Автор: Бижанова Айгуль Файзулловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 18 "Радуга" Населённый пункт: Республика Башкортостан город Учалы Наименование материала: статья Тема: Почему ребенок ворует? Раздел: дошкольное образование
Почему ребенок ворует?
Что такое детское воровство?
Осознанное или неосознанное нарушение границ других людей.
Нелегальное вторжение в их пространство и присвоение себе их собственности.
Способ сказать нам, взрослым, о каком-то своем неблагополучии.
Симптом семьи.
Способ справиться с последствиями какой-то травмы.
Возможность получить то, что другим способом не получить.
На что стоит обратить внимание?
У кого — у какого члена семьи или школьной системы — ребенок ворует, тому и
направлено послание ребенка.
Что именно он берет и на что тратит ворованные деньги? Это укажет на какой-то
дефицит, выраженный символически.
Как давно он это делает? Если давно, то семья обладает некоторой «слепотой»,
старательно не замечает сложностей, боится с ними иметь дело. Это способ
ребенка «открыть глаза» системе.
Какие частые причины такого поведения?
В семье нет четких границ, что можно и нельзя для всех членов семьи, включая
взрослых.
Взрослые сами часто и нелегально нарушают границы ребенка.
Ребенок был чего-то лишен: детдомовский ребенок, приемный ребенок, каким-то
иным образом покинутый взрослыми ребенок.
В семье очень строгие правила, и ребенок совсем лишен возможности
удовлетворять некоторые свои потребности — легальным образом получить то,
что нужно, невозможно.
В семье и у ребенка не сформировано, путаются понятия «свое» и «чужое».
Ребенка не обучили навыку просить и договариваться.
У ребенка сформировалась серьезная зависимость — игровая, алкогольная,
наркотическая, что тоже является нарушением функционирования семейной
системы.
Чего не стоит делать в случае обнаружения воровства?
Делать вид, что ничего не произошло.
Почему? Важно назвать вещи своими именами и сказать: «Ты взял у мамы деньги,
это воровство. Так поступать нельзя. Это преступление».
Объявлять ребенка вором. Он — ребенок, который совершил воровство. Это
поступок, который является сигналом для семьи, правильнее отреагировать так:
«Ты совершил серьезный проступок».
Почему? В большинстве случаев это неосознанный выбор ребенка. К нему
неприменима уголовная или административная ответственность (до 14 лет). За
воровство ребенка перед законом отвечают родители, поскольку они и являются
теми, кто этому косвенно способствовал.
Наказывать ребенка больше, чем сам проступок.
Почему? В сверхнаказании родители часто всю ответственность за проступок
перекладывают на ребенка и не берут свою. Этим они учат ребенка тому же — как
не брать ответственность за совершенное. Взрослая позиция: «Нам вместе нужно
разобраться, почему это произошло».
Оставлять происшествие без последствий.
Почему? У здорового ребенка есть моральные ориентиры. Если он не понес
разумное наказание и каким-то образом не возместил нанесенный ущерб — в
рамках своих возможностей, он может чувствовать себя долго и сильно
виноватым. Что может сказать взрослый: «Такое бывает, мы все совершаем
ошибки, часто по незнанию или потому, что не подумали о последствиях. Давай
подумаем, как ты можешь возместить ущерб, который ты нанес этим поступком».
Усиленно стыдить ребенка.
Почему? Разоблачение проступка и его последствия уже в значительной мере
пробуждают стыд. Когда ребенка родитель слишком стыдит, он таким способ
освобождается от собственного стыда и ответственности за происшествие и
«загружает» им другого. Так проявляется нежелание помогать ребенку в том, что
поможет понять причины поступка, и желание просто запугать или застыдить —
возникает «чтобы неповадно было впредь». От этого симптом уходит внутрь, и
ребенок просто лучше скрывает последствия воровства, или симптом
преобразуется в другой.
Обвинять во всем только его самого.
