в
системе
межличностных отношений. Проверено 23 человека. По социограмме наблюдается все 4
группы:
I группа «звёзды» (более 5 выборов) – 5 человек
II группа «предпочитаемые» (3-4 выбора) – 1 человек
III группа «принятые» (1-2 выбора) – 14 человек
IV группа «непринятые» (нет выбора) – 3 человека
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) - низкий
I группа + IIгруппа < IIIгруппа +IVгруппа, 6<17
КВ (количество взаимных выборов) – 23% уровень взаимности средний (21%-30%)
ИИ (индекс изолированности) – 13% (в норме не более 15-20%) группа благополучная
(см. приложение 1 , круги социометрии)
Лидеры
в
группе
активные,
самостоятельные.
Общий
эмоциональный
климат
в
коллективе – бодрый, жизнерадостный. Дети активны, заинтересованы в общих делах,
охотно
вовлекаются
в
совместную
деятельность
со
взрослыми.
Девочки
и
мальчики
дружат, вместе любят играть в сюжетно-ролевые игры.
Для обследования наглядно – образного мышления использовался тест Равена (серия
карточек). Получились следующие результаты(см . приложение №2).
Для исследования памяти были выбраны следующие методики: «10 картинок» с целью
определения объёма зрительной памяти, «10 слов» для исследования объёма слуховой
памяти. Получены следующие данные(см. приложение№2).
Диагностика связной речи, целью которой было изучение уровня владения навыками
последовательного,
логичного
и
связного
повествования
(пересказ,
рассказ
по
серии
сюжетных картинок) показали следующие данные(см. приложение №2 ).
Для
исследования
творческого
воображения
была
проведена
методика
«Дорисовывание фигур» с целью оценки способности к достраиванию заданного элемента
как способу образования нового воображаемого образа, сюжета. Получены следующие
результаты (см. приложение 2 )
В результате проведённой диагностики определена группа воспитанников, с которыми
необходимо
продолжить
работу
по
развитию
внимания,
мышления
и
речи,
памяти,
воображения через дополнительные индивидуальные занятия, упражнения, игры..
Дети проявляют большой интерес к музыке, уже имеют определённые знания в этой
области. В своих играх используют музыкальные пособия, инструменты. С желанием
посещают занятия музыки, физкультуры, участвуют в соревнованиях и общественных
праздниках. Ребята увлечённо играют в подвижные игры как в группе, на улице, так и в
самостоятельной деятельности . По результатам диагностики высокий уровень развития
по музыкальному воспитанию имеют 5 человек, 15 человек – средний уровень, 3 ребенка
имеют низкий уровень (из-за редкого посещения детского сада). (см. приложение №2 )
Дети в группе почти все из полных семей (таких семей 20), неполных семей – 3.
Родители интересуются успехами детей и активно принимают участие в жизни группы.
Основной состав детей в группе здоровы, без отклонений в физическом развитии.
В
результате
наблюдений
,в
процессе
воспитательно-образовательной
работы
и
диагностики психических процессов видна положительная динамика в развитии детей
данной группы.
4
«Музыкальное
путешествие по сказкам»
Музыкальный руководитель
Смирнова Елена Юрьевна
г.Шахунья. Нижегородской обл.
МДОУ д/с №5 «Теремок».
г. Шахунья.
2012 г.
Участники проекта: дети старшей группы.
Тип проекта: типовой, тематический.
Цель :
Способствовать формированию музыкальной культуры;
5
Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный,
яркий
и
сказочный.
Познакомить
детей
с
многообразием
мира
музыкальных
инструментов.
Задачи :
Образовательные
Учить детей на слух определять звучание музыкального инструмента в оркестре.
Обогащение
детей
музыкальными
впечатлениями
в
слушании
музыки,
умению
выражать свои эмоции и настроения, по средствам голоса, мимики и движений под
музыку.
Совершенствовать
двигательную
активность
детей,
способность
к
творческому
воображению, импровизации; музыкально – ритмические движения.
Слушать и слышать в момент исполнения музыкального произведения себя и других;
Развивающие:
Развитие музыкального вкуса детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Развитие
творческих
способностей,
фантазии,
воображения,
пластичности
в
различных видах музыкальной деятельности.
Развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к музыке, к сказкам и желание участвовать в музыкальном
процессе;
Формировать доброе отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Разучивание песен : «Пестрый колпачок» муз. Г.Струве,
«Веснянка» муз. О. Девочкиной,
«Песенка друзей» муз.В.Герчик,
Знакомство с музыкальным произведением , портретом композитора
«Шествия гномов» муз. Эдварда Грига.
Разучивание музыкально-дидактических игр:
«Три поросенка»,
«Приходите в гости к Мухе цокотухе»,
«Сказочные герои».
подвижной игры «Колобок».
Разучить :«Польку» муз. А. Филиппенко.
Знакомство и игра на детских музыкальных инструментах
Знакомство с танцевальными движениями
Изготовление атрибутов и декораций, необходимых для проекта.
Словарная работа :
Уметь охарактеризовать прослушанные произведения: «Шествия гномов» муз. Эдварда
Грига.-торжественный марш, фантастический.«Музыкальная табакерка» .муз. А. Лядова-
волшебная сказочная. Сказочные персонажи.
Индивидуальная работа :
Закрепить танцевальные движения: Миша С., Вика Ш., Дима Б., Саша Ф., Таня Б.
Закрепить приемы игры на муз. инструментах с подгруппой детей.
Декорации и оборудование:
Три маски поросят в шапочках красного, зеленого, желтого цвета
Маски: колобка, зайца, волка, медведя, лисы; шапочки бабочек, жуков, комариков
по количеству детей;
картинки «Забавные гномы» , «Весенний лес» ,« В мире сказок;
картинки «Сказочные герои».
музыкальные
инструменты:
металлофон,
бубен,
трещотка,
колокольчик,
баян,
деревянные палочки;
6
ноутбук, презентация «Викторина «В стране сказочных героев»;
музыкальный центр, Аудиозаписи с музыкальными произведениями
музыкальная шкатулка.
Мольберт
Ход НОД :
1. Вступительная часть.
Под фонограмму песни В. Шаинского «Улыбка» дети входят в зал, образуя круг.
М.р. Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!».
Давайте и мы с вами поздороваемся.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада приветствовать
вас в нашем музыкальном зале.
Дети отвечают на приветствие.
Музыкальный руководитель . Это замечательно, что вы очень воспитанные и вежливые
ребята. Но, так как этот зал – музыкальный, я хочу услышать музыкальное приветствие.
Как мы еще можем поприветствовать друг друга, кроме как, сказав слово «Здравствуй!».
Ответы детей . Поклоном, рукопожатием, взмахом руки, объятиями.
Музыкальный руководитель . Все верно. Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Поздоровайся со мной» (см. приложение№3).
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Вы очень музыкальны.
2. Основная часть.
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы верите в чудеса? (ответ детей). Сегодня у нас
будет необычное занятие.
В мире много сказок
Самых, самых разных,
Длинных и коротких,
Грустных и смешных.
Можно прочитать их,
Можно рассказать их.
Но а я решила побываем в них.
У меня в руках музыкальная шкатулка.
Шкатулка музыкальная, мелодия хрустальная!
Вот открою я шкатулку – чудо вдруг произойдет!
Вместе с музыкой хорошей ,к нам приходит волшебство.
Мы присядем , отдохнем в страну сказок попадем.
(Дети
присаживаются,
закрывают
глаза под
музыку А.
Лядова
«Музыкальная
табакерка» переносятся в страну сказок.)
Релаксация ,развитие воображения, фантазии под музыку
А. Лядова
«Музыкальная табакерка».
Музыкальный руководитель. Мы попали с вами в лес
Много ждет здесь нас чудес. (Звучит «Запись леса»). Ребята, посмотрите кто нас
встречает. Это гном. Зовут его гном- Погуляйка! Поздоровайтесь с ним.( Показ слайдов из
викторины «В стране сказочных героев» и аудиозапись.) Звучит фрагмент из «Шествия
гномов» муз. Эдварда Грига.
Дети здороваются.
Музыкальный руководитель . Дети, слышите, звучит музыка, послушайте внимательно и
скажите, как называется это произведение. Какой характер? .
Слушание + определение характера музыкального произведения.
7
Дети вспоминают название пьесы, композитора. Педагог картинку с изображением
идущих гномов ,портрет композитора.)
Дети :
Э т о фрагмент
из
«Шествия
гномов»
муз.
Эдварда
Грига. Характер
торжественный, музыка похожа на марш.
