Автор: Благодарная Наталья Ивановна Должность: учитель химии и технологии Учебное заведение: ЧОУ Православная гимназия Населённый пункт: г. Тобольск, Тюменской области Наименование материала: Методическая разработка урока по химии, 8 класс Тема: Кислоты их состав. Названия классификация кислот. Раздел: среднее образование
Тема. Кислоты их состав. Названия классификация кислот.
Цель. Сформировать понятие о составе и классификации кислот.
Задачи:
Образовательная – Изучить состав и классификацию кислот.
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к своему здоровью и
окружающей среде.
Развивающая – развивать познавательный интерес учащихся, развитие
логического мышления и памяти.
Метод обучения. Сотрудничество « учимся вместе», работа в парах.
Технология. Актуализация имеющихся знаний. Новая тема.
Основные методические приемы развития мышления. Эвристическая
беседа, работа с учебником, таблицами.
Оборудование. Интерактивная доска, коробка с сюрпризом, карточки с
заданиями, реактивы ( кислота, вода, индикатор), пробирки, штатив, пипетка,
таблица Д.И.Менделеева.
Ход урока
1.
Оргмомент
2.
Мотивация к деятельности : предлагаю учащимся угадать, что лежит
в коробке сюрпризов.
2
Фрукт, конечно, всем известный –
И красивый и полезный.
Апельсину брат родной
И душистый – то какой!
Жаль, что кислый очень он
Витаминный фрукт… (лимон)
Учащиеся определяют тему урока и записывают ее доске. Предлагаю
привести еще примеры продуктов имеющих кислый вкус (зеленое яблоко,
щавель и др.)
Обратимся к интерактивной доске, учащимся необходимо выбрать и
выписать в тетрадь соединения, которые им неизвестны.
Ca, HCl, CaO, H2SO4, S, SO2, H2SO3,
N2, NO2, HNO3, H2S, P, P2O5, H3PO4.
Вопрос – назвать химические элементы , которые образуют данные
соединения. ( водород и кислотный остаток).
3.
Работа с учебником – выписать в тетрадь определение, что называется
кислотами.
Признаки кислот:
а) по составу ( задание 1 )
Кислородосодержащие
Бескислородные
HNO3
HCl
H2SO3
HBr
H2SO4
HI
H2CO3
HF
H2SiO3
H2S
H3PO4
б) по основности и наличию кислорода в кислотном остатке ( задание 2 )
кислота
Кислотный остаток
3
HNO3 – азотная
NO3 – азотной
H2SO3 – сернистая
SO3 – сернистой
H2SO4 – серная
SO4 – серной
H2CO3 – угольная
CO3 – угольной
H2SiO3 – кремневая
SiO3 – кремниевой
H3PO4 – фосфорная
PO4 – фосфорной
HCl – хлороводородная (соляная)
Cl – соляной
HBr – бромоводородная
Br – бромоводородной
HF – фтороводородная
F – фтороводородной
HI – йодоводородная
I – йодоводородной
H2S – сероводородная
S – сероводородной
Выписать в тетрадь определение основности кислот.
Определяем что по основности кислоты делят на 1 - , 2-, 3- основные( HCI,
H2S, H3PO4).
По таблице растворимости, кислоты делят на нерастворимые( H2SiO3) и
растворимые ( все остальные).
По происхождению - органические ( лимонная, яблочная, щавелевая) и
неорганические ( см. табл. 2)
4.
( ЛО ) Объясняю технику безопасности при работе с кислотами, затем
ученик под присмотром учителя определяет с помощью индикатора
(лакмус) в какой из пробирок находится кислота (лакмус в нейтральной
среде (воде) имеет фиолетовый цвет, а в кислой – синий).
5.
Определяем степень окисления неметалла в кислотном остатке:
Сумма степеней окисления атомов химических элементов в
соединении равна 0
Степень окисления кислорода - 2
Степень окисления водорода +1
Неизвестную величину обозначаем через Х
+1 х -2
H
2
SO
4
1* 2 + Х + ( -2*4) = 0 , Х – 6 =0, Х= 6 СО ( S) =6
6.
Закрепление материала
Определить степени окисления неметаллов в H3PO4, H2CO3
4
7.
Рефлексия
На интерактивной доске размещены варианты ответов, которые необходимо
дополнить
- сегодня я узнал…
- я понял что…
- я научился …
- я смог…
- было интересно узнать…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Выставляю оценки за урок с комментариями.
8.
Домашнее задание.
Пар.20 (Габриелян О.С.) Выучить названия кислот, уметь писать
формулы.