Автор: Белоусова Екатерина Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБДОУ №65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: конспект Тема: Осень Раздел: дошкольное образование
Образовательная область: «Речевое развитие»
Выполнила: учитель-логопед
Белоусова Екатерина Анатольевна
Санкт-Петербург
2015
«Осень»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное
развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие.
Цель: уточнение и закрепление представления об осени и её приметах.
Задачи:
I.
Коррекционно-образовательные:
•
уточнение и активизация словаря по теме
;
•
согласование существительных с
глаголами единственного и множественного
числа настоящего времени;
•
формирование навыка составления предложений по мнемоквадратам
;
•
согласование существительных с прилагательными
;
•
образование относительных прилагательных
.
II.
Коррекционно-развивающие:
•
развитие ф
онематического слуха и мелкой моторики;
•
развитие зрительного восприятия и графических навыков
;
•
развитие связной речи с применением мнемотехники
;
•
координация речи с движением
.
III.
Коррекционно-воспитательные:
•
воспитание любви и бережного отношения к природе
;
•
во
спитание активности, инициативности, самостоятельности и интереса к
занятию;
•
формирование навыков сотрудничества и доброжелательности
;
•
контроль за собственной речью
.
Использование современных образовательных технологий: ИКТ-технология
(презентация).
Материалы и оборудование:
•
мнемотаблица по теме «Осень»
;
•
мнемотаблица и к стихотворению И
. Винокурова «Ходит осень в нашем парке»;
•
мнемоквадраты
;
•
листы бумаги
;
•
цветные карандаши
;
•
аудиозапись музыкального произведения П
. И. Чайковского из цикла «Осень»;
•
репродукция картины И
. Левитана «Золотая осень».
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени (А. С. Пушкин,
А. И. Плещеев, И. А. Бунин).
Ход непосредственно образовательной
деятельности
I.
Организационный момент
— Послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года — как оно зовётся?
(Осень)
— Давайте вспомним осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Детям предлагается рассмотреть картину И. И. Левитана «Золотая осень» под
музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь».
Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, но и поэтов, и
художников. Исаак Ильич Левитан очень любил русскую природу и написал много
пейзажей. Художники разговаривают с людьми без слов: мазками, линиями,
цветом.
— Как вы думаете: о чём эта картина? Почему она называется «Золотая осень»?
Какие краски использует художник? Какое настроение он передал своей
картиной: грустное или весёлое? Передаёт ли музыка Чайковского настроение
картины?
II.
Лексико-грамматические игры и упражнения
1.
Упражнение «Закончи предложение» с использованием мнемоквадратов.
Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.
— После лета наступает… (осень)
— Осенью солнце… (не греет)
— Дни становятся короче, а ночи… (длиннее)
— Часто небо затянуто… (тучами)
— Осенью моросит мелкий… (дождик)
— Часто дует холодный… (ветер)
— Листья на деревьях становятся… (разноцветными)
— В садах созрели… (овощи и фрукты)
— Люди собирают… (урожай)
— Люди надевают… (осеннюю одежду)
— Птицы улетают… (на юг)
2.
Упражнение «Подбирай, запоминай». Подбор слов-определений, согласование
существительных с прилагательными.
— Небо осенью (какое?) — … (хмурое, пасмурное, серое, дождливое, …)
— Дождь осенью (какой?) — … (холодный, мокрый, …)
— Листья осенью (какие?) — … (разноцветные, жёлтые, красные, оранжевые, …)
3.
Упражнение «Угадай слово». Использование в речи глаголов единственного и
множественного числа настоящего времени.
— Птица улетает, а птицы… (улетают)
— Ветер дует, а ветры… (дуют)
— Холод наступает, а холода… (наступают)
— Цветок увядает, а цветы… (увядают)
— Лист желтее, а листья… (желтеют)
— Дождь моросит, а дожди… (моросят)
4.
Физкультминутка
— Ребята, давайте прогуляемся по осеннему парку соберём домой осенний
букет.
Дети произносят хором:
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать.
(Сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
(Загибать поочерёдно пальцы)
В вазу осенний букет отнесём.
— Ребята, скажите: как называется явление природы, когда с деревьев опадают
листья? (листопад)
— Какие листья вы собрали? (лист берёзы — берёзовый, лист осины — осиновый,
лист дуба — дубовый, лист рябины — рябиновый, лист тополя — тополиный…)
5.
Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке». Составление
мнемотаблицы вместе с детьми.
— Послушайте, ребята, какое стихотворение об осени я знаю:
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные - рябине.
Фартук розовый - осине.
Зонтик жёлтый - тополям.
Фрукты осень дарит нам.
И. Винокуров
—
Давайте
выучим
это
стихотворение. А, чтобы быстрее было его запомнить, нарисуем подсказки.
У каждого ребёнка - лист бумаги, расчерченный на квадратики, и цветные карандаши.
Логопед с детьми повторяет каждую строчку стихотворения, обсуждает содержание
картинок в мнемотаблице. После того, как дети закончили рисовать свои таблицы, они
рассказывают стихотворение. Логопед обращает внимание на правильность
произношения звуков, силу голоса и выразительность речи.
III.
Итог занятия
— Занятие подошло к концу. Скажите: о каком времени года мы говорим на
занятии? (осень)
— Какую картину рассматривали? («Золотая осень» И. И. Левитана)
— Какую музыку и какого композитора мы слушали? («Времена года. Осень.
Октябрь» П. И. Чайковского)
— Какие приметы осени вы запомнили? (птицы улетают на юг, листья опадают…)
— Какое стихотворение об осени мы разучивали? («Ходит осень в нашем парке»)
— Понравилось ли вам занятие? Что понравилось больше всего?