Напоминание

Полоролевое воспитание в дошкольном возрасте


Автор: Перминова Алевтина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ"Центр развития ребёнка-детский сад №202"
Населённый пункт: г.Киров, Кировская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Полоролевое воспитание в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для педагогов.Тема: «Полоролевое воспитание детей

дошкольного возраста».Подготовила и провела воспитатель 1

квалификационной категории МКДОУ «Центр развития ребёнка-детский

сад № 202»г.Киров,Кировской области Перминова А.А.

1.
Прежде чем говорить по теме, давайте вспомним определения и как вы понимаете понятия«пол, половое воспитание, полоролевое воспитание». И так, понятие «пол»?( ответы педагогов) -комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину.( В.Е.Коган) «Половое воспитание»? ( ответы педагогов) -комплекс воспитательных и просветительных воздействий, направленных на приобретение его к принятой в данном обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. (Российская педагогическая энциклопедия.Т.2.М.,1999г.,стр.166,) «Полоролевое воспитание»-это?.... ( ответы педагогов) -составная часть полового воспитания.Значение его очень велико для современного общества. Надо сказать, что человечество никогда не забывало о необходимости и важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.Полове воспитание освобождает от ложного чувство стыда, мешающего любить другого человека, от неверного отношения к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязан- ности, важные для семейной жизни, поскольку распространённое на дан- ном этапе развития общества «бесполое» воспитание (девочковое -поощрение, мальчиковое-порицание), приводит к формированию «усред- нённого существа», т.е. «женственного мальчика» , а потом мужчины и «мужественной девочки», а потом женщины. Отсюда и непонимание в семье, взаимозамена мужчины и женщины, что приводит к конфликтам в семье и как итогу-разводу, т.к. члены данной семьи оказываются неспо- собными выполнять свои социальные функции.
2.
Изменить эту ситуацию можно при условии правильного полоролевого воспитания подрастающего поколения. И начинать это воспитание необхо- димо ещё в дошкольном возрасте. Какие же задачи стоят перед нами? Как нужно воспитывать девочек и мальчиков?(ответы педагогов). Хорошо! Давайте рассмотрим эти задачи в соответствии с возрастом дошкольников. Возраст 3-4 года: -умение дифференцировать себя от представителей другого пола: «Я- мальчик. Я-девочка».; - формирование системы представлений о маме, папе, мужчине, женщине, особенностях их поведения;
-усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения; -развитие умений заботиться о чистоте, внешнем виде. Дети 4-5 лет: -развитие способности идентифицировать самого себя с представителями своего пола; -развитие умений соотносить своё полоролевое поведение с поведением других; адекватно оценивать полоролевое поведение других сверстников и своё собственное; -создание условий для реализации знаний об эталонах «мужчина», «женщина»; их поведения в реальных взаимоотношениях со сверстниками; -воспитание потребности и развитие знаний,умение заботиться о своём здоровье, организме на доступном уровне, чистоте, внешнем виде; - формировать представление о мужчине и женщине, видах их деятельности, пофессиях, внутренних и внешних аспектах мужественности и женственности; -формирование основ гуманного отношения к взрослым,сверстникам своего и противоположного пола; -развитие понимания партнёрского характера жизни в семье и детском саду. Старший дошкольный возраст 5-7 лет: -оказание помощи в познании ребёнком самого себя, осознания собствен- ного образа «Я-мальчик.Я- девочка»,в переживаниях дошкольников; -формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения; -развитие коммуникативных умений и навыков к реализации разнообраз- ного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедея- тельности в ДОУ; -формирование представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности.
3.
Выясняя причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, следует задаться вопросом: « К чему приводит недо- оценка и игнорирование пола?»( ответы педагогов).Всё верно. Демократизация и гуманизация нашего общества, его образования и воспитания, привело к тому, что возникла необходимость в кардинальном переосмыслении сущности процесса воспитания в дошкольном возрасте. Ребёнок с самого начала, с момента рождения, развивается не только с помощью организованного взрослыми воспитания, но и в резульате воздействия на него других факторов: воздействие природных явлений, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, а сейчас ещё и компьютерных технологий, каких-то случайных наблюдений….Поэтому учёт этих непреднамеренных воздействий всех этих факторов, самоизменений дошкольника в процессе целенаправленной педагогической деятельности, создаёт реальные предпосылки для полноценного развития мальчиков и
девочек в соответствии с их полом и возрастом, индивидуальными особенностями, социальными условиями,т.е. упорядочения полоролевой социализации. К сожалению, на современном этапе у педагогов- дошкольников этих знаний недостаточно.