Музыкальный руководитель: Правильно ребята. Да, музыка похожа на марш. Но этот
марш необычный, он сказочный, в нем гномы идут пританцовывая. Значит это не только
марш, а еще и фантастический танец.
Давайте с вами представим, что мы гномы и пойдем, пританцовывая вот по этой дорожке.
Творческое задание под музыку Эдварда Грига «Шествие гномов»
+ музыкально - ритмические движения.
Музыкальный руководитель: Вот мы и очутились на лесной полянке. (Голоса птиц)
В гости к нам пришла Весна!
Вместе с нею птичий хор.
С нею солнце и тепло,
Все согрелось, ожило!
Весело смеется, голосами льется,
Света, радости полна, ах, красавица Весна!
Музыкальный руководитель: Слышите голоса птиц, как они весело поют.Ребята ,а мы с
вами знаем распевку про кукушку, давайте вспомним.
Распевка «Кукушка» муз. Н. Соловьевой.
Музыкальный руководитель: Молодцы. А теперь давайте споем песенку про весну.
Исполняется
песня
«Веснянка»,
музыка
и
слова
О.
Девочкиной.
(Журнал
«Музыкальный руководитель.» №2, 2008, с.73)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите что нам приготовил гном.
Погуляйка
очень любит путешествовать по сказкам, вот и вас он приглашает с собой. Готовы
отправиться
в
путешествие? (Идет
показ
слайдов
на
компьютере из
викторины «В
стране сказочных героев».
Дети сами проверяют ответы на компьютере, управляя
мышкой.)
Отгадайте загадку:
На краю у леса дом.
Кто живет в нем? Добрый…
Дети: Гном.
Музыкальный руководитель : Ребята, скажите ,а какое настроение бывает у гномов?
Дети: Грустное, веселое, сертитое.
Музыкальный руководитель : Правильно. Давайте и мы с вами поиграем., попробуем
показать настроение гномов. Я буду показывать картинку гнома , а вы при помощи
мимики изобразите его настроение .
Игра: “Забавные гномы”(см. приложение №4).
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Вот какие разные настроения бывают у
гномов.А какую мы знаем песенку про гномов?
Дети: Песенку «Пёстрый колпачок».
Музыкальный руководитель : Правильно. Давайте исполним песню «Пестрый
колпачок» , расправим спинки и споем веселую песенку .
8
Песня «Пестрый колпачок» музыка Г.Струве сл. Н. Соловьевой (Программа
"Ладушки" авторы И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Подготовительная группа.
с.236)
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте отгадаем следующую загадку. ( Показ
слайдов на компьютере из викторины «В стране сказочных героев». )
Кто работать не хотел,
А плясал и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется ..
Дети: Три поросенка.
Музыкальный руководитель: Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-
Наф. Ниф-Ниф жил в домике с красной крышей и носил красную шапочку. Нуф-Нуф
жил в домике с желтой крышей и носил желтую шапочку. Наф-Наф жил в домике с
зеленой крышей и носил зеленую шапочку. Не только разные цвета любили поросята,
но и разную музыку. Ниф-Ниф любил петь песню, которая называется «Песенка
друзей», Нуф-Нуф любил плясать, а Наф-Наф — маршировать. Дети собрались под
окошками домиков, а поросята соревнование затеяли. Весело им было! Давайте и мы
так поиграем! Выбираю троих детей на роли поросят, остальным детям предлагает
выбрать себе домик и встать в круг возле него.
Музыкально-дидактическая игра «Три поросенка» А. Зиминой на различение
жанров музыки. (Музыкально-дидактические игры А. Зиминой стр.18-19.)
(см.приложение №5)
Музыкальный руководитель Ребята, а давайте все вместе присядем отдохнем , немного
поиграем пальчиками.(Дети садятся на ковет).
Пальчиковая игра «Теремок».
Стоит терем – теремок. Сложить из ладоней крышу.
Между двух лесных дорог. Вытянуть руки вперед.
В этом тереме тетери, Помахать ладонями скрестно.
Захотели печь пирог.
Если любишь пироги, Лепить пироги.
Приходи, приходи. Звать гостей.
Музыкальный руководитель:
Отдохнули,
давайте
посмотрим,
что
еще
нам
гномик
приготовил. Вот еще одна загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый …
Дети: Чебурашка.
