Автор: Букина Татьяна Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №15" "Росток" Населённый пункт: г.Братск, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Картотека игр - экспериментов Раздел: дошкольное образование
Цель : вызвать желание рисовать на
мокром
листе,
выяснить
что
краски
смешиваются,
а
не
имеют
чёткой
границы, получаются новые цвета.
Материал:
большой
лист
бумаги
для
акварели,
смоченный
водой,
клеёнка, краски и кисти.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы
В синем море плещет рыбка
Нарисуй всё это ты.
Незабываемые
ощущения
может
п о д а р и т ь
п р о ц е с с
р и с о в а н и я
акварельными
красками
на
мокром
листе.
Для
этого
на
стол
постелите
клеёнку, намочите плотный лист бумаги
для акварели. Окуните кисточку в одну
из
красок
и
осторожно
проведите
по
бумаге.
Спро сите
у
детей,
ч т о
получится,
если
используем
другие
цвета.
Дайте
возможность
поиграть
с
красками.
Как
бы
случайно
можно
провести по рисунку кисточкой с одной
водой,
без
краски
–
вода
создаст
на
1
листе
нежные,
размытые,
светлые
полутона.
Что-то в коробке
Цель:
познакомить
со
значением
света
и
его
источниками
(солнце,
фонарик, свеча), показать, что свет не
проходит через прозрачные предметы.
Материал:
Коробка
с
крышкой,
в
которой
сделана
прорезь;
фонарик,
лампа.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Папа подарил зайке маленький
фонарик, зайке понравилось играть с
фонариком. Он включал фонарик и
заглядывал под диван, светил внутрь
шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила
мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл
в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и
зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл
мячик.
Взрослый
предлагает
детям
узнать,
что
находится
в
коробке
(неизвестно)
и
как
обнаружить,
что
в
ней
(заглянуть
в
прорезь).
Дети
смотрят
в
прорезь
и
отмечают,
что
в
коробке
темнее,
чем
в
комнате. Взрослый спрашивает, что нужно
сделать,
чтобы
в
коробке
стало
светлее
(полностью
открыть
прорезь
или
снять
крышку,
чтобы
свет
попал
в
коробку
и
осветил предметы внутри неё). Взрослый
открывает прорезь, и после того, как дети
убеждаются, что в коробке стало светло,
рассказывает о других источниках света –
2
фонарике
и
лампе,
которые
по
очереди
зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы
дети увидели свет через прорезь. Вместе с
детьми сравнивает, в каком случае лучше
видно, и делает вывод о значении света.
Солнечный зайчик
Цель: познакомить с естественным
источником света – солнцем.
Материал:
маленькие
зерка ла,
солнечный свет
Ход игры - эксперимента
Выбрав
момент,
когда
солнце
заглядывает
в
окно,
поймайте
с
п о м о щ ь ю
з е р к а л ь ц а
л у ч и к
и
постарайтесь
обратить
внимание
малыша на то, как солнечный «зайчик»
прыгает по стене, по потолку, со стены
на
диван
и
т.д.
предложите
поймать
убегающего
«зайчика».
Если
ребёнку
понравилась игра, поменяйтесь ролями:
дайте
ему
зеркало,
покажите,
как
поймать луч, а затем встаньте у стены.
Постарайтесь «ловить» пятнышко света
как
можно
более
эмоционально,
не
забывая при этом комментировать свои
действия:
«Поймаю-поймаю!
Какой
шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а
теперь он на потолке, не достать.… Ну-
ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех
ребёнка
станет
вам
самой
лучшей
наградой.
Кто живёт в воде
Цель:
развивать
познавательный
интерес и воображение.
3
Материал:
с и н и й
и
г о л у б о й
карандаши
или
акварельные
краски,
альбомный лист
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.
В
песочнице
живут
песочные
человечки, а в воде (в море, в озере, в
речке, а также в ванночке и в тазике)
обит ают
водяные
человечки.
С
водяными
человечками
тоже
очень
интересно
играть.
Они
могут
быть
такими, как на картинке. Но можно и
самим придумать водяных человечков и
нарисовать
их
в
альбоме.
