Инновационные модели развития дошкольников: опытная и исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Автор: Кожакарь Ларида Суридиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Белочка" Населённый пункт: ХМАО пгт.Федоровский Наименование материала: статья Тема: Инновационные модели развития дошкольников: опытная и исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
дай попробовать - и я пойму.
( китайская пословица )
Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит , видит и делает
сам. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая
активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание
окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит , что из
него получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение
синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает
игрушки, изучая его устройство. Все это - объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник
получения представлений о мире.
Конечно , ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но
именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник
получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему
любознательность ( почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в
установлении причинно- следственных, родовидных, пространственных и
временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не
только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности
инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для
развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение
в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на
обнаружение нового.
Исследовательскую деятельность детей можно условно объединить в три
основные группы:
1. Фантастические
2. Эмпирические
3. Теоретические.
Фантастические - темы . ориентированные на разработку несуществующих
фантастических объектов и явлений. Например : ребенок делает проект
космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из
бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики.
А может быть даже " сконструированно" несуществующие животное с
какими-то новыми, необычными возможностями.
Эмпирические - темы. предполагающие проведение собственных
наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского
экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные,
явлений неживой природы ( вода, камни, небесные светила ). Например:
вместе с детьми проводим экспериментирование с волнистыми попугаями
-проверяем, как попугаи реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких
движений, любят ли музыку и др. Можно провести эксперименты с
растениями и их цветами, семенами. С явлениями неживой природы.
Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и
обобщению фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Сейчас
издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей
разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения
теоретических исследований. Например: вместе с детьми собираем из
разных источников информацию об определенной группе пород собак,
устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов.
Обычно темы теоретические могут разрабатывать дошкольники, входящие к
категорию одаренных детей.
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо, практических
действий. Для этого в группах оборудованы мини-лабаратории или уголки
экспериментирования.
Правила организации исследовательской деятельности.
1.Проблема должна быть выявлена и поставлена детьми.
2. Предположение (гипотезу) о причинах происходящего дети должны
сформулировать и выбрать сами.
3.Воспитатель предлагает новые эксперименты, но не в готовом виде.
4. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей.
5. Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками.
6. Эксперименты осуществляются на одном объекты, а на группе объектов,
относящихся к одному классу.
При выборе темы мы соблюдаем следующие требования:
1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную
пользу участникам исследования.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена
относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети
младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать
собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует
стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали
длительного времени.
Опыт работы показывает: элементарные экспериментирование доступно уже
детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием
обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее
тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают
самолетики; превращают снег в воду. а воду в разные льдинки; надувают
мыльные пузыри.
В старшей группе мы используем более сложные опыты:
1." Где ,чей колосок? "(Материал: емкости с разными крупами, колоски
злаков. Ход опыта: определить, из каких злаков какие крупы получились.
Удостовериться в правильности вывода путем разбора колосков. Вывод:
крупы изготавливают из разных злаков ).
2. " Вода прозрачная" (2 стакана - В одном стакане вода, в другом - молоко.
Опускаем в стаканы палочки или ложку. Вывод: вода прозрачная, в ней
видно ложку).
3. Обнаружение воздуха в различных объектах: (Материал: чашка с водой,
соломинка для коктейля, различные предметы - губка, вата, земля, песок.
Опыт: подуть в воду через соломинку; опустить в воду губки и нажать на нее,
вату, опустить песок, бросить горсть земли. Вывод: во всех случаях
появлялись пузырьки в воде. Значит, воздух есть в различных объектах).
4. " Яйцо тонет - не тонет" ( Материал: 2 стакана, 2 яйца, соль. Ход опыта:
наливаем в первый стакан пресную воду, в другой- соленую воду. Опускаем в
каждый стакан по одному яйцу - в первом стакане яйцо тонет, а во втором
стакане - всплывает. Вывод: в соленой воде яйцо всплывает, так как соль
выталкивает яйцо на поверхность.
5." Тонет - плавает" ( Материал: чашка с водой, разные предметы. Ход опыта:
в чашку с водой опускаем предметы. Вывод: чем тяжелее предмет, тем
быстрей он уходит ко дну, а легкие предметы выплывают.)
6." Лед - это вода" ( Материал: кусочки льда. Опыт: берем лед в руки, кладем
в тарелку. Вывод: Лед превращается в воду под воздействием тепла.)
7. Сколько лет дереву ( Материал: спилы деревьев тонкого и толстого дерева,
лупа. Опыт: сосчитать кольца. Число колец на стволе показывает. сколько лет
дереву) 8.
Обнаружение воздуха в полиэтиленовом пакете.
9. В стеклянной банке( Взять сухую салфетку и приклеить ее пластилином
изнутри ко дну банки, перевернуть банку вверх дном и осторожно погрузить
в воду. Затем поднять банку и достать сухую салфетку. Вывод: салфетка сухая
- в банке был воздух, он не пустил в нее воду.
Все результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками в
групповых альбомах детьми.