Музыкальный руководитель: Правильно.У Чебурашки очень много сказочных
друзей. Какие вы сказочных героев знаете? (Ответы детей.) Посмотрите, что нам гном
9
приготовил.. (Показ картинок сказочных героев.) Мы с вами сейчас поиграем в игру
«Сказочные герои». Я буду показывать вам картинку , а вы должны будете назвать
персонаж, прислушаться к музыке и под музыку показать повадки, ходьбу этого
сказочного персонажа, двигаться в ритме звучащей музыки.
Музыкально–ритмическая
игра «Сказочные
герои» ,(
по
метроритмике,
«Музыкальное воспитание в д/с М.А. Давыдова.стр.77 ) (см. приложение№6).+
Музыкальный руководитель: Молодцы. Отгадайте, дети, следующую загадку:
В этой сказке именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
Дети: Сказка «Муха-цокотуха».
Я надеваю шапочку Мухи-Цокотухи, дети надевают шапочки бабочек, блошек, жуков и
комаров.
Муха : Приходите ко мне, гости, я вас чаем угощу! Приходите по очереди, тогда, когда
услышите звучание своего инструмента: бабочки — звуки металлофона, жуки — звуки
баяна, блошки — звуки трещотки, а комары — звуки маракаса.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Приходите, гости к мухе цокотухе» на
развитие тембрового слуха, внимания.
Муха:
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха —
Именинница!
Дети
исполняют «Польку»
на
музыку
А.
Филиппенко .
(Журнал
«Музыкальный
руководитель.» № 4, 2008, с. 24.) Одни пары танцуют, другие аккомпанируют на бубнах ,
погремушках ,колокольчиках, металлофоне.
Музыкальный руководитель: Понравилось вам ребята в гостях у мухи - цокотухи?
Давайте отгадаем последнюю загадку гномика:
Укатился он из дома
По дороге незнакомой.
Ты узнал его дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный…
Дети: Колобок.
Проводится игра «Колобок» русская народная мелодия , обработка Е.Тиличеевой
(«Музыка и движение». Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. Авторы-
составители: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. с.160 )
Музыкальный
руководитель: Вот
и
закончилось
наше
путешествие
с
гномиком
Погуляйка, Давайте с ним попрощаемся. Нам пора отправляться в музыкальный зал .
У меня в руках музыкальная шкатулка.
10
Шкатулка музыкальная, мелодия хрустальная!
Вот открою я шкатулку – чудо вдруг произойдет!
Вместе с музыкой хорошей ,к нам приходит волшебство.
Мы присядем , отдохнем в музыкальный зал все попадем.
Релаксация ,развитие воображения, фантазии под музыку
А. Лядова
«Музыкальная табакерка».
3. Итог занятия:
Музыкальный руководитель: Понравилось вам наше путешествие по сказкам? С
какими сказочными героями мы встретились? Что вам больше всего запомнилось?.
(Обращаюсь по именам к детям)(Ответы детей.) Мне, ребятки, с вами было очень
интересно путешествовать по сказкам. "Дорогие дети! Вы справились со всеми заданиями,
не смотря на их сложность. Вы научились петь, танцевать, знаете много музыкальных
инструментов, умеете слушать и узнавать музыкальные произведения. Все это очень
порадовало меня, и я с радостью вам присваиваю звание "Юный музыкант". Вам
вручается соответствующий отличительный знак. (см . приложение №7)
Музыкальный руководитель:
Я желаю вам никогда с музыкой не расставаться, она - ваш самый лучший друг и по путчик
в
жизни! Приходите ко мне в следующий раз, вас будет ждать новое путешествие по
сказкам.
Под
песню
«Сказка
–
это
наша
жизнь»
музыка
С.
Соснина,
сл.
Е.
Косцовой-
Чучаловой
дети выходят из зала.
К конспекту прилагается план непосредственно – образовательной деятельности .
(См. приложение №8)
Самоанализ
Непосредственно – образовательная деятельность (НОД) проведена согласно
перспективного плана с учетом возрастной группы и возможностей детей.
11
( см . прложение№9) . Построено на музыкальном материале, разученном в течение 2
месяцев , согласно программных требований "Программы воспитания и обучения в
детском саду" под ред. М.А.Васильевой. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,с использованием
парциальной программы "Ладушки" (Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста) авторы И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева,
Цель :
Способствовать формированию музыкальной культуры;
Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный,
яркий
и
сказочный.
