Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
Автор: Ерошко Эмилия Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка" Населённый пункт: Ноябрьск Наименование материала: методическая разработка Тема: Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада Раздел: дошкольное образование
Песочная терапия как средство успешной
адаптации младших дошкольников к
условиям детского сада.
Сегодня игра с песком становится все более популярной в психологической,
педагогической, и даже театральной практике. Проблема адаптации детей
младшего дошкольного возраста актуальна всегда. Многие педагоги,
психологи работают над этой проблемой не один десяток лет, находя все
новые и новые формы работы с детьми. Их опыт очень необходим при
работе на адаптационных группах.
Почему именно песок? Игра в песок, особенно для малышей младших групп,
является, пожалуй, самым доступным и естественным способом
самотерапии.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить
ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем
осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и
обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница
становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего
«Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство
доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения
между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя
становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его
базисное доверие к миру.
В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня
психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже
испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к
сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок
более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и
общения в группе.
В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью
взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с
родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы
поведения.
Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений,
навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире
.
Ребенок может играть в песочнице часами. И это очень полезно. Главная
причина любви взрослых и детей к песочнице заключается в том, что в
процессе игры все волшебное становится реально осязаемым. И
постепенно выстраивается довольно прочный мост между волшебным и
реальным. Наблюдение за играющими в песочнице дает психологу и
педагогу бесценную педагогическую информацию об особенностях
коммуникации участников игры.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек
(высотой не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок
может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится
посредником для ребенка в играх с песком.
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не
злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный
совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных
эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию
по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его
самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за
деструктивное поведение.
В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываем целый день в
детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных
режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие,
прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.
Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных
ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи.