Напоминание

Исследования социальной адаптации детей детского дома


Автор: Рогова Тамара Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом № 4 "Солнышко"
Населённый пункт: п.Солнечнодольск Изобильненского района Ставропольского края
Наименование материала: Научно - исследовательская работа
Тема: Исследования социальной адаптации детей детского дома
Раздел: среднее профессиональное





Назад





НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТЕ
по теме:
Исследования социальной адаптации детей

детского дома

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и «испытывает» проблемы с их поведением. Ведущими причинами «социального сиротства» являются:  лишение родительских прав (до 70%);  отказ от воспитания ребёнка (до 20%);  пребывание родителей в местах заключения (до 10%). Следовательно, в наших учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны. Дети не ориентированы на достижение более высоких профессиональных перспектив: более 80% детей-сирот ожидают направлений в ПТУ, лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Трудности и просчёты социальной адаптации очевидны при сопоставлении ответов воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это
касается не только стороны их быта, отношение к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.
Цель исследования
заключается в выявлении особенностей социальной адаптации детей в детском доме. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1. Проанализировать особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Измерить уровень социальной адаптации воспитанников «Детского дома № 4 «Солнышко» и их сверстников, живущих в полных семьях.
Объект исследования
: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитанники детского дома),дети проживающие в семьях.
Предмет исследования
: особенности социальной адаптация детей в детском доме.
Гипотеза:
имеется взаимосвязь между социальной адаптацией и социометрическим статусом детей проживающих в детском доме, у детей с низким уровнем социальной адаптации социометрический статус также низкий, характер взаимосвязи не зависит от пола ребёнка.
Методы исследовательской работы:
1. Теоретические: анализ литературы по данной теме, изучение документации специалистов детского дома. 2. Эмпирические: для измерения уровня социальной адаптации используется опросник социально-психологической адаптации Карла Роджера и Ричарда Даймонда; методы математической обработки информации; для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрический тест Джекоба Морено. Практическая значимость: работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома.

1.

Общая характеристика места проведения исследования

Я проводила научно – исследовательскую работу на базе ГКОУ Детский дом (смешанный) №4 «Солнышко» п.Солнечнодольск Изобильненского района по адресу бульвар Школьный дом 11. Данное учреждение создано с целью создания благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечения социальной защиты, охраны и укрепления здоровья воспитанников, их прав и законных интересов. В детском доме 40 воспитанников: одна группа дошкольного возраста, 4 группы – дети школьного возраста. Основными задачами Учреждения являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, её самореализации и самоопределению; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства воспитанников при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии воспитание детей различных национальностей в духе толерантности, мира и взаимопомощи; охрана прав и интересов воспитанников. В ГКОУ «Детский дом (смешанный) №4 « Солнышко» работает один психолог: Кулик Мария Геннадьевна, психолог первой категории. Стаж работы 10 лет, стаж работы педагогом-психологом - 10 лет. Она осуществляет психолого-педагогическое сопровождение коррекции и развития воспитанников с момента поступления их в детский дом и до выпуска из него. Оказывают консультативную помощь выпускникам детского дома. Особенностью направлений деятельности психолога в условиях
детского дома является работа с детьми, имеющими задержку психического развития различного генеза, социально-педагогическую запущенность, различного рода депривации. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Семейным кодексом РФ; решениями Правительства Российской Федерации; Трудовым кодексами РФ; Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; Уставом и локальными правовыми актами детского дома (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией). Педагог-психолог должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка. У психолога имеется кабинет, в котором он проводит: а) индивидуальную и групповую диагностику воспитанников; б) индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с воспитанниками, игровую терапию, тренинги, релаксации; в) обучающие занятия, г) консультативную помощь детям и взрослым. Кабинет оснащен аппаратурой: имеется магнитофон, компьютер, DVD; а также необходимые игрушки, настольные дидактические игры, тестовые материалы, мебель.
2. Направления деятельности, должностные обязанности педагога-

