"Взаимодействие специалистов ДОУ и города при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Автор: Черепанова Лиля Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №32 "Зоренька" Населённый пункт: Пермский край, г. Чайковский Наименование материала: статья Тема: "Взаимодействие специалистов ДОУ и города при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Черепанова Лиля Александровна,
старший воспитатель МБДОУ Д/с № 32 «Зоренька».
В
настоящее
время
все
большую
актуальность
приобретают
вопросы
коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Их решение
значительно упрощается, если ребенок посещает детский сад, где специалисты
могут оказать квалифицированную помощь.
Успешное
преодоление
речевого
недоразвития
возможно
при
условии
тесной
преемственности
в
работе
всего
педагогического
коллектива,
содержание работы которого направлено на: внедрение и апробацию модели
взаимодействия
педагогов,
родителей
и
врачей
в
процессе
коррекционно-
развивающей
образовательной
деятельности;
изменение
родительских
установок, повышение уровня знаний о речевых нарушениях, о профилактике и
возможном
их
устранении;
повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
в
данном
направлении;
организацию
предметной
коррекционно-
развивающей среды.
Алгоритм
коррекционно-развивающей
деятельности
в
нашем
ДОУ
основывается
на
комплексном
плане
взаимодействия
п ед а го го в .
Взаимопроникновение
комплексной
программы
«Детство»
и
коррекционно-
развивающих
технологий
(«Подготовка
к
школе
детей
с
ОНР
в
условиях
специального детского сада» под редакцией Г.П. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
частично используем методические разработки Н.В. Нищевой и Т.А Ткаченко)
осуществляем
по
тематическому
принципу
в
сочетании
с
наглядными
и
игровыми приёмами, обеспечивающими концентрированное изучение речевого
материала,
многократное
его
повторение,
что
способствует
успешному
накоплению речевых средств и активному их использованию детьми в игровой
деятельности. Данный подход служит средством установления более тесных
связей между специалистами, так как все работают в рамках одной лексической
темы.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом
ведущих линий речевою развития — фонетики, лексики, грамматики, связной
речи и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического,
художественно-эстетического
развития
ребенка.
Реализация
этой
установки
обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств
развития:
психогимнастики,
артикуляционной,
пальчиковой
и
дыхательной
гимнастики,
точечного
массажа,
релаксации,
музыкотерапии.
Система
коррекционно-развивающей
деятельности
предусматривает
индивидуальные,
подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность
ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.
Созданная нами модель комплексного взаимодействия специалистов ДОУ
представляет собой целостную систему. Её цель состоит в создании такой
воспитательной
среды,
которая
способствовала
бы
максимально
полному
раскрытию
потенциальных
речевых
возможностей
во спитанников,
предупреждении у них трудностей в речевом развитии. Для её достижения
решается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих высокий, надежный
уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка:
1. Диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль за
состоянием речи детей; раннее распознавание и выявление неблагоприятных
тенденций,
задержек
и
недостатков
в
речевом
развитии
и
их
правильной
квалификации.
2.
Профилактическая
–
педагогическая
помощь
воспитанникам
ДОУ
в
нормальном речевом развитии.
3.
Коррекционно-развивающая
–
своевременное,
полное
или
частичное
устранение имеющихся у детей недостатков в речи.
В данной модели все специалисты работают под руководством учителя-
логопеда,
который
является
ведущим
специалистом
в
коррекционно-
развивающей
деятельности.
Логопед
проводит
основную
работу
по
формированию
правильных
первичных
речевых
навыков,
а
педагоги
ДОУ
включаются
в
неё
на
этапе
закрепления
уже
в
определенной
степени
сформированных речевых навыков. В то же время специалисты ДОУ берут на
себя ведущую роль в формировании внеречевых психических процессов и
расширении кругозора детей, а также обеспечивают условия для сохранения и
поддержания их нравственного и физического благополучия.
