Напоминание

"Взаимодействие специалистов ДОУ и города при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"


Автор: Черепанова Лиля Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №32 "Зоренька"
Населённый пункт: Пермский край, г. Чайковский
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие специалистов ДОУ и города при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Взаимодействие специалистов ДОУ и города

при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Черепанова Лиля Александровна, старший воспитатель МБДОУ Д/с № 32 «Зоренька». В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Их решение значительно упрощается, если ребенок посещает детский сад, где специалисты могут оказать квалифицированную помощь. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива, содержание работы которого направлено на: внедрение и апробацию модели взаимодействия педагогов, родителей и врачей в процессе коррекционно- развивающей образовательной деятельности; изменение родительских установок, повышение уровня знаний о речевых нарушениях, о профилактике и возможном их устранении; повышение профессиональной компетентности педагогов в данном направлении; организацию предметной коррекционно- развивающей среды. Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности в нашем ДОУ основывается на комплексном плане взаимодействия п ед а го го в . Взаимопроникновение комплексной программы «Детство» и коррекционно- развивающих технологий («Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» под редакцией Г.П. Филичевой, Г.В. Чиркиной, частично используем методические разработки Н.В. Нищевой и Т.А Ткаченко) осуществляем по тематическому принципу в сочетании с наглядными и игровыми приёмами, обеспечивающими концентрированное изучение речевого материала, многократное его повторение, что способствует успешному накоплению речевых средств и активному их использованию детьми в игровой деятельности. Данный подход служит средством установления более тесных связей между специалистами, так как все работают в рамках одной лексической темы. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевою развития — фонетики, лексики, грамматики, связной речи и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, точечного массажа, релаксации, музыкотерапии. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде. Созданная нами модель комплексного взаимодействия специалистов ДОУ представляет собой целостную систему. Её цель состоит в создании такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей во спитанников, предупреждении у них трудностей в речевом развитии. Для её достижения
решается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка: 1. Диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей; раннее распознавание и выявление неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в речевом развитии и их правильной квалификации. 2. Профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии. 3. Коррекционно-развивающая – своевременное, полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков в речи. В данной модели все специалисты работают под руководством учителя- логопеда, который является ведущим специалистом в коррекционно- развивающей деятельности. Логопед проводит основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков, а педагоги ДОУ включаются в неё на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков. В то же время специалисты ДОУ берут на себя ведущую роль в формировании внеречевых психических процессов и расширении кругозора детей, а также обеспечивают условия для сохранения и поддержания их нравственного и физического благополучия. Основными задачами работы учителя-логопеда являются:  изучать уровень речевого развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке; определять основные направления и содержание работы с каждым из них;  систематически проводить необходимую коррекционно-речевую и профилактическую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;  проводить оценку результатов помощи детям и определять степень готовности к школьному обучению;  формировать у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационную готовность к логопедической работе, оказывать им помощь в организации полноценной речевой среды. Педагог-психолог создает в ДОУ психологическую поддержку детям с нарушениями речи: осуществляет коррекцию основных психических функций (памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки); способствует развитию зрительно-моторной функции, мелкой моторики рук, активизации отработанной лексики, развитию произвольности и навыков самоконтроля. Ведет работу над снятием тревожности у детей с помощью тренингов уверенного поведения, релаксации, психогимнастики; обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению воспитанников с нарушениями речи. Повышает психологическую культуру родителей и педагогов. Музыкальный руководитель, прежде всего, развивает музыкальные способности, эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников. Осуществляя взаимосвязь в коррекционно-речевой работе, уделяет большое внимание темпоритмической стороне речи детей, правильному дыханию,
автоматизации звуков в распевках. Осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения. Занятия по физической культуре способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики ру к , артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. Поэтому, в коррекционной работе помогаем родителям быть не только нашими союзниками, но и грамотными помощниками. Задачи родителей заключаются:  в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;  в проведении целенаправленной и систематической помощи в преодолении речевых недостатков детей. Но не всегда семья понимает своеобразие личности ребенка. Часто неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым лечебно- оздоровительным и воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других – возможности заниматься с малышом. Есть категория родителей, которые стремятся заниматься с ребенком, имеют все необходимые для этого условия, но не знают конкретно, как и чем могут помочь своему малышу. В связи с этим, педагоги ДОУ активно ведут консультативную работу с родителями, а иногда, оказывают и психотерапевтическую помощь семьям. тобы объединить родительские возможности с профессиональными знаниями и умениями педагогов в деле профилактики и коррекции речевых нарушений, обучения и воспитания детей, в детском саду используются различные формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные родительские встречи; индивидуальные и подгрупповые консультации, беседы; организация совместной работы по выполнению домашних логопедических заданий; проведение открытых занятий; семейные клубы («Клуб молодых мам», «Будущий первоклассник», «Русские посиделки»); совместные праздники и развлечения; семинары-практикумы, тренинги; портфолио воспитанников и др. Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах у детей зависят от своевременного применения комплекса психолого-педагогических и медицинских воздействий. Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим или минимальным его поражением. В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособностей и т.д. В этих случаях логопедическая
работа оказывается эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. В ДОУ проводится профилактические мероприятия, которые включают в себя обследование детей врачом- невропатологом, и медикаментозное их облечивание. Но не все дети проходят данное лечение. Считаем этого недостаточно. Для психолого-педагогического сопровождения воспитанников в ДОУ определены следующие формы взаимодействия специалистов: ПМПконсилиум, логочас, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры и др. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии. Основные задачи ПМПк: 1. Обеспечить целостность системы работы по оказанию помощи детям с трудностями в обучении. 2. Содействовать созданию оптимальных педагогических условий для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно - психического здоровья. По целям проведения ПМПк подразделяем на плановые и внеплановые. В содержание работы консилиума входит определение особенностей развития ребенка, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и (или) иного сопровождения педагогического процесса; оценка динамики обучения и коррекции: внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, режима или программы обучения, назначение дополнительных обследований Успешность дальнейшей работы с сопровождаемым ребенком предполагает участие в ней, помимо учителя- логопеда, нескольких специалистов (психолога, воспитателя, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя). Поэтому на ПМПк определяем ведущую на данный момент проблему и, соответственно, ведущего специалиста. План коррекционно-развивающей работы заносим в разработанную нами карту сопровождения ребенка, а затем отслеживаем результаты проведенной работы, анализируем и, по необходимости намечаем действия по дальнейшему его сопровождению. Созданию единой, сплоченной команды и координации действий между участниками педагогического процесса способствуют «логопедические часы», проводимые дважды в месяц. На них специалистами обсуждаются актуальные вопросы профилактики и коррекции речи на определенный отрезок времени, координируются их действия, проходит логопедизация содержания занятий и режимных моментов в соответствии с лексической темой. Считаем, что благодаря данной форме удалось наладить преемственность между специалистами и достичь необходимого взаимодействия всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц, что положительно отражается на качестве работы.
Для комплексного сопровождения детей с нарушениями речи считаем необходимым сотрудничество и с городскими структурами. В рамках Опытно- педагогической площадки по реализации проекта создания группы ранней диагностики и коррекции речи детей с ЗРР нами разработана и апробирована модель взаимодействия городских учреждений по выявлению и дальнейшему сопровождению детей данной категории. Для координации и согласования действий учреждений, а также для утверждения данной модели был организован и проведен «Круглый стол», в работе которого приняли участие специалисты детской городской поликлиники, центра диагностики и коррекции «Камертон», представители дошкольного отдела образования. Таким образом, разработанная и экспериментально апробированная модель взаимодействия специалистов ДОУ и города имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.


В раздел образования