психолога детского дома
Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика,
психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. Диагностическое направление работы психолога включает: - обследование вновь прибывших детей с заполнением индивидуальных карт развития с целью последующего динамического наблюдения за развитием по годам и составления по необходимости коррекционных программ; - текущую диагностику по запросам педагогов и администрации для уточнения областей задержки развития, для формирования классов и групп, для осуществления преемственности звеньев обучения, для корректировки программ развития; - обследование ЗУН обучающихся 4-ых классов для определения готовности к обучению в средней школе (5-ом классе); - диагностику взаимоотношений во всех классах для коррекции межличностных отношений (дети-дети, дети-взрослые); - обследование личностных черт; - диагностика воспитанников склонных к риску (дети, состоящие на ВШУ); - обследование воспитанников по степени адаптации; - обследование готовности к выбору профессии; - обследование интеллектуальных особенностей; - исследование работников детского дома с целью определения уровня «эмоционального выгорания»; - исследование микроклимата в классе и детском доме.
Коррекционно е направление деятельно сти п р е д п о л а г а е т индивидуальные и групповые формы работы: - индивидуальные занятия по коррекции личностных черт; - индивидуальные занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, (не имеющие навыков обучения), с целью формирования установки на обучение; - индивидуальные занятия для детей с трудностями концентрации внимания; - индивидуальные терапевтические встречи с целью «отработки психотравмирующего опыта» (Детские истории); - групповые игровые коррекционно-развивающие занятия с целью развития коммуникативных навыков; - группы психологической поддержки «Семья», «Встреча» для решения насущных проблем развития ребёнка; - групповые занятия по формированию ценностного отношения к институту брака и семьи, «Подготовка воспитанников детского дома к условиям семейной жизни». Темы занятий: - развитие высших психических функций; - воспитание и развитие эмоционально-волевой сферы; - узнавание характерологических особенностей людей; - определение собственных склонностей, выбор профессии; - формирование жизненных целей, выстраивание ценностного ряда; - формирование стремлений к здоровому образу жизни;
- формирование семейных ценностей и семейных традиций; - формирование половой культуры. Занятия направлены на выработку произвольности поведения, создание положительного Я-образа, гармонизацию межличностных отношений. Психолог использует методы: - арттерапия (рисунки, лепка, разыгрывание этюдов, музыкотерапия), - психодрама (ситуативные сценки, кукольный театр), -методы терапии творческим самовыражением (работа с воспоминаниями детства, творческое общение с природой, творческое фотографирование, ведение дневников, написание рассказов и стихотворений, детский историй и т.д.). Ведётся коррекционно-развивающая работа с агрессивными, тревожными, конфликтными детьми с целью облегчения средовой адаптации и выработки коммуникативных навыков. Психопрофилактическое направление деятельности психолога осуществляется в форме: - психотерапевтических бесед по профилактике аддиктивных зависимостей, самовольных уходов, девиантного поведения, правонарушений; - групповые консультации с педагогами для ознакомления с особенностями депривированных детей. Психологическое просвещение как направление работы психолога включает:
- проведение консультаций педагогов и воспитателей по вопросам осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям в образовательном процессе; - ведение всеобуча для вновь прибывших педагогов по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей детских домов»; - предоставление информации о деятельности психолога на педсоветах; - консультирование педагогов по использованию результатов обследований и итогов наблюдений детей в коррекционной деятельности; - индивидуальное консультирование по профессиональным и личностным вопросам. Формы взаимодействия психолога со специалистами детского дома . 1) Основной формой координации действий, выработки единых требований в ведении документации, проведению коррекционных мероприятий, подготовке рекомендаций по осуществлению индивидуально- дифференцированного воспитания и обучения, является ПМПк; 2) на педсовете обсуждаются стратегии поведения педагогов, новые направления деятельности, утверждаются планы специалистов; 3) на МО педагогов-психологов обсуждаются конкретные мероприятия каждого специалиста по улучшению мероприятий сопровождения развития воспитанников; 4) взаимодействуя с социальным педагогом, психолог выявляет особенности личности ребёнка, его возможности в трудоустройстве и социализации;
5) тесное сотрудничество с медицинской службой позволяет уточнить рекомендации охранительного режима для детей. Продолжительность практики с 05 октября 2015 года по 16 октября 2015 года. На практике был изучении план работы педагога-психолога на 2015- 2016 учебный год. Цель деятельности педагога-психолога детского дома №4 «Солнышко» - содействие психическому и личностному развитию воспитанников с учётом их индивидуальных особенностей, коррекция имеющихся у детей недостатков. Для того чтобы результаты деятельности психологической службы детского дома соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса. В процессе практики: - Познакомилась с нормативными документами. - Выбрано направление для проведения научно – исследовательской работы. - Проведена исследовательская работа - Провела ряд методик, проанализировала результаты.

2.1 Организация и проведение исследования
Изучение особенностей социальной адаптации детей Детского дома № 4 «Солнышко» п.Солнечнодольск Изобильненского района. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1. Измерить уровень социальной адаптации воспитанников Детского дома № 4 «Солнышко» в возрасте от 12–17 лет. 2. Диагностирование эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между воспитанниками групп. 3. Провести анализ полученных данных.
База исследования:
ГКОУ «Детский дом(смешанный) № 4 «Солнышко» был открыт в июле2005 года в п.Солнечнодольск Изобильненского района.
Для измерения уровня социальной адаптации используется методика

К. Роджерса и Р. Даймонда.
Д а н н а я м е т о д и к а р а з р а б о т а н а с ц е л ь ю д и а г н о с т и к и неприспособленности, выявления отклонений в психологическом состоянии воспитанников детского дома, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения. Предназначена для воспитанников 12–17 лет. Описание методики: Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов), как свойственные и не свойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится, до 6 – точно про меня).