Основными задачами работы учителя-логопеда являются:
изучать
уровень
речевого
развития
и
индивидуально-типологических
особенностей
детей,
нуждающихся
в
логопедической
поддержке;
определять основные направления и содержание работы с каждым из них;
систематически
проводить
необходимую
коррекционно-речевую
и
профилактическую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными
программами;
проводить
оценку
результатов
помощи
детям
и
определять
степень
готовности к школьному обучению;
формировать
у
педагогического
коллектива
ДОУ
и
родителей
информационную
готовность
к
логопедической
работе,
оказывать
им
помощь в организации полноценной речевой среды.
Педагог-психолог создает в ДОУ психологическую поддержку детям с
нарушениями речи: осуществляет коррекцию основных психических функций
(памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки); способствует
развитию зрительно-моторной функции, мелкой моторики рук, активизации
отработанной
лексики,
развитию
произвольности
и
навыков
самоконтроля.
Ведет
работу
над
снятием
тревожности
у
детей
с
помощью
тренингов
уверенного
поведения,
релаксации,
психогимнастики;
обеспечивает
психологическую
готовность
к
школьному
обучению
воспитанников
с
нарушениями
речи.
Повышает
психологическую
культуру
родителей
и
педагогов.
Музыкальный
руководитель,
прежде
всего,
развивает
музыкальные
способности, эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.
Осуществляя взаимосвязь в коррекционно-речевой работе, уделяет большое
внимание
темпоритмической
стороне
речи
детей,
правильному
дыханию,
автоматизации
звуков
в
распевках.
Осуществляет
подбор
и
внедрение
в
повседневную
жизнь
ребенка
музыкотерапевтических
произведений,
прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения.
Занятия по физической культуре способствуют оздоровлению детского
организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию
координации
основных
видов
движений,
мелкой
моторики
ру к ,
артикуляционной
моторики,
обогащению
словарного
запаса,
формированию
положительных личностных качеств в поведении ребенка.
Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. Поэтому, в
коррекционной
работе
помогаем
родителям
быть
не
только
нашими
союзниками, но и грамотными помощниками. Задачи родителей заключаются:
в
создании
в
семье
условий,
благоприятных
для
общего
и
речевого
развития детей;
в
проведении
целенаправленной
и
систематической
помощи
в
преодолении речевых недостатков детей.
Но
не
всегда
семья
понимает
своеобразие
личности
ребенка.
Часто
неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых
родителей
отмечается
негативное
отношение
к
рекомендуемым
лечебно-
оздоровительным
и
воспитательным
мерам
воздействия,
неверие
в
успех
работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других – возможности
заниматься
с
малышом.
Есть
категория
родителей,
которые
стремятся
заниматься с ребенком, имеют все необходимые для этого условия, но не знают
конкретно, как и чем могут помочь своему малышу. В связи с этим, педагоги
ДОУ активно ведут консультативную работу с родителями, а иногда, оказывают
и психотерапевтическую помощь семьям.
тобы
объединить
родительские
возможности
с
профессиональными
знаниями и умениями педагогов в деле профилактики и коррекции речевых
нарушений,
обучения
и
воспитания
детей,
в
детском
саду
используются
различные
формы
взаимодействия
с
родителями:
традиционные
и
нетрадиционные
родительские
встречи;
индивидуальные
и
подгрупповые
консультации,
беседы;
организация
совместной
работы
по
выполнению
домашних логопедических заданий; проведение открытых занятий; семейные
клубы
(«Клуб
молодых
мам»,
«Будущий
первоклассник»,
«Русские
посиделки»);
совместные
праздники
и
развлечения;
семинары-практикумы,
тренинги; портфолио воспитанников и др.
Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и
эмоционально-волевой сферах у детей зависят от своевременного применения
комплекса
психолого-педагогических
и
медицинских
воздействий.