Дайте
малышу
синий
и
голубой
карандаши
или
акварельные
краски
и
попросите
его
самостоятельно
нарисовать
своих
водяных человечков.
Пейте куклы вкусный сок
Цель:
выявить
свойство
воды
и
красок, способность красок растворятся
в
в о д е
и
и з м е н я т ь
е ё
ц в е т .
Материал:
а к в а р е л ь н ы е
к р а с к и ,
кисточки,
прозрачные
пластиковые
стаканы с водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Однажды зайка решил показать
маме фокус. Он поставил на стол
прозрачные стаканчики. Потом налил в
них воду. Буль-буль потекла водичка.
4
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что
будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела,
что в стаканчиках вода теперь не
простая, а разноцветная – жёлтая,
красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А
ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.
Предложите детям приготовить для
кукол разноцветный сок, постарайтесь
привлечь внимание ребёнка элементом
волшебства: «А если опустим в стакан с
водичкой кисточку с жёлтой краской,
интересно, что получится. Какой это
сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы,
усадите кукол, угостите напитками.
Красная вода превратится в томатный
сок, оранжевая – в апельсиновый,
жёлтая – в ананасовый, синяя - в
ежевичный.
Сказка о том, как радуга в воде
купалась
Цель: познакомить с получением
промежуточных цветов при
смешивании красной и жёлтой, синей и
зелёной.
Материал: семь прозрачных
стаканчиков с тёплой водой, семь
цветов гуашевых красок.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
5
Летом после дождя на небо вышла яркая
радуга, она посмотрела вниз на землю и
увидела
там
большое
гладкое
озеро.
Радуга поглядела в него, как в зеркало и
подумала: «Какая же я красивая!». Потом
она решила искупаться в тёплом озере.
Словно
огромная
разноцветная
лента,
радуга упала в озеро. Вода в озере сразу
окрасилась
в
разные
цвета:
красный,
оранжевый,
жёлтый,
зелёный,
голубой,
синий
и
фиолетовый.
Прибежали
малыши
с
кисточками
и
альбомами,
окунали в воду свои кисточки и рисовали
картинки. Радуга вдоволь накупалась и
улетела
за
облака.
Вода
в
озере
стала
прозрачной, а малыши принесли домой
красивые и яркие рисунки.
Радуга в воде бывает не только в
сказке.
Например,
можно
раскрасить
воду
красками,
предложите
ребёнку,
окунуть
пальчик
в
красную
краску,
а
затем опустить его в стаканчик с водой.
По очереди проделайте тоже самое и с
другими
красками.
Получится
семь
стаканчиков,
соответствующих
цветам
радуги.
Тает льдинка
Цель:
познакомить
с
тем,
что
замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал:
свеча,
ложка,
л ё д ,
прозрачные
стаканчики
с
горячей
и
холодной водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Однажды зимой бельчонок принёс домой
льдинку, сосульку, он оставил её в дупле,
6
на полу в прихожей, а сам пошёл обедать,
а
потом
спать.
Когда
проснулся,
сразу
вспомнил
про
льдинку,
побежал
в
прихожую. Льдинка пропала – нет нигде,
зато на полу блестела лужица.
Положим кусочек льда на ложку и
подогрейте
его
над
пламенем
свечи:
«Посмотри,
вот
лёд.
Давай
е го
подогреем на огне. Где же лёд? Растаял!
Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или
стакан налейте горячую воду (её можно
подкрасить), опустите кусочек льда и
понаблюдайте,
как
быстро
он
тает.
Можно
взять
несколько
стаканов
и
понаблюдать, как по-разному тает лёд в
воде разной температуры.
Времена года
Цель:
выявить
свойства
воды:
может нагреваться, остывать, замерзать,
таять.
Материал: ванночки, вода разных
температур, кусочки льда.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Зимушка-Зима пришла, в речках и
о з ё р а х
в од у
з а м о р о з и л а .
В о д а
превратилась
в
лёд.
