Напоминание

Осень


Автор: Белоусова Екатерина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ №65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект
Тема: Осень
Раздел: дошкольное образование





Назад





Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад №

65 комбинированного вида

Выборгского района города Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной непосредственно

образовательной деятельности

логопеда с детьми старшего

дошкольного возраста по лексической

теме: «Осень»

Образовательная область: «Речевое развитие»
Выполнила: учитель-логопед Белоусова Екатерина Анатольевна Санкт-Петербург 2015

«Осень»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие. Цель: уточнение и закрепление представления об осени и её приметах. Задачи: I. Коррекционно-образовательные: • уточнение и активизация словаря по теме ; • согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени; • формирование навыка составления предложений по мнемоквадратам ; • согласование существительных с прилагательными ; • образование относительных прилагательных . II. Коррекционно-развивающие: • развитие ф онематического слуха и мелкой моторики; • развитие зрительного восприятия и графических навыков ; • развитие связной речи с применением мнемотехники ; • координация речи с движением . III. Коррекционно-воспитательные: • воспитание любви и бережного отношения к природе ; • во спитание активности, инициативности, самостоятельности и интереса к занятию; • формирование навыков сотрудничества и доброжелательности ; • контроль за собственной речью . Использование современных образовательных технологий: ИКТ-технология (презентация). Материалы и оборудование: • мнемотаблица по теме «Осень» ; • мнемотаблица и к стихотворению И . Винокурова «Ходит осень в нашем парке»; • мнемоквадраты ; • листы бумаги ; • цветные карандаши ; • аудиозапись музыкального произведения П . И. Чайковского из цикла «Осень»; • репродукция картины И . Левитана «Золотая осень». Предварительная работа: чтение стихотворений об осени (А. С. Пушкин, А. И. Плещеев, И. А. Бунин).

Ход непосредственно образовательной

деятельности

I.

Организационный момент
— Послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года — как оно зовётся? (Осень) — Давайте вспомним осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Детям предлагается рассмотреть картину И. И. Левитана «Золотая осень» под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь». Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, но и поэтов, и художников. Исаак Ильич Левитан очень любил русскую природу и написал много пейзажей. Художники разговаривают с людьми без слов: мазками, линиями, цветом. — Как вы думаете: о чём эта картина? Почему она называется «Золотая осень»? Какие краски использует художник? Какое настроение он передал своей картиной: грустное или весёлое? Передаёт ли музыка Чайковского настроение картины?
II.

Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Упражнение «Закончи предложение» с использованием мнемоквадратов. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают. — После лета наступает… (осень) — Осенью солнце… (не греет) — Дни становятся короче, а ночи… (длиннее) — Часто небо затянуто… (тучами) — Осенью моросит мелкий… (дождик) — Часто дует холодный… (ветер) — Листья на деревьях становятся… (разноцветными) — В садах созрели… (овощи и фрукты) — Люди собирают… (урожай) — Люди надевают… (осеннюю одежду) — Птицы улетают… (на юг) 2. Упражнение «Подбирай, запоминай». Подбор слов-определений, согласование существительных с прилагательными. — Небо осенью (какое?) — … (хмурое, пасмурное, серое, дождливое, …) — Дождь осенью (какой?) — … (холодный, мокрый, …) — Листья осенью (какие?) — … (разноцветные, жёлтые, красные, оранжевые, …) 3. Упражнение «Угадай слово». Использование в речи глаголов единственного и множественного числа настоящего времени. — Птица улетает, а птицы… (улетают) — Ветер дует, а ветры… (дуют)
— Холод наступает, а холода… (наступают) — Цветок увядает, а цветы… (увядают) — Лист желтее, а листья… (желтеют) — Дождь моросит, а дожди… (моросят) 4. Физкультминутка — Ребята, давайте прогуляемся по осеннему парку соберём домой осенний букет. Дети произносят хором: Раз, два, три, четыре, пять — Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки) Листья берёзы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём. (Загибать поочерёдно пальцы) В вазу осенний букет отнесём. — Ребята, скажите: как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (листопад) — Какие листья вы собрали? (лист берёзы — берёзовый, лист осины — осиновый, лист дуба — дубовый, лист рябины — рябиновый, лист тополя — тополиный…) 5. Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке». Составление мнемотаблицы вместе с детьми. — Послушайте, ребята, какое стихотворение об осени я знаю: Ходит осень в нашем парке. Дарит осень всем подарки. Бусы красные - рябине. Фартук розовый - осине. Зонтик жёлтый - тополям. Фрукты осень дарит нам. И. Винокуров
— Давайте выучим это стихотворение. А, чтобы быстрее было его запомнить, нарисуем подсказки. У каждого ребёнка - лист бумаги, расчерченный на квадратики, и цветные карандаши. Логопед с детьми повторяет каждую строчку стихотворения, обсуждает содержание картинок в мнемотаблице. После того, как дети закончили рисовать свои таблицы, они рассказывают стихотворение. Логопед обращает внимание на правильность произношения звуков, силу голоса и выразительность речи.
III.

Итог занятия
— Занятие подошло к концу. Скажите: о каком времени года мы говорим на занятии? (осень) — Какую картину рассматривали? («Золотая осень» И. И. Левитана) — Какую музыку и какого композитора мы слушали? («Времена года. Осень. Октябрь» П. И. Чайковского) — Какие приметы осени вы запомнили? (птицы улетают на юг, листья опадают…)
— Какое стихотворение об осени мы разучивали? («Ходит осень в нашем парке») — Понравилось ли вам занятие? Что понравилось больше всего?


В раздел образования