Почему? Большая часть ответственности принадлежит семье, взрослым. Важно
выделить, где чья вина. Семье хорошо бы взять ответственность за собственные
дисфункциональные нарушения, за нарушение границ и несформированность
адекватных норм и правил, то есть за причины поступка. Ребенок берет
ответственность за сам факт совершения поступка.
Ограничиваться только наказанием, пристыживанием или запугиванием.
Почему? Это симптом какого-то неблагополучия, и в нем стоит разобраться всей
семьей или с помощью психолога.
Думать, что теперь это навсегда «испорченный» ребенок и ему нельзя доверять.
Почему? Если будете относиться к этому как проблеме и все вместе ее решите, то
произошедшее будет просто эпизодом из его жизни, сложным событием, в
котором его семья пришла ему на помощь. Если вы будете думать, что во всем
виноват ваш «плохой» ребенок, он может и дальше неосознанно подтверждать это
выданный ярлык.
Как поступить, если вы обнаружили у ребенка вещи, которые не покупали, или
пропажу денег?
Поинтересоваться откуда вещи, чьи, при каких обстоятельствах оказались у
ребенка.
Сказать, что вы обнаружили пропажу денег и полагаете, что взял их ребенок.
В случае обнаружение воровства успокоиться и не паниковать.
Спросить, осознает ли ребенок, что он совершил серьезный проступок.
Назвать это воровством, нарушением чужих границ, правил и закона.
Сказать, что с этим нужно разобраться всей семье.
Переработать собственные чувства — шок, разочарование, стыд, злость, страх,
тревогу.
Обсудить последствия воровства и возмещения ущерба.
Разобраться с первопричинами.
Помочь ребенку организовать возмещение ущерба — возможно, совместно с
семьей.
Как заняться профилактикой детского воровства?
Корректно обходиться с границами всех членов семьи («Это Ванины игрушки, ты
не можешь их брать, если он тебе не разрешает», «Если ты хочешь взять, тебе
нужно попросить»). Соответственно, если вы, взрослые берете что-то у вашего
ребенка, вы также спрашиваете. Вы без спросу не залезаете в его портфель,
дневники, странички в сетях, почту. Особенно, если ребенок не хочет вас туда
пускать. Идея «я просто хочу убедиться, что у него все в порядке» не является
основанием. Если вы это делаете по этой причине, значит, у вас уже есть
проблемы. Ваш ребенок вам не доверяет, и вы для того, чтобы унять свою
родительскую тревогу, нарушаете границы своего ребенка, чем учите его тому же
самому.
Открыто обсуждать сложности в семье. «Давай бабушке не скажем, а то она
расстроится», «Только не говори папе, он разозлится» — если вы сами что-то
скрываете, то вы учите ребенка скрывать и делать что-то нелегально.
Дать ребенку возможность получать ваше внимание, включенность и
удовлетворять важные для него потребности. Если вы не обращаете внимания на
самого ребенка, и он интересует вас только функционально — сделал ли он уроки,
подмел ли пол, сходил ли на музыку, то ребенок будет искать возможностей
вовлечь вас в свои проблемы. Родители не должны удовлетворять все детские
желания по первому зову.
Ребенок желательно должен встречаться с тем, что: ему идут навстречу и дают то,
что он просит; отказывают, но он может объяснить, как важно ему то, что он хочет,
и договориться; отказывают, и ему придется принять этот отказ, желательно при
этом разделить его чувства. Если нет никакой возможности получать то, что очень
нужно, психика всегда ищет обходные пути.
Помогать в проработке прошлых травм, касающихся серьезного дефицита и
лишений. Полученная даже в раннем младенчестве травма — ребенок может об
этом не помнить — без проработки остается в бессознательном ребенка и может
разыгрываться при каких-то обстоятельствах для того, чтобы на нее обратили
внимание и помогли эту травму проработать и закрыть.
Важно — что бы ни случилось, дети и другие члены семьи не должны
подвергаться насилию, отвержению, презрению, «изгнанию»: «Все, ты не наша
дочь теперь, уходи!». Все это только усиливает травму. Вы — семья, и вы —
взрослые, и ваша задача помочь тому, кто только начинает жить.