Расчет расхода ткани на наволочку. Построение чертежа наволочки.(бинарный урок)
Автор: Долгих Ольга Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Котельнича" Населённый пункт: город Котельнич Кировской области Наименование материала: конспект Тема: Расчет расхода ткани на наволочку. Построение чертежа наволочки.(бинарный урок) Раздел: среднее профессиональное
Класс: 9
Предмет: швейное дело + математика
Тема урока: Расчет расхода ткани на наволочку. Построение чертежа наволочки.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Общая дидактическая цель по типу урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по данной теме.
Задачи:
1.
Воспитательные -
развитие нравственных качеств личности, для успешной исполнительской деятельности, желание гордиться
школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей
,
воспитывать аккуратность, сдержанность.
2.
Коррекционно – развивающие
коммуникативные :
формирование
вступления
и
поддержания
коммуникации
в
разных
ситуациях
взаимодействия;
развитие
умения слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
познавательные: формирование умения использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебных задач; развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации
3.
Образовательные
закрепление умения обучающихся правильно рассчитывать размеры кроя наволочки;
формирование осознанного использования измерительных инструментов;
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная
Ресурсы: презентация, инструкционная карта, индивидуальные карточки, наглядность(карточки с названиями магазинов, подушка в
натуральную величину, наволочки), измерительные инструменты.
Межпредметные связи: швейное дело и математика
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коррекционная
Планируемые результаты
работа
Базовые учебные действия (компонент
жизненной компетенции)
Предметные
результаты
(академический
компонент)
I.Организацион
ный момент.
М о т и в а ц и я
и
целеполагание
Ц е л ь
–
в к л ю ч и т ь
обучающихся
в
учебную
деятельность,
определить
содержательные
рамки
урока, создать условия для
возникновения
у
ученика
внутренней
потребности
в к л ю ч е н и я
в
у ч е б н у ю
деятельность.
Приветствует
учеников,
контролирует
подготовку
рабочих мест.
Озвучивает
тему
и
цель
урока
Приветствуют
учителя,
проверяют
подготовку
рабочих мест.
Отвечают
на
вопросы
учителя,
высказывают
свои предположения.
Наводящие вопросы.
Личностные:
самоопределение:
внутренняя
позиция на основе положительного отношения
к школе
Регулятивные:
планирование,
целеполагание
(понимание учебной задачи урока).
Познавательные:
а н а л и з ,
с р а в н е н и е ,
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной деятельности, цели.
Коммуникативные: выражение
своих
мыслей,
аргументация своего мнения.
Перечень
некоторых
понятий шв.дела и
математики
II.Актуализация
знаний.
Цель
–
актуализировать
у ч е б н о е
с о д е р ж а н и е ,
необходимое и достаточное
для
восприятия
нового
материала
Формулирует
задание.
Создаёт
эмоциональный
настрой
на
выполнение
заданий.
Выполняют задание.
В ы п и с ы в а ю т
и
осуществляют
самоконтроль
Индивид.карточки
с
готовой
формулой.
Работа
по
развитию
речи
Личностные:положительное
отношение
к
учению
Познавательные:
анализ
с
целью
выделения
существенных признаков, сравнение
Коммуникативные:
выражение
своих
мыслей,
аргументация своего мнения
Регулятивные: контроль своей деятельности
Перечень
некоторых
понятий шв.дела и
математики
III.
Повторение
пройденного
на
уроках швейного
дела.
П од г о т о в к а
к
практической
работе.
Ц е л ь
–
о р г а н и з о в а т ь
коммуникативное
в з а и м о д е й с т в и е
д л я
подготовки
к
практической
работе.
З адает
о б у чаю щ и м с я
наводящие вопросы.
Организует
работу
через
с и с т е м у
у с т н ы х
и
письменных
заданий
по
теме. Проводит параллель
с
р а н е е
и з у ч е н н ы м
материалом
на
уроке
шв.дела и математики.
Отвечают на вопросы.
Обсуждают,
рассуждают.
Анализируют изделие в
натуральную величину и
на чертеже
В ы с к а з ы в а ю т
с в о и
мнения.
Комментируют
выполнение
решения
учебной задачи
И с п о л ь з о в а н и е
в
наглядности
разных
ц в е т о в
д л я
обозначения
сторон
изделия.
Использование
формулы.
Личностные: гордиться успехами св.товарищей
Регулятивные:
волевая
само регуля ц и я
в
ситуации затруднения.
Познавательные:
анализ,
синтез,
обобщение,
аналогия,
поиск
и
выделение
необходимой
информации,
проблема
выбора
эффективного
способа решения, подведение под понятие.
Коммуникативные:
выражение
своих
мыслей,
аргументирование своего мнения
У с в о е н и е
формулы
нахождения
Ди,
Ши.
Арифметические
д е й с т в и я
с
числами,
полученными
при
измерении.
IV. Практическая
работа
Цель
–
обучать
навыкам
самостоятельной работы.
Контролирует
в ы п о л н е н и е
р а б о т ы .
