Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках химии
Автор: Цуранова Оксана Анатольевна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУСОШ №11 Населённый пункт: город Спасск-Дальний Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках химии Раздел: среднее образование
«Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать».
Гёте
Химия
как
наука
относится
к
основополагающим
областям
естествознания.
Обитая
в
непрерывно
и
все
быстрее
изменяющемся
материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и
веществ
природного
и
антропогенного
происхождения.
Практическая
деятельность
людей
давно
превратилась
в
фактор,
по
своим
масштабам
соизмеримый с эволюцией самой природы. Этот фактор неустраним, пока
существует
человечество.
Результаты
деятельности
людей
во
многом
определяются
тем
специфическим
компонентом
культуры,
который
формируют химические знания. Эти знания отражают сложный комплекс
отношений
«человек
—
вещество»
и
далее,
через
очевидную
связь
—
«вещество — материал — практическая деятельность» в значительной мере
определяют рациональные поведенческие навыки, возможности осознанного
выбора молодыми людьми образа жизни и сферы деятельности.
Современное
качество
химического
образования
определяется
формированием ключевых компетенций, где одной из основных является
учебно-познавательная компетенция.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций
ученика
в
сфере
самостоятельной
познавательной
деятельно сти,
включающей
элементы
логической,
методологической,
общеучебной
деятельности соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда
входят
способы
организации
целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии,
самооценки.
По
отношению
к
изучаемым
объектам
ученик
овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из
окружающей
действительности,
владением
приемами
у ч е б н о -
познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках
этих компетенций определяются требования функциональной грамотности:
умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Учебно-познавательная
компетенция
предлагает
ум е н и е
самостоятельно применять знания в новых, нестандартных условиях. Вместе
с
тем,
практика
показывает,
что
большинство
школьников
успешно
освоившие базовый курс школьной химии, но не умеющие самостоятельно
овладевать
приобретенными
знаниями
и
применять
их
на
практике
испытывают затруднения при выполнении практико-ориентированных задач.
В соответствии с положениями ФГОС принципиально новым является
системно-деятельностный
подход,
который
способствует
овладению
в
комплексе
универсальными
учебными
действиями
и
о пы том
1
самостоятельной
деятельности.
Постановка
такой
задачи
ориентирует
учителей
на
компетентностный
подход
к
организации
учебно-
воспитательного процесса и предполагают применение новых эффективных
технологий.
Компетентностный
подход
выдвигает
на
первое
место
не
информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в
познании,
во
взаимоотношениях
людей,
в
профессиональной
жизни,
в
личностном самоопределении.
Именно поэтому мною была смоделирована система работы учителя по
теме
«Развитие
учебно-познавательной
компетенции
учащихся
на
уроках
химии».
Ведущая идея моей системы работы заключается в том, что развитие
учебно-познавательной компетенции осуществляется путем взаимодействия
субъектов
познавательной
деятельности,
обеспечивающей
формирование
социальных мотивов и исключающее развитие «академизма», эгоцентризма и
других проявлений изолированности познавательного интереса в структуре
личности.
Цель :
развитие
учебно-познавательной
компетенции
учащихся
на
уроках
химии
через
включение
их
в
различные
виды
познавательной
деятельности.
Задачи:
1.
Сформировать базовые знания, умения, навыки, а также предметно-
специфические и общеинтеллектуальные способы деятельности.
2.
Включить учащихся в различные виды деятельности, для развития
учебно-познавательной компетенции.
3.
Проанализировать и откорректировать деятельность.
Ожидаемый результат.
В
результате
реализации
системы
работы:
«Развитие
учебно-
познавательной компетенции учащихся на уроках химии»:
-
повысится
уровень
сформированности
компонентов
учебно-
познавательной компетенции учащихся на уроках химии;
- повысится уровень базовых химических знаний, как в теоретическом,
так и в прикладном аспекте;
-
сформируются
важнейшие
предметно-специфиче ские
и
общеинтеллектуальные способы деятельности
На протяжении четырех лет я реализую данную систему работы. В
2012-13 учебном году в рамках краевого семинара мною была представлена
система
дидактических
заданий
по
теме:
«Периодический
закон.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение
атома», как средство развития познавательного интереса. В 2013-14 учебном
году на заседании городского методического объединения учителей химии я
2
выступала
с
докладом
«Дидактические
игры,
как
эффективное
средство
обучения химии». В текущем учебном году с творческой группой коллег
провела
семинар
по
теме:
«Формирование
учебно-познавательной
компетенции учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса».
Разработанная
система
работы
может
представлять
интерес
для
учителей химии, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе,
для внутришкольного контроля знаний учащихся по химии.
При
этом
реализация
системы
работы
не
требует
больших
материальных затрат, необходимо иметь доступ к Интернету, большинство
учителей
имеют
персональный
компьютер
или
возможность
работать
в
школьном кабинете информатики, также потребуется офисная бумага.
Успешно достигать поставленной цели мне позволяет следующее.
Основными
элементами
моего
методического
стиля
являются
мотивационный
и
содержательно-операционный.
Я
о бл а д а ю
коммуникативными
способностями:
готова
к
сотрудничеству,
умею
отстаивать свою точку зрения, принимая аргументации оппонента, стараюсь
избегать конфликтных ситуаций или успешно решаю их. Главным двигателем
моей профессиональной деятельности являются познавательные мотивы, я
стремлюсь
к
постоянному
развитию
своих
знаний,
самореализации
в
профессиональной деятельности.
Я считаю, что развитию учебно-познавательной компетенции, любви к
изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует
соблюдение следующих принципов:
организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс
самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи
проблемного характера;
учебный
труд,
как
и
всякий
другой,
интересен
тогда,
когда
он
разнообразен,
так
как
однообразная
информация
и
однообразные
способы действий быстро вызывают скуку;
для
появления
интереса
к
изучаемому
предмету
обеспечить
понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного
предмета в целом и отдельных его разделов;
чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем
он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже
существовавшими
у
школьников
ранее,
также
способствует
возникновению интереса к новому материалу;
ни
слишком
легкий,
ни
слишком
трудный
материал
не
вызывает
интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным;
чем
чаще
проверяется
и
оценивается
работа
школьников,
тем
интереснее им работать;
3
яркость, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя
с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к
предмету.
На
своих
уроках
я
работаю
над
формированием
учебно-познавательных
компетенций
учащихся
средней
и
основной
школы.
Для
формирования
учебно-познавательных
компетенций
использую
современные
технологии
организации
учебно-воспитательного
процесса:
технология
проблемного
обучения, исследовательские технологии, игровые технологии, технологию
здоровьесберегающего
обучения,
технологию
учебной
деловой
игры,
технологию
учебной
дискуссии,
информационно-коммуникационные
технологии и другие технологии развивающего обучения.
Мой вариант тематического планирования позволяет использовать на
уроках фактический материал, необходимый для формирования и развития
учебно-познавательной
компетентности
учащихся.
В
проведении
уроков
планирую
комплексное
использование
средств
обучения:
реактивов,
приборов,
лабораторных
принадлежностей,
лабораторной
химической
посуды, моделей, экранно-звуковых средств обучения.
Для осуществления процесса развивающего обучения и реализации
поставленных задач были подобраны педагогические средства:
формы учебных занятий - различные виды уроков (комбинированные
уроки,
урок-путешествие,
урок-конференция,
урок
-
деловая
игра,
урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование.
формы
организации
учебной
деятельности
–
фронтальная,
индивидуальная, коллективная работа (в парах, группах).
методы
и
приемы
–
объяснительно-иллюстративный,
частично-
поисковый,
исследовательский,
методы
устного
и
письменного
контроля, методы и приемы формирования интереса к учению.
Урок на протяжении 350 лет остается ведущей формой педагогического
процесса. Ю. А. Корнажевский говорил, что «с урока начинается учебно-
воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе
играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то,
что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в
знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и
моральной культуры».
Предлагаю
один
из
вариантов
классификации
используемых
мною
уроков, она исходит из стадий процесса учебного познания (усвоение нового
материала
–
формирование
новых
знаний
и
умений,
их
закрепление
и
систематизация,
контроля
и
оценки
полученных
р е зул ьт ато в ).
(Приложение 1)
4
I тип уроков. Уроки формирования новых знаний.
Формы уроков: урок-лекция, урок – путешествие, урок – конференция,
урок – исследование.
II тип уроков. Уроки обучения умениям и навыкам.
Формы уроков: урок – исследование, урок деловая и ролевая игра,
практическая работа.
III
тип
уроков.
Уроки
повторения
и
обобщения
знаний,
закрепления умений.
Формы
уроков:
интегрированный
урок,
урок-семинар,
урок
–
соревнование, игровой урок (КВН, «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?)
VI тип уроков. Уроки проверки и учета знаний и умений.
Формы уроков: урок – викторина, урок – конкурс, творческий отчет,
общественный смотр знаний.
V тип уроков. Комбинированные уроки.
Сочетание всех вышеперечисленных форм уроков, использование их в
системе позволяет сформировать стойкий интерес к предмету, обеспечит
высокую степень включенности учащихся в процесс изучения химии, тем
самым повысить качество знаний по предмету.
В
своей
работе
сочетаю
различные
формы
организации
учебной
деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах, в
парах).
Индивидуальная
работа
в
наибольшей
мере
помогает
мне
учесть
возрастные и психологические особенности каждого ученика. Например, при
исследовании свойств веществ учащиеся обычно получают индивидуальные
дифференцированные задания позволяющие осуществлять процесс обучения
в индивидуальном темпе.
Фронтальная
форма
учебной
работы
позволяет
обеспечивать
одновременное
руководство
всеми
учащимися,
управлять
восприятием
информации,
систематическим
повторением
и
закреплением
знаний
учениками класса.
Развитию
познавательного
интереса,
активизации
учебно-
познавательной
деятельности
учащихся
способствуют
и
групповые
технологии (работа в группах).