Вслед
за
Зимой
Весна красна прилетела, лёд растопила,
водичку
немножко
согрела.
Можно
кораблики
пускать.
Лето
жаркое
настало,
и
сделалась
водичка
тёплая-
претёплая. Можно купаться, плескаться.
А
потом
прохладная
Осень
к
нам
в
гости пожаловала. И вода в речках, в
озёрах
и
в
лужицах
стала
холодная.
7
Скоро
Зима
опять
пожалует.
Так
и
приходят к нам в гости по очереди: за
Зимой – Весна, за Весной – Лето, за
Летом – Осень, за Осенью – Зима.
Возьмите
две
широких
чашки.
В
одну налейте холодной воды, в другую
– тёплой. Холодная вода – это «зима»,
тёплая
–
«лето».
пусть
ма лыш
потрогает ручкой воду. «Где холодная
водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой
чашке. Где тёплая водичка? Где у нас
«лето»?
Вот
здесь».
Затем
возьмите
четыре чашки или небольших тазика. В
одну
чашку
положите
маленький
кусочек
льда
(«зима»),
в
другую
налейте чуть тёплой воды («весна», в
третью – тёплой, но не горячей воды
(«лето»), в четвёртую – холодной воды
(«осень»).
Учите
малыша
определять,
какая вода в чашках и какому времени
года она соответствует.
Считалочка-купалочка
Цель:
познакомить
со
свойствами
воды: льётся, движется.
Материал:
в а н н оч ка
с
в о д о й ,
игрушки.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы
«размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем
8
её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Предложите
детям
поиграть
с
водой,
обратите
их
внимание,
что
водичка
движется
по
направлению
движения
их
руки,
а
так
же
она
переливается, льётся.
Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что
воду
можно
собрать
различными
предметами
–
губкой,
пипеткой,
грушей, салфеткой.
Материал:
поролоновая
губка,
пластмассовый
шприц
без
иглы,
резиновая груша, ванночка с водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Налили водичку в тазик и забыли
про неё. Через некоторое время водичка
заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не
вижу,
а
вокруг,
наверное,
столько
интересного!»
Хотела
она
из
тазика
вылезти, да не получилось - ручек и
ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь
позвать, но голос у водички в тазике
тихий - никто её не услышал. А потом
пришла мама и подумала: «Зачем это
здесь вода стоит?» взяла и вылила её в
раковину. Полилась водичка по трубам
и попала в большую реку, в которой
было
много
другой
воды.
И
потела
наша водичка вместе с большой рекой
по
городу,
мимо
красивых
домов
и
зелёных
садов.
«Как
красиво,
как
чудесно! - думала водичка. - А сидела
бы я в своём тазике и этой красоты не
9
у в и д е л а
б ы ! »
Возьмите
поролоновую
или
другую
впитывающую губку, резиновую грушу
и
пластмассовый
шприц
(без
иглы).
Налейте
воду
в
небольшой
тазик,
приготовьте несколько пустых ёмкостей
(чашек,
мисок
и
т.п.).
Попросите
ребёнка
опустить
губку
в
воду
и
покажите, как нужно отжать её в чашку.
Потом наберите воду резиновой грушей
и перелейте её в другую ёмкостью То
же самое проделайте и со шприцом.
Пенный замок
Цель: познакомить с тем, что при
попадании
воздуха
в
каплю
мыльной
воды образуется пузырь, затем пена.
Материал:
мелкая
ёмкость
с
мыльной водой, соломинки, резиновая
игрушка.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В
небольшую
ёмкость
налейте
немного
средства
для
мытья
посуды,
добавьте воды и размешайте. Возьмите
широкую
коктейльную
т рубочку,
опустите
в
миску
и
начинайте
дуть.
Одновременно
с
громким
бульканьем
на
глазах
у
ребёнка
вырастет
облако
п е р е л и в а ю щ и х с я
п у з ы р е й .
Дайте ребёнку трубочку и предложите
подуть
сначала
вместе
с
вами,
затем
самостоятельно. поставьте внутрь пены
пластмассовую или резиновую игрушку
10
– это «принц, который живёт в пенном
замке».