Для

диагностики

эмоциональных

связей,

то

есть

взаимных

симпатий между членами группы используется социометрия Джекоба

Морено.
Социометрическая техника применяется для диагно стики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

2.2 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной

адаптации детей в «Детском доме № 4 «Солнышко»
Исследования уровня социальной адаптации проводилось в октябре 2015 года среди воспитанников детского дома и учеников 7 класса средней школы № 17 п.Солнечнодольск. Таблица 1. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников детского дома и учеников 7 класса средней школы Школьники Адаптация Дезадаптация Принятие себя Непринятие себя Принятие других Неприятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Уход от решения проблем 68 -170 68 – 170 22 – 52 14 – 35 12 – 30 14 – 35 14 – 35 14 – 35 25 – 65 15 – 45 6 – 15 12 – 30 10 – 25 126 80.3 42.6 14 22 14.5 25.2 15.2 49 18 8.3 17.3 15.6 Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Адаптация Дезадаптация Принятие себя Непринятие себя Принятие других Неприятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Уход от решения проблем 107.7 94 34 17.5 20.3 18 22.5 19.7 42.7 25.4 8.2 17.6 16.2
Из таблицы 1 мы видим, что дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я – идеальным» и «Я – реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети- сироты ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях. Таким образом, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в детском доме, это далеко не так. У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний». Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом
телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива. Мы исследовали уровень социальной адаптации у мальчиков и девочек, воспитывающихся в детском доме с целью выявления отклонений в психологическом состоянии, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения. Таблица 2. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников детского дома Мальчики Адаптация Дезадаптация Принятие себя Непринятие себя Принятие других Неприятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Уход от решения проблем 68–170 68–170 22–52 14–35 12–30 14–35 14–35 14–35 26–25 18–45 6–15 10–25 10–25 106.2 90.2 32 16.7 20.5 18.8 24.2 18.3 39.7 25 8.8 17.5 17
Девочки Адаптация Дезадаптация Принятие себя Непринятие себя Принятие других Неприятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Уход от решения проблем 109.2 97.8 36 18.2 20 17 20.8 21.2 45.7 25.8 7.5 17.7 15.3 Из таблицы 2 мы видим, что дезадаптация девочек хоть и находится в пределах нормы, но немного выше, чем у мальчиков, таким образом, девочки склонны к неадекватному поведению норм и требований в обществе. Как мальчики, так и девочки принимают себя, принимают других, ведомы. У мальчиков выше эмоциональный комфорт, а у девочек выше эмоциональный дискомфорт. Уровень эскапизма у мальчиков в пределах нормы, но немного выше, поэтому они стремятся в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. В целом, анализ данных позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация мальчиков детского дома немного выше, чем у девочек, мальчики лучше приспосабливаются к условиям социальной среды.
Мальчики Девочки 0 20 40 60 80 100 120 Адаптация Дезадаптация Эмоциональную связь воспитанников мы можем проследить через взаимоотношения с одногруппниками. В октябре 2015 года я провела диагностику эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами групп. Рассмотрим результаты диагностики. Из полученных данных мы видим, что во второй семье в «зону звезд» попали лидеры, набравшие максимальное количество выборов–это Коля П.,Артур Б.,Вова Г. Они находятся в самой лучшей позиции, каждый из них привлекательная личность для других. Максимальное количество выборов (7 и з 7 ) получил Коля П., он оказался самым популярным среди одногруппников. Таким образом, выявляется неформальная группа из трех человек, а остальные к ним тянутся. В «зону предпочитаемых» вошлиАлексей Ч., Артур В., Саша С., Ахмед Б. В этой позиции воспитанники тоже хорошо себя чувствуют. Нужно отметить, что в этой группе нет ни «пренебрегаемых», ни «отвергнутых».
Коэффициент сплоченности данной группы составляет 100% – в целом в этой группе хорошо всем. В третьей семье мы видим, что в «зону звезд» входят Кирилл О., который получил самое большое количество выборов (5 из 5) и стал несомненным лидерам в данной группе. Егор К. получил 4 выборов и тоже относится к «зоне звезд». Сами ребята сделали от 3 до 4 выборов – это ни самое большое количество. Этим ребятам очень комфортно в своей группе, они приятны для многих своих товарищей и сами идут на контакт. В «зону предпочитаемых» вошли Илья Ю., Саша Л.,, они получили по 3 выбора из 5, им то же хорошо среди ребят в группе, сами они сделали среднее количество выборов. Артур З., хотя и находятся на границе «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых», набрал 2 голоса. В свою очередь Артур З., сделал наибольшее количество выборов, что говорит о потребности личности в общении. Нужно отметить, что в этой группе нет «отвергнутых». Коэффициент сплоченности группы составляет 83% – это неплохой показатель. Ребятам хорошо в этом коллективе. Но рекомендую улучшить климат группы; повлияв на пренебрегаемого, помочь воспитаннику выделиться, завоевать авторитет, заинтересовать ребят своей персоной. Необходимо провести беседы с ребятами, без Артура З., и с ним самим – наедине. Поговорить о его поведении, отношении с ребятами. Не нужно делать замечания и обсуждать Артура при всех, чтобы не давать повода ребятам дальше отвергать его. В четвертой семье в «зону звезд» вошла Оксана Т, она получила максимальное количество выборов (6 из 6), оказалась лидером данной группы, и Ника Б., получила (5 из 6) выборов. В «зону предпочитаемых» – Кристина Т.,Олеся Т., Ева П. им комфортно в своей группе.
«Зона пренебрегаемых» – ДианаП., она получила минимальное количество выборов (1). Девочка нужна от случая к случаю, а так прекрасно обходятся без неё. Сама же Диана стремится к общению, об этом говорят её 5 выборов. Коэффициент сплоченности группы составляет 83% Рекомендуем обратить внимание на Диану. Ей нужна помощь воспитателей в проявлении себя с лучшей стороны. Не нужно делать замечания при всех, обсуждать её проступки лучше с ней наедине, без присутствия девочек. С девочками нужно провести беседы, предложить им поставить себя на ее место, попросить письменно перечислить её достоинства. Обратить внимание на С. Валерию. В пятой семье «зона звезд» не выявлена. Все ребята относятся к «зоне предпочитаемых». Кристина Г. и Валерия К получили по 2 выбора из 6 – это граница «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых». Коэффициент сплоченности группы составляет 100% Обратить внимание на Кристину Г. и Валерию К. Таким образом, мы измерили степень сплоченности, выявили внутригрупповых «авторитетов» по признакам симпатии и «отвергнутых» по признакам антипатии. Учитывая полученные результаты, мы считаем возможным, рекомендовать педагогическому составу детского дома: – создавать эмоционально – комфортную обстановку д ля воспитанников; – удовлетворять важнейшие потребности – в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;
– включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития; – в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка; – одна из важнейших проблем в детском доме – потребность детей- сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей, рекомендуем уделять каждому ребенку персонально 15–20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем; – учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения; – использовать полученные нами данные для реструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности, чтобы социальная адаптация имела положительную динамику. Поскольку мы проводили одноактную социометрию, мы не можем говорить о динамике взаимоотношений в группе, а только о срезе, одномоментной «фотографии» социометрической структуры группы. Требуется дальнейшее наблюдение и изучение причин низкого статуса у некоторых детей. Сводная по взаимной симпатии между члена групп, девочек и мальчиков (Таблица № 3)
Мальчики Девочка 0 10 20 30 40 50 60 70 зона звездный зона предпочтения зона пренебрежения зона отвергнутых

