Автор: Вдовенко Валентина Петровна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МАДОУ "Волшебница" Населённый пункт: г. Лабытнанги Наименование материала: Консультация Тема: Основы сотрудничества детского сада и семьи Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей «Основы сотрудничества детского сада и семьи»
Автор:
Вдовенко
Валентина
Петровна,
социальный
педагог
муниципального
автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Волшебница»
Консультация для воспитателей «Основы сотрудничества детского сада и семьи»
Несмотря
на
то,
что
информацию
по
вопросам
воспитания
ребенка
родители
могут
получить сейчас разными путями – это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная
популярная литература для родителей. Современная семья все-таки нуждается в разнообразных
знаниях:
медицинских,
педагогических,
психологических,
юридических.
Работа
с
семьей
должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Но только воспитатель, ежедневно
общаясь с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт
семейного воспитания каждой семьи.
Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это
подразумевает
изменения
в
системе
«воспитатель
–
родитель»,
требует
усилий
от
всего
педагогического коллектива ДОУ.
Одна
из
ролей
социального
педагога
в
дошкольном
учреждении
–
помогать
в
предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также – между педагогами и
родителями ребенка и способствовать реабилитации семьи, оказывать помощь в установлении
взаимодействия детского сада и семьи.
Как же вовлечь родителей в жизнь группы?
Существует
мнение,
что
из-за
большой
загруженности
насущными
проблемами,
забота
о
карьерном
росте
и
«хлебе
насущном»,
добывании
материальных
благ,
родителей
трудно
привлечь к сотрудничеству с детским садом. Проблема не только в занятости или пассивности
мам и пап, но и в самих педагогах. Педагоги не всегда готовы к взаимодействию с родителями в
силу ряда причин. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе,
объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), что не нужен
контролер (и без них много проверяющих), что другие дети начинают капризничать, что
родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки
времени,
ощущение
собственной
несостоятельности
у
некоторых
педагогов,
-
все
это
в
совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.
И проблема не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги,
не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям.
Надо понять, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем – детям,
воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.
Надо научиться устанавливать контакт с родителями воспитанников, выявлять трудности и
имеющийся положительный опыт. Для этого необходимо учитывать интересы и запросы семьи.
Сначала
надо
определить
типы
семей
в
группе:
р одители
–
активисты,
родители
–
исполнители,
родители
–
наблюдатели.
Необходимо
найти
дифференцированный
подход
к
родителям во время проведения совместных мероприятий.
Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:
оказание разовой помощи;
участие
в
организации
образовательной
работы
с
детьми
на
занятиях,
в
деятельности
кружков и т. п.;
участие в качестве постоянных добровольных помощников;
участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;
участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в
целом.
Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей,
мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение
и приобретают все новые умения.
Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше
разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы
воспитания;
у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
появляется
возможность
поработать
в
профессиональной
среде,
что
может
побудить
к
получению
дополнительного
образования,
поступлению
на
какие-либо
курсы
или
даже
превратиться в постоянную работу;
развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим
связаны;
возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
делается выбор детского сада для второго ребенка;
родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с
детьми дома;
взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.
Вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:
в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети
чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает
более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;
присутствие
и
участие
родителей
в
занятиях
доставляет
детям
особое
удовольствие,
благоприятствует их успехам;
у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие
членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели
для подражания;
дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся
к ним как к источнику знаний и опыта;
взаимодействие
с
семьями
детей,
которые
представляют
разнообразные
культурные
традиции, создает возможность для формирования толерантности;
дети
из
неполных
семей
смогут
частично
реализовать
свою
потребность
в
общении,
внимании, ласке.
Некоторые
положительные
моменты
для
педагогов
и
всего
детского
сада,
которые
возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:
изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность
проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе
занятий с детьми;
возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
происходит более тесное общение между родителями;
родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского
сада;
возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы
помогают своим малышам решать задачи;
возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими
детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).
Кроме
того,
что
у
педагогов
формируется
чувство
уважения
по
отношению
к
семьям
воспитанников, это положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.
Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает
дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет,
наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.
Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает
в
результате
эффективного
обмена
информацией.
Если
воспитатели
хотят
стимулировать
успешное
вовлечение
родителей
в
свою
работу,
им
необходимо
ус т а н ови ть
персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.
Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о
ежедневных
успехах
воспитанников
так,
чтобы
менялись
представления
родителей
о
их
собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.
«Алгоритм взаимодействия с семьей»
(С. В. Глебова «Детский сад - семья: аспекты взаимодействия»).
Алгоритм взаимодействия семья – воспитатель
1-я стадия
Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический
такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть
непродуманным вопросом.
2-я стадия
Обсуждается,
что
необходимо
развивать
и
воспитывать
в
ребенке,
подчеркивать
его
индивидуальность,
неповторимость.
На
этом
этапе
уже
можно
осторожно
заговорить
о
нежелательных проявлениях в поведении малыша.
З-я стадия
Установление
общих
требований
к
воспитанию
ребенка.
Педагог
побуждает
родителей
высказать
свои
взгляды
на
воспитание
ребенка,
выслушивает
мнение
родителей
об
используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои
способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4-я стадия
Упрочение
сотрудничества
в
достижении
общей
цели.
Согласившись
на
совместное
сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые
цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему
сотрудничеству.
5-я стадия
Реализация
индивидуального
подхода.
Педагог
не
демонстрирует
свою
всесильность,
а
доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и
прислушивается
к
ним.
На
этой
стадии
вырабатывается
целый
ряд
согласованных
мер,
направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия
Совершенствование
педагогического
сотрудничества.
Готовые
рецепты
не
предлагаются,
тщательно
анализируется
процесс
совместной
деятельности.
Это
стадия
развития
педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.
Инициатором контакта является педагог.
Коммуникативная компетентность педагога заключается в том, что инициативность
здесь выступает как способ управления процессом общения.
Современные
психолого-педагогические
исследования
показывают,
что
педагог
может
по-
разному выступать в процедуре общения:
во-первых, может быть инициатором;
во-вторых, субъектом;
в-третьих,
в
разных
ситуациях
выступать
или
активным
или
пассивным
участником
взаимодействия.
Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через
правильно организованную систему общения.
Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и
тактических задач:
1. Обеспечить управляющую роль в процессе общения.
2. Придать педагогически целесообразное направление формам общения с родителями.
3. Соответственно настроениям, чувствам и деятельности, как своей, так и родителей, создать
нужный социально – психологический климат, настраивающий на обсуждение конкретной
ситуации.
Существуют устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении:
- оперативность при организации изначального контакта с родителями;
- оперативный подход от организационных процедур (приветствия, приглашения) к деловому и
личностному общению;
- отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в
начале взаимодействия;
- оперативное достижение социально – психологического единства с родителями, формирование
чувства «мы»;
- преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым
родителям;
- постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны
мобилизовать родителей;
-
внимание
к
внешности:
опрятность,
подтянутость,
собранность,
активно сть,
доброжелательность, обаяние;
- использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики,
микромимики, контакт глазами;
- умение «транслировать» родителям собственную заинтересованность и расположенность к
детям;
- нахождение ярких, притягательных примеров, показ достижений детей;
- понимание ситуативной внутренней настроенности родителей, учет этого состояния, передача
им этого понимания;
-
достижение
общего
и
ситуативного
взаимопонимания,
формирующего
у
родителей
потребность во взаимодействии с педагогом.
Развитию коммуникативной компетентности родителей способствует целенаправленная
деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском
саду. В частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их
реализации. Родители могут играть формальные и неформальные роли в жизни детского сада.
Например:
1. Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и
игры с ними.
2. Доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы и умения. Взрослые могут
оказывать
помощь
воспитателям
в
группе,
принимать
активное
участие
в
спектаклях,
содействовать
организации
мероприятий,
обеспечивать
транспортом,
помогать
убирать,
обустраивать и украшать групповые помещения.
3.
Сотрудничество
родителей
друг
с
другом
–
это
помощь
более
опытных
родителей
начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания
поддержки.
Некоторые педагогические идеи по повышению родительской активности:
1. Обучение родителей практическим умениям – педагог показывает родителям оптимальные
приёмы общения с ребёнком или способы ухода за ним. Следует соблюдать краткость при
показе приёмов.
2. Метод имитации рабочего дня воспитателя – среди родителей проводится конкурс «Если
бы я был воспитателем». Соревнование проходит по нескольким направлениям:
- приём детей;
- организация игры;
- составление плана рабочего дня для показа родителям и т.д.
3. Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества – родители знакомятся с
видеозаписями
или
другими
материалами,
собранными
педагогами,
рассматривают
и
обсуждают детские поделки, коллективные работы, дают оценку умениям, навыкам, развитию,
воспитанности
детей,
формулируют
конкретные
предложения
в
помощь
воспитателю,
работающему с детьми.
4. Этюд – беседа – работа ведётся в соответствии с выбранной темой: «Самый грустный день
моего ребёнка», «Любимая игра моего ребёнка», «Мой ребёнок больше всего любит, когда я….»
и т. п.
5. Эссе на заданную тему – например, темы могут быть такими: «Каким я хочу видеть своего
ребёнка», «Хрустальные воспоминания детства» и т.п.
6. Волшебный цветок мудрости – в приёмной вывешивается стенд, на котором нарисован
большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается
высказаться.
Лепестки
цветка
пустые.
Родители
записывают
на
них
советы,
афоризмы
и
пожелания по выбранной теме. Например: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка
помогать взрослым», «Когда у нас родился второй ребёнок, мы…», «Чтобы ребёнок не болел» и
т.п.
7. Клуб «Бабушкины пироги» - организуется клуб общения для бабушек, где бабушки делятся
советами, рецептами.
8. Географическая карта моей родословной – в группе на карте дети обозначают места, откуда
приехали их предки, специальными фишками, которые изготавливаются в семьях. Обсуждение
этих
мест
проводится
на
занятиях,
во
время
беседы
с
родителями,
самостоятельной
деятельности детей.
9. Презентация долгожителя семьи (книга, елочная игрушка, кукла и т.п.) – готовится
совместно с родителями, защищается в любой форме: то газеты, буклета до видеопремьеры или
семейного спектакля.
10. Вручение медалей родительской гордости – награда «Детская ладошка» вручается после
благополучного окончания периода адаптации к ДОУ. «Орден родительской славы» выдаётся на
выпускном вечере. «Медаль гордости» получают родители за успехи ребёнка и т.п.
Необходимо отойти от традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться на
работу по поддержке семьи и помощь в реализации инициатив родителей. А для этого нужно
повысить активность родителей и предоставить им соответствующее пространство в детском
саду для самореализации.
Вывод.
Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого,
неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций,
разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастет его
зерно, каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле
установления
взаимопонимания
и
взаимодействия
с
родителями:
если
мы
постоянны,
неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат, будьте уверены, обязательно будет.
Задача педагогов – создание необходимых условий для понимания родителями важности своего
участия
в
жизни
малыша.
Это
главное
для
благополучия
ребенка
в
семье.
Наилучшие
результаты может дать максимально полное вовлечение родителей в целенаправленный процесс
воспитания, что эмоционально обогатит отношения ребенок-родитель в регламентированной и
деловой
атмосфере
дошкольного
образовательного
учреждения.
Только
в
гармоничном
взаимодополнении детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации
дошкольников,
научить
ребёнка
соблюдать
закон,
не
оставаться
равнодушным
к
происходящему.
Не забывайте хвалить своих родителей!