Напоминание

"Морфологический разбор существительного"


Автор: Тимирбаева Евгения Равильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 47"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка 5 класс ФГОС
Тема: "Морфологический разбор существительного"
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока

Морфологический разбор существительного 5 класс ФГОС

Цели:
Образовательные: Создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном, повторить ранее изученный материал; установить порядок морфологического разбора научить выполнять морфологический разбор существительного. Развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально. Воспитывать интерес к учебному предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения. Формировать УУД:
Личностные УУД
: мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД
: формулировать и удерживать учебную задачу, ставить учебные цели в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложение учителя по устранению ошибок.
Коммуникативные УУД:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание, слушать собеседника.
Познавательные УУД:
выделять и формулировать познавательную цель, использовать знаково-символические средства ( в том числе и схемы) для решения задач; обработка, анализ информации, построение рассуждения, обощение.
Планируемые результаты:
Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного и уметь выполнять морфологический разбор имени существительного. Личностные: получить удовлетворение от работы на уроке, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Основные понятия:
Начальная форма, род, число, падеж, склонение, одушевленность-неодушевленность, собственное- нарицательное, синтаксическая роль.

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведет к достижению

запланированных

результатов

УУД

1. Мотивация к

учебной

деятельности+

проверка ДЗ
Цели: организация учебной деятельности, стимуляция интереса к теме урока. Читают лингвистические сказки собственного сочинения. Вспоминают правило предыдущего урока. Проверяют знания соседа по парте. Организует деятельность обучающихся. Уточняет тематические рамки. Чтение лингвистической сказки на тему прошлого урока (3-4 ученика) Вспоминаем правило (1 ученик с примерами на оценку) Буквенный диктант + взаимопроверка Камыш..м, туч..й, этаж..м, мяч..м, задач..й, училищ..м, молодц..м, луч..м. Ключи для проверки: оеооееоо Выводы Коммуникативные: Проявлять активность для решения познавательных задач. Познавательные: знаково-символическое моделирование.
2.

Формулирование

темы урока,

постановка цели
Цели: обобщение ранее изученного по теме «Имя существительное», подготовка к восприятию нового материала Отвечают на вопросы, вписывают морфологические признаки существительного в кластер. Формулируют и записывают тему урока. Определяют учебную задачу. Учитель ставит новые задачи так, чтобы дети сами сформулировали тему урока и учебную задачу. 1. Работа с понятиями, заполнение кластера. Обсуждение кластера «Снеговик», определить, каких категорий не хватает. 2. Систематизировать все названные признаки на постоянные и непостоянные (работа в группах). 3. Сформулировать и записать тему урока. 4. Для определения целей и задачи закончить Познавательные УУД: Использование схемы- кластера для решения задачи, анализ информации; Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника, вести диалог.
предложения: Мы повторим все… Узнаем порядок… Научимся выполнять…
Изучение нового
Цели: получение новых знаний. Читают текст, определяют тему и идею, находят и выписывают имена существительные и определяют их склонение. Изучают порядок морфологического разбора существительного в учебнике. Учитель регулирует деятельность учащихся и ход урока, оказывает консультативную помощь обучающимся. 1. Работа с текстом в парах.
Стакан вишни
Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате. «Я тоже хочу вишен», – сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной», – ответила мать и достала из шкатулки вишневую ветвь с засохшими цветочками. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветочки». ‒ Почему мама отдала вишни дочке? - Какие части речи встречаются в тексте чаще всего? ‒ Найти в тексте по 2 существительных всех трех склонений, выписать их в тетрадь. - Какова тема и идея текста? -Почему мама отдала вишни дочке? - Какие части речи встречаются чаще всего? -Найти в тексте по 2 существительных всех трех склонений, выписать их в тетрадь. -Кто справился с работой? Познавательные УУД: обработка информации, использование общих приемов решения задач, анализ информации, смысловое чтение. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника, вести диалог. Регулятивные УУД: знаково-символическое моделирование, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложение учителя по устранению ошибок.
-Кто ошибся? В чем? 2. Установка порядка морфологического разбора существительного + раздаточный материал. Слова учителя: Пилоты, которые выполняют сложнейшие летные фигуры, часто слышат в свой адрес слова «Это асы, то, что они делают – высший пилотаж». Такой похвалы удостаиваются немногие. Выполнить то, что сегодня нам предстоит, смогут только те, кто знает все об имени существительном. И именно им в конце урока предстоит услышать в свой адрес слова: «Это высший пилотаж».
Закрепление

нового.
Цель: закрепить полученные теоретические знания на практике. Делают разминку. Выписывают существительное из текста и выполняют сообща морфологический разбор по образцу. Контролирует правильность выполнения задания. 1. Физкультминутка. А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. 2. Выписать существительное ветку. Выполнить Познавательные УУД: обработка информации, использовать общие приемы решения задач, анализ информации, использовать знаково- символические средства для решения задач. Коммуникативные УУД:
морфологический разбор существительного. построение монологического высказывания на лингвистическую тему.
Контролирующее

задание
Цель: проверить умение проводить морфологический разбор существительного Выполняют морфологический разбор самостоятельно. Проверяют себя. Контролирует правильность выполнения задания. Выполнение морфологического разбора существительных самостоятельно. Познавательные УУД: использовать знаково- символические средства для решения задач. Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке.
Цели: целостно обобщить полученную информацию. Беседа с учителем. Внимательно слушает высказывания учеников, помогает направить ход рефлексии к осознанию важности морфологического разбора для любой части речи. Обучающиеся отвечают на вопрос учителя: 1.Поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу изученной темы. 2. Как вы считаете, для чего нужно изучать морфологический разбор существительного? Те, кто сегодня смог выполнить морфологический разбор Коммуникативные УУД: итоговый контроль по результату. Регулятивные УУД: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе успешности учебной
без единой ошибки – асы! Это высший пилотаж! А остальным стоит поработать: повторить морфологические признаки имени существительного и орфограммы, связанные с ними. деятельности.
Домашнее

задание
Составить небольшой текст о самолетах и сделать морфологический разбор 2-3 существительных

Приложение 1

Схема морфологического разбора
имени существительного. I. Часть речи, значение, вопрос. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма. 2. Постоянные признаки: а) собственное — нарицательное; б) одушевлённое — неодушевлённое; в) род; г) склонение. 3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число. III. Синтаксическая функция.
Приложение 2

Текст для работы в группах

Стакан вишни
Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате. «Я тоже хочу вишен», – сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной», – ответила мать и достала из шкатулки вишневую ветвь с засохшими цветочками. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветочки». ‒ Почему мама отдала вишни дочке? - Какие части речи встречаются в тексте чаще всего? ‒ Найти в тексте по 2 существительных всех трех склонений, выписать их в тетрадь. (по рядам)

Кластер «Снеговик»


В раздел образования