Почему кораблики не плывут
Цель:
о б н а р у ж и т ь
в о з д у х ,
образовать ветер.
Материал:
б у м а ж н ы е
и
пенопластовые
кораблики,
ванночка
с
в
о
д
о
й
.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
Стоят
кораблики
в
синем
море
и
никак
не
могут
поплыть.
Стали
к а п и т а н ы
С о л н ы ш ко
п р о с и т ь :
«Солнышко! Помоги нашим кораблям
поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я
могу
воду
в
море
нагреть!»
Нагрело
Солнышко
воду,
стала
вода
тёплая,
а
кораблики
всё
равно
не
плывут.
Наступила
ночь.
Появились
на
небе
Звёзды.
Стали
капитаны
их
просить:
« З в ё з д о ч к и !
П о м о г и т е
н а ш и м
корабликам
поплыть!»
Звёзды
им
отвечают:
«Мы
вам
можем
дорогу
указать, куда плыть нужно!» Обиделись
капитаны:
«Куда
плыть,
мы
и
сами
знаем,
только
не
можем
с
места
сдвинуться!»
Вдруг
подул
Ветер.
Капитаны стали его просить: «Ветерок!
Помоги нашим корабликам отправиться
в путь!» «Это очень просто!» - сказал
Ветер
и
стал
дуть
на
кораблики.
И
кораблики поплыли.
Предложите
детям
о п у с т и т ь
кораблики в ванночку с водой, спросите
плывут
ли
кораблики,
почему?
Что
нужно
сделать,
чтобы
кораблики
поплыли?
Выслушать
предложения
11
детей,
подвести
к
тому,
что
нужен
ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на
кораблики, создают ветер.
Рыбалка
Цель: закрепить знания о свойствах
воды – льётся, можно процедить через
сачок.
Материал:
таз
с
водой,
сачок,
ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие
игрушки.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте
в
тазик
воды
и
дайте
малышу сачок для ловли аквариумных
рыбок, небольшое ситечко с ручкой или
игрушечный дуршлаг. В воду бросьте
несколько мелких игрушек. Они могут
плавать на поверхности или же лежать
на дне. Предложите малышу выловить
сачком эти игрушки. Можно попросить
его выловить какие-нибудь конкретные
игрушки:
«Поймай
синий
шарик,
поймай красную рыбку» и т.д.
Мыльные пузырьки
Цель:
вызвать
желание
пускать
мыльные
пузыри,
познакомить
с
тем,
что при попадании воздуха в мыльную
воду образуется пузырь.
12
Материал:
м ы л ь н а я
в о д а ,
коктельные
трубочки,
бутылочки
с
отрезанным
дном,
корпус
гелевой
ручки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-
буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.
Н а м ы л ьт е
р у к и
т а к ,
ч т о б ы
получилась пышная густая пена. Затем
разъедините ладони так, чтобы между
н и м и
о б р а з о в а л а с ь
т о н е н ь к а я
прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на
неё – у вас получится мыльный пузырь.
Пусть
ребёнок
подует
на
мыльную
плёночку
в
ваших
ладонях,
помогите
ему
сделать
свой
мыльный
пузырь.
Ч т о б ы
п о б у д и т ь
р е б ё н к а
самостоятельно
выдувать
мыльные
пузыри, предложите ему, помимо рамки
из купленного пузырька, разнообразные
трубочки
–
коктейльную
трубочку,
пластиковую бутылочку с отрезанным
дном,
или
сверните
и
склейте
из
плотной бумаги толстую трубу. Чтобы
п о л у ч и т ь
т в ё р д у ю
т р у б о ч к у
(коктейльные трубочки малыши часто
закусывают
или
перегибают)
можно
разобрать гелевую ручку и взять от неё
корпус
–
прозрачную
пластмассовую
трубочку.
Воду
для
мыльных
пузырей
можно
приготовить самостоятельно, используя
жидкость для мытья посуды.
Водопад
13
Цель:
дать
представление
о
том,
что вода может изменять направление
движения.