Оказывает направляющую
и
с т и м у л и р у ю щ у ю
помощь.
В ы п о л н я ю т
ч е р т е ж
н а в о л о ч к и
н а
нелинованной бумаге.
Р а б о т а
п о
инструкционной
карте,
работа
под
руководством учителя.
Личностные: гордиться своими успехами
Познавательные:
выполнение
действий
по
алгоритму, анализ, обобщение.
Регулятивные: контролирование своих действий
в процессе выполнения заданий.
Умение
пользоваться
измерительными
инструментами,
у м е н и е
ориентироваться в
пространстве;
V.
Подведение
итогов.
Рефлексия.
Ц е л ь
–
о р г а н и з о в а т ь
оценивание
учащимися
собственной
деятельности
на уроке.
Подводит
итоги
работы
класса, оценивает работу
обучающихся
Оценивают свою работу
Познавательные: рефлексия способов и условий
действия,
контроль
и
оценка
процесса
и
результатов деятельности.
Коммуникативные:
а р г у м е н т а ц и я
с в о е г о
мнения
Ход урока.
2
1. Организационный момент.
Учитель швейного дела:
-Добрый день, всем кто пришёл на наш урок! Давайте, поприветствуем гостей, как их сегодня много. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им и друг другу.
И с хорошим настроением начнём работать. Сегодня у нас необычный урок, у нас в гостях ваш учитель математики О.Н. , которая поможет вам, т.к. нам
сегодня понадобятся все знания и умения, которыми вы овладели на уроках математики.
-Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
1.
Закончи пословицу: «семь раз отмерь…(один раз отрежь)
2.
Загадка:
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из – под туфельки стальной
Выползает стёжка. (Швейная машина)
3.
Назовите правильно профессию:
Занимается ремонтом, пошивом одежды (портная)
4.
Сколько см содержится в 1м? (100см)
5.
Прямоугольник – это…
6.
Сантиметр, какая часть метра? (сотая)
7.
Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)
8.
Закончи предложение: Для раскроя деталей одежды применяют…(ножницы)
2.Сообщение темы урока.
Тема нашего сегодняшнего урока записана на доске и звучит так:
«Расчёт расхода ткани на наволочку и Построение чертежа».
А чтобы вы на уроке были внимательны, проведём тестирование.
Концентрация внимания учащихся .Тестирование ( презентация 5 вопросов)…
-Для того чтобы поставить оценки, вы сосчитали, сколько у каждого правильных ответов. Под таблицей высчитываем количество процентов правильных
ответов, напомните, как это сделать?
100%
:
х = ____%
- Используя следующие данные, поставьте на листочек себе оценку.
100% – 66 % - «5» 100 : 5 х 5 = 100% 100 : 5 х 4 = 80% ( 5 или 4пр.ответов)
65% - 51 % - «4» 100 : 5 х 3 = 60% (3пр.ответа)
количество вопросов
количество пр.ответов
3
50% – 35% - «3» 100 : 5 х 2 = 40% (2 пр.ответа)
34% и ниже – «2»
- Поднимите руку, у кого 5, 4, 3.
-Молодцы ! Выставляем оценки в таблицу.
3.Повторение пройденного на уроках швейного дела.
Это не первый урок по данной теме. Вы - выпускники и мы готовимся к экзаменам .
Прежде чем мы приступим к построению чертежа, давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на прошлых уроках.
Какое изделие будем шить? (наволочку)
К какой группе швейных изделий относится наволочка? (к постельному белью)
Какие ещё изделия относятся к постельному белью? (пододеяльник, простыня)
Из каких тканей шьют наволочки? (х/б)
Почему наволочки шьют из х/б тканей? (гигроскопичны, воздухопроницаемы)
какие виды наволочек вы знаете? (с клапаном, на пуговицах, с завязками)
Где можно купить наволочку?
магазин «Цветы»
магазин «Промтовары»
магазин «Обувь»
магазин «Игрушки»
магазин «Продукты»
магазин «Хозтовары»
рынок
супермаркет
магазин « Промышленные товары»
магазин « Ткани»
торговый центр
4.Основная часть урока.
-А сегодня на уроке, мы с вами:
– Научимся рассчитывать ткань на наволочку с клапаном, учитывая размеры подушки, и выполнять чертеж наволочки, в этом нам снова поможет
математика.
- Прежде чем построить чертёж наволочки надо определить её размеры.
- Сколько мерок нужно знать, чтобы рассчитать расход ткани на наволочку и построить чертеж изделия?
(Ди и Ши).
4
- Если мерка длины и ширины одинаковая, какую фигуру мы с вам построим? (Квадрат)
- Значит подушка имеет форму…квадрата ( наглядность)
- Какую геометрическую фигуру вам напоминает крой наволочки? (прямоугольник) (показать крой
наволочки на ткани)
- теперь давайте разберёмся, почему крой наволочки имеет форму прямоугольника, а подушка –квадрата
-
Рассмотрим из каких геометрических фигур состоит крой наволочки
1-
Какая геометрическая фигура ( квадрат)- это одна сторона подушки
2-
Какая ? ( квадрат ) – это другая сторона подушки
3-
Какая фигура ? ( прямоугольник) – это клапан.