Группы формируются по желанию учащихся, с учётом их интересов, и,
желательно с разными учебными возможностями для совместного решения
5
определённой задачи. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь
решения, подойти к решению и, наконец, представить найденный совместно
результат.
При
коллективной
работе
действует
схема:
учитель-коллектив-
ученик.
Эта
форма
деятельности
школьников
опирается
на
их
самостоятельную работу, способствует развитию чувства ответственности и
зависимости, самокритичности и позволяет мне сформировать у учащихся
навыки
коллективного
труда,
навыки
взаимоконтроля
и
самоконтроля,
а
также умение действовать в различных жизненных ситуациях.
Выбор
методов
и
приёмов
обучения,
последовательность
их
применения
зависит
от
уровня
познавательной
активности
и
самостоятельности учащихся.
Объяснительно-иллюстративный
метод
(лекция,
рассказ,
беседа,
демонстрация
эксперимента),
чаще
применяю
для
объяснения
нового
материала, для введения в тему. Сделать восприятие учебного материала
более
доступным
и
значимым
помогает
частично-поисковый
метод
(дискуссия, семинар, химический эксперимент, практическая работа).
Частично-поисковый
метод
позволяет
формировать
у
учащихся
самостоятельность и культуру труда, совершенствовать прикладные умения и
навыки.
Исследовательский метод является ведущим в конструировании уроков
химии.
Характерной
чертой
исследовательской
технологии
является
способность
ученика
проектировать
предстоящую
деятельность,
быть
ее
субъектом.
Важными видами исследований учащихся по химии являются:
-
решение
химических,
химико-экспериментальных,
физических
и
химико-технологических проблем;
- решение качественных химических задач;
-
историко-поисковая
исследовательская
деятельность,
подготовка
проектных заданий;
-
самостоятельное
прогнозирование
и
моделирование
химических
реакций и процессов;
-
проектная
деятельность
на
основе
имитации
и
моделирования
производственных процессов.
На
уроках
я
предлагаю
формы
и
условия
исследовательской
деятельности,
благодаря
которым
у
ученика
формируется
внутренняя
мотивация
подходить
к
любой
возникающей
перед
ним
проблеме
с
исследовательской, творческой позиции.
И, как известно, химия-наука экспериментальная.
6
Эксперимент
–
один
из
тех
методов
научного
познания,
который
должен
освоить
учащийся
при
изучении
химии.
На
основе
ощущений
создается
более
содержательное
восприятие
–
важное
условие
для
достижения осознанных и прочных знаний.
Химический
эксперимент
является
одним
из
самых
эффективных
методов
стимулирования
учебно-познавательной
деятельности
и
должен
отвечать
следующим
требованиям:
наглядность,
простота
выполнения,
безопасность, надежность, объясняемость. (Приложение 2)
При
исследовательской
деятельности
на
основе
эксперимента
предполагаются следующие этапы общенаучной деятельности:
Постановка
цели
эксперимента.
Цель
определяет,
какой
результат
намерен получить экспериментатор в ходе исследования.
Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в
основу
эксперимента.
Гипотеза
совокупность
теоретических
положений, истинность которых подлежит проверке.
Планирование
эксперимента
осуществляется
в
следующей
последовательности: 1) отбор лабораторного оборудования и реактивов;
2) составление плана проведения эксперимента и, при необходимости,
изображение
конструкции
прибора;
продумывание
работы
после
окончания эксперимента (утилизация реактивов, особенности мытья
посуды
и
т.д.);
3)
выявление
источника
опасности
(описание
мер
предосторожности при выполнении эксперимента); 4) выбор формы
записи результатов эксперимента.
Осуществление эксперимента, фиксация наблюдений и измерений.
Анализ,
обработка
и
объяснение
результатов
эксперимента
предусматривают:
1)
математическую
обработку
результатов
эксперимента
(при
необходимости);
2)
сравнение
результатов
эксперимента с гипотезой; 3) объяснение протекающих процессов в
эксперименте; 4) формулировку вывода.
Рефлексия – осознание и оценка эксперимента на основе сопоставления
цели
и
результатов.
Необходимо
выяснить,
все
ли
операции
по
выполнению эксперимента были успешными.
Особое значение в формировании исследовательских умений имеют
задания,
предусматривающие
проведение
мысленного
эксперимента,
способствующие
развитию
умения
рассуждать.
Это
задания,
в
которых
требуется
получить
конкретное
вещество
из
предложенных;
получить
вещество несколькими способами; провести все характерные и качественные
реакции, свойственные данному классу веществ; выявить генетическую связь
между классами неорганических веществ.
7
Например,
при
изучении
темы
“Электролитическая
диссоциация”
традиционное экспериментальное определение электрической проводимости
веществ с помощью прибора начинается с мысленного эксперимента. После
этого проводим демонстрационный эксперимент. Учащиеся сравнивают и
анализируют
результаты,
выполняют
в
тетрадях
рисунки
и
схемы,
записывают уравнения реакции электролитической диссоциации.
О с о бу ю
г ру п п у
с о с т а вл я ют
з а д а н и я
э в р и с т и ч е с ко го
и
исследовательского
характера.
