Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми дошкольного возраста.
Автор: Храпко Ирина Валерьевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Звёздоча" Населённый пункт: Кемеровская область, город Гурьевск Наименование материала: статья Тема: Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
И.В. Храпко
г. Гурьевск, Кемеровская обл.
“… Начало искусства слова – в фольклоре”.
М. Горький.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у
ребенка
есть
свое,
обусловленное
возрастными
психическими
особенностями видение мира. Все многообразие мира дети дошкольного
возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал
К.И. Чуковский, "словами, словесными формулами, а маленькие дети -
вещами,
предметами
предметного
мира.
Их
мысль
на
первых
порах
связана только с конкретными образами". Особенностями детской психики
определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора.
Фольклор
(англ.
folk-lore)
—
народное
творчество,
произведения,
создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями
фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он
является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает
всестороннее влияние на развитие человека.
Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный
опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим
поколениям,
активно
пропагандируя
высокие
нравственные
нормы
и
эстетические идеалы. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую
направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было
продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. И
теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали
высокие
педагогические
качества
адресованных
детям
произведений
фольклора:
глубокое
проникновение
в
психику
ребенка,
тонкий
учет
особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.
В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и
воспитании
детей
занимались
А.П.
Илькова,
Н.И.
Политова,
Н.П.
Кузьмина,
А.В.
Соболева.
Произведения, созданные специально для
детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все
знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного,
физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие
выразительности
детской
речи,
умение
правильно,
точно,
образно
выражать
свои
мысли,
делиться
впечатлениями
от
увиденного,
услышанного и прочитанного.
Детский фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С
незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские
"пестушки",
"потешки".
Обязательными
спутниками
раннего
детства
являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От
поколения
к
поколению
переходят
забавные
считалки,
дразнилки,
скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры "Кошки-
мышки",
'Гуси-лебеди",
"Горелки".
Фольклор
увлекает
детей
яркими
поэтическими
образами,
вызывает
у
них
положительные
эмоции,
укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять,
что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво.
Устное
народное
творчество,
в
частности
его
малые
жанры,
используются
в нашем детском саду
как воспитательно-обучающее
средство для детей дошкольного возраста. Словесное русское народное
творчество
заключает
в
себе
поэтические
ценности.
Его
влияние
на
развитие речи, мышления детей неоспоримо. С помощью малых форм
фольклора мы решаем практически все задачи воспитания. Созданный
народом
язык
изобилует
образными
разговорными
формами,
выразительной лексикой. Это богатство родного языка нами доносится до
детей. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым
позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Дети не только
усваивают родной язык, но и овладевают речью в совершенстве: имеют
достаточное
дыхание,
отработанный
ритм,
характерный
тембр,
варьировают интонацией.
Малые
формы
фольклора
так
же
используются
учителями
–
логопедами
для развития гибкости и подвижности речевого аппарата
ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для
автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых
звуков
и
слов,
для
освоения
ребенком
интонационных
богатств
и
различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе
развития
связной
речи.
Актуальной
задачей
речевого
развития
дошкольников является выработка дикции. Известно, что у детей еще не
достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного
аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое
выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая
крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов.
Незаменимый
материал
для
дикционных
упражнений
-
пословицы,
поговорки,
песенки,
загадки,
скороговорки.
Малые
формы
фольклора
лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети
учатся
четкому
и
звонкому
произношению,
проходят
школу
художественной фонетики.
Фольклорные
произведения
мы
используем
на
разных
этапах
непосредственно
образовательной
деятельности;
в
организационном
моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем,
придумываем загадки), в основной части (при изучении темы используем
потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы), во время
физкультурных
минуток
и
пальчиковой
гимнастики
(народные
игры,
потешки).
В работе с детьми мы используем следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю
ит.д.).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки
-
коротенькие
стишки,
служащие
для
справедливого
распределения ролей в играх.
Скороговорки
и
частоговорки
-
незаметно
обучающие
детей
правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-
то
смешные
стороны
внешности
ребенка,
в
особенностях
его
поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей
необычностью веселят детей.
Докучные
сказочки,
у
которых
нет
конца
и
которые
можно
обыгрывать множество раз.
В своей работе детский фольклор нами используется в разных видах
деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Большое
значение
уделяем
организации
предметно-развивающей
среды:
подбираем
книги
с
фольклорными
произведениями,
кассеты,
диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток,
иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-
персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.
Наша
работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь
родителей.
В
соответствии
с
законом
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
ФГОС,
приоритетной
задачей
работы
с
д е т ь м и
дошкольного
возраста,
является
«взаимодействие
с
семьей
для
обеспечения
полноценного
развития
ребенка». Чтобы
осуществлять
тесное сотрудничество завели в уголках блокнот «Учите вместе с нами».
В него мы записываем потешки, поговорки, считалки, и родители дома
могут
повторить
этот
материал
со
своим
ребенком.
У
нас
в
группах
собрались
дети
с
разных
уголков
России.
А
это
разнообразный
фольклорный материал, который пополняет копилку детского фольклора,
который мы используем в разных видах деятельности.
Мы
считаем, что работа по знакомству детей с устным народным
творчеством является важной и своевременной. Фольклор поможет не
только
обогатить
внутренний
мир
ребёнка,
раскроет
его
творческий
потенциал,
но
и,
что
самое
важное
научит
гордиться
своей
страной,
семьей, своей культурой, историей.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1.Агрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм
// Дошкольное воспитание.-1991.-№9.-С.16-22;
2. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988.
3.Барская Н., Крюкова С. «Выступает, будто пава!» (Элементы фольклора на
занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12
4.Василенко
В.А.
Детский
фольклор
/
Русское
народное
поэтическое
творчество. М., 1978.-С. 189- 197.
5. Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. –
2008.- № 5. – С.32-37.
6.Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу
// Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С.11 - 18.
7. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. М.,1972.