4.
А сейчас поговорим о развитии полоролевого сознания в дошкольном возрасте. Скажите, чем отличается развитие мальчиков и девочек и отличается ли вообще ещё в эмбриональном состоянии и раннем возрасте?( ответы педагогов). Конечно же-отличаются.Учёными доказано.что отличия между мальчиками и девочками отмечены уже в эмбриональном развитии.У новорождённых девочек меньше вес, сердце, лёгкие, удельный вес мускулатуры. Но уже через 4 недели, девочки обгоняют мальчиков в развитии, раньше начинают ходть, говорить.Они лучше сопротивляются инфекциям, у них лучше развита тактильная чувствительность к запахам. Мальчики же лучше обучаются с помощью зрения, а девочки с помощью слуха. Мозг мальчиков( по Т.П.Хризман)в сравнении с мозгом девочек «более прогрессивен, дифференцирован, изобретателен, функционален, экономен, целенаправлен.В плане же социальных контактов, девочки более продукти- вны, активны»… Девочки и мальчики по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разную корковую систему. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоционально девочки более ярко и часто проявляют сочувствие, у них вы- ше сопротивляемость стрессовым ситуациям, успешнее адаптация к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются интересами и предпочтениями, что прояв- ляется, как мы знаем из практики, в играх и продуктивной деятельности.
5.
И последнее.Как же проявляется половая социализация у детей в дошко- льном возрасте? Давайте порассуждаем, с кого берут пример дети в семье? Кто и как влияет на воспитание девочки и мальчика в семье?(ответы педагогов) Половое воспитание происходит по типу отождествления ребёнком себя с родителем своего пола и подражания ему.Так, сын в поведении отца нахо- дит образец собственной половой роли; в образе матери- образ своей буду- щей избранницы.То же самое можно сказать и о девочке. Оптимальный вариант для полоролевого воспитания –это полноценная семья, живущая в любви , взаимопонимании,уважении. В таком случае у девочек и мальчиков формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравствен- ные представления о роли противоположного пола. Но часто мы видим и семьи, где один родитель,так называемые «неполные семьи».Здесь очень важно, чтобы второго родителя ребёнку заменил другой-родственник
(бабушка,дедушка,дятя,тётя…), друг, воспитатель. Поэтому нам так хочется , чтобы в детских садах и школах были такие воспитатели-мужчины. Эмансипация женщин, борьба за свои права, за равноправие полов, активное участие женщин в жизни страны и общества, так же наложили свой отпечаток на социальные роли полов. Произошло их смещение. Если раньше отношения между мужчиной и женщиной строились как- ВЛАСТЬ и ПОДЧИНЕНИЕ, то сейчас всё большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость, взаимопомощь. Поэтому нам необходимо иметь ввиду , что для того, чтобы мальчики были в будущем счастливыми мужьями, а девочки жёнами, надо формировать множество «общих» качеств: честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к своей семье, родному дому, культура поведения, которые должны быть присущи как мужчине, так и женщине. Хочу предложить вам памятку, которая поможет в работе по полоролевому воспитанию . Памятка: 1.Продумать организацию выполнения задач . Поможет накоплению опыта полоролевого поведения: -ситуации : «Этикет», «Поведение мальчиков, поведение девочек», «Здравствуйте-пожалуйста», «Добрые слова», «Прояви заботу»… 2.Структуировать свою работу. Поможет проявлять индивидуальность мальчикам и девочкам : ситуации, беседы: «Я-большой!Я- большая!»,Он-добрый.Она-добрая», «Она заботливая», «Я- сильный, смелый,дружный…» 3.Упорядочить педагогические ситуации полоролевой социализации,т.е. оказывать помощь индивидуально мальчикам, индивидуально девочкам, в реальных жизненных ситуациях (сквернословие, драчливость, упрямство…) 4.Создать в группе психолого-педагогические условия: эмоционально- комфортную и духовно-нравственную атмосферу, насыщенную знаками и символами мужественной и женственной культуры; уважать достоинство ребёнка,считаться с его чувствами и переживаниями; согласовывать педагогические усилия и социальные условия жизни ребёнка с индивиду- альными особенностями дошкольника или дошкольницы; доверительное , дружеское и ответственное общение с ребёнком; реализация позитивного самоизменения личности, индивидуальности мальчиков и девочек. Литература: 1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе.//Вопросы психологии.1987 №5 2. Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье. Автореферат.
3. Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре.//Воспитание детей в игре.М.1993. 4. Куликова Т.А.Воспитание будущего семьянина.//Семейная педагогика и домашнее воспитание.М.1988. 5. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте.М.1988. 6. Лосева О.К. Половое воспитание детей и подростков семье. М.1990. 7. Хризман Т.П.Нейрофизиологическая, нейропсихологическая основа социализации полоролевого поведения у дошкольников.//Универсальное и национальное в дошкольном детстве.1994.


В раздел образования