Автор: Филатова Надежда Сергеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ црр детский сад № 33 "Ромашка" Населённый пункт: Московская область город Воскресенск Наименование материала: методическая разработка Тема: Родительское собрание "Права ребенка" Раздел: дошкольное образование
Ход собрания
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную
проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также
рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?».
«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных
общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не
вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные
духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только
через детей.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого
формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в
течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых –
родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом
определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и
вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,
поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное
внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и
психолого-педагогическом.
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей
зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и
развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический
кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних.
Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; ростом
числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из
дома. Кроме того все чаще и чаще обсуждается проблема домашнего насилия, жестокого
обращения с детьми. Все перечисленное связанно со снижением воспитательного
потенциала семьи, и как следствие нарушением прав ребенка.
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями
начинается в семье, а родители — гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и
поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
• К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на
равенство в осуществлении других прав и т.п
• Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
• К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.
• Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
• Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право
на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных
мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
• Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой
эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от
античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Все это права, за выполнение которых отвечает государство, права, которые связаны с
экономической ситуацией в стране.
Остановимся также и на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место
ущемление прав ребенка и ему необходима защита.
Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и
будущее целиком зависят от родителей и от взрослых, которые его окружают. Но именно
он чаще всего становится объектом, на который выплескивают свои негативные эмоции
родители. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения родителей, что
сказывается на его психическом здоровье.
Кроме того многие родители используют телесные наказания, угрозы, запугивание,
проявляют чрезмерную строгость в отношении своих детей при их малейшем
неповиновении. Следует помнить, что жестокое обращение с детьми влияет на их
дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую
действительность, иначе думают, иначе ведут себя.
Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения и не страдал от негативных последствий.
Ведь он ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет и создал вам
дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе
требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.
Ваш ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца
его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы
можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и
создать условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так
же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не
поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму
несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он
попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера.
Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем
еще будет. Не сомневаться, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И,
конечно же, сохранять оптимизм.
Уважаемые родители, наша первая встреча по изучению прав ребенка подходит к концу, но
мы еще не раз будем говорить о них. Ведь только изменив родительскую установку по
отношению к ребенку, только соблюдая права и достоинства маленького человека, мы
вырастим полноценно развитую личность. А это залог благополучия будущего России и
всего мира.
Из опыта работы ДОУ по ознакомлению детей со своими правами.
Коротко познакомимся с основными международными документами и документами
Российской Федерации, регулирующими права ребенка:
• Декларация прав ребенка (принятая ООН 20.11.1959 г.).
• Конвенция о правах ребенка (принятая ООН 20.11.1989 г.).
• Конституция Российской Федерации (принятая 12.12.1993 г.).
• Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001,2006 гг.).
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от
24.07.1998 г.).
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Декларация прав ребенка является первым
международным документом. В 10принципах, изложенных в Декларации,
провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное
обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование,
развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав
ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права
каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях,
свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка,
религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального
происхождения – юридическое право:
– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц,
несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку
право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и
регионального уровней.
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных
в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных
актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,Закон
«Об образовании».
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных
отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского
законодательства.
Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных
учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает
административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и
психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их
здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений
развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном
учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
решениями соответствующего органа управления образованием.
Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех
участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и
большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и
полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить
вза¬имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе
которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к
личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
• защиту его от всех форм жестокого обращения,
• права на охрану жизни и здоровья,
• защиту его права на образование,
. Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право
на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень
жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и
социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов,
направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что
«образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся воспитанников».
Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного
детства — критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется
нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что
необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем
участниками этого процесса должны все взрослые как в семье, так и в дошкольном
образовательном учреждении.
Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность
посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к
сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует
гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают
функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и
праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы
дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на
образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем
развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и
разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду.
Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства
образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором
четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах
детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в
системе дополнительного образования.
Право ребенка на игру
«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в
системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в
семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за
компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на
семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому,
чтобы способствовать осуще¬ствлению указанного права», — утверждает Декларация
прав ребенка.
Решение общего родительского собрания
1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его.
2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным,
насекомым.
6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и
агрессивности.