Автор: Перминова Алевтина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ"Центр развития ребёнка-детский сад №202" Населённый пункт: г.Киров, Кировская область Наименование материала: Консультация для педагогов Тема: Полоролевое воспитание в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов.Тема: «Полоролевое воспитание детей
дошкольного возраста».Подготовила и провела воспитатель 1
квалификационной категории МКДОУ «Центр развития ребёнка-детский
сад № 202»г.Киров,Кировской области Перминова А.А.
1. Прежде чем говорить по теме, давайте вспомним определения и как вы
понимаете понятия«пол, половое воспитание, полоролевое воспитание».
И так, понятие «пол»?( ответы педагогов)
-комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных
признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину.( В.Е.Коган)
«Половое воспитание»? ( ответы педагогов)
-комплекс воспитательных и просветительных воздействий, направленных на
приобретение его к принятой в данном обществе системе половых ролей и
взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
(Российская педагогическая энциклопедия.Т.2.М.,1999г.,стр.166,)
«Полоролевое воспитание»-это?.... ( ответы педагогов)
-составная часть полового воспитания.Значение его очень велико для
современного общества.
Надо сказать, что человечество никогда не забывало о необходимости и
важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.Полове
воспитание освобождает от ложного чувство стыда, мешающего любить
другого человека, от неверного отношения к взаимоотношениям между
мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязан-
ности, важные для семейной жизни, поскольку распространённое на дан-
ном этапе развития общества «бесполое» воспитание (девочковое
-поощрение, мальчиковое-порицание), приводит к формированию «усред-
нённого существа», т.е. «женственного мальчика» , а потом мужчины и
«мужественной девочки», а потом женщины. Отсюда и непонимание в
семье, взаимозамена мужчины и женщины, что приводит к конфликтам в
семье и как итогу-разводу, т.к. члены данной семьи оказываются неспо-
собными выполнять свои социальные функции.
2. Изменить эту ситуацию можно при условии правильного полоролевого
воспитания подрастающего поколения. И начинать это воспитание необхо-
димо ещё в дошкольном возрасте.
Какие же задачи стоят перед нами? Как нужно воспитывать девочек и
мальчиков?(ответы педагогов).
Хорошо! Давайте рассмотрим эти задачи в соответствии с возрастом
дошкольников.
Возраст 3-4 года:
-умение дифференцировать себя от представителей другого пола: «Я-
мальчик. Я-девочка».;
- формирование системы представлений о маме, папе, мужчине, женщине,
особенностях их поведения;
-усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения;
-развитие умений заботиться о чистоте, внешнем виде.
Дети 4-5 лет:
-развитие способности идентифицировать самого себя с представителями
своего пола;
-развитие умений соотносить своё полоролевое поведение с поведением
других; адекватно оценивать полоролевое поведение других сверстников
и своё собственное;
-создание условий для реализации знаний об эталонах «мужчина»,
«женщина»; их поведения в реальных взаимоотношениях со сверстниками;
-воспитание потребности и развитие знаний,умение заботиться о своём
здоровье, организме на доступном уровне, чистоте, внешнем виде;
- формировать представление о мужчине и женщине, видах их деятельности,
пофессиях, внутренних и внешних аспектах мужественности и
женственности;
-формирование основ гуманного отношения к взрослым,сверстникам своего
и противоположного пола;
-развитие понимания партнёрского характера жизни в семье и детском саду.
Старший дошкольный возраст 5-7 лет:
-оказание помощи в познании ребёнком самого себя, осознания собствен-
ного образа «Я-мальчик.Я- девочка»,в переживаниях дошкольников;
-формирование представлений о зарождении новой жизни с общим
механизмом деторождения;
-развитие коммуникативных умений и навыков к реализации разнообраз-
ного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедея-
тельности в ДОУ;
-формирование представлений о правилах поведения с незнакомыми
людьми и навыков личной безопасности.
3. Выясняя причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании
мальчиков и девочек, следует задаться вопросом: « К чему приводит недо-
оценка и игнорирование пола?»( ответы педагогов).Всё верно.
Демократизация и гуманизация нашего общества, его образования и
воспитания, привело к тому, что возникла необходимость в кардинальном
переосмыслении сущности процесса воспитания в дошкольном возрасте.
Ребёнок с самого начала, с момента рождения, развивается не только с
помощью организованного взрослыми воспитания, но и в резульате
воздействия на него других факторов: воздействие природных явлений,
семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, а сейчас ещё
и компьютерных технологий, каких-то случайных наблюдений….Поэтому учёт
этих непреднамеренных воздействий всех этих факторов, самоизменений
дошкольника в процессе целенаправленной педагогической деятельности,
создаёт реальные предпосылки для полноценного развития мальчиков и
девочек в соответствии с их полом и возрастом, индивидуальными
особенностями, социальными условиями,т.е. упорядочения полоролевой
социализации. К сожалению, на современном этапе у педагогов-
дошкольников этих знаний недостаточно.
4. А сейчас поговорим о развитии полоролевого сознания в дошкольном
возрасте.