Познакомить
детей
с
многообразием
мира
музыкальных
инструментов.
Задачи :
Образовательные
Учить детей на слух определять звучание музыкального инструмента в оркестре.
Обогащение
детей
музыкальными
впечатлениями
в
слушании
музыки,
умению
выражать свои эмоции и настроения, по средствам голоса, мимики и движений под
музыку.
Совершенствовать
двигательную
активность
детей,
способность
к
творческому
воображению, импровизации; музыкально – ритмические движения.
Слушать и слышать в момент исполнения музыкального произведения себя и других;
Развивающие:
Развитие музыкального вкуса детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Развитие
творческих
способностей,
фантазии,
воображения,
пластичности
в
различных видах музыкальной деятельности.
Развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к музыке, к сказкам и желание участвовать в музыкальном
процессе;
Формировать доброе отношение друг к другу.
Актуальность
методической
разработки
заключается
в
том,
что
тема
НОД
направлена на расширение кругозора личности ребёнка. Дети все время действуют, а не
пассивно
слушают
педагога,
действуют
творчески,
поскольку
ставятся
в
условия,
в
которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.
Перед проведением НОД проведена большая предварительная работа. Использовались
разнообразные методы и приемы. Музыкальный материал подобран соответственно
возрасту, понятен и доступен детям, направлен как на групповое, так и индивидуальное
исполнение. Учитывалось, что дети старшей группы уже имеют определённые знания и
музыкальный репертуар им знаком, так как занятия в этом направлении проводятся
систематически. Дети с увлечением выполняли все задания. Им было интересно угадать
фрагменты музыкальных произведений, оценить товарищей, которые выполняли
музыкально - ритмические движения, исполнить выразительно песню.
Конспект НОД разработан с использованием ИКТ . Дети отгадывали загадки с
помощью слайдовой презентации « Викторина «В гостях у сказочных героев».
Во вступительной части занятия музыкальное приветствие вызвало эмоциональный
настрой
у
детей.
Звуки
музыкальной
табакерки
вызвали
у
детей
интерес,
создали
сказочную, таинственную атмосферу, что побудило с большим желанием узнать, какие
сказки встретятся детям на занятии.
Эмоциональный отклик у детей вызвало исполнение заранее выученных песен « Пестрый
колпачок » муз. Г.Струве, « Веснянка » муз. О. Девочкиной, «Песенка друзей» муз. В.
Герчик.
Дети
старались
выполнять
поставленную
перед
ними
задачу:
выразительное
12
исполнение
,начинать
петь
сразу
после
вступления,
чисто
интонировать,
четко
произносить слова, правильно передавать ритмический рисунок, динамические оттенки
Дети с удовольствием участвовали в играх « Забавные гномы » , « Сказочные герои» , где
от них требовалось выразить свои эмоции и настроения, по средствам голоса, мимики и
движений под музыку.
В танце «Полька »
муз.
А.
Филиппенко,
дети
смогли
проявить
свои
способности
соотносить двигательные ощущения с музыкой, под инструментальный аккомпанемент .
Подвижные музыкальные игры « Колобок » и « Три поросенка » дали возможность не
только
подвигаться
детям,
но
и
способствовали
развитию
ориентировки
и
свободы
движений в пространстве зала.
Все части НОД взаимосвязаны между собой и плавно сменяли друг друга. Дети были
очень активными, никто не остался без внимания.
Содержание НОД соответствует поставленной цели и задачам, которые были
реализованы в полном объеме.
Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный, дети были
заинтересованы.
В ходе НОД воспитатель не оставалась в стороне, чувствовалась ее помощь и поддержка.
Выполнив все задания, детям было присвоено звание "Юные музыканты". Всем детям
были вручены соответствующие медальки.
Занятие послужило средством приобретения и закрепления у детей знаний о сказках и
сказочных
героях,
обогащения
детской
игровой
деятельности,
вызвало
радостные
переживания, сформировало доброжелательное отношение к сверстникам.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
13
1.
И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева Программа "Ладушки".
Подготовительная группа. \ СПб.: «Композитор», 2007
2.
А. Зимина «Большой хоровод» \ Музыкально-дидактические игры, М.:
«Композитор», 1993
3.
«Учите детей петь». Песни и упражнения для развития голоса у детей
6-7 лет. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988
4.