Вывод :Значит наволочка состоит из 2 сторон подушки и клапана
-
Давайте определим длину и ширину кроя наволочки с клапаном
Дн= (Дп х 2) + 25см + 3см (припуски на швы) + 2см (на свободу)
Шн= Шп +3см (припуски на швы) +2см (на свободу)
- Вы с Еленой Николаевной вывели формулу, по которой можно вычислить длину и ширину кроя любой наволочки с клапаном. Рассчитаем расход ткани
на наволочку размером 60см х 60см.
(дети у доски)
Дн = 60см х 2 + 25см + 3 см + 2см = 120см+25+5 см= 150см
Шн = 60см +3см + 2см = 65см
ВЫВОД: - Чтобы раскроить наволочку 60см х 60см, надо построить прямоугольник длиной 150 см и шириной 65см .
Ф/МИН (презентация)
Вы хорошо поработали и, наверное, немного устали. Перед тем как приступить к дальнейшей работе проведём небольшую разминку.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько уголков зеленых,
Столько выполним наклонов,
А присядем столько раз,
Сколько квадратов у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем.
И тихонько сядем.
1
2
3
5
5.Практическая часть. (На рабочем месте у каждого ребенка лежит белый лист бумаги)
-Итак, мы повторили необходимые нам знания, которые помогут выполнить чертеж наволочки. Ещё раз
напомните, какую геометрическую фигуру мы будем строить? Чему равна длина нашего прямоугольника,
А ширина? Приступим к построению чертежа, НО сложность заключается в том, что использовать мы
будем нелинованную бумагу (как на уроках геометрического материала) поэтому вам нужно быть ещё
более внимательными и соблюдать аккуратность в работе. Не забывайте, что организация рабочего места
влияет на вашу работоспособность
- Для работы нам понадобятся следующие измерительные инструменты, проверяйте их наличие на своем
рабочем месте:
линейка закройщика
угольник
карандаш, ластик, ручка.
- У всех на столах есть инструкционная карта, которая поможет тем, кто затрудняется, построить нужный
прямоугольник.
- Чтобы сориентироваться на нелинованной бумаге, что необходимо сделать в первую очередь?
(поставить точку в левом верхнем углу) Не забываем, что чертеж мы выполняем при помощи линейки
закройщика, т.е. в уменьшенном виде в 4 раза.
№
п/п
Обозначение на чертеже
Ход работы
Измерительные
инструменты
1
Поставить точку в левом
верхнем углу. Поставить еще
2 точки по длине. Соединить
их.
Линейка закройщика
2
Построить прямой угол.
Угольник
3
Отложить длину изделия
150см
Линейка закройщика
4
Отложить ширину изделия
Линейка закройщика
5
Достроить прямоугольник
Угольник
Линейка закройщика
6
Обвести контур чертежа
65см
- Мы справились с данной работой. Мы построили прямоугольник на нелинованной бумаге, а это чертёж
наволочки в уменьшенном виде, а на следующих уроках швейного дела вы будете раскраивать на ткани и
шить наволочку с клапаном.
- ОЦЕНКИ ПО МАТЕМАТИКЕ в таблицу.
- у вас на партах лежат листочки, на которых перечислены математические знания и умения, которые вы
сегодня применяли на уроке шв.дела. Давайте их перечислим, читаем, что у вас написано:
- умение ориентироваться в пространстве;
- умение пользоваться линейкой, угольником;
- умение чертить;
- знание мер длины;
- знание свойств геометрических фигур.
- Сегодня мы в очередной раз убедились, что математика очень важная и практическая наука, она тесно
связана с уроками швейного дела и не только с ними, а также со многими другими учебными предметами.
- На следующем уроке мы опять встретимся с О.Н. и высчитаем экономию наволочки, сшитую своими
руками.
- Благодарим всех за активную работу на уроке. Спасибо, молодцы.
№
Обозначение на чертеже
Ход работы
Измерительные
п/
п
инструменты
1
Поставить точку в левом
верхнем углу. Поставить еще 2
точки по длине. Соединить их.
Линейка закройщика
2
Построить прямой угол.
Угольник
3
Отложить длину изделия
150см
Линейка закройщика
4
Отложить ширину изделия
Линейка закройщика
5
Достроить прямоугольник
Угольник
Линейка закройщика
6
Обвести контур чертежа
№
п/
п
Обозначение на чертеже
Ход работы
Измерительные
инструменты
1
Поставить точку в левом
верхнем углу. Поставить еще 2
точки по длине. Соединить их.
Линейка закройщика
2
Построить прямой угол.
Угольник
3
Отложить длину изделия
150см
Линейка закройщика
4
Отложить ширину изделия
Линейка закройщика
5
Достроить прямоугольник
Угольник
Линейка закройщика
6
Обвести контур чертежа
65см