Скажите, чем отличается развитие мальчиков и девочек и отличается ли
вообще ещё в эмбриональном состоянии и раннем возрасте?( ответы
педагогов).
Конечно же-отличаются.Учёными доказано.что отличия между мальчиками и
девочками отмечены уже в эмбриональном развитии.У новорождённых
девочек меньше вес, сердце, лёгкие, удельный вес мускулатуры. Но уже
через 4 недели, девочки обгоняют мальчиков в развитии, раньше начинают
ходть, говорить.Они лучше сопротивляются инфекциям, у них лучше развита
тактильная чувствительность к запахам. Мальчики же лучше обучаются с
помощью зрения, а девочки с помощью слуха.
Мозг мальчиков( по Т.П.Хризман)в сравнении с мозгом девочек «более
прогрессивен, дифференцирован, изобретателен, функционален, экономен,
целенаправлен.В плане же социальных контактов, девочки более продукти-
вны, активны»…
Девочки и мальчики по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную
информацию, включая разную корковую систему. А это определяет разное
эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению.
Эмоционально девочки более ярко и часто проявляют сочувствие, у них вы-
ше сопротивляемость стрессовым ситуациям, успешнее адаптация к новым
условиям.
Мальчики и девочки отличаются интересами и предпочтениями, что прояв-
ляется, как мы знаем из практики, в играх и продуктивной деятельности.
5. И последнее.Как же проявляется половая социализация у детей в дошко-
льном возрасте?
Давайте порассуждаем, с кого берут пример дети в семье? Кто и как влияет
на воспитание девочки и мальчика в семье?(ответы педагогов)
Половое воспитание происходит по типу отождествления ребёнком себя с
родителем своего пола и подражания ему.Так, сын в поведении отца нахо-
дит образец собственной половой роли; в образе матери- образ своей буду-
щей избранницы.То же самое можно сказать и о девочке. Оптимальный
вариант для полоролевого воспитания –это полноценная семья, живущая в
любви , взаимопонимании,уважении. В таком случае у девочек и мальчиков
формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравствен-
ные представления о роли противоположного пола. Но часто мы видим и
семьи, где один родитель,так называемые «неполные семьи».Здесь очень
важно, чтобы второго родителя ребёнку заменил другой-родственник
(бабушка,дедушка,дятя,тётя…), друг, воспитатель. Поэтому нам так хочется ,
чтобы в детских садах и школах были такие воспитатели-мужчины.
Эмансипация женщин, борьба за свои права, за равноправие полов,
активное участие женщин в жизни страны и общества, так же наложили свой
отпечаток на социальные роли полов. Произошло их смещение. Если раньше
отношения между мужчиной и женщиной строились как- ВЛАСТЬ и
ПОДЧИНЕНИЕ, то сейчас всё большую роль играют взаимопонимание,
взаимозависимость, взаимопомощь. Поэтому нам необходимо иметь ввиду ,
что для того, чтобы мальчики были в будущем счастливыми мужьями, а
девочки жёнами, надо формировать множество «общих» качеств: честность,
трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к своей
семье, родному дому, культура поведения, которые должны быть присущи
как мужчине, так и женщине.
Хочу предложить вам памятку, которая поможет в работе по полоролевому
воспитанию .
Памятка:
1.Продумать организацию выполнения задач .
Поможет накоплению опыта полоролевого поведения:
-ситуации : «Этикет», «Поведение мальчиков, поведение девочек»,
«Здравствуйте-пожалуйста», «Добрые слова», «Прояви заботу»…
2.Структуировать свою работу.
Поможет проявлять индивидуальность мальчикам и девочкам : ситуации,
беседы: «Я-большой!Я- большая!»,Он-добрый.Она-добрая», «Она
заботливая», «Я- сильный, смелый,дружный…»
3.Упорядочить педагогические ситуации полоролевой социализации,т.е.
оказывать помощь индивидуально мальчикам, индивидуально девочкам, в
реальных жизненных ситуациях (сквернословие, драчливость, упрямство…)
4.Создать в группе психолого-педагогические условия: эмоционально-
комфортную и духовно-нравственную атмосферу, насыщенную знаками и
символами мужественной и женственной культуры; уважать достоинство
ребёнка,считаться с его чувствами и переживаниями; согласовывать
педагогические усилия и социальные условия жизни ребёнка с индивиду-
альными особенностями дошкольника или дошкольницы; доверительное ,
дружеское и ответственное общение с ребёнком; реализация позитивного
самоизменения личности, индивидуальности мальчиков и девочек.
Литература:
1.
Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные
отношения в детской группе.//Вопросы психологии.1987 №5
2.
Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в
семье. Автореферат.
3.
Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в
игре.//Воспитание детей в игре.М.1993.
4.
Куликова Т.А.Воспитание будущего семьянина.//Семейная педагогика
и домашнее воспитание.М.1988.
5.
Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в
старшем дошкольном возрасте.М.1988.
6.
Лосева О.К. Половое воспитание детей и подростков семье. М.1990.
7.
Хризман Т.П.Нейрофизиологическая, нейропсихологическая основа
социализации полоролевого поведения у
дошкольников.//Универсальное и национальное в дошкольном
детстве.1994.