«Музыка и движение». Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет.
Авторы-составители: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. М.:
Просвещение, 1984
5.
Журнал «Музыкальный руководитель.» №2, 2008, с.73
6.
Журнал «Музыкальный руководитель.» № 8, 2009, с.32
7.
«Музыкальное воспитание в детском саду : старшая, подготовительная
группы».-автор-составитель : М.А. Давыдова.
8.
«Музыкальное воспитание дошкольников» О.П. Радынова,
А. И. Катинене ,М. П. Палавашвили
14
Приложение
15
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Музыкальное приветствие
Игра «Поздоровайся со мной»
Цель:
Развивать чувство ритма. Формировать доброе отношение друг к другу.
Описание. Дети двигаются поскоками по залу в произвольном направлении
под музыку. Когда музыка перестанет звучать дети должны:
1раз – поклониться руг другу;
2 раз – пожать другу;
3 раз – помахать рукой, сказав «привет»;
4 раз – обнять друг друга.
16
Приложение№4
Эмоциональная игра «Забавные гномы»
17
Приложение №5
Музыкально – ритмическая игра
«Три поросенка».
Программное содержание ]
Учить детей различать характер и жанр музыкальных произведений.
Игровые пособия :
три плоскостных домика с оконцами и крышами трех цветов,
три шапочки: красного, зеленого и синего цвета, соответственно цвету крыШи.
Музыкально-дидактический материал
: любая бодрая плясовая, маршевая и
спокойная
песенная
мелодия,
исполненная
на
металлофоне
или
произведения,
исполненные в грамзаписи.
Ход игры:
Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф- Наф. Ниф-Ниф жил в домике
с красной крышей и носил красную шапочку. Нуф-Нуф жил в домике с зеленой крышей
и носил зеленую шапочку. Наф-Наф жил в домике с синей крышей и носил синюю
шапочку. Не только разные цвета любили поросята, но и разную музыку. Ниф-Ниф лю -
бил маршировать, Нуф-Нуф — плясать, а Наф-Наф — хороводы с песней водить. Дети
собрались в три хоровода под окошками. А поросята с друзьями игру - соревнование за -
теяли. Как марш зазвучит, выглянет из окошка Ниф-Ниф и начинают маршировать
друзья под его окном. Зазвучала плясовая, выглядывает Нуф-Нуф и пляшут его друзья
под его окном. А как песня зазвучи!
1
— Наф-Наф выглядывает и его друзья с песней
кружатся в хороводе. Весело им было! Давайте и мы так поиграем”.
Педагог выделяет троих старших детей на роли поросят * и разделяет остальных
детей на три круга, которые располагает под окнами домиков. Несколько раз исполняет
музыкальные произведения в неравномерной последовательности звучания. В ходе игры
по возможности меняет детей старшего возраста, исполнявших роли поросят. В конце
игры отмечает того поросенка (поросят) и его (их) друзей, которые лучше слушали
музыку, и по их желанию все дети слушают или
поют песню о каком-либо животном.
Приложение №6
Музыкально ритмическая игра
«Сказочные герои»
18
Цель
:
учить детей точно и правильно воспринимать музыку, передавая в
собственном движении ее содержание и характеристические особенности.
Cказочный герои
Двигательное воплощение
1.
Иван-царевич скачет
Руки вытянуты вперед, словно держат уздечку коня верхом
на Сивке-Бурке., исполняются
подскоки в полуприсяде на обеих ногах, при постепенном
убыстрении темпа музыки дети переходят на исполнение
шага с подскоками.
(Возможное музыкальное сопровождение: «Игра в лошадки» П.И. Чайковского.)
2.Летит Жар-птица .
Легкий бег на полупальцах. При
этом руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх, делают
плавные взмахи и «перекруты» кистями Над головой.
(Возможное музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» из Залета П.И.
Чайковского «Спящая красавица».)
3.Идет на цыпочках
Василиса Прекрасная Движение легкими маленькими шагами на полупальцах
. Корпусмаксимально вытянут, подбородок головы приподнят,
глаза опущены, руки на поясе.
В правую руку можно взять платочек.
(Возможное музыкальное сопровождение: русская народная песня «Во поле береза
стояла» .)
4. Шагает в кукольный театр
Буратино. Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, глаза
округлены,
ходьба
утрированная
с
высоким
подниманием
колена
и
зафиксированной стопой.
(Возможное музыкальное сопровождение: «Тарантелла» С. С. Прокофьева.)
5. Идет по лесу Мишка
Г олова опущена, руки округлены, косолапый. ступни ног
повернуты вовнутрь,
ходьба вразвалочку.
(Возможное музыкальное сопровождение: «Медведь-монтер» Д. Б. Кабалевского .)
6. Летят гуси-лебеди.
Легкий бег на полупальцах, руки
вытянуты в стороны, делают плавные взмахи, шея вперед.
(Возможное музыкальное сопровождение: русская народная песня « Как пошли наши
подружки».)
7. Шагают великаны .
Ходьба на цыпочках большими
шагами с большим размахом рук в неторопливом темпе.
(Возможное музыкальное сопровождение: русская народная песня «Ах, ты, береза».)
8. Идут мелкими шажками - гномы.Корпус согнут, голова и руки при
жаты к
корпусу, мелкий шаг.
(Возможное музыкальное сопровождение : «Халлинг» Э. Грига .)
9. Скачет лягушка-квакушка . Пальцы рук растопырены, глаза ок
руглены, прыжки вперед или ходьба с поворотом корпуса
вправо и влево. Можно сопровождать кваканьем.
(Возможное музыкальное сопровождение: русская народная песня « Ай, на горе дуб,
дуб».)
10. Шагает оловянный
солдатик.
Четкий военный шаг с активными взмахами рук.
(Возможное
музыкальное
сопровождение: «Марш деревянных солдатиков» П.И.
Чайковского.)
Приложение №7
19
Отличительные знаки «Юный музыкант».
Приложение № 8
План непосредственно – образовательной деятельности
20
21
Репертуар
Виды муз.
деятельности
Программное
содержание
Методические
приемы
Интеграция
образовательных
областей
1
.Вводная
часть
. Музыкаль-
ритмич.движ-я.
«Улыбка»
В.Шаинский
«Поздоровайся
со мной»
2.Основная
часть.
Релаксация
А. Лядов
«Музыкальная
табакерка»
Слушание.
Э.Григ
«Шествие
гномов»
Распевание.
«Кукушка» муз.
Н. Соловьевой
Пение
«Веснянка»,
муз.О.
Девочкиной.
Эмоциональная
игра
А. Зиминой
«Три поросенка»
«Песенка
друзей»муз.В.
Герчик,
Пальчиковая
игра
«Теремок».
Совершенствовать
умение детей
чувствовать характер
музыки.
Р а з в и в ат ь
ч у в с т в о
ритма.
Формировать
доброе отношение друг
к другу.
Добиться
эмоциональной
разрядки, снять
умственную перегрузку
и
утомления
.Воспитывать культуру
слушания музыки.
Учить детей
определять характер
музыки.
Учить детей различать
черты танцевальности,
марша .
Развивать певческие
умения: звуковедение,
дыхание, дикция.
Выразительно
исполнять знакомую
песню: начинать петь
сразу после
вступления, чисто
интонировать, четко
Развивать умение
выражать эмоции и
настроения.
Выразительно
исполнять знакомую
песню: начинать петь
сразу после
вступления, чисто
интонировать, четко
произносить слова,
правильно передавать
ритмический рисунок,
динамические оттенки.
Учить различать
характер и жанр
музыкальных
произведений.
Формировать
ритмическую
организацию.
Показ ходьбы под
марш. указания,
пояснение.
Показ,
беседа,обьяснение.
Показ музыкальной
шкатулки. Вводная
беседа.
Творческое задание
– идти,
подтанцовывая по
дорожке, передать
образ гнома.
Пропевание,обьясне-
ние. Показ.
Исполнять песню
как эхо –я пою
музыкальную фразу,
дети вторят за мной.
Показ картинки ,
обьяснение
Создать игровую
ситуацию.
Предложить детям
передать образ
гнома.
Использовать
наглядный материал
– маски поросят.
Предложить
прохлопать ритм или
метр песенки.
Показ ,словесное
сопровождение.
Физическая
культура.
Физическая
культура
Познание
Здоровье
Коммуникация
Познание
Коммуникация
Здоровье
Познание
Коммуникация
Художественное
творчество
Познание
Коммуникация
Здоровье
Физическая
культура
Познание
Коммуникация