Выполняя
их,
учащиеся
используют
рассуждения как средство, получить субъективно новое знание о веществах и
химических реакциях. При этом школьники осуществляют теоретические
исследования,
на
основе
которых
формируют
определения,
находят
взаимосвязи
между
строением
и
свойствами,
генетическую
взаимосвязь
веществ, систематизируют факты и устанавливают закономерности, проводят
эксперимент с целью разрешения проблемы, сформированной учителем или
поставленной
самостоятельно.
Например,
при
изучении
амфотерных
гидроксидов можно предложить такое задание:
Будет
ли
одинаков
результат
взаимодействия
растворов
гидроксида
натрия и хлорида алюминия при добавлении 1 ко 2 и наоборот?
При изучении темы “Обобщение основных классов неорганических
веществ” предлагаю ответить на вопрос: что произойдет, если к раствору
сульфата
меди
(II)
добавить
раствор
гидроксида
натрия,
а
к
раствору
карбоната натрия гидроксид калия.
По теме “Галогены” интерес вызывают вопросы:
1.Какого цвета будет индикаторная бумажка в свежеприготовленном
растворе хлора в воде?
2. Какого цвета будет индикаторная бумажка в растворе хлора, который
некоторое время находился на свету?
Ответы на данные вопросы подтверждаются опытным путем.
Практика
показывает,
что
использование
творческих
заданий
на
прогнозирование
свойств
веществ,
способствует
формированию
исследовательских
умений,
стимулирует
интерес,
позволяет
познакомить
учащихся
с
достижениями
ученых,
увидеть
красивые,
изящные
яркие
примеры работы творческой мысли.
Большое
значение
в
развитии
познавательного
интереса
к
химии
играют
уроки-исследования.
Такие
уроки
требуют
большой
подготовки,
которая, как показывает практика, себя оправдывает.
Следуя мысли Дистервега о том, что «плохой учитель преподносит
истину,
а
хороший
учит
ее
находить»,
считаю,
что
одним
их
активных
методов формирования и развития учебно-познавательной компетенции на
уроках является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к
8
воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их
системе активных умственных действий.
Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая,
синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из
него новую информацию Постановкой проблем, проблемных вопросов или
проблемных ситуаций создаю определенные организационные условия для
активизации
мыслительной
деятельности
учащихся,
стимулирую
поиск
недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия
Наиболее эффективны следующие три способа проблемного обучения:
проблемное
изложение,
поисковая
беседа,
самостоятельная
поисковая
и
исследовательская деятельность учащихся.
Проблемное изложение использую в тех случаях, когда учащиеся не
обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с
тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. Так,
например, формирование понятия об ароматической связи в молекуле бензола
возможно, если проследить историю синтеза и изучения бензола через анализ
формулы
Кекуле.
Таким
образом,
не
просто
сообщаю
выводы
науки,
а
раскрываю путь, который привел к этим выводам.
При
проблемном
изложении
материала
руковожу
познавательным
процессом учеников, ставлю вопросы, которые заостряют внимание учеников
на
противоречивости
изучаемого
явления
и
заставляют
их
задуматься.
Прежде чем сформулирую ответ на поставленный вопрос, ученики уже могут
дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и моим выводом. Если же
школьники
обладают
минимумом
знаний,
необходимым
для
активного
участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая беседа, в
процессе которой учащиеся, опираясь на уже известный им материал, под
моим руководством ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный
проблемный
вопрос.
Поисковую
беседу
обычно
провожу
на
основе
создаваемой
проблемной
ситуации.
При
этом
учащиеся
самостоятельно
намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая
варианты
решения
проблемы.
Беседа
поискового
характера
является
необходимой
подготовительной
ступенью
к
работе
учащихся
на
уровне
исследования.
Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера
является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь
тогда,
когда
они
обладают
достаточными
знаниями,
необходимыми
для
построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы.
Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок
становится проблемным. Ставится проблема, учащиеся подводятся к её реше-
нию.
9
Пример изучения тем курса органической химии:
Тема
Проблема
Теория
химическо-
го строения
Состав
органических
соединений
10
4
8
3
6
2
,
,
H
C
H
C
H
C
.
Какова валентность углерода в них? (Обычные пред-
ставления о валентности приходят в противоречие с со-
ставом соединений)
Ароматические
уг-
леводороды
Исходя из структурной циклической формулы бензола,
которую предложил Кекуле, назовите реакции, которые
будут характерны для данного вещества (демонстрация
опытов
взаимодействия
бензола
с
бромной
водой
и
перманганатом калия). Бензол с ними не реагирует. В
чем
причина
данного
противоречия?
(Противоречие
между строением молекулы (формулой Кекуле) и свой-
ствами).
Многоатомные
спирты
Отличаются
ли
по
свойствам
спирты,
содержащие
несколько групп, от
спиртов,
имеющих
в
своем
со ст аве
одну
гидроксиль-
ную группу? (Опыт
взаимодействия
глицерина с основа-
ниями
приводит
к
противоречию: уча-
щимся
изве стно,
что
одноатомные
спирты
при
нор-
мальных
условиях
не
ре агируют
с
основаниями)
Глюкоза
Формула
глюкозы
6
12
6
O
H
C
.