Материал:
пустой
таз,
ковш
с
водой, воронки, желобки из половины
пластиковой
бутылки,
из
картона,
изогнутого в виде лесинки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите
детям
поиграть
с
воронками
и
желобками.
Пусть
они
попробуют наливать воду в тазик через
воронки,
а
теперь
по
пластиковому
желобку
и
по
картонному
желобку,
изогнутому в виде лесенки. Объедините
эти предметы: лейте воду на желобки
через
воронки.
Обратите
внимание
детей,
на
то,
что
вода
движется.
Спросите их, что получится, если мы
будем
держать
желобки
по-другому
( н а п р а в л е н и е
д в и ж е н и я
в о д ы
изменится).
Сказка о камешке
Цель: на примере опыта показать,
что
предметы
могут
быть
лёгкими
и
тяжёлыми.
Материал:
ванночка
с
в од о й ,
мелкие
тяжёлые
и
лёгкие
предметы,
камешки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
На берегу озера лежал маленький
14
камешек. Он смотрел на красивые
лилии и кувшинки, которые плавали на
воде, и думал: «Какие они счастливые,
плавают, словно лодочки. Я тоже хочу
поплавать!» пришёл на берег озера
мальчик, взял камешек и бросил в воду.
Камешек обрадовался: «Наконец-то
сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но
оказалось, что плыть он не может,
потому что слишком тяжёлый. И
камешек опустился на дно озера.
Сначала он очень расстроился. А потом
увидел, сколько вокруг весёлых рыбок,
других камешков и красивых растений.
Камешек перестал грустить и
подружился с рыбками. Что поделаешь!
Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких
предметов, которые могут держаться на
воде (например, пёрышко, мячик,
бумажный кораблик, тонкую щепочку)
и несколько тяжёлых предметов,
которые будут лежать на дне (например,
камешек, ключик, монетку). Наполните
ванну или тазик водой. Дайте ребёнку
один из предметов и попросите
опустить в воду. При этом говорите ему:
«Посмотри, кораблик плавает! А
ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток
плавает – он лёгкий!».
Кто разбудил китёнка
Цель:
познакомить
с
тем,
что
внутри
человека
е сть
воздух
и
обнаружить его.
Материал:
ванночка
с
в од о й ,
с о л о м и н к и ,
м ы л ь н а я
в о д а
в
стаканчиках.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
15
Ветер дует-задувает,
«Ну, на что это похоже!
Волны в море поднимает.
Мой китёнок спать не может!
Море синее бурлит,
Ветер очень громко воет –
Недоволен папа-кит:
Не даёт нам всем покоя!
Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди!»
Возьмите соломинку для коктейля,
опустите её в воду и попросите ребёнка
подуть
в
соломинку
так,
чтобы
вода
забурлила.
А
если
приготовить
в
ковшике мыльный раствор и подуть в
трубочку, начнёт образовываться пена и
из ковшика вырастет пышная мыльная
«борода».
Ветка в вазе
Цель:
показать
значение
воды
в
жизни растений.
Материал:
ветка
дерева,
ваза
с
водой, наклейка «живая вода».
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Проехал мощный грузовик и
веточка сломалась,
Упала веточка на снег и там бы
пролежала,
Но подняла её рука заботлива и нежно
И отнесла её в тепло воды напиться
снежной.
Поставим в вазу ветку мы, откроются
все почки,
16
Из них появятся на свет зелёные
листочки.
Срежьте или подберите сломанную
веточку,
быстро
распускающихся
деревьев. Возьмите вазу и наклейте на
н е ё
н а к л е й к у
« ж и в а я
в о д а » .
Вместе с детьми рассмотрите веточки и
почки на них. После поставьте ветку в
воду и объясните детям, что одно из
важных свойств воды – давать жизнь
всему
живому.
Поставьте
веточку
на
видное
место.
Спросите
у
детей,
что
произойдет, развивайте умение делать
п р е д п о л о ж е н и я .
К а ж д ы й
д е н ь
наблюдайте,
пройдёт
время,
почки
лопнут и появятся зелёные листочки.
17