Напоминание

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ: ПСИХИЧЕСКОЕ, РЕЧЕВОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ, НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ


Автор: Вдовенко Валентина Петровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАДОУ "Волшебница"
Населённый пункт: г. Лабытнанги
Наименование материала: Статья
Тема: ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ: ПСИХИЧЕСКОЕ, РЕЧЕВОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ, НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ: ПСИХИЧЕСКОЕ, РЕЧЕВОЕ,

СОЦИАЛЬНОЕ, НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

ВОДВЕНКО ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА
Социальный педагог МАДОУ "Волшебница" ЯНАО г. Лабытнанги, Россия, valechka.vdovenko@mail
ВДОВЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Студентка II курса кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, Rockgirl13_93@bk КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: неблагополучная семья, дети с нарушениями в развитии, нарушение интеллекта, ДЦП, воспитание, нарушения в развитии. АННОТАЦИЯ: В данной статье рассматриваются социально-неблагополучные ситуации, с которыми может столкнуться ребёнок с нарушениями интеллекта. Так в статье подчёркивается важность участия в жизни такого ребёнка социального педагога, психологи и логопеда.
CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN

DYSFUNCTIONAL FAMILIES: MENTAL, VERBAL, SOCIAL, MORAL

DEVELOPMENT

VDOVENKO VALENTINA PETROVNA
Social teacher Autonomous Municipal Preschool Educational Institution "Sorceress", Labytnangi, Russia
VDOVENKO TATYANA SERGEYEVNA
student II course chair special pedagogy and medical basis defectology Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia KEY WORDS: dysfunctional family, children with developmental disorders, intellectual disabilities, cerebral palsy, education, developmental disorders. ABSTRACT: This article focuses on socially disadvantaged situation, you may encounter a child with intellectual disabilities. The same article emphasizes the importance of participation in the life of this child's social educator, psychologists and speech therapists. Дети с психофизическими нарушениями требуют о с о б о го воспитательного подхода в семье. Атмосфера, в которой ребёнок находится с момента рождения, играет особую роль в дальнейшем его развитии. Если его рост и развитие проходит на фоне неблагополучных семейных факторов, то в 100% случаях ребёнок будет с недоразвитиями. Дети с нарушениями интеллекта подвержены большему риску, воспитываясь в семье, находящейся в группе риска, чем ребёнок, с сохранным
интеллектом. Появление в семье особенного ребёнка – это достаточно тяжёлое испытание для семьи. В некоторых случаях, статус неблагополучной семьи приобретается в результате столкновения её с трудностями воспитания такого ребёнка. Дети с умственной отсталостью сильно отстают в развитии и тяжело обучаются. Поэтому требуется особый воспитательный подход. Если рассматривать развитие ребёнка с сохранным интеллектом в неблагополучной среде, то задержку развития можно наблюдать в ранние годы жизни. Как пишет в своей статье М. В. Ипатова «Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей», что при отсутствии общения и контакта родителей с ребёнком, то отклонения в развитии уже становятся заметны с периода гуления ребёнка. Она подчёркивает, что в семье с неблагополучными родителями, этому не уделяется никакого внимания. И последствием данной невнимательности у ребёнка в будущем формируется задержка речевого развития. [1, с. 635] Исходя из вышесказанного, у ребёнка с умственными отклонениями может сформироваться стойкая алалия, и формирование речевой функции в период дошкольного возраста будет довольно сложно или невозможно. Работа с такими детьми должна проводиться как можно раньше. Но при незаинтересованности родителей в максимально возможном развитии своего ребёнка грозит социальной дезадаптацией. Социальные педагоги должны быть внимательны к таким семьям. Логопед должен проводить логопедическую деятельность с данным ребёнком, что бы сформировать его речевую деятельность, насколько это может быть возможным. Так же, дети, растущие в семьях асоциального характера подвержены частым неврозам, ночным страхам, постоянной напряженности и нежеланием нахождения в данной семье. Дети с умственной отсталостью тоже подвергаются данным кризисам, но различия ситуаций в том, что сохранный ребёнок со временем начинает понимать проблему, и может обраться за помощью, выразив полноценно своё негодование. Дети с интеллектуальными нарушениями такой возможности лишены, так как в силу своего дефекта и неблагополучных семейных факторов, лишены свойства полноценной оценки своей ситуации и возможности выхода из неё. На уровне инстинктов у таких детей преобладает страх, они становятся замкнутыми, присутствуют непроизвольные движения, страх общества. Так же, если в семье есть место насилию над ребёнком, то ребёнок будет бояться любых движений в сою сторону, ожидая ударов и т.п. Данные изменения в поведение таких детей поддаются огласке в период дошкольного воспитания. Педагоги ссылаются на не сформированность интеллекта и возможного присутствия неявленных отклонений. И только в период обучения в специальном (коррекционном) учреждении, социальные педагоги, психологи и логопеды, при работе с ребёнком вываляют присутствие социально-неблагоприятных факторов в семье. Социальный педагог должен проводить активные работы с данными семьями, так же поставить их на учёт, и следить за состоянием семьи и ребёнка. Психолог и логопед тоже включаются в активную работу с ребёнком. Если множество случаев, в которых благодаря особой бдительности социальных педагогов, психологов, логопедов,
заметивших ухудшение в учебно-развивающей работе ребёнка с отклонениями, и во в р е мя о б р а ща лис ь о р га ны о пе к и, и комис с ию по д е л а м несовершеннолетних. Часто родители, ведущие асоциальный образ жизни, изолируют ребёнка от общества. Он не посещает дошкольное учреждение, не выходит на улицу, в е д ё т от с т р а н ё н н ы й о б р а з ж и з н и . В д а н н ом с л у ч а е с л е ж к у за неорганизованными детьми должны оказывать социальные работники. При выходе в самостоятельную жизнь, дети с нарушениями интеллекта, оказываются, к ней не готовы. У них не было должного воспитания, обучения и прививания, основных правил поведения. Чаще такие дети попадают в колонии для несовершеннолетних, и если выживают, то впоследствии сфоримрованности самостоятельного поведения, по своим нормам, продолжают уже своё нахождение в местах лишения свободы. При лишение ребёнка контакта с социумом, увеличивается смертность, вследствие не знания правил дорожного движения, правил обращения с электроприборами и прочее. Воспитание нравственных взглядов данной категории детей является одним из важнейших. Сексуальному насилию, ежегодно, подвергается каждый третий ребёнок с нарушением интеллекта. И раскрывается всё это только при случайной беременности или опросе ребёнка. Они не в состоянии понять, что над ними произвели неблагоприятное деяние, и поэтому они не станут жаловаться. А при нахождении в неблагополучной семье этими насильниками могут стать родители. Так же в силу своей не сформированности данные дети просто могут согласить на что угодно, не имея представлений о последствиях. Половое воспитание детей актуально в наше время. Дети с умственной недостаточностью подвержены неосознанному сексуальному влечению, на уровне инстинктивных способностей. Частым последствием является беременность. А при риске, в 53%, рождения такого же ребёнка с умственной недостаточностью, единственным выходом будет посещение абортариев. Во избежание насильственных деяний или неосознанной половой связи, нужно уделить особое внимание ребёнка с интеллектуальной недостаточностью половому воспитанию. Множество родителей находят выход в стерилизации своих детей. Чаще на это дают согласие неблагополучные родители, которые не желают следить за активностью своего ребёнка и позволяют ему вести распутную жизнь. Социальные работники сопровождают несовершеннолетних детей на данную процедуру. Является ли это гуманным методом, спорный вопрос. Множество опасностей подстерегает детей в современном обществе, при воспитании в асоциальных и аморальных семьях. Но ребёнок при нормальном развитии способен сделать выводы для себя, осознавать опасность и стараться избегать их, так же способен найти помощь и выход из трудной ситуации. Дети с нарушениями интеллекта не может самостоятельно сделать умозаключение по любой неблагоприятной ситуации. Если в воспитании отсутствовало даже прививание понятия «хорошо» и «плохо», то данный ребёнок адекватно оценить ситуацию будет не способен. И что-либо рассказать по этому поводу он не сможет, так как не понимает в этом
надобности. Надежда таких детей остаётся в руках социальных педагогов, психологов и логопедов. Ведь заметить изменения в поведении ребёнка, провести работу с родителями, обратить на семью внимание органов опеки, социальных служб и отдела по работе с несовершеннолетними детьми, только в их силах, так как она в первую очередь, производят работу с данными детьми.
Список используемых источников
1. Ипатова, М. В. Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей / М. В. Ипатова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 635–636.


В раздел образования