Какие
функциональные
группы имеются в ее строении? Если в молекуле глюко-
зы имеется альдегидная группа, то почему она не реаги-
рует с фуксинсернистой кислотой?
Аминокислоты
Какие свойства можно предположить у вещества строе-
ния
COOH
CH
NH
2
2
? Как действует раствор этого со-
единения на индикатор?
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых , годных лишь для
заучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес
10
учеников.
Такое
обучение
заставляет
искать
истину
и
всем
коллективом
находить ее.
Для
стимулирования
положительной
мотивации
учения
применяю
игровые технологии.(Приложение 3)
Цели игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность,
формирование
определенных
умений
и
навыков,
необходимых
в
практический
деятельности,
развитие
общеучебных
умений
и
навыков,
развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование
определенных
подходов,
позиций,
нравственных,
эстетических
и
мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений
сравнивать,
сопоставлять,
находить
аналогию,
воображения,
фантазии,
творческих
способностей,
эмпатии,
рефлексии,
умения
находить
оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие:
приобщение
к
нормам
и
ценностям
общества,
адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение
общению, психотерапия.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить
обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в
жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко
скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть
ее ближайшие результаты.
На
своих
уроках
активно
использую
познавательные
игры,
занимательные
упражнения,
задачи
–
сказки,
кроссворды,
викторины,
театрализации, использую художественную литературу.
Дидактические
игры
помогают
поддерживать
интерес
к
предмету,
развивать мышление, речь, способствуют включению ученика в творческую
учебную деятельность. Даже пассивные дети прилагают все усилия, чтобы не
подвести товарищей в групповых играх. В игре ученики приобретают новые
знания и умения, расширяют свой кругозор. Раскрывается особое значение
дидактической игры для воспитания воли, взаимовыручки, товарищества и
социальной
адаптации.
Играя,
ребёнок
раскрепощается,
исчезает
его
скованность, неуверенность в своих силах и возможностях.
Химические
викторины,
кроссворды,
используемые
на
различных
уроках,
стимулируют
живой
интерес,
активность.
Отвечая
на
вопросы
кроссворда, викторины, дети привлекают не только знания, полученные на
11
уроке, но и личный опыт, приобретённый в быту при использовании тех или
иных
химических
веществ.
“Ключом
ко
всякой
науке
является
вопросительный знак”, - говорил О.Бальзак. Отвечая на вопросы викторины,
мы с ребятами сразу пытаемся поставить этот знак: “А для чего мне это
необходимо знать? Почему?” И здесь же, убеждая в необходимости знания
химии, я привожу учащимся высказывание академика Несмеянова “Знать –
значит
победить!”.
Знать
способы
защиты
металлов
от
коррозии,
чтобы
победить
“Рыжего
дьявола”,
знать
признаки
и
условия
горения,
чтобы
потушить пожар или наоборот быстро и грамотно разжечь костёр в походе.
Технология
активного
обучения
предполагает
такую
организацию
учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном
процессе, каждый участник либо имеет определенное ролевое задание, либо
от его деятельности зависит качество выполнения познавательной задачи. Эта
технология
включает
в
себя
методы,
стимулирующие,
познавательную
деятельность
обучающихся,
вовлекающие
каждого
участника
в
мыслительную и поведенческую активность. При проведении деловой игры
«Оперативное
совещание
по
загрязнению
реки
Кенгир»
планируемый
результат: закрепить знания о свойствах воды, охране окружающей среды,
развить
творческие
способности,
практические
навыки,
формировать
исследовательские
навыки.
Педагогическая
суть
деловой
игры
—
активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего
специалиста,
внести
дух
творчества
в
обучение,
подготовить
к
профессиональной
практической
деятельности.
При
подаче
материала
в
такой
форме
усваивается
около
90%
информации.
Активность
учащихся
проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет их быть
активными»
Применение
ряда
заданий
творческого
характера
позволяет
активизировать мыслительную деятельность, особенности такого обучения
«вынужденная
активность,
принудительная
активизация
мышления
и
деятельности обучающихся.
Задание 1. Можно ли гашеную известь хранить в незакрытой таре?
Задание 2. Минеральные подкормки содержат кальций — обязательный
компонент рациона кур. Но во всех руководствах указано, что птице можно
скармливать только старую известь, после гашения которой прошло не менее
полгода. Объясните происходящие процессы.
На своих уроках я часто применяю технологию учебной дискуссии,
например при изучении химии в 8 классе учащимся предлагаются задания,
организовать и провести дискуссии по темам:
1.
Польза химии.
2.
Вред химии.
3.
Сделайте вывод о значении химии в жизни человека
12
В
ходе
учебной
дискуссии
ученик
вовлекается
в
активную
познавательную
деятельность,
учится
четко
формулировать
вопрос,
ясно
выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения
других;
в
процессе
взаимодействия
происходит
интеллектуальное
взаимообогащение;
учащиеся
учатся
разделять
с
учителем
лидерство
в
группе и принимать на себя ответственность Дискуссия, проведенная по
определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения
и учит ребят учиться.
