Игры и игровые ситуации- как средство нравственного воспитания
Автор: Демченко Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Белочка" Населённый пункт: ХМАО пгт.Федоровский Наименование материала: статья Тема: Игры и игровые ситуации- как средство нравственного воспитания Раздел: дошкольное образование
нравственного воспитания»
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего
развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С
какого
возраста
нужно
начинать
воспитывать
в
детях
гуманное
отношение
к
окружающим?
Возможно
ли
вообще
воспитание
нравственных
качеств,
или
они
заложены
природой
и
не
подвержены педагогическим воздействиям? Многие отечественные
психологи
и
педагоги
пытались
ответить
на
эти
вопросы.
Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы
сознания,
не
даны
человеку
от
рождения.
Моральные
качества
приобретаются человеком в процессе его социального развития.
Формирование
нравственных
качеств
–
длительный
процесс,
требующий
значительных
усилий
со
стороны
родителей
и
педагогов. Повседневный опыт с окружающими служит источником
как
положительных,
так
и
отрицательных
примеров
поведения.
Воспитатель
помогает
детям
увидеть
нравственную
ситуацию,
выделить
нравственную
сторону
явлений.
Подражательная
способность
детей
помогает
педагогу
научить
их
различать
«плохое» и «хорошее». При этом, конечно, надо учитывать общие
особенности
психики
ребенка
и
специфику
его
нравственного
развития.
Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет
свои
психические
особенности,
определяющие
специфику
нравственного развития.
Именно
в
дошкольном
возрасте
складываются
основные
этические нормы, укрепляются основы личности и отношение к
другим
людям.
К
концу
дошкольного
возраста
у
ребёнка
складываются
определенные
устойчивые
представления
о
себе.
Гармоничная и адекватная самооценка может служить твёрдым и
позитивным
фундаментом
для
развития
отношений
со
сверстниками. Для выявления самооценки ребёнка и восприятия
оценки других мы проводим в детском саду следующие игры, и
игровые ситуации, которые можно рекомендовать и родителям. Для
выявления самооценки и восприятия оценки других детей можно
поиграть в такие игры : «Лесенка», «Беседа о друге», «Жизнь в
лесу», «Разговор через стекло» и другие.
Вашему вниманию я представлю несколько игр:
«Закончи рисунки»
Дети
садятся
кругом.
У
каждого
набор
фломастеров
или
карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый
из вас начнет рисовать свою картинку.
По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою
незаконченную картинку соседу слева.
Он продолжит рисовать
вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему
соседу слева. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы
начали рисовать, не вернётся к вам». Дети начинают рисовать на
любой сюжет. После того, как картинки обошли полный круг и
вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в
результате получилось и кто из ребят, что нарисовал, на каждом
общем рисунке. То же задание можно организовать на материале
лепки или аппликации.
Вот
так,
день
за
днём,
в
играх
и
занимательных
делах
мы
осуществляем
нравственноевоспитаниедетей:
воспитание
чувств,
формирование
моральных
представлений,
привычек
и
мотивов
поведения.
«Добрые волшебники»
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку:
«В одной стране жил злодей- грубиян. Он мог заколдовать любого
ребенка, обозвав его любыми нехорошими словами. Заколдованные
дети не могли быть добрыми и веселиться. Расколдовать таких
несчастных детей
могли только добрые волшебники, назвав их
ласковыми
именами.
Давайте
посмотрим,
есть
ли
у
нас
такие
заколдованные дети?» Как правило, многие дошкольники берут на
себя
роль
заколдованных.
«А
кто
сможет
стать
добрым
волшебником
и
расколдовать
их,
придумав
добрые,
ласковые
слова?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми
волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по
очереди
подходят
к
«заколдованному»
другу
и
пытаются
расколдовать, называя его ласковыми именами.
«Живые куклы»
Воспитатель разбивает группу на пары: «Давайте представим,
что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днём. Они умеют
говорить,
просить,
бегать
и
другое.
Пусть
один
из
вас
будет
ребёнок, а другой – его кукла – девочка, или кукла – мальчик. Кукла
будет что – то просить, а её хозяин – выполнять её просьбы, и
заботиться о ней. Взрослый предлагает «понарошку» помыть кукле
руки, покормить, погулять, уложить спать и т.д. При этом педагог
предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и
не заставлять её делать то, чего она не хочет. В следующей игре
дети меняются ролями.
«Конкурс хвастунов»
Дети сидят в кругу. Взрослый: «Сейчас мы проведём конкурс
хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться
будем мы не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь
самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит
справа от вас. Подумайте, какой он, что в нём хорошего, что он
умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться?
Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится
своим соседом, кто найдёт в нем больше достоинств. После такого
вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и
хвастаются его достоинствами.
Наблюдения показали, что климат в группе заметно улучшился,
дети
стали
больше
играть,
самостоятельно
разрешали
многие
конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме
того,
заметно
снизилась
агрессивность
многих
«проблемных»
детей,
уменьшилось
количество
демонстративных
реакций,
замкнутые
дети,
игравшие
раньше
в
одиночестве
или
не
отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в
совместных играх.