Автор: Абакумова Ирина Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "СОЛНЫШКО" Населённый пункт: Тюменская область, город Лангепас Наименование материала: Рабочая программа по кружку Тема: "Здравушка" Раздел: дошкольное образование
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 «СОЛНЫШКО»
Принято:
Решением методического совета
ЛГ МАДОУ «ДСКВ № 9 «Солнышко»
Протокол № ___ от «__»______ 2015г.
Утверждено:
приказом заведующего
ЛГ МАДОУ «ДСКВ № 9 «Солнышко»
№ _____ от «___» _____ 2015г.
Рабочая программа
дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет
Кружок
«Здравушка»
Руководитель:
воспитатель
Абакумова Ирина Андреевна
Лангепас
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ____________________________________________ 1
Цели и задачи программы __________________________________________ 1
Организация работы кружка ________________________________________ 2
Учебно – тематический план ________________________________________ 3
План образовательной деятельности кружка ___________________________ 5
Мониторинг уровня знаний по программе кружка ______________________ 9
Список литературы _______________________________________________ 10
1.Пояснительная записка
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении
всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое
позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но
формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания
дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при
условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье. Поэтому
именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей
мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ
Актуальность.
Задача
раннего
формирования
культуры
здоровья
актуальна,
своевременна
и
достаточна
сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового
образа
жизни?
Дошкольный
возраст
является
решающим
в
формировании
фундамента
физического
здоровья.
В
последнее
время
приоритетным
направлением
деятельности
дошкольного образовательного учреждения становится физкультурно-оздоровительная работа.
Это
вызвано
целым
рядом
объективных
причин:
слабое
здоровье
детей;
недостаточная
организация профилактики заболеваний, путем выработки здоровых навыков поведения в
семье, в детском саду; отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа
жизни для детей со стороны родителей.
В понятие «здоровый образ жизни» входит: воспитание у детей основ двигательной культуры,
привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм. Важно
сформировать у дошкольников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,
осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой.
Привычка к здоровому образу жизни- это главная, основная жизненно важная привычка; она
аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания
детей
дошкольного
возраста
в
целях
решения
оздоровительных,
образовательных
и
воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном
детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Новизна.
Использование различных форм и методов работы с детьми по формированию элементарных
навыков и умений по самосохранению , укреплению их здоровья и воспитанию привычки к
здоровому образу жизни и активизации двигательной деятельности.
Цель программы: формирование у детей основ здорового образа жизни ; обучение основам
здорового образа жизни ; формирование осознанного выполнения правил ответственного
отношения как к собственному здоровью , так и к здоровью окружающих.
Задачи:
- формировать у детей простые представления об организме человека;
1
-помочь ребенку создать целостные представления о своем теле;
-формировать потребность в физическом совершенствовании;
-прививать культурно-гигиенические навыки;
-развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков;
-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
Отличительные особенности программы
Педагогическая задача воспитателей состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком еще
неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к
своему организму. Здоровый образ жизни- это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль
жизни адекватное поведение в различных ситуациях. Все, чему мы учим детей ,они должны
применять в реальной жизни.
Возраст детей
В
старшем
дошкольном
возрасте
благодаря
возрастанию
опыта
личности
отношение
к
здоровью
существенно
меняется.
Но
наблюдается
смешение
понятий
«здоровый»,
как
большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят
здоровье
с
болезнью,
но
более
отчетливо
определяют
угрозы
здоровью
как
от
своих
собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и
пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят
понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении
(как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом
возрасте
дети
(хотя
еще
интуитивно)
начинают
выделять
и
психическую,
и
социальную
компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но,
несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом
отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным.
Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также
не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.
Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное
мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться
подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков
кажутся ребенку далекими и маловероятными. При целенаправленном воспитании, обучении,
закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий
физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность
отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей
уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и
социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и
здоровья окружающих.
Сроки реализации программы « Здравушка»
Срок реализации программы один год. Программа рассчитана на дошкольников от 5 до 6 лет
(старшая группа). Занятия включают в себя, как теоретическую , так и практическую часть.
Формы и режим занятий
Занятия
проводятся
1
раз
в
неделю.
Продолжительность
занятий
-25
минут,
во
вторую
половину дня.
Ожидаемые результаты
Дети 5-6 лет:
- соблюдают правила питания;
-выполняют гигиенические процедуры;
-выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики, разминки;
-критически относятся к вредным привычкам;
-могут отстаивать свою точку зрения в вопросах здорового образа жизни.
Формы подведения итогов: спортивные праздники, тематические дни здоровья, выступления
на родительских собраниях.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
-
2
«Оденем куклу на прогулку»
1
-
1
3
«Одежда и здоровье»
1
1
-
4
«Твоя любимая еда»
1
1
-
5
«Фрукты и овощи»
1
1
-
6
«Полезные продукты»
1
1
-
7
«Правильное питание»
1
-
1
8
«О здоровой пище»
1
-
1
9
«Личная гигиена»
1
-
1
10
«Правила личной гигиены»
1
1
-
11
«Здоровые зубы»
1
1
-
12
«Купание Алёнушки»
1
-
1
13
«Дружи с водой»
1
1
-
14
« Какой ты?»
1
1
-
15
«Строение твоего тела»
1
1
-
16
«Скелет человека»
1
1
-
17
«Внутренние органы»
1
1
-
18
«Здоровье и болезнь»
1
1
-
19
«Врачи –наши помощники»
1
-
1
20
«Лекарства»
1
1
-
21
«Друг заболел»
1
1
-
22
«Как вести себя во время болезни»
1
-
1
23
«Больница»
1
-
1
24
«Я!»
1
1
_
25
«Строение своего тела»
1
1
-
26
«Мой-до-дыр»
1
-
1
27
«Личная гигиена»
1
-
1
28
«Советы доктора»
1
1
-
29
«Друзья и мыло»
1
-
1
30
«Движение-залог здоровья»
1
-
1
31
«Как закаляться?»
1
1
-
32
«За здоровьем в лес»
1
-
1
33
«Где прячется здоровье?»
1
1
-
34
«На воде, на солнце»
1
1
-
35
Диагностика
34
20
14
Перспективный план - содержание программы
Месяц
Неделя
Тема
Содержание
Формы работ
Сентябр
ь
1
неделя
Рейтинговые
занятия по
базовым темам.
2
неделя
«Оденем куклу на
прогулку»
Формировать знания детей об одежде и
обуви, закрепить знания о
последовательности одевания куклы на
прогулку.
Беседа, рассматривание,
сюжетно-ролевая игра.
3
неделя
«Одежда и
здоровье»
Рассказать детям о том, что одежда служит
основной защитой человека от плохой
погоды.
Беседа, решение
проблемной ситуации.
4
неделя
«Твоя любимая
еда»
Учить детей рассказывать о своих
предпочтениях в еде.
Дид. игра, составление
коротких рассказов.
Октябрь
1
неделя
«Фрукты
и овощи»
Продолжать формировать обобщающие
понятия «овощи и фрукты» (цвет, форма,
вкусовые качества), рассказать об их пользе.
Беседа, дид. игра «Во саду
ли, в огороде».
2
неделя
«Полезные
продукты»
Дать детям знания о полезных продуктах
питания.
Беседа,
рассматривание.
3
неделя
«Правильное
питание»
Формировать умение брать пищу понемногу,
есть не торопясь, тщательно ее пережевывая.
Беседа,
практические задания
4
неделя
«О здоровой
пище»
Закрепить знания детей о здоровой пище
(фруктах, овощах).
Беседа,
коллективная лепка.
Ноябрь
1
неделя
«Личная
гигиена»
Познакомить детей с предметами личной
гигиены, учить правильно пользоваться ими.
Беседа, практические
задания.
2
неделя
«Правила личной
гигиены»
Прививать детям культурно-гигиенич.
навыки: мыть руки, чистить зубы,
расчесываться.
Беседа, чтение отрывка из
К.Чуковского.
3
неделя
«Здоровые
зубы»
Формировать знания о значении зубов для
человека, о необходимости ежедневного
ухода за полостью рта.
Беседа,
подвижная игра.
4
неделя
«Купание
Алёнушки»
Формировать навыки безопасного купания и
действие после купания.
Беседа, сюжетно-ролевая
игра.
Декабрь
1
неделя
«Дружи
с водой»
Убедить детей в важности гигиенических
знаний, умываться, приводить в порядок
вещи.
Беседа,
дидактическая игра.
2
неделя
«Какой
ты?»
Знакомить детей с отличительными
особенностями своей внешности от других.
Беседа,
рассматривание.
3
неделя
«Строение
твоего тела»
Познакомить детей со строением
человеческого тела, рассказать о
предназначении некоторых частей тела.
Беседа, рассматривание
иллюстрации, решение
проблемных ситуаций.
4
неделя
«Скелет
человека»
Познакомить детей с основными частями
скелета человека.
Беседа,
физкультминутка.
Январь
1
неделя
«Внутренние
органы»
Познакомить детей с основными
внутренними органами человека.
Беседа,
физкультминутка.
2
неделя
«Здоровье и
болезнь»
Формировать понятие «здоровье». Научить
детей заботиться о своем здоровье, избегать
ситуаций, приносящих вред здоровью.
Рассказ воспитателя,
словесная игра «Подбери
слово».
3
неделя
«Врачи – наши
помощники»
Объяснить детям о важности своевременного
обращения к врачу, познакомить с трудом
врача.
Беседа, сюжетно-ролевая
игра
Февраль
1
неделя
«Лекарства»
Дать понятие детям о лекарствах и таблетках,
рассказывать вреде некоторых лекарств.
Рассказ воспитателя,
элементы игры.
2
неделя
«Друг
заболел»
Учить детей понимать эмоциональное и
физическое состояние своего сверстника,
поощрять стремление оказать помощь.
Беседа,
подвижная игра.
3
неделя
«Как вести себя
во время
болезни»
Научить детей правильно определять
простейшие признаки простудного
заболевания.
Беседа,
физкультминутка.
4
неделя
«Больница»
Воспитывать уважение к профессии врача,
понимать её огромную роль и важность для
каждого из нас.
Беседа, сюжетно-ролевая
игра.
Март
1
неделя
«Я!»
Формировать представление о себе как
отдельном человеке; рассказать о способах
заботы о себе и окружающем мире; показать
модели социального поведения.
Рассматривание
иллюстраций, беседа.
2
неделя
«Строение
Закрепить знания детей о строении
человеческого тела, о предназначении частей
Беседа, составление
коротких рассказов.
твоего тела»
тела.
3
неделя
«Мой-до-дыр!»
Рассказать о правилах поведения за столом;
познакомить с предметами и действиями,
связанными с выполнением гигиенических
процессов.
Рассматривание,
беседа, решение
проблемных ситуаций.
4
неделя
«Личная
гигиена»
Закрепить с детьми правила личной гигиены,
назначение предметов личной гигиены.
Беседа,
дидактическая игра.
Апрель
1
неделя
«Советы доктора
Воды»
Убедить детей в важности гигиенических
знаний .
Рассматривание
иллюстраций, беседа.
2
неделя
«Друзья вода и
мыло»
Продолжить учить детей умываться
обтираться ,приводить в порядок свои вещи
Рассматривание
иллюстраций, беседа.
3
неделя
«Движение –
залог здоровья»
Воспитывать у детей осознанное отношение к
необходимости заниматься спортом.
Беседа, дидактическая
игра, подвижная игра
4
неделя
«Как
закаляться?»
Учить следить за своим здоровьем,
познакомить с несложными приемами
оздоровления.
Чтение стихотворения,
беседа, физкультминутка.
Май
1
неделя
Диагностика
2
неделя
«За здоровьем в
лес»
Формировать представление о пользе
природы для человека.
Экскурсия, беседа, игровая
деятельность.
3
неделя
«Где прячется
здоровье?»
Формировать представление о зависимости
здоровья, двигательной активности
,питания ,воспитывать желание заботиться о
своем здоровье.
Рассматривание
иллюстраций, беседа.
4
неделя
«На воде, на
солнце»
Объяснить детям, что купаться, загорать
полезно для здоровья в том случае, если
соблюдаются определенные правила
безопасности.
Рассматривание
иллюстраций, беседа.
4. Методическое обеспечение программы
Описание форм занятий
Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность
ребенка и воспитателя.
Занятие состоит из этапов:
- организационный момент;
-подготовительный;
- основной;
-итоговый
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
-фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно);
- групповая (разделение воспитанников на группы для выполнения работы).
Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие как:
-развлечения, конкурсы , наблюдения, подвижные игры, дидактические игры, викторины.
Методы и приемы организации образовательного процесса
Методы и приемы : рассказ, беседа, наблюдение, игры, проблемная ситуация, практические
задания, демонстрация, упражнения.
Методы контроля- опрос, тест, наблюдения, самоконтроль.
Формы учета контроля- самооценка, правильно выполненные задания и игры.
Условия реализации программы
Средства :мячи, обручи, массажные коврики, мяч «Ёжик», детский эспандер, туалетные
принадлежности, дидактический и наглядный материал по ЗОЖ, скакалки, кольцеброс.
Форма подведения итогов
Механизм оценки получаемых результатов
Уровни знаний детей
Высокий. Ребенок
владеет
элементарными
знаниями
о
строении
человеческого
организма, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы.
Практически по всем направлениям дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы.
У ребенка чувствуется желание вести здоровый образ жизни. Его представления носят в
общем целостный характер.
Средний. Ребенок отчасти владеет знаниями, какие-то темы позволяют ему быть более
активным в общении с воспитателем, он относительно уверенно отвечает на вопросы по теме
беседы (но иногда допускает ошибки). Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку
демонстрировать знания, однако особенного желания вести здоровый образ жизни у него не
наблюдается.
Низкий. Представления
о
ценностях
здорового
образа
жизни
не
сформированы.
Правила соблюдает с существенной помощью взрослого. Не проявляет интереса к занятиям
физкультурой .
9
Список литературы.
1.С.А.Козлова, С.Е.Шушкина. Тематический словарь в картинках. Мир человека.
Москва,2009.
2.М.Н.Сигимова. Формирование представлений о себе у старших дошкольников.
Волгоград, 2009.
3.Л.Ф.Тихомирова. Уроки здоровья для детей. Ярославль, 2003.
4. Г.Зайцев. Уроки Мойдодыра. Санкт-Петербург, 1997.
10