Использование информационных и коммуникационных технологий
открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. ИКТ
можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической
разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, уме-
ний, навыков. Информационные технологии делают урок ярким и содержа-
тельным, развивают познавательные способности учащихся и их творческие
силы.
Решение
поставленных
задач
достигается
при
проведении
серии
мультимедийных уроков. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эф-
фектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым.
Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет уви-
деть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический про-
цесс, провести опасную реакцию.
Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании
уроков, чему способствует поиск и систематизация информации, тем самым,
формируют
навыки
самостоятельной
работы,
а
так
же
навыки
владения
информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам
они
используют
Интернет-ресурсы,
образовательные
сайты
как
информационное
поле,
позволяющее
получить
дополнительную
оперативную, актуальную информацию по теме урока.
Компьютерные телекоммуникации – это средство обучения и особая
форма общения. Особенностью телекоммуникационных технологий обучения
является
многофункциональность,
оперативность,
продуктивность,
насыщенность,
возможность
быстрой
и
эффективной
творческой
самореализации
учащихся,
наличие
для
них
индивидуа льной
образовательной траектории. Образовательные проекты в сети Интернет для
школьников
средствами
компьютерных
телекоммуникаций
позволяют
ученикам выбирать учебный предмет по интересу и по потребностям. Во
время дистанционного обучения, дистанционных мероприятий, олимпиадах,
конкурсах
и
проектах
выстраивается
индивидуальная
персональная
траектория обучения. Ученики точнее определяются с выбором профиля для
д а л ь н е й ш е г о
о б у ч е н и я .
В а ж н ы м и
м о т и в а м и
у ч а с т и я
в
телекоммуникационных образовательных проектах становятся: возможность
13
самореализации, оценка собственных сил, знакомство с новыми формами
организации учебной деятельности .
Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность
урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассу-
ждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать творче-
ские компетентности обучаемых.
В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи
между понятиями, формируемыми у учащихся. Таким путем у них создается
определенная
система
знаний.
Каждая
новая
тема
рассматривается
лишь
после того, как убеждаюсь в наличии у учащихся необходимых знаний для
восприятия
нового
материала.
Общеизвестно,
что
закрепление
и
актуализация
вводимой
информации
–
весьма
важный
элемент
процесса
обучения. Выполнение каких – либо упражнений по новой теме способствует
более
полному,
осознанному
усвоению
материала,
создает
условия
для
формирования
у
учащихся
системы
химических
понятий,
логически
связанных друг с другом. В конечном счете, это повышает качество знаний
учащихся.
В
процессе
обучения
стремлюсь
на
своих
уроках
применять
разнообразные
формы
контроля,
начиная
от
самостоятельных
работ
и
заканчивая
играми.
Ведь
использование
и
применение
различных
форм
контроля определяет не только более качественное усвоение информации
учащимися, но и способствует развитию познавательного интереса учащихся.
Также использую в своей работе традиционный устный контроль. Его
преимущество вижу в том, что можно контролировать знания учащихся с
углублением и закреплением раннее пройденного. Устный контроль знаний
помогает мне лучше изучить своих учащихся, так как в процессе контроля
устанавливаются
личные
контакты,
особенно
это
важно
для
учащихся
с
низким уровнем мотивации обучения.
Я
проверяю
знания
основных
законов
и
понятий,
систематических
знаний фактов и теорий, умение применять теории для объяснения фактов и
использовать
их
для
иллюстрации
изученных
теорий,
проверяю
умения
распознавать вещества и делать простейшие опыты, решать расчетные и
экспериментальные
задачи.
Контролируя
знания,
я
учитываю
умение
учащихся излагать материал в системе, делать выводы, мыслить логически.
Для
контроля
умений
применять
полученные
знания
предлагаю
учащимся
написать
формулу,
уравнение
реакции,
решить
задачу,
задаю
дополнительные
вопросы,
контролирующие
знания
законов.
Стараюсь
организовать устный контроль так, чтобы вызвать интерес к вопросам и
ответам.
Для
привлечения
внимания
к
ответам
предлагаю
кому-либо
из
учащихся продолжить рассказ, исправить ошибку или дополнить ответ.
14
Однако, основная трудность устного контроля состоит в том, что по
количеству
времени
и
большом
числе
учащихся
не
представляется
возможным
часто
опрашивать
каждого
учащегося.
В
своей
работе
я
использую также и письменный контроль знаний.
Письменный контроль позволяет мне получить за один урок общую
картину знаний всех учащихся по тому или иному раздел курса. Результаты
работ
документально
отражают
знания
и
могут
быть
выражены
в
количественных
показателях,
что
позволяет
объективно
оценить
успеваемость.
В письменный контроль включаю следующие виды:
кратковременные самостоятельные работы;
химический диктант (графический диктант)
контрольные работы;
контроль домашних письменных работ и тетрадей.
На самостоятельных работах использую тесты, то есть проверочные
задания,
в
содержании
которых
имеются
ответы.
