Автор: Тимирбаева Евгения Равильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "СОШ № 47" Населённый пункт: г. Магнитогорск Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка 5 класс ФГОС Тема: "Морфологический разбор существительного" Раздел: среднее образование
Морфологический разбор существительного 5 класс ФГОС
Цели:
Образовательные: Создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном, повторить ранее
изученный материал; установить порядок морфологического разбора научить выполнять морфологический разбор
существительного. Развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы;
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально. Воспитывать
интерес к учебному предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения
новых знаний и их применения.
Формировать УУД:
Личностные УУД : мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД : формулировать и удерживать учебную задачу, ставить учебные цели в сотрудничестве с учителем,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложение учителя по устранению
ошибок.
Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
задавать вопросы, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание, слушать собеседника.
Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель, использовать знаково-символические средства ( в том
числе и схемы) для решения задач; обработка, анализ информации, построение рассуждения, обощение.
Планируемые результаты:
Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного и уметь выполнять морфологический разбор
имени существительного.
Личностные: получить удовлетворение от работы на уроке, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, формулировать и удерживать
учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Основные понятия: Начальная форма, род, число, падеж, склонение, одушевленность-неодушевленность, собственное-
нарицательное, синтаксическая роль.
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведет к достижению
запланированных
результатов
УУД
1. Мотивация к
учебной
деятельности+
проверка ДЗ
Цели: организация
учебной
деятельности,
стимуляция
интереса к теме
урока.
Читают
лингвистические
сказки собственного
сочинения.
Вспоминают правило
предыдущего урока.
Проверяют знания
соседа по парте.
Организует
деятельность
обучающихся. Уточняет
тематические рамки.
Чтение лингвистической
сказки на тему прошлого
урока (3-4 ученика)
Вспоминаем правило (1
ученик с примерами на
оценку)
Буквенный диктант +
взаимопроверка
Камыш..м, туч..й, этаж..м,
мяч..м, задач..й, училищ..м,
молодц..м, луч..м.
Ключи для проверки:
оеооееоо
Выводы
Коммуникативные:
Проявлять активность
для решения
познавательных задач.
Познавательные:
знаково-символическое
моделирование.
2.
Формулирование
темы урока,
постановка цели
Цели: обобщение
ранее изученного
по теме «Имя
существительное»,
подготовка к
восприятию
нового материала
Отвечают на вопросы,
вписывают
морфологические
признаки
существительного в
кластер.
Формулируют и
записывают тему
урока.
Определяют учебную
задачу.
Учитель ставит новые
задачи так, чтобы дети
сами сформулировали
тему урока и учебную
задачу.
1. Работа с понятиями,
заполнение кластера.
Обсуждение кластера
«Снеговик», определить,
каких категорий не хватает.
2. Систематизировать все
названные признаки на
постоянные и непостоянные
(работа в группах).
3. Сформулировать и
записать тему урока.
4. Для определения целей и
задачи закончить
Познавательные УУД:
Использование схемы-
кластера для решения
задачи, анализ
информации;
Коммуникативные УУД:
строить монологические
высказывания,
формулировать
собственное мнение и
позицию, слушать
собеседника, вести
диалог.
предложения:
Мы повторим все…
Узнаем порядок…
Научимся выполнять…
Изучение нового
Цели: получение
новых знаний.
Читают текст,
определяют тему и
идею, находят и
выписывают имена
существительные и
определяют их
склонение.
Изучают порядок
морфологического
разбора
существительного в
учебнике.
Учитель регулирует
деятельность учащихся
и ход урока, оказывает
консультативную
помощь обучающимся.
1. Работа с текстом в парах.
Стакан вишни
Мама принесла с рынка стакан
вишен. Она отдала все вишни
Кате.
«Я тоже хочу вишен», – сказал
Боря маме. «Ты свои вишни съел
весной», – ответила мать и
достала из шкатулки вишневую
ветвь с засохшими цветочками.
Боря посмотрел на ветку и
сказал: «Эту ветку сломал я. Но
ведь это были только цветочки».
‒ Почему мама отдала вишни
дочке?
- Какие части речи встречаются
в тексте чаще всего?