Многие
виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с
ранним органическим или минимальным его поражением. В некоторых случаях
речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной
эмоциональной возбудимостью. При речевых расстройствах могут наблюдаться
различные
нарушения
психической
деятельности:
отставание
психического
развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания,
памяти, умственной работоспособностей и т.д. В этих случаях логопедическая
работа
оказывается
эффективной
только
тогда,
когда
она
сочетается
со
специальным
медикаментозным
лечением,
стимулирующим
созревание
центральной
нервной
системы.
В
ДОУ
проводится
профилактические
мероприятия,
которые
включают
в
себя
обследование
детей
врачом-
невропатологом, и медикаментозное их облечивание. Но не все дети проходят
данное лечение. Считаем этого недостаточно.
Для
психолого-педагогического
сопровождения
воспитанников
в
ДОУ
определены следующие формы взаимодействия специалистов: ПМПконсилиум,
логочас, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры и др.
Целью
ПМПк
является
обеспечение
диагностико-коррекционного
сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии.
Основные задачи ПМПк:
1. Обеспечить целостность системы работы по оказанию помощи детям с
трудностями в обучении.
2.
Содействовать созданию оптимальных педагогических условий для детей
в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем
актуального
развития,
состоянием
соматического
и
нервно
-
психического
здоровья.
По целям проведения ПМПк подразделяем на плановые и внеплановые. В
содержание работы консилиума входит определение особенностей развития
ребенка,
возможных
условий
и
форм
его
обучения,
необходимого
психологического,
логопедического
и
(или)
иного
сопровождения
педагогического процесса; оценка динамики обучения и коррекции: внесение, в
случае
необходимости,
поправок
и
дополнений
в
коррекционную
работу,
изменение
формы,
режима
или
программы
обучения,
назначение
дополнительных
обследований
Успешность
дальнейшей
работы
с
сопровождаемым
ребенком
предполагает
участие
в
ней,
помимо
учителя-
логопеда, нескольких специалистов (психолога, воспитателя, инструктора по
ФИЗО, музыкального руководителя). Поэтому на ПМПк определяем ведущую
на данный момент проблему и, соответственно, ведущего специалиста. План
коррекционно-развивающей
работы
заносим
в
разработанную
нами
карту
сопровождения ребенка, а затем отслеживаем результаты проведенной работы,
анализируем
и,
по
необходимости
намечаем
действия
по
дальнейшему
его
сопровождению.
Созданию
единой,
сплоченной
команды
и
координации
действий
между
участниками педагогического процесса способствуют «логопедические часы»,
проводимые дважды в месяц. На них специалистами обсуждаются актуальные
вопросы профилактики и коррекции речи на определенный отрезок времени,
координируются их действия, проходит логопедизация содержания занятий и
режимных
моментов
в
соответствии
с
лексической
темой.
Считаем,
что
благодаря
данной
форме
удалось
наладить
преемственность
между
специалистами и достичь необходимого взаимодействия всех заинтересованных
в коррекционно-развивающем образовании лиц, что положительно отражается
на качестве работы.
Для
комплексного
сопровождения
детей
с
нарушениями
речи
считаем
необходимым сотрудничество и с городскими структурами. В рамках Опытно-
педагогической
площадки
по
реализации
проекта
создания
группы
ранней
диагностики и коррекции речи детей с ЗРР нами разработана и апробирована
модель взаимодействия городских учреждений по выявлению и дальнейшему
сопровождению
детей
данной
категории.
Для
координации
и
согласования
действий
учреждений,
а
также
для
утверждения
данной
модели
был
организован и проведен «Круглый стол», в работе которого приняли участие
специалисты детской городской поликлиники, центра диагностики и коррекции
«Камертон», представители дошкольного отдела образования.
Таким
образом,
разработанная
и
экспериментально
апробированная
модель
взаимодействия специалистов ДОУ и города имеет большие потенциальные
возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям
в
речевом
развитии
детей,
профессиональной
подготовке
педагогов,
росту
компетентности родителей в области коррекционной педагогики.