Но
не
исключаю
и
традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи,
кроссворды
и
другие).
Готовлю
обычно
несколько
вариантов
заданий,
включающих
обязательную
и
дополнительную
часть,
в
дополнительной
части более трудные задания выделяю другим цветом.
Так
же
одним
из
способов
реализации
учебно-познавательной
компетенции
является
проведение
проверочных
работ
в
форме
теста.
(Приложение 4)
Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно
в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Тесты содержат
задания
не
только
на
воспроизведение
фактических
знаний,
но
и
на
воспроизведение
общеучебных
и
химических
умений
и
способов
деятельности
(заполнение
таблиц,
составление
схем,
работа
с
типовым
планом проведения опыта и т.д.). Причём именно умение решать тесты для
детей будет очень полезно в будущем, так как им предстоит сдавать экзамены
в форме ОГЭ и ЕГЭ.
При
тестировании
учащиеся
получают
карточки
с
различными
формами тестовых заданий по определенной теме. При составлении карточек
с
задачами
использую
валеологический
компонент.
Решая
такие
задачи,
учащиеся невольно становятся сопричастными к проблеме формирования
здорового образа жизни и начинают понимать, что знание свойств веществ
важно
для
сохранения
здоровья.
Теоретический
материал
делаю
аргументированным полезным в повседневной жизни.
15
При
составлении
тестов
и
других
заданий
учитываю
способности
учащихся
к
обучению
и
уровень
их
знаний.
Использование
уровневой
дифференциации дает мне возможности учесть познавательные интересы
всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. Вот уже
несколько лет использую элементы технологии уровневой дифференциации и
могу
сделать
вывод,
что
это
позволяет
учащимся
реально
оценивать
возможности, также видеть свои достижения при этом: повышается интерес к
предмету,
снижается
психологическое
напряжение
учащихся
на
уроках,
повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся. Что и
приводит к решению поставленной мной методической задачи.
Наиболее существенный недостаток письменного контроля состоит в
том, что не все изученное по курсу химии может быть проверено, например
трудно учесть экспериментальные навыки и умения. Отсутствие личного
контакта не дает возможности так глубоко изучать своих учащихся, как при
устном контроле.
Очень
важное
значение
при
преподавании
химии
и м еет
экспериментальный контроль:
практическая работа;
экспериментальные задачи;
демонстрация опытов (опыты-загадки).
Используя
экспериментальный
контроль,
актуализирую
не
только
знания
учащихся,
но
и
умения
работать
с
реактивами,
с
химическим
оборудованием, что способствует и повышению качества знаний учащихся и
мотивирует их дальнейшую работоспособность.
Для
создания
у
учащихся
новой
мотивационной
направленности
широко
использую
занимательные
дидактические
игры
типа
«крестики-
нолики», «третий – лишний», шарады, анаграммы и другие.
В
приложении
к
своей
работе
в
качестве
примера
я
представляю
некоторые
из
своих
разработок:
карточки
—
задания
по
разным
темам,
тестовые
задания
разного
уровня
сложности,
химический
диктант
"Кто
больше?
Кто
быстрее?”,
“Закончить
фразу”,
кроссворды,
задания
с
валеологическим компонентом.
Самоконтроль – один из способов активизации процесса обучения.
Самоконтроль выполняет ответственную функцию: он регулирует процесс
выполнения учебной работы, позволяет учащимся установить, что ими не
сделано
или
сделано
не
так,
как
надо,
произвести
корректировку
выполненной работы. Он дает возможность поддерживать интерес учащихся
к предмету, влияет на улучшение качества знаний. Самоконтроль, как один из
компонентов полноценной познавательной деятельности, занимает особое
место в ее структуре: действия контроля направлены на саму деятельность и
16
фиксирует отношение учащихся к себе как ее субъекту. Уже на уроках химии
знакомлю
учащихся
со
способами
осуществления
самоконтроля.
Представляю
способы
деятельности,
предлагаемые
учащимся
для
самоконтроля:
смысловая группировка материала;
выделение опорного пункта;
составление плана;
выделение логической схемы;
создание образа.
Использование
на
уроках
химии
многокомпонентных
заданий
позволяет
мне
осуществлять
параллельное
развитие
интеллектуальных
умений
и
умений
специфичных
для
химии
(например,
характеризовать
свойства
вещества;
выявлять
признаки
и
условия
химических
реакций;
составлять уравнения химических реакций и осуществлять расчеты по ним),
для выполнения которых требуется умение сравнивать, анализировать, делать
обобщения,
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Посредством
многокомпонентных заданий развиваю монологическую речь учащихся, в
частности
умение
рассуждать,
проводить
доказательства,
строить
умозаключения. (Приложение 5)
При разработке карт домашних заданий стремлюсь к тому, чтобы в них
не только постепенно нарастала сложность изученного материала, но и с их
помощью
формировались
интеллектуальные
умения.
Домашние
задания
систематизирую
так,
чтобы
после
их
выполнения
учащиеся
сами
могли
сделать
определенные
выводы,
найти
закономерности.