‒ Найти в тексте по 2
существительных всех трех
склонений, выписать их в
тетрадь.
- Какова тема и идея текста?
-Почему мама отдала вишни
дочке?
- Какие части речи
встречаются чаще всего?
-Найти в тексте по 2
существительных всех трех
склонений, выписать их в
тетрадь.
-Кто справился с работой?
Познавательные УУД:
обработка информации,
использование общих
приемов решения задач,
анализ информации,
смысловое чтение.
Коммуникативные УУД:
формулировать
собственное мнение и
позицию, слушать
собеседника, вести
диалог.
Регулятивные УУД:
знаково-символическое
моделирование,
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату, адекватно
воспринимать
предложение учителя по
устранению ошибок.
-Кто ошибся? В чем?
2. Установка порядка
морфологического разбора
существительного +
раздаточный материал.
Слова учителя: Пилоты,
которые выполняют
сложнейшие летные
фигуры, часто слышат в
свой адрес слова «Это асы,
то, что они делают –
высший пилотаж». Такой
похвалы удостаиваются
немногие. Выполнить то,
что сегодня нам предстоит,
смогут только те, кто знает
все об имени
существительном. И именно
им в конце урока предстоит
услышать в свой адрес
слова: «Это высший
пилотаж».
Закрепление
нового.
Цель: закрепить
полученные
теоретические
знания на
практике.
Делают разминку.
Выписывают
существительное из
текста и выполняют
сообща
морфологический
разбор по образцу.
Контролирует
правильность
выполнения задания.
1. Физкультминутка.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
2. Выписать
существительное ветку.
Выполнить
Познавательные УУД:
обработка информации,
использовать общие
приемы решения задач,
анализ информации,
использовать знаково-
символические средства
для решения задач.
Коммуникативные УУД:
морфологический разбор
существительного.
построение
монологического
высказывания на
лингвистическую тему.
Контролирующее
задание
Цель: проверить
умение проводить
морфологический
разбор
существительного
Выполняют
морфологический
разбор
самостоятельно.
Проверяют себя.
Контролирует
правильность
выполнения задания.
Выполнение
морфологического разбора
существительных
самостоятельно.
Познавательные УУД:
использовать знаково-
символические средства
для решения задач.
Личностные УУД:
самооценка на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
адекватно воспринимать
предложения учителя и
товарищей по
исправлению
допущенных ошибок.
Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке.
Цели: целостно
обобщить
полученную
информацию.
Беседа с учителем.
Внимательно слушает
высказывания
учеников, помогает
направить ход
рефлексии к осознанию
важности
морфологического
разбора для любой
части речи.
Обучающиеся отвечают на
вопрос учителя:
1.Поделитесь своими
мыслями и чувствами по
поводу изученной темы.
2. Как вы считаете, для чего
нужно изучать
морфологический разбор
существительного?
Те, кто сегодня смог
выполнить
морфологический разбор
Коммуникативные УУД:
итоговый контроль по
результату.
Регулятивные УУД:
ставить новые задачи в
сотрудничестве с
учителем.
Личностные УУД:
мотивация учебной
деятельности,
самооценка на основе
успешности учебной
без единой ошибки – асы!
Это высший пилотаж! А
остальным стоит
поработать: повторить
морфологические признаки
имени существительного и
орфограммы, связанные с
ними.
деятельности.
Домашнее
задание
Составить небольшой текст
о самолетах и сделать
морфологический разбор 2-3
существительных
Приложение 1
Схема морфологического разбора
имени существительного.
I. Часть речи, значение, вопрос.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма.
2. Постоянные признаки:
а) собственное — нарицательное;
б) одушевлённое — неодушевлённое;
в) род;
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число.
III. Синтаксическая функция.
Приложение 2
Текст для работы в группах
Стакан вишни
Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате.
«Я тоже хочу вишен», – сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной», – ответила мать и достала из шкатулки вишневую ветвь с засохшими
цветочками. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветочки».
‒ Почему мама отдала вишни дочке?
- Какие части речи встречаются в тексте чаще всего?
‒ Найти в тексте по 2 существительных всех трех склонений, выписать их в тетрадь. (по рядам)