Напоминание

Инновационные модели развития дошкольников: опытная и исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.


Автор: Кожакарь Ларида Суридиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Белочка"
Населённый пункт: ХМАО пгт.Федоровский
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные модели развития дошкольников: опытная и исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Инновационные модели развития

дошкольников: опытная и

исследовательская деятельность с детьми

старшего дошкольного возраста.

Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму.
( китайская пословица ) Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит , видит и делает сам. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит , что из него получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая его устройство. Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире. Конечно , ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность ( почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в установлении причинно- следственных, родовидных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на
обнаружение нового. Исследовательскую деятельность детей можно условно объединить в три основные группы: 1. Фантастические 2. Эмпирические 3. Теоретические. Фантастические - темы . ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например : ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже " сконструированно" несуществующие животное с какими-то новыми, необычными возможностями. Эмпирические - темы. предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явлений неживой природы ( вода, камни, небесные светила ). Например: вместе с детьми проводим экспериментирование с волнистыми попугаями -проверяем, как попугаи реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др. Можно провести эксперименты с растениями и их цветами, семенами. С явлениями неживой природы. Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Сейчас издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований. Например: вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов. Обычно темы теоретические могут разрабатывать дошкольники, входящие к категорию одаренных детей. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо, практических действий. Для этого в группах оборудованы мини-лабаратории или уголки экспериментирования. Правила организации исследовательской деятельности. 1.Проблема должна быть выявлена и поставлена детьми. 2. Предположение (гипотезу) о причинах происходящего дети должны сформулировать и выбрать сами.
3.Воспитатель предлагает новые эксперименты, но не в готовом виде. 4. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. 5. Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками. 6. Эксперименты осуществляются на одном объекты, а на группе объектов, относящихся к одному классу. При выборе темы мы соблюдаем следующие требования: 1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Опыт работы показывает: элементарные экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; превращают снег в воду. а воду в разные льдинки; надувают мыльные пузыри. В старшей группе мы используем более сложные опыты: 1." Где ,чей колосок? "(Материал: емкости с разными крупами, колоски злаков. Ход опыта: определить, из каких злаков какие крупы получились. Удостовериться в правильности вывода путем разбора колосков. Вывод: крупы изготавливают из разных злаков ). 2. " Вода прозрачная" (2 стакана - В одном стакане вода, в другом - молоко. Опускаем в стаканы палочки или ложку. Вывод: вода прозрачная, в ней видно ложку). 3. Обнаружение воздуха в различных объектах: (Материал: чашка с водой, соломинка для коктейля, различные предметы - губка, вата, земля, песок. Опыт: подуть в воду через соломинку; опустить в воду губки и нажать на нее, вату, опустить песок, бросить горсть земли. Вывод: во всех случаях появлялись пузырьки в воде. Значит, воздух есть в различных объектах).
4. " Яйцо тонет - не тонет" ( Материал: 2 стакана, 2 яйца, соль. Ход опыта: наливаем в первый стакан пресную воду, в другой- соленую воду. Опускаем в каждый стакан по одному яйцу - в первом стакане яйцо тонет, а во втором стакане - всплывает. Вывод: в соленой воде яйцо всплывает, так как соль выталкивает яйцо на поверхность. 5." Тонет - плавает" ( Материал: чашка с водой, разные предметы. Ход опыта: в чашку с водой опускаем предметы. Вывод: чем тяжелее предмет, тем быстрей он уходит ко дну, а легкие предметы выплывают.) 6." Лед - это вода" ( Материал: кусочки льда. Опыт: берем лед в руки, кладем в тарелку. Вывод: Лед превращается в воду под воздействием тепла.) 7. Сколько лет дереву ( Материал: спилы деревьев тонкого и толстого дерева, лупа. Опыт: сосчитать кольца. Число колец на стволе показывает. сколько лет дереву) 8. Обнаружение воздуха в полиэтиленовом пакете. 9. В стеклянной банке( Взять сухую салфетку и приклеить ее пластилином изнутри ко дну банки, перевернуть банку вверх дном и осторожно погрузить в воду. Затем поднять банку и достать сухую салфетку. Вывод: салфетка сухая - в банке был воздух, он не пустил в нее воду. Все результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками в групповых альбомах детьми.


В раздел образования