Роль игровых моментов на уроках математики в здоровьесбережении школьников младшего звена
Автор: Попова Ольга Валерьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №95 Населённый пункт: г.Воронеж Наименование материала: статья Тема: Роль игровых моментов на уроках математики в здоровьесбережении школьников младшего звена Раздел: среднее образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Здоровье настоящих школьников- одна из важнейших проблем всех
современных образовательных учреждений. К сожалению, все чаще и чаще приходится
сталкиваться с фактами наличия у учеников серьезных заболеваний не только от
рождения, но и их возникновением в процессе физиологического становления.
В целях здоровьесбережения каждого ученика современная школа, как одно из
самых значимых звеньев его развития, призвана обеспечить:
-создание максимальной защиты от различного рода перегрузок как на самом уроке, так и
при выполнении домашнего задания;
-создание комфортных условий обучения, способствующих повышению познавательной
активности учащихся и их развития как личности в целом.
Желать учиться, с интересом познавать окружающий мир, узнавать новое на
каждом уроке и успешно применять полученные знания в повседневной практической
деятельности способен прежде всего здоровый ребенок. Ему должны быть чужды
переутомление, апатия, отсутствие интереса, воли, внимания. Порой мы ,педагоги,
предъявляем к ученику слишком завышенные требования. Наш авторитарный стиль
работы и лишняя жесткость никогда не принесут желаемых результатов. Мы мечтаем
воспитать «гениев»,а получаем элементарное нежелание идти в школу. Среди учеников 5
класса мною проводилась анкета «Как ты относишься к школе?». Вот некоторые ответы
детей:
-«в школе трудно, много задают»;
-« учитель слишком строг, никогда не улыбнется»;
-«на уроках мне скучно, так как я многое не успеваю»;
-«урок длится очень долго, я устаю».
Если действительно завышен общий темп урока, слишком велик объем классной
и домашней работы, у ученика нет возможности расслабиться и переключить свое
внимание на другие виды деятельности, ждать позитивных результатов бессмысленно.
Неоценимую услугу в снятии напряжения и усталости детей, в повышении
интереса к предмету в целом оказывают различные игровые моменты. Рассмотрим
некоторые из них.
Игра «Лесенка».
Для учащихся заранее готовится мини-плакат с изображением обычной лестницы.
На каждой ее ступеньке записано определенное математическое действие(деление ,
произведение или сложение натуральных чисел).Результат «предыдущей
ступеньки»является началом следующего действия новой. Верно выполнив все примеры,
ученики отгадывают ,например, номер квартиры учителя(дверь с неизвестным номером
изображена на «лестничной клетке»,к которой подвела лестница. Отгадывание пусть
маленькой, но тайны, естественным образом оживляет урок, снимает апатию, повышает
интерес к восприятию следующих блоков урока.
Огромную помощь на уроках математики оказывают различные физкультминутки,
которые также можно провести в игровой форме.
Например, учащимся предлагается сделать такое число наклонов вперед, которое
является результатом устного деления числа 125 на число 15.Далее дети, например,
совершают число приседаний, равное результату разности чисел 137 и 129.Следующим
упражнением являются наклоны в сторону. Число наклонов вправо равно результату
следующих действий:
(5+8)*2-20 ,
а число наклонов влево соответствует результату другого примера:
(12-8)*6-19 и т.д.
С успехом можно применять игру «Змейка»,когда класс делится на команды (ряды
класса), и каждая из них получает одинаковое математическое задание. Например,
необходимо решить следующий пример:
((225:15+3807):2-1528)*100
Ученики, находящиеся на первой парте, быстро выполняют деление чисел,
оперативно передают листок с заданием второй парте, и таким образом решение примера
происходит по цепочке .Побеждает та команда ,которая быстрее всех верно выполнит
решение примера, а необходимым условием победы является правильное выполнение
каждого действия.
Почему наши дети учатся все хуже и хуже? Наверное, действительно трудно
справиться с той нагрузкой, которую предлагает им школьная жизнь. Даже в своей
знаменитой книге «Как любить ребенка?» выдающийся польский педагог-гуманист Януш
Корчак писал : «Мы хотим, чтобы дети были лучше нас. Грезится нам совершенный
человек будущего.Надо бдительно ловить себя на лжи, клеймя одетый в красивые слова
эгоизм. Будто самоотречение, а по существу -грубое мошенничество.
Мы всегда найдем ,в чем упрекнуть, и алчно требуем все больше и больше».
Очень бы хотелось, чтобы любой ребенок воспринимал современную школу как
место, где бы он мог проявлять свои лучшие качества, чтобы каждый ученик чувствовал,
что именно здесь его ценят как личность и желают ему здоровья.