Заключение
В процессе теоретического изучения данной проблемы мы рассмотрели понятия «адаптация» и «эмоциональные связи». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Результаты проведенного исследования подтвердили существующую гипотезу что у детей с низким уровнем социальной адаптации социометрический статус тоже низкий, и характер взаимосвязи не зависит от пола ребенка (Приложение№ 1). Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей. Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности Мы узнали, что молодые люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда, а полученные профессии – невостребованные. После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает.
Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14–18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. Получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни. Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников). Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Воспитанник становится полноценным членом обще ства, усваивающим социальные нормы и культурные ценности. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют с а м о р а з в и т и ю , самоопределению, самореализации.

Литература
1. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 год. 2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 год. 3. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995, 400 с. 4. Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2004. №3 5. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1 6. Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9 7. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999 8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 9. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992 10. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995
11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998 – 110 с. 12. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 1997 – 56 с. 1 3 . Ж м ы р и к о в А.Н. Диагностика с о циа льно -пс ихоло гиче с ко й адаптированности в новых условиях деятельности и общения. 14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989 15. Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с. 16. Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997 17. Кулаков С.А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001 18. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2000 19. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997 20. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., 1987 21. Назарова И.Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2000 22. Назарова И.Б. В о зм ож н о с т и и у с л о в и я а д ап т а ц и и с и р от // Социологические исследования, 2001, №4 23. Нестерова О. Сирота до востребования/ Труд. – 2005 – 23 сент., с. 1,2
24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с. 25. Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. – 2000, Вологда: ВИРО – 56 с. 26. Охрана прав детей. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация. МГПУ, 1999 27. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. – СПб, 1997 28. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000 29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу). 30. Психология развития, СПб, Издательство «Питер», 2000 31. Психология. Словарь/ под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494 32. Реан Л.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб, серия №6, выпуск 3, 1995


В раздел образования