Наибольшее
затруднение
вызывает
у
учащихся
самостоятельное
определение
уровня
своих знаний, осуществление самоконтроля и самооценки. Для преодоления
подобных затруднений предлагаю выполнить тестовые задания с подсчетом
рейтингового балла.
Разработанная мною система работы доказала свою эффективность в
направлении
развития
учебно-познавательной
компетенции
учащихся
на
уроках
химии.
Данные
наблюдений,
тестирования,
контрольных
работ
позволяют
говорить
о
сформированности
познавательного
интереса
учащихся по следующим аспектам:
повысилась
интеллектуальная
активность
учащихся
во
время
учебных
занятий,
что
выразилось
в
большем
количестве
вопросов, задаваемых на уроке учениками, как учителю, так и
друг другу; в качестве выполняемых домашних заданий;
умение
ученика
находить
и
отбирать
интересующую
его
информацию: выполнение творческих работ (с 20 % учащихся до
17
45%), выполнение опережающих заданий (с 6% учащихся до
25%),
повышение
у
большинства
(более
70%)
учащихся
результативности
работы
при
самостоятельном
изучении
материала;
повышение
уровня
развития
самостоятельной
деятельности
учащихся на учебных занятиях.
Также
об
этом
свидетельствуют
показатели
результативности
образовательной деятельности учащихся в 2014-15 учебном году.
Степень включенности
учащихся в процессе
обучения
Учащиеся 8-9 классов
Учащиеся 10-11 классов
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец года
1. Нулевая
12%
6%
15%
7%
2. Ситуативная
51%
24%
62%
34%
3. Исполнительная
25%
42%
38%
44%
Выявлять
и
отслеживать
уровень
сформированности
учебно-
познавательной компетенции у учащихся мне помогает анкетирование, набор
методик
для
работы
с
показателями
развития
учебно-познавательной
компетенции:
Уровни сформированности учебно-познавательной компетенции
учащихся
Компоненты
Низкий
Средний
Высокий
1.
Умение самостоя-
тельно ставить цель
Ставит цель под
руководством
Умеет выбирать
цель из предло-
женных несколь-
ких вариантов
Умеет самостоя-
тельно ставить
цель
2.
Умение определять
задачи для достиже-
ния цели
Определяет задачи
под руководством
Умеет определять
иерархию задач
из предложенных
Умеет определять
задачи для дости-
жения цели
3. Умение составлять
план работы
Составляет план
работы после обсу-
ждения предстоя-
щей работы с руко-
водителем
Умеет составляет
план по предло-
женному алгорит-
му
Умеет составлять
план работы
18
4.
Установление при-
чинно-следственных
связей
Устанавливает при-
чинно-следствен-
ные связи под ру-
ководством
Устанавливает
причинно-след-
ственные связи
при решении
предложенной
проблемной ситу-
ации
Умеет устанавли-
вать причинно-
следственные свя-
зи
5. Формулирование
выводов
Формулирует вы-
воды под руко-
водством
Формулирует вы-
воды при реше-
нии предложен-
ной проблемной
ситуации
Формулирует вы-
воды самостоя-
тельно
Анализируя
контрольные
и
самостоятельные
работы,
проводя
наблюдение
за
ребятами,
я
определяю
уровень
общеучебных
умений
и
навыков на моих уроках:
ОУУН
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
Не владею
умением
1. Организационные :
- намечать учебную задачу, ее цель,
7%
46%
44%
3%
прогнозировать результаты работы;
- рационально выполнять задание
10%
53%
36%
1%
(выбирать оптимальный темп
работы, распределить
последовательность, время);
- руководить работой групп или
коллектива
13%
67%
15%
5%
2. Коммуникативные :
- высказываться устно в форме
развернутого тематического отчета;
23%
56%
21%
0%
- высказываться устно в форме
оценочного, критического суждения;
20%
54%
34%
2%
- участвовать в диалоге, полилоге,
дискуссии, где обоснованно
доказывать и высказывать свою точку
зрения.
15%
49%
42%
4%
3. Информационные :
- самостоятельно составить: конспект
36%
51%
12%
1%
текста, вопросы, план;
- использовать межпредметные и
31%
52%
12%
5%
межкурсовые связи в ответе на
- самостоятельно находить
информацию.
24%
68%
7%
1%
4. Интеллектуальные :
19
- отслеживать явления, процессы в
развитии;
12%
47%
33%
8%
- выявлять причинно-следственные
9%
38%
38%
15%
связи явлений;
- классифицировать и
систематизировать материал,
15%
45%
32%
8%
Результаты
диагностики
показывают,
что
данная
педагогическая
система создает оптимальные условия для развития учебно-познавательной
компетенции учащихся.
Я
стремлюсь,
чтобы
мои
ученики
становились
главными
действующими лицами процесса обучения, поскольку ради них построена
моя система работы. Меня очень радует, что на уроках присутствует дух
сотрудничества и сотоварищества. А главное, что каждый, даже не очень
успешно учившийся по предмету ученик, может использовать химические
знания в повседневной жизни. Значит, они компетентны в моём предмете. И
это самое главное!
20