Напоминание

"Здравушка"


Автор: Абакумова Ирина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "СОЛНЫШКО"
Населённый пункт: Тюменская область, город Лангепас
Наименование материала: Рабочая программа по кружку
Тема: "Здравушка"
Раздел: дошкольное образование





Назад







ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 «СОЛНЫШКО»
Принято: Решением методического совета ЛГ МАДОУ «ДСКВ № 9 «Солнышко» Протокол № ___ от «__»______ 2015г. Утверждено: приказом заведующего ЛГ МАДОУ «ДСКВ № 9 «Солнышко» № _____ от «___» _____ 2015г.
Рабочая программа

дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет

Кружок

«Здравушка»

Руководитель:

воспитатель
Абакумова Ирина Андреевна Лангепас 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ____________________________________________ 1 Цели и задачи программы __________________________________________ 1 Организация работы кружка ________________________________________ 2 Учебно – тематический план ________________________________________ 3 План образовательной деятельности кружка ___________________________ 5 Мониторинг уровня знаний по программе кружка ______________________ 9 Список литературы _______________________________________________ 10

1.Пояснительная записка
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ
Актуальность.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. В последнее время приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения становится физкультурно-оздоровительная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организация профилактики заболеваний, путем выработки здоровых навыков поведения в семье, в детском саду; отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей. В понятие «здоровый образ жизни» входит: воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм. Важно сформировать у дошкольников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой. Привычка к здоровому образу жизни- это главная, основная жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Новизна.
Использование различных форм и методов работы с детьми по формированию элементарных навыков и умений по самосохранению , укреплению их здоровья и воспитанию привычки к здоровому образу жизни и активизации двигательной деятельности.
Цель программы:
формирование у детей основ здорового образа жизни ; обучение основам здорового образа жизни ; формирование осознанного выполнения правил ответственного отношения как к собственному здоровью , так и к здоровью окружающих.
Задачи:
- формировать у детей простые представления об организме человека; 1
-помочь ребенку создать целостные представления о своем теле; -формировать потребность в физическом совершенствовании; -прививать культурно-гигиенические навыки; -развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; -воспитывать умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
Отличительные особенности программы
Педагогическая задача воспитателей состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни- это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни адекватное поведение в различных ситуациях. Все, чему мы учим детей ,они должны применять в реальной жизни.
Возраст детей
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья. Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

Сроки реализации программы « Здравушка»
Срок реализации программы один год. Программа рассчитана на дошкольников от 5 до 6 лет (старшая группа). Занятия включают в себя, как теоретическую , так и практическую часть.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий -25 минут, во вторую половину дня.
Ожидаемые результаты
Дети 5-6 лет: - соблюдают правила питания; -выполняют гигиенические процедуры; -выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики, разминки; -критически относятся к вредным привычкам; -могут отстаивать свою точку зрения в вопросах здорового образа жизни.
Формы подведения итогов:
спортивные праздники, тематические дни здоровья, выступления на родительских собраниях.
Учебно-тематический план
Тема Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 - 2 «Оденем куклу на прогулку» 1 - 1 3 «Одежда и здоровье» 1 1 - 4 «Твоя любимая еда» 1 1 - 5 «Фрукты и овощи» 1 1 - 6 «Полезные продукты» 1 1 - 7 «Правильное питание» 1 - 1 8 «О здоровой пище» 1 - 1 9 «Личная гигиена» 1 - 1
10 «Правила личной гигиены» 1 1 - 11 «Здоровые зубы» 1 1 - 12 «Купание Алёнушки» 1 - 1 13 «Дружи с водой» 1 1 - 14 « Какой ты?» 1 1 - 15 «Строение твоего тела» 1 1 - 16 «Скелет человека» 1 1 - 17 «Внутренние органы» 1 1 - 18 «Здоровье и болезнь» 1 1 - 19 «Врачи –наши помощники» 1 - 1 20 «Лекарства» 1 1 - 21 «Друг заболел» 1 1 - 22 «Как вести себя во время болезни» 1 - 1 23 «Больница» 1 - 1 24 «Я!» 1 1 _ 25 «Строение своего тела» 1 1 - 26 «Мой-до-дыр» 1 - 1 27 «Личная гигиена» 1 - 1 28 «Советы доктора» 1 1 - 29 «Друзья и мыло» 1 - 1 30 «Движение-залог здоровья» 1 - 1 31 «Как закаляться?» 1 1 - 32 «За здоровьем в лес» 1 - 1 33 «Где прячется здоровье?» 1 1 - 34 «На воде, на солнце» 1 1 -
35 Диагностика 34 20 14
Перспективный план - содержание программы

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

Формы работ

Сентябр

ь
1 неделя Рейтинговые занятия по базовым темам. 2 неделя «Оденем куклу на прогулку» Формировать знания детей об одежде и обуви, закрепить знания о последовательности одевания куклы на прогулку. Беседа, рассматривание, сюжетно-ролевая игра. 3 неделя «Одежда и здоровье» Рассказать детям о том, что одежда служит основной защитой человека от плохой погоды. Беседа, решение проблемной ситуации. 4 неделя «Твоя любимая еда» Учить детей рассказывать о своих предпочтениях в еде. Дид. игра, составление коротких рассказов.
Октябрь
1 неделя «Фрукты и овощи» Продолжать формировать обобщающие понятия «овощи и фрукты» (цвет, форма, вкусовые качества), рассказать об их пользе. Беседа, дид. игра «Во саду ли, в огороде». 2 неделя «Полезные продукты» Дать детям знания о полезных продуктах питания. Беседа, рассматривание. 3 неделя «Правильное питание» Формировать умение брать пищу понемногу, есть не торопясь, тщательно ее пережевывая. Беседа, практические задания 4 неделя «О здоровой пище» Закрепить знания детей о здоровой пище (фруктах, овощах). Беседа, коллективная лепка.
Ноябрь
1 неделя «Личная гигиена» Познакомить детей с предметами личной гигиены, учить правильно пользоваться ими. Беседа, практические задания. 2 неделя «Правила личной гигиены» Прививать детям культурно-гигиенич. навыки: мыть руки, чистить зубы, расчесываться. Беседа, чтение отрывка из К.Чуковского. 3 неделя «Здоровые зубы» Формировать знания о значении зубов для человека, о необходимости ежедневного ухода за полостью рта. Беседа, подвижная игра.
4 неделя «Купание Алёнушки» Формировать навыки безопасного купания и действие после купания. Беседа, сюжетно-ролевая игра.
Декабрь
1 неделя «Дружи с водой» Убедить детей в важности гигиенических знаний, умываться, приводить в порядок вещи. Беседа, дидактическая игра. 2 неделя «Какой ты?» Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности от других. Беседа, рассматривание. 3 неделя «Строение твоего тела» Познакомить детей со строением человеческого тела, рассказать о предназначении некоторых частей тела. Беседа, рассматривание иллюстрации, решение проблемных ситуаций. 4 неделя «Скелет человека» Познакомить детей с основными частями скелета человека. Беседа, физкультминутка.
Январь
1 неделя «Внутренние органы» Познакомить детей с основными внутренними органами человека. Беседа, физкультминутка. 2 неделя «Здоровье и болезнь» Формировать понятие «здоровье». Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Рассказ воспитателя, словесная игра «Подбери слово». 3 неделя «Врачи – наши помощники» Объяснить детям о важности своевременного обращения к врачу, познакомить с трудом врача. Беседа, сюжетно-ролевая игра
Февраль
1 неделя «Лекарства» Дать понятие детям о лекарствах и таблетках, рассказывать вреде некоторых лекарств. Рассказ воспитателя, элементы игры. 2 неделя «Друг заболел» Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь. Беседа, подвижная игра. 3 неделя «Как вести себя во время болезни» Научить детей правильно определять простейшие признаки простудного заболевания. Беседа, физкультминутка. 4 неделя «Больница» Воспитывать уважение к профессии врача, понимать её огромную роль и важность для каждого из нас. Беседа, сюжетно-ролевая игра.
Март
1 неделя «Я!» Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения. Рассматривание иллюстраций, беседа. 2 неделя «Строение Закрепить знания детей о строении человеческого тела, о предназначении частей Беседа, составление коротких рассказов.
твоего тела» тела. 3 неделя «Мой-до-дыр!» Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов. Рассматривание, беседа, решение проблемных ситуаций. 4 неделя «Личная гигиена» Закрепить с детьми правила личной гигиены, назначение предметов личной гигиены. Беседа, дидактическая игра.
Апрель
1 неделя «Советы доктора Воды» Убедить детей в важности гигиенических знаний . Рассматривание иллюстраций, беседа. 2 неделя «Друзья вода и мыло» Продолжить учить детей умываться обтираться ,приводить в порядок свои вещи Рассматривание иллюстраций, беседа. 3 неделя «Движение – залог здоровья» Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заниматься спортом. Беседа, дидактическая игра, подвижная игра 4 неделя «Как закаляться?» Учить следить за своим здоровьем, познакомить с несложными приемами оздоровления. Чтение стихотворения, беседа, физкультминутка.
Май
1 неделя Диагностика 2 неделя «За здоровьем в лес» Формировать представление о пользе природы для человека. Экскурсия, беседа, игровая деятельность. 3 неделя «Где прячется здоровье?» Формировать представление о зависимости здоровья, двигательной активности ,питания ,воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Рассматривание иллюстраций, беседа. 4 неделя «На воде, на солнце» Объяснить детям, что купаться, загорать полезно для здоровья в том случае, если соблюдаются определенные правила безопасности. Рассматривание иллюстраций, беседа.
4. Методическое обеспечение программы

Описание форм занятий
Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность ребенка и воспитателя.
Занятие состоит из этапов: - организационный момент; -подготовительный; - основной; -итоговый На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); -фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно); - групповая (разделение воспитанников на группы для выполнения работы). Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие как: -развлечения, конкурсы , наблюдения, подвижные игры, дидактические игры, викторины.
Методы и приемы организации образовательного процесса
Методы и приемы : рассказ, беседа, наблюдение, игры, проблемная ситуация, практические задания, демонстрация, упражнения. Методы контроля- опрос, тест, наблюдения, самоконтроль. Формы учета контроля- самооценка, правильно выполненные задания и игры.
Условия реализации программы
Средства :мячи, обручи, массажные коврики, мяч «Ёжик», детский эспандер, туалетные принадлежности, дидактический и наглядный материал по ЗОЖ, скакалки, кольцеброс.
Форма подведения итогов

Механизм оценки получаемых результатов
Уровни знаний детей
Высокий.
Ребенок владеет элементарными знаниями о строении человеческого организма, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. Практически по всем направлениям дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы. У ребенка чувствуется желание вести здоровый образ жизни. Его представления носят в общем целостный характер.
Средний.
Ребенок отчасти владеет знаниями, какие-то темы позволяют ему быть более активным в общении с воспитателем, он относительно уверенно отвечает на вопросы по теме беседы (но иногда допускает ошибки). Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку демонстрировать знания, однако особенного желания вести здоровый образ жизни у него не наблюдается.
Низкий.
Представления о ценностях здорового образа жизни не сформированы. Правила соблюдает с существенной помощью взрослого. Не проявляет интереса к занятиям физкультурой .
9
Список литературы.
1.С.А.Козлова, С.Е.Шушкина. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Москва,2009. 2.М.Н.Сигимова. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Волгоград, 2009. 3.Л.Ф.Тихомирова. Уроки здоровья для детей. Ярославль, 2003. 4. Г.Зайцев. Уроки Мойдодыра. Санкт-Петербург, 1997.
10


В раздел образования