Автор: Веркин Александр Александрович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ Маливская СОШ Населённый пункт: д. Зарудня. Коломенский район. Московская область Наименование материала: Рабочая программа на основе элементов спортивной борьбы Тема: Проведение уроков физической культуры по борьбе Раздел: среднее образование
Составитель: учитель физической культуры Веркин А.А.
2015 год
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий разделом борьбы (элементами единоборств) среди
учащихся общеобразовательных учреждений.
В данной программе отражен учебный процесс для учащихся 5-9 классов, в соответствии с
требованиями основного общего образования, особенностями МОУ Маливской средней
общеобразовательной школы, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Особенностью планирования программного материала являются сведения максимальных
возможностей параметров нагрузок, средств, методов, контроля в одну схему проведения
занятий.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию
личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Слагаемыми физического воспитания при занятиях борьбой являются: крепкое здоровье,
хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания
и навыки в области борьбы, осуществлять освоенные умения в оздоровительной и
спортивной деятельности.
Практическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе урока
решаются следующие задачи :
- гармоничное физическое развитие учащихся;
- разносторонняя подготовка;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- овладение основами техники выполнения упражнений;
- приобретение необходимых знаний в области единоборств, физической культуры и
спорта;
- выявление способных учащихся;
- воспитание потребности и умения самостоятельно применять физические упражнения в
жизни, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления здоровья:
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и
свойств личности:
- содействие воспитанию патриотизма.
Общая характеристика раздела
В возрасте 12 – 13 лет условные рефлексы у детей обладают стойкостью, движения
становятся точнее, быстрее, улучшается процесс автоматизации, но полностью
формирование центральной нервной системы не завершено и продолжается в, более
старшем возрасте.
В 14 – 15 лет развиваются качества, связанные с различными формами выносливости и
силы. По показаниям обмена веществ и энергетических затрат организм подростка еще не
подготовлен для выполнения нагрузок, равным более взрослым детей.
Начиная с 5 класса, в содержание программного материала включены элементы борьбы
(единоборств). Этот материал, способствует овладению учащимися жизненно важными
элементами борьбы (единоборств), оказывает разностороннее воздействие на развитие
координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и
перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость,
способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых
параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой
выносливости) способностей. Занятия борьбой содействуют воспитанию волевых качеств:
смелости, решительности, уверенности в себе.
Занятия по овладению техническими приемами борьбы (единоборств) требуют
тщательной подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники
безопасности. При соответствующей подготовке учителя и учеников программный
материал может быть расширен за счет изучения более сложных приемов борьбы.
Место учебного раздела в школьной программе
Учебная программа по физической культуре МОУ Маливской средней
общеобразовательной школы предусматривает изучение элементов борьбы
(единоборств) в 5-6 классах – 9 часов (вариативная часть), в 7 классе – 9 часов (6 часов –
базовая часть, 3 часа – вариативная часть), 8-9 классах – 9 часов (базовая часть).
Содержание раздела
Основная
направленность
5 – 6 классы
На овладение техникой
приемов борьбы
Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища.
Освобождение от захватов. Упражнения по овладению приемами
самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: выведение из
равновесия рывком и толчком, передняя подножка, задняя
подножка, захватом двух ног. Приемы борьбы лежа:
переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки,
двух рук, удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от
удержания сбоку.
На развитие
координационных
способностей
Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в
длину (высоту) с места (разбега). Подвижные игры типа «Салки
кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», «Паук», «Регби на
коленях» и т.п.
На развитие силовых
способностей и силовой
Силовые упражнения, единоборства в парах.
выносливости
На знания о физической
культуре
Виды единоборств. Правила безопасности и поведения учащихся
во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий
единоборствами на организм человека и развитие
координационных, кондиционных способностей. Оказание первой
помощи при травмах.
Самостоятельные
занятия
Проведение учащимися подготовительной части занятия (общих,
специальных упражнений, а также элементов акробатики).
На овладение
организаторскими
способностями
Подготовка мест занятий. Оказание помощи слабоуспевающим
товарищам в овладении программным материалом.
Основная
направленность
7 – 9 классы
На овладение техникой
приемов борьбы
Способы подготовки к проведению бросков. Упражнения по
овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы
стоя: бросок рывком за подколенный сгиб, бросок через бедро,
бросок захватом руки под плечо. Приемы борьбы лежа:
переворачивание лежащего на животе захватом туловища, двух
ног, удержание сверху. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от
удержания сверху.
На развитие
координационных
способностей
Совершенствование изученных приемов борьбы лежа и стоя.
Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в
длину (высоту) с места (разбега) через партнеров лежащих на
животе, стоящих согнувшись. Переворот боком. Подвижные игры
типа «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов»,
«Паук», «Регби на коленях» и т.п.
На развитие силовых
способностей и силовой
выносливости
Силовые упражнения, единоборства в парах. Эстафеты с
включением элементов акробатики и бросков. Силовые элементы
единоборств в парах.
На знания о физической
культуре
Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Закаливание, режим дня, питание, самоконтроль.
Самостоятельные
занятия
Проведение учащимися подготовительной части занятия
(общеразвивающих, специальных упражнений, а также элементов
акробатики).
На овладение
организаторскими
способностями
Выполнение учащимися на занятии роли помощника учителя.
Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении
программным материалом.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
–
формирование
чувства
гордости
за
свою
Родину,
формирование
ценностей
многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
–
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
–
развитие
навыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками,
умения
не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
–
овладение
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
–
формирование
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
–
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
–
овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры
для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее
позитивном
влиянии
на
развитие
человека
(физическое,
интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной
учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
–
формирование
навыка
систематического
наблюдения
за
своим
физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и
массы
тела
и
др.),
показателями
основных
физических
качеств
(силы,
быстроты,
выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
–
выполнение
простейших
акробатических
и
гимнастических
комбинаций
на
высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий единоборств, применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
По окончании 5-9 класса учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль
и значение в жизни человека;
–
использовать
физическую
культуры
(элементы
единоборств)
как
средство
укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины
и массы тела) и развития основных физических качеств;
–
оказывать
посильную
помощь
и
моральную
поддержку
сверстникам
при
выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение
при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры с элементами
единоборств и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
–
соблюдать
требования
техники
безопасности
к
местам
проведения
занятий
физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
–
выполнять
простейшие
акробатические
и
гимнастические
комбинации
на
высоком качественном уровне;
–
выполнять
технические
действия
борьбы,
применять
их
в
игровой
и
соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных условиях.
знать (понимать):
-исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их
проведения;
-название известных единоборств.
-основные показатели физического развития.
-правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ.
-правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими
упражнениями.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения,
коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№
урока
Тема урока
Домашнее
задание
Плановая
дата
проведения
урока
Скорректирован
ная дата
проведения
урока
1
Правила безопасности и
поведения учащихся во время
занятий. Виды единоборств.
Гигиена борца.
Общеразвивающие
упражнения борцов на месте
Отжимание в
упоре лежа – до
15 раз.
и в движении.
2
Общеразвивающие
(специальные) упражнения
борцов. Упражнения по
овладению приемами
самостраховки при падении
на бок, спину, грудь.
Страховка.
Отжимание в
упоре лежа – до
15 раз.
3
Общеразвивающие
(специальные) упражнения
борцов. Упражнения по
овладению приемами
самостраховки при падении
на бок, спину, грудь.
Страховка.
Отжимание в
упоре лежа – до
15 раз.
4
Стойки, передвижения в
стойке. Дистанции. Захваты
рук, туловища. Освобождение
от захватов.
Лежа на спине с
упором на локтях,
держать прямые
ноги под углом 30
градусов (до 15 с).
5
Приемы борьбы лежа:
переворачивание стоящего на
четвереньках захватом шеи и
руки, двух рук.
Лежа на спине с
упором на локтях,
держать прямые
ноги под углом 30
градусов (до 15 с).
6
Приемы борьбы лежа:
удержание сбоку. Болевые
приемы: узел и рычаг локтя от
удержания сбоку.
Лежа на спине с
упором на локтях,
держать прямые
ноги под углом 30
градусов (до 15 с).
7
Приемы борьбы стоя:
выведение из равновесия
рывком и толчком.
Приседание на
одной ноге – до 7
раз.
8
Приемы борьбы стоя:
передняя подножка.
Приседание на
одной ноге – до 7
раз.
9
Силовые элементы
единоборства в парах.
Подвижные игры: «Салки
кувырками», «Бой
наездников», «Бой петухов»,
Приседание на
одной ноге – до 7
раз.
Тематическое планирование
№
урока
Тема раздела
Решаемая
проблема
Понятия
Предметные
результаты
Универсальные учебные действия
Личностные результаты
Познавательн
ые
Регулятивные
Коммуник
ативные
1-9
Борьба
Овладеть
учащимися
жизненно
важными
навыками
единоборст
в.
Место
занятий,
стойка,
передвижени
я в стойке,
захват,
приемы
борьбы стоя и
лежа,
страховка,
самостраховк
а, правила
поведения
учащихся во
время
занятий
единоборства
ми.
Разностороннее
воздействие на
развитие
координационных
(ориентирование в
пространстве,
быстрота
реагирования и
перестроения
двигательных
действий,
равновесие,
вестибулярная
устойчивость,
способность к
произвольному
расслаблению
мышц) и
кондиционных
(скоростно-
силовых, силовых,
Виды
единоборств,
гигиена
борца,
влияние
занятий
единоборства
ми на
организм
человека,
развитие его
физических
способностей
, оказание
первой
медицинской
помощи при
травмах.
Занятия с
использование
м единоборств
содействуют
овладению
техникой
приемов,
развивают
координацион
ные, силовые
способности, а
также силовую
выносливость.
Занятия
воспитывают у
детей волевые
качества:
смелость,
решительность,
уверенность.
Самостоят
ельно
выполнять
упражнени
я в парах,
владеть
приемами
страховки,
подвижны
ми играми
с
элементам
и
единоборс
тв.
Оказание помощи слабо
успевающим товарищам в
овладении программным
материалом по борьбе.
силовой
выносливости)
способностей.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
1.
Общеобразовательная программа основного общего образования (БУП) МОУ
Маливской средней общеобразовательной школы
2.
Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 - 11 классов. Ред.
В.И. Ляха, А.А. Зданевича, изд. "Просвещение", 2012 г.
3.
УМК «Школа России» под редакцией В.И.Ляха
4.
100 уроков САМБО, ред. Е.М. Чумакова, изд. "Фаир-Пресса", 1988 г., г. Москва.
5.
САМБО, ред. С.А. Селиверстов, 1997 г., г. Москва.
6.
САМБО: первые шаги ред. П.А.Эйгминас, изд. «Физкультура и спорт», 1992 г., г.
Москва.
Материально-техническое обеспечение
Место для занятий:
Спортивный и тренажерный залы.
Для уроков борьбы:
Маты, пояса, секундомер, набивные мячи (1-3 кг.), скакалки